Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мифология и догматика ислама



Священными книгами мусульман считаются КОРАН и СУННА.

Коран (от арабского кара-а ¾ читать) представляет собою сборник речений Аллаха, якобы переданных Мухаммаду в откровении через архангела Джабраила. Со слов Мухаммада эти речения были записаны его учениками на пальмовых листьях, камнях и бараньих лопатках; затем, после его смерти, они были сведены в единую Книгу. В отличие от Библии, здесь нет композиционной целостности; «сюжет» 114-ти глав (сур) отрывочен, как были отрывочны и сами откровения пророка.

В Коране есть множество мест, где заимствуются библейские сюжеты, и в этом нет ничего удивительного: Мухаммад ещё в период жизни в Мекке много общался с представителями иудейских и христианских общин, издревле поселившихся в этом городе. Так, в Коране мы находим сюжет сотворения мира в 6 дней, историю грехопадения Адама и Евы, деяния ветхозаветных патриархов и пророков, в т.ч. Авраама (в Коране ¾ Ибрагим), Моисея (Муса), Иакова, Иосифа и пр.; находим мы в нём также и новозаветные сюжеты, связанные с Христом (Иса) и пророчеством о конце света и Страшном суде. Но интерпретация этих сюжетов в Коране отлична от библейских. Например, согласно версии Корана, Иисус не был Сыном Божиим, ¾ он был лишь одним из пророков; вместо Иисуса был распят другой человек, а сам Иисус был взят живым на небо.

Согласно Корану, бесполые ангелы, созданные из света, были сотворены Аллахом раньше человека. В Адама Аллах вдохнул свой образ и свой дух, и приказал ангелам поклониться этому высшему Своему творению. Лишь один из ангелов, Иблис, на пожелал выполнить священный приказ, и за это был проклят Аллахом. Иблис, совративший затем Еву, по сей день продолжает строить козни роду человеческому. В конце времён, согласно Писанию, он вместе с демонами, которые ему служат, будет низринут в ад.

Представления о рае и аде в мусульманской религии отличаются наивной конкретностью: в раю, например, верных рабов Аллаха ожидает удобная мебель, вкусная еда, реки, текущие молоком и мёдом, и ласки прекрасных небесных дев (гурий). Мусульманский воин, павший в битве за истинную веру, автоматически попадает в рай.

Настоящим создателем своей религии Мухаммад считал патриарха Авраама, а все добавления, которые были сделаны после него иудейскими пророками, ¾ искажением подлинного Единобожия. Священные Писания иудеев и христиан, по мнению пророка, лишь отчасти отражают Истину. Сам же Мухаммад вовсе не считал себя провозвестником новой религии, он лишь возвращал «чистоту подлинной веры», заповеданной Авраамом.

Помимо духовных наставлений и мифологических сюжетов, в Коране содержатся предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам. Таким образом, Коран, со дня его окончательного оформления, служил как бы универсальным законом жизни для всех мусульман, и право ислама ¾ ШИРИАТ («предписанный путь») было основано, главным образом, на положениях Корана.

СУННА ¾ сборник речений пророка и рассказов о его деяниях ¾ служит как бы дополнением к Корану. В основе Сунны лежали предания (хадисы): свидетельства людей, знавших что-либо о жизни Мухаммада. Соблюдать Сунну означало подражать пророку. Сначала этот свод обычаев и правил поведения правоверных мусульман передавался устно из поколения в поколение, затем предания о Мухаммаде, после их обработки мусульманскими богословами, были собраны и записаны.

Установления ислама

Под условным наименованием «пяти столпов» речь идёт об основных правилах, которые обязан соблюдать каждый верующий мусульманин. Эти правила суть:

1. ШАХАДА, символ мусульманской веры. Эта словесная формула звучит предельно просто: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад пророк Его». Этот символ веры правоверному мусульманину следует произносить во время ежедневных молитв.

2. САЛЯТ, ¾ обязательная молитва. Верующий произносит ритуальные молитвы пять раз каждый день. Тот, кто пренебрегает молитвой, считается неверным (кафиром). Перед молитвой производится обязательное очищение ¾ омовение водой или песком. Молящийся обращается лицом к Мекке, всякий раз падая ниц и произнося канонические тексты. Эти молитвы не содержат никаких личных просьб, ¾ верующий лишь свидетельствует свою абсолютную преданность Аллаху.

3. САУМ, ¾ обязательный пост в месяц Рамазан, тот самый месяц, когда пророк впервые услышал голос, возвестивший ему Откровение. Пост обязаны соблюдать все мусульмане, кроме больных и путешествующих. За уклонение от поста, согласно законам шариата, полагается тюрьма. Во время поста запрещено вкушать какую-либо пищу или питьё в течение светлого времени суток и предаваться плотским утехам.

4. ЗАКЯТ ¾ обязательная милостыня. В некоторых странах она превратилась в специальный налог на нужды благотворительности.

5. ХАДЖ ¾ паломничество в Мекку. Каждый мусульманин раз в жизни должен совершить паломничество в город, где стоит величайшая святыня арабов ¾ храм Кааба, и где находится родина Пророка, совершившего это паломничество за три месяца до смерти. Паломничество предполагает также посещение гробницы Пророка в Медине.

Во времена мировой экспансии арабов шестым, дополнительным «столпом» ислама была война за «истинную» веру ¾ ДЖИХАД. Священная война была одной из непременных обязанностей каждого взрослого здорового мужчины, способного носить оружие. Со временем мусульманские богословы разработали «мирную» версию джихада, согласно которой пророк Мухаммад считал, что борьба правоверного мусульманина со злым началом в собственном сердце и есть главная задача джихада.

Вера последователей Пророка зиждется на трёх главных идейных основаниях. Во-первых, это строгое единобожие (унитаризм). Мусульманские богословы до такой степени ревностно стремились соблюсти этот принцип, что пытались бороться (правда, безуспешно) против культа святых, популярного в народных массах. Христианский догмат о трёх ипостасях Бога они по сей день считают еретическим отступлением от подлинного монотеизма. Другим идейным основанием ислама является принцип абсолютной покорности Аллаху (само слово ислам в переводе с арабского означает покорность). Отсюда естественно следует и ещё один основополагающий принцип ислама ¾ принцип предопределения. «Всё в воле Аллаха! » ¾ вот формула, согласно которой любое событие, происходящее в мире, является, так или иначе, деянием Аллаха, т.е. чем-то таким, с чем бесполезно спорить и по поводу чего не следует сокрушаться. Этот фаталистический принцип закономерно порождал проблему свободы человеческой воли, ¾ тему нескончаемых дискуссий среди мусульманских богословов. В самом деле: если все мысли и действия человека направляет один Аллах, то может ли человек отвечать за свои поступки? Эта нерешаемая в рамках строгого монотеизма проблема вызвала многочисленные и весьма различные её толкования в трудах мусульманских философов-рационалистов (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд и др.). Опираясь на учение Аристотеля, эти философы отстаивали принцип свободы воли для человека. Так, например, знаменитый Ибн-Сина (Авиценна) считал, что Бог создал Вселенную для того, чтобы человек, познавая этот мир, приблизился к Нему, причём это зависит лишь от воли и желания самого человека.

С философами-рационалистами яростно спорили мутакаллимы ¾ ортодоксальные мусульманские богословы. Они настаивали на абсолютности воли Аллаха: всё, что происходит в мире, и сам этот мир ¾ не что иное, как «цепь чудес» Аллаха. Они отвергали естественную причинность событий. Явления не могут порождать друг друга, не могут быть причиной друг друга, ¾ один лишь Аллах причина всему. Вещи вообще не обладают никакой постоянной природой. «Непрерывность ¾ свойство Бога, но не мира», ¾ вот их основной тезис.

Как показала история, среди всех мировых религий ислам оказался наиболее жизнестойким. Причиной этому, по-видимому, является тесная связь религии и быта, законов религиозных и общегосударственных, простота и демократичность руководства духовной жизнью верующих. В исламе нет института Церкви в христианском понимании этого слова, нет и церковной иерархии, вообще никакой центральной организации духовенства. Духовный глава ¾ имам ¾ является также светским главой в государстве. Обычный служитель веры (например, мулла) является всего лишь руководителем богослужения в мечети.

Немалую роль в уникальной жизнестойкости ислама играет, по-видимому, положительное отношение этого религиозного учения к земным чувственным радостям. Мусульмане, за исключением факиров, не «умерщвляли» свою плоть, подобно христианским подвижникам. Радости жизни ¾ дары Аллаха ¾ были им дозволены как на земле, так и на небе. Ограничения, налагаемые исламом (например, на употребление спиртного и на азартные игры) представляются вполне разумными и необременительными с точки зрения нормальной обыденной жизни. По сей день мусульманская религия является жизненно актуальной и абсолютно прочной в тех странах, где она издревле существует.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь