Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема инобытия. Идея бессмертной души. Грех и посмертное воздаяние.



Тема смерти с древнейших времён интриговала человека. Во многих религиях мира она становится центральной, что и неудивительно: с одной стороны, смерть оставалась величайшей метафизической тайной, с другой, ¾ она мыслилась как переход в инобытие, за которым следует некая запредельная форма существования, связанная каким-то образом с качеством земной жизни человеческого существа.

Проблема смерти вообще ¾ одна из самых глубоких, самых серьёзных (до сих пор ещё не решённых до конца) проблем в мировоззрении людей, принадлежащих к самым различным культурным традициям и эпохам. Человек психологически никак не может смириться с тем, что рано или поздно его существование прекратится решительно и навсегда… Религиозная интуиция препятствует этому, она говорит о том, что его индивидуальное бытие никогда не прервётся! Но ведь гибель физического тела – реальный факт; как с ним быть? Естественно, человек приходит к мысли о том, что сознание после смерти существует в какой-то иной ипостаси, возможно, в другом теле, призрачном, не видимом обычным физическим зрением.

Отсюда рождается представление о душе ¾ особой субстанции, существующей внутри тела, в которой после смерти, сбросив физическую оболочку, индивид продолжает своё посмертное существование.

Каким именно может быть это существование? Как правило, в представлениях разных народов инобытие во многом напоминает земное (для иных представлений у человечества просто нет наличного опыта). Но эта схожесть, как правило, утрирована: либо усиливаются негативные черты, вплоть до представлений об адских мирах, либо мечта переносит человеческое воображение в мир вечного блаженства и радости. Первый вариант мы находим в вавилонской мифологии: загробный мир здесь ¾ нечто тусклое и безрадостное; люди ведут там мучительное существование, обитая в темноте, копаясь в грязи и питаясь отбросами. Второй вариант воплощает сказочный Элизиум (в древнегреческой мифологии ¾ страна блаженных, где после смерти живут герои, праведники и благочестивые люди).

Иногда «тот мир» мыслится как точная копия земной жизни, с поправкой лишь на бессмертие его обитателей. Не случайно в древних захоронениях находят оружие, домашнюю утварь, еду, останки лошадей и т.п., ¾ то, что, по представлениям родственников покойного, могло бы послужить усопшему в его загробном существовании.

В языческих государственных религиях особый акцент на теме смерти и посмертного существования обнаруживает традиция древнего Египта.

Египтяне были уверены, что после смерти человек может вести такую же полноценную жизнь, как и до неё, и заранее готовились к переходу в иной мир. По их верованиям, человек владел несколькими душами: Ка, Ба, Ах и ещё другими, суть которых не совсем ясна; известно лишь, что Ка считался как бы «эфирным двойником» человека, а Ба ¾ чем-то вроде воплощения жизненной силы. Египтяне считали, что для посмертного существования души необходимо, чтобы вечно существовала её обитель, «дом души» ¾ физическое тело. Отсюда задача: сохранить навечно тело после смерти. Египтяне это делали с помощью тщательного бальзамирования, которое производилось в несколько этапов в течение 70 дней. Это была сложная процедура, по смыслу равная религиозному ритуалу: бальзамировщик, обряженный в маску чёрного шакала (атрибут Анубиса, бога бальзамирования) освобождал тело от внутренностей, оставляя лишь сердце, затем вымачивал его в специальном растворе и оборачивал бинтами, пропитанными специальным составом, консервирующим ткани. Тело затем помещалось сначала в деревянный, саркофаг, затем (вместе с ним) в каменный, на стенках которого высекались письмена заклинаний. Гробница считалась посмертным жилищем покойного.

Состоятельные люди, от вельмож до чиновников, а тем более фараоны, могли себе позволить грандиозные усыпальницы. Для сиявших на троне живых богов в эпоху Древнего царства сооружались пирамиды, строительство которых начиналось одновременно с началом царствования того или иного фараона. Колоссальные размеры этих сооружений указывают на то, что их возведение могло продолжаться десятилетиями. Рядом с пирамидой строился заупокойный храм, в котором регулярно должны были проводиться богослужения: ведь живой бог становился теперь Озирисом, богом мёртвых! Для служб в храме, посвящённом усопшему, назначались специальные жрецы. Службы эти проводились в соответствии с древнейшим сводом гимнов и заклинаний, зафиксированным в специальных свитках (так называемая «Книга мёртвых»).

Как верили древние египтяне, после физической смерти человек должен был пройти суд Озириса. Это была торжественная, внушающая ужас процедура, проводившаяся в присутствии всех главных богов Египта, и состояла она в следующем. Покойный представал перед троном бога Царства мёртвых, и «отчитывался» о своей прошлой жизни. Эта так называемая «исповедь отрицания» состояла в перечислении сорока грехов, которые покойный не совершал: «Я не чинил несправедливости… Я не разбойничал… Я не предавал… Я не брал того, что принадлежит богу… Я не произносил дурных слов… Я не был причиной слёз другого…» и так далее. После этой речи, которую здесь же записывал в особый свиток бог письма и счёта Тот, начиналась вторая часть действа: помощник Озириса Анубис взвешивал сердце покойного на специальных весах. На одной чаше весов находилось сердце, на другой ¾ статуэтка Маат, богини истины и справедливости. Если стрелка весов показывала равновесие, или сердце оказывалось более лёгким, чем статуэтка, человеку была открыта возможность для вечной жизни в потустороннем мире. Если же сердце, отягощённое грехами, перевешивало, ¾ это значило, что человек не был достоин вечной жизни, и его отдавали на съедение чудовищу по имени Амт, с телом льва и головой крокодила.

Здесь следует обратить внимание на примету, которая открывает далеко в даль идущую перспективу: представление о посмертном воздаянии. Человек обязан вести праведную жизнь, дабы заслужить бессмертие в загробном мире! В противном случае будет страшно наказан, навсегда исчезнув из Вечности.

Значение этой традиции трудно переоценить. Она свидетельствует, что уже с языческих времён в религию проникают этические представления, в частности, представление о грехе как религиозном запрете для верующего. В мировых религиях эта черта станет одной из доминирующих.

Мифы об умирающем и воскресающем божестве.

В мифах разных народов есть идеи, типологически повторяющие друг друга, так называемые «вечные» сюжеты. Такие сюжеты, как правило, имеют смысл, выходящий далеко за рамки конкретной традиции. Они составляют некую общую модель ¾ парадигму, лежащую в основании определённой мировоззренческой системы. К таким сюжетам принадлежит, в частности, миф об умирающем и воскресающем боге. Один из этих сюжетов представлен в шумерской мифологии; ниже мы приводим его образец.

Миф об Инанне и Думузи

Инанна, честолюбивая богиня плодородия, озабоченная тем, что глава богов Ан будто бы дал ей слишком мало власти, решила спуститься в подземный мир, Царство Мёртвых, «страну без возврата», где правила её родная сестра Эрешкигаль, и сделаться его владычицей. Перед тем, как отправиться в это опасное путешествие, она предупредила своего визиря: если три дня и три ночи она будет отсутствовать и не вернётся до этого срока, визирь должен совершить траурный обряд и обратиться за помощью к её высоким родственникам, богам Энлилю, НаннеилиЭнки (если первые двое откажутся ей помочь). Затем она облачилась в царский наряд и спустилась «страну без возврата». Чтобы попасть в лазуритовый храм Эрешкигаль, ей пришлось пройти через семь ворот, охраняемых огромными демонами. При проходе через каждые из них она вынуждена была, по их требованию, снимать с себя часть одежды. В конце концов, она осталась полностью обнажённой, а следовательно ¾ беззащитной перед злыми чарами обитателей подземного царства.

Вот, наконец, она появляется в покоях богини подземного Царства и претерпевает последнее унижение: демоны ставят её на колени перед троном Эрешкигаль, которая, конечно, сразу поняла замысел Инанны и обращает на неё «взгляд смерти». Богиня плодородия падает замертво, её труп подвешивают на крюк, вбитый в стену. После этого все естественные процессы на земле и под землёй останавливаются: живая тварь не рожает, растения не приносят плодов… Богиня плодородия мертва!

Через три дня и три ночи, как и было условлено, старший слуга Инанны, понимая, что с нею стряслась беда, совершает торжественный траурный обряд и отправляется за помощью сначала к Энлилю, владыке ветра, затем к Нанне, богу луны. Ни тот, ни другой не решаются прийти на помощь: велика власть демонов «страны без возврата»! Но хитроумный Энки, к которому затем обращается визирь, находит выход из положения: из грязи, которую он наскрёб из-под ногтей, этот бог создал двух карликов. Затем он им дал «воду жизни» и траву жизни», приказав с помощью этих средств вернуть Инанну к жизни.

Юркие карлики незамеченными проскользнули сквозь семь ворот, и скоро очутились в покоях Эрешкигаль. Там они застали устрашающую картину: Эрешкигаль корчится в муках родов, не в силах родить (богиня плодородия мертва! ). Карлики пообещали помочь несчастной Царице Мрака, но попросили выдать им сначала тело Инанны. Оживив эту богиню с помощью «воды жизни» и «травы жизни», они тем самым помогли возродить все естественные процессы в земной природе. Облегчение пришло и для Эрешкигаль, благополучно разрешившейся от бремени… Но отпустить Инанну обратно с миром ей никак нельзя: закон «страны без возврата» гласит, что никто не может живым возвратиться в наземный мир, если не представит себе равноценную замену. Инанне было дозволено подняться на поверхность земли, но ¾ в сопровождении демонов, которым она должна указать того, кто должен занять её место.

Боги-покровители городов, и все их жители, которых она встречала на пути, падали перед нею ниц, демонстрируя смирение и радость по поводу её возвращения! У Инанны просто не поднялась рука указать на них своим отвратительным стражам... Но, когда она прибыла в свой родной город Урук, она увидела картину, наполнившую яростью её сердце: её муж Думузи, вместо того, чтобы оплакивать участь своей супруги, беспечно пировал в своём дворце… Именно его разгневанная Инанна и передала в руки безжалостных демонов.

Богиня растительности Гештинанна, родная сестра Думузи, пыталась спасти брата от преследования демонов, но безуспешно. Она была готова пожертвовать собою ради Думузи и вместо него уйти в царство мёртвых, но Инанна изрекает окончательный приговор: «Полгода ты, полгода она! ». С этих пор Гештинанна половину года (вероятно, летнее время, когда в Месопотамии не было дождей и солнце выжигало всю растительность) обретается в Царстве Мёртвых, а осенью, с наступлением освежающих ливней и влажных ветров, она приходит снова на землю.

В чём значение этого мифа? Несомненно, он связан с природными земледельческими циклами, с угасающей на какой-то период года и вновь воскресающей живой природой. Аналогичный смысл мы видим в знаменитом древнегреческом мифе о Деметре и Персефоне. Но дело не только в сезонных циклах, связанных с земледельческими работами. Воскресение бога ¾ это торжествующая победа над смертью, возобновление жизни, утверждающее бытие действие Высших сил! Позднее этот мотив найдёт совершенно особое выражение в христианской религии.

* * *

Нам остаётся ещё сказать о некоторых общих для древних религий идеях, унаследованных от первобытных времён, и особенным образом воплотившихся в городском язычестве.

В первую очередь это ¾ идея жертвы. Дар божеству (или природному духу) со стороны человека, ожидающего помощи этого божества, был повсеместным ритуальным правилом для всех архаических племён. Но в городском язычестве усиливается акцент на принесение кровавых жертв, причём во многих случаях такой жертвой оказывался человек. В некоторых государствах, таких как Древний Китай, человеческие жертвы были массовыми. С ритуальными целями убивали, в основном, пленников. В некоторых случаях китайские правители затевали войны специально с целью набрать побольше «человеческого материала» для жертвенного алтаря. Человеческие жертвы с культовыми целями были систематической практикой в Карфагенском царстве. На культовых пирамидах доколумбовой Америки кровь лилась рекой: на заклание приводили юношей и девушек, умерщвляемых мучительным способом: верховный жрец обсидиановым ножом вспарывал грудную клетку жертвы и вырывал сердце. Человеческие жертвы систематически приносились ближневосточному божеству Ваалу. Древние славяне также не чурались этого обычая: известно, например, что идолу Перуна, поставленному князем Владимиром Святославичем на берегу Днепра, принесли в жертву двоих мужчин, ¾ варяга и его сына. С введением христианства, разумеется, эта практика была прекращена.

Другой традицией была духовная практика, опыт которой постепенно накапливался как бы на «периферии» языческих религиозных систем.

С уходом в прошлое шаманских практик, в городской культуре мистическая традиция не прекратилась, но лишь перешла в другое русло: она стала практиковаться в специальных сообществах, под руководством опытных наставников. В индийской традиции это были лесные аскеты, культивирующие технику созерцания. В Древней Греции ¾ братства орфиков и пифагорейцев. В частности, в Элевсине, где проводились массовые радения, называвшиеся мистериями, ритуалами посвящения руководили жрецы, прошедшие специальную подготовку. В Древнем Китае в VI в. до н.э. нарождается оригинальнейшая практика даосов…

Все эти мистические школы возникли с единственной целью: трансформировать человека изнутри, добиться высших, над-обыденных состояний сознания. Так возникает особая мистическая психотехника, которой затем суждено сыграть немаловажную роль в практике мировых религий.

* * *

Городское язычество, за четыре тысячелетия своего существования, прошло определённую эволюцию.

В первую очередь это касается пантеона богов. На первых порах, сохраняя связь с древнейшими природными культами, они могли иметь зооморфный облик. В Древнем Египте почти каждое божество имело своего священного «представителя» в животном царстве: бог воды Себек был явлен в образе крокодила, бог солнца Гор ¾ сокола, бог бальзамирования Анубис ¾ чёрного шакала, богиня материнства Сохмет изображалась женщиной с головой львицы и т.д. В древнеязыческих мифах мы встречаем огромное количество фантастических зверей: дракон, гидра, цербер, пегас и т.д. В древнегреческой мифологии дети двух первых божеств, Геи и Урана, имели устрашающий облик одноглазых циклопов, сторуких великанов… Образы этих чудовищ народная фантазия вынесла из тьмы веков, из самых тёмных закоулков первобытного воображения.

С течением веков химеры и монстры уступают постепенно место антропоморфным (человекоподобным) божествам. Происходит очеловечивание языческого пантеона. В некоторых мифологиях эти новые, «цивилизованные» боги вынуждены вступать в смертельную схватку с прежними владыками мира. Борьба новых и древних богов получила в античной традиции название теомахии. В древнегреческой мифологии такую борьбу вёл Зевс с титанами. В вавилонской мифологии бог ремесла и мудрости Мардук завоевал победу в битве с драконоподобной богиней хаоса Тиамат.

Надо сказать, что антропомофизация языческих богов, в идейном плане, имела неоднозначный результат: «очеловечивание» культа, с одной стороны, как бы «приблизило» его к повседневным человеческим нуждам, но с другой ¾ сделала богов слишком похожими на людей. В той же Греции (затем и в Древнем Риме) олимпийские боги не только обликом, но и характером копировали человека со всеми его слабостями и пороками: они могли быть такими же алчными, ревнивыми, жестокими, развратными, мстительными и т.п. Это прекрасно иллюстрируют античные мифы. Те же черты проглядывают и в месопотамской, и древнеиндийской, и древнеегипетской мифологиях. Этот факт, безусловно, сыграл свою роль в общей постепенной деградации городского язычества. К началу новой эры оно повсеместно вступает в полосу необратимого кризиса.

Главной причиной этому послужило всё большее подчинение религии (включая и мифологию, и пантеон, и саму обрядность) задачам государственной власти. Религиозные сюжеты теперь всё чаще по-своему «обыгрываются» жрецами и деятелями искусства. Мифы теряют свойство органичности, присущее им в первобытные времена. В Древней Греции, например, где мифология, в своём последовательном виде, впервые была изложена двумя великими поэтами, Гомером и Гесиодом, миф превращается, фактически, в жанр изящной словесности. В Египте он нередко становятся предметом жреческих спекуляций. Знаменитый миф об Озирисе и Изиде, где Озирис отказывается возвращаться из царства мёртвых, предназначив божественную власть в мире живых своему сыну Гору, красноречиво об этом свидетельствует. Ключевой смысл этого мифа ¾ в богословском оправдании божественности власти фараона. Миф указывает на то, что умерший фараон на самом деле продолжает быть богом, ¾ но теперь уже в царстве мёртвых, где он соединился в одно целое с Озирисом. И в то же самое время, с благословения отца, его наследник становится божественным царём в мире живых, соединяясь с Гором, солнцеликим предводителем богов.

Такое проникновение жреческих и поэтических фантазий в религиозный миф, разумеется, не способствовало крепости веры. Но, кроме того, представители светской власти, в своём необузданном тщеславии, стали претендовать на божественный статус! Так, месопотамские цари эпохи III династии Ура стали именовать себя богами. В Египте божественность власти фараона была изначальной традицией. В Древнем Риме многие императоры, в т.ч. такие кровавые деспоты как Нерон и Калигула, требовали воздавать себе божественные почести, отдавая распоряжения о строительстве храмов для обслуживания своего собственного культа. Первым таким храмом был храм, посвященный «гению» (личному богу) Октавиана Августа.

Необходимо сделать ещё одно замечание ¾ о роли и месте человека в языческом космосе. Эта роль, кажется, нигде не была достаточно высокой. Чаще ¾ весьма жалкой, по сравнению с великими богами. Вот один из примеров.

Миф об Энки и Нинмах

До появления человека боги испытывали большие трудности в добывании пищи. Аннунаки, сыновья бога Ана, пожаловались отцу на то, что они остаются без всякой помощи и нет возле них никого, чьё назначение ¾ служить бессмертным богам. Их жалобы услышала также Нинмах ( Нинхурсаг ), «матерь, породившая всех богов». Ан поручил ей и богу мудрости Энки создать для этой цели людей. Материалом для сотворения человека стало «сердце глины, что над бездной». Из глины этими богами были созданы разумные существа, имеющие внешний облик богов. По случаю удачно закончившегося дела боги устроили пир, на котором Энки и Нинмах выпили довольно много вина. Захмелев, они вновь принялись за дело, но на этот раз у них стали получаться неполноценные люди: калеки, бесплодные женщины, уроды, гермафродиты и т.д.

Смысл этого месопотамского мифа ¾ в истинном (по мнению шумерийцев) предназначении человека, как о нём говорит история человекотворения. Человек по самому замыслу своего создания, изначально есть раб, и его судьба ¾ судьба раба. В соответствии с этим, каждый житель Месопотамии носил на шее каменную печать, на которой значилось имя человека и имя бога, «рабом» которого он является.

В Древнем Китае существовал миф о «первочеловеке» Пань-гу, из тела которого возникли горы, леса, долины, реки… А из паразитов на его теле возникли люди! Весьма красноречивая деталь, иллюстрирующая вечно подчинённое и униженное положение китайских земледельцев. Древний Египет также не отличался уважением к простолюдинам: человек там ощущал себя жалким муравьём, ничтожной песчинкой по сравнению с грандиозными храмовыми постройками и статуями великих богов.

Всё это, вместе взятое, привело к тому, что городское язычество, окончательно утратив первобытную связь с духами стихий, превратилось в нагромождение помпезных (часто кровавых) ритуалов и искусственных мифов, никак не отвечающих духовным запросам верующего. Крах государственного язычества был предрешён.

Контрольные вопросы

1. Что способствовало зарождению религии личного бога?

2. Каковы были первые свидетельства зарождения идеи монотеизма?

3. Какое место в древнем язычестве занимала тема смерти и посмертного существования?

4. Что такое «отрицательная исповедь» и где она применялась?

5. Что такое теомахия?

6. К чему, как правило, сводился смысл древних мифов об умирающем и воскресающем боге?

7. Что предопределило кризис государственного язычества?

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь