Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория восприятия цвета Люшера.



Всемирно известный психолог М. Люшер разработал основы функциональной психологии цветовосприятия и создал на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального восприятия личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта методика почти полвека с успехом используется десятками тысяч педагогов, психиатров и психологов во всех странах мира. Данный цветотест (помимо теоретической базы) в окончательном виде был разработан на основе масштабных статистических исследований, позволивших выявить объективный характер психологических значений различных цветов. Цветотест – это серьезный научный метод, позволяющий опытному специалисту непосредственно исследовать тайны глубинной психики пациента. В основе этого теста лежит выявление предпочтения - т.е. выбор цветовой последовательности как отражение спектра соответствующих психоэмоциональных состояний испытуемого.

Согласно теории восприятия цвета, при помощи цвета можно достичь очень тонкой передачи образа. Дело в том, что цвет можно подобрать, исходя из психологических и физиологических потребностей. Принятие одного цвета и отвержение другого означает нечто вполне определенное, присущее конкретному состоянию духа. Вот для примера рассмотрим данные восприятия сочетаний некоторых цветов, приведенных в таблице 4 ниже.

Сочетания некоторых цветов теории восприятия цвета
  Зелёный Синий Жёлтый Фиолетовый Чёрный Серый
Красный деятельность, инициатива гармония, эмоциональная удовлетворенность любознательность, интерес волнующее и возбуждающее очарование драматическое действие импульсивность, необдуманные действия
Зелёный   аккуратность корысть, честолюбие взаиморасположение упрямство самоуважение, превосходство, уважение
Синий     любовь, понимание, полезность для всех нежность и тонкость чувств абсолютный покой спокойствие
Жёлтый       фантазия, жажда приключений диктатура, максимализм нерешительность, неуверенность
Фиолетовый         подражание эстетика, чувство прекрасного
Чёрный           равнодушие

Как выяснили психологи, связь между цветом и психологическим состоянием человека постоянна, универсальна и существует независимо от расы, пола, возраста, социального статуса.

Психологический аспект восприятия человеком цветового окружения включает такой фактор восприятия, как " цветовое предпочтение". Психологи считают, что цветовое предпочтение формируется на основе ассоциаций и зависит от пола, темперамента человека, психического склада его характера, социальных установок и национальных традиций. Цветовое предпочтение указывает также на его гендерную принадлежность. Большой интерес представляют данные А. Пейпера, У. Уффельмана, Е.-Л. Райха, М. Циммерман и других о цветовом предпочтении у детей. В связи с этим представляется интересным рассмотреть вопрос о связи цвета с возрастными периодами человека и его цветопредпочтением. Несмотря на то, что человеческий глаз может различать от 20000 до 200000 оттенков цветов, среди них есть те, которые нравятся нам в большей и меньшей степени. Знание «любимых цветов» человека и их психологическая характеристика в различные временные периоды жизни может помочь не только в работе психологам, врачам, педагогам, дизайнерам, но и в процессе воспитания родителям.

Цветопредпочтение человекав различные временные периоды. Детство. Юность. Зрелость. Старость.

Детство.

С момента рождения первые ощущения ребенка, связанные с цветом, формируются на ахроматической оси Черный - Белый, когда он различает свет и тьму (день и ночь). Практически с первых месяцев жизни ребенок начинает дифференцировать другие цвета спектра, но не все сразу. Удалось установить, что разные цвета привлекают младенцев в разной степени, и, как правило, предпочтительными оказываются яркие и светлые оттенки. Где-то к 3 месяцам он реагирует на красные цвета, к 6-ти его глаз определяет желтый среди других, позднее происходит различие синего и зеленого. Период младенчества и раннего детства предстает многокрасочным, так как при выборе детской одежды взрослые отдают предпочтение ярким цветам: красному, синему, зеленому, желтому, оранжевому, салатному. Очень редко белому, серому, черному, возможно, потому, что эти цвета взрослые чаще других используют в своей одежде. Нереализованное желание многоцветия находит отражение в детской одежде. Обращая внимание на то как одеты дети и взрослые, не трудно заметить тот факт, что в детской одежде одновременно присутствуют цвета (зеленый, красный, синий, желтый), сочетание которых не позволяют себе взрослые.

Цветопредпочтение детей меняется с возрастом, так к 3-5 годам малыша больше привлекает красный цвет

К 8 годам его излюбленными становится снова желтый, а позднее ему начинают нравиться более холодные цвета, такие как синий и зеленый.

Также установлено, что не все цвета в одинаковой мере привлекают внимание детей. Имеющиеся данные позволяют охарактеризовать цветовое предпочтение у детей дошкольного и младшего школьного возраста следующим образом: дети любят яркие и чистые цвета; в качестве излюбленного цвета дети младшего возраста чаще всего называют красный; первые три цвета предпочтения у детей располагаются в такой последовательности: красный, синий, желтый; дети младшего возраста отвергают неяркие, блеклые оттенки цветов; очень важным для ребенка является эффект новизны (если к цветам, которые ребенок видит постоянно, добавить какой-то новый, то первое время, пока ребенок не привыкнет к новому цвету, этот цвет привлекает его внимание в наибольшей степени).

В дошкольном возрасте они предпочитают красный или пурпурный, причем девочкам главным образом нравится розовый.

В возрасте 9—11 лет интерес к красному постепенно заменяется интересом вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому, а затем к зеленому цвету.

После 12 лет любимый цвет — синий. Статистические исследования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпочтительным для большинства взрослых.

Цветовые предпочтения по половому признаку учащихся.

Большинство девочек начальных классов отдали предпочтение розовому цвету (70%). Мальчиков выбрали в качестве своего любимого цвета красный (86%). Девочки средних классов отдали предпочтение черному цвету (75%). Возможно, проживание в суровых климатических условиях Крайнего Севера способствовало данному выбору. Мальчики же средних классов отдали предпочтение красному цвету (90%). У детей младшего возраста принцип построения цветовой пары строится преимущественно по принципу контраста.

Юность.

Психологами установлено, что до 20-ти лет именно красный цвет чаще остальных ставится на первое место по предпочтительности. По Люшеру, юноши, достигшие половой зрелости отдают свое предпочтение красно-оранжевому цвету. Но, позднее снова происходит возврат к красному, который чаще других оказывается на первом месте по предпочтительности у молодых людей до 25 лет, так как именно красный цвет является символом действия, максимальной активности и жизненной энергии, присущие данной возрастной группе. Таким образом, период юности окрашен в основном в красный. Данные многих авторов (Е.-Л. Райха, М. Циммерман, Л. Шварц, Е. Пономаревой) показали, что цветовое предпочтение изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. В пределах шкалы чистых спектральных цветов цветовое предпочтение с возрастом изменяется от группы теплых к группе холодных цветов. По мере взросления дети все чаще в качестве излюбленных оттенков называют более сложные, приглушенные, " ломаные" тона, меняется и принцип построения цветовой пары. У детей старшего возраста наиболее распространенным становится принцип нюансного сочетания цветов в паре.

Цветовые предпочтения по половому признаку учащихся.

Желтый цвет (60%) нравится большинству девочек старших классов. Мальчики старших классов помимо красного цвета (50%) отдали также предпочтение зеленому цвету (42%).

Зрелость.

Цветовой чувствительность в соответствии с таблицей цветовых порогов по Смиту, до 20- 25 лет она возрастает. К 30 годам наблюдается небольшой спад, и красный цвет несколько реже оказывается на первом месте. Сочетание цвета в одежде взрослых подчинены стилю и цветовой сочетаемости, одобренной обществом. В данном случае мы рассматриваем традиционные устои общества и не учитываем категорию людей, которые в противовес общественному мнению разноцветной или вызывающе яркой одеждой пытаются выразить некий протест, либо просто хотят привлечь внимание окружающих. Но любопытным является тот факт, что некая комбинация цветов в данный период времени может считаться «протестующей всеобщим устоям», но через какой-то промежуток времени общество может одобрить и принять эту данность. Таким образом, общество и его мнение являются теми, кто определяет цветовую гамму данной возрастной группы

Старость.

К 60 годам этот цвет занимает место в середине или ближе к концу цветового ряда предпочтений. Этот факт объясняется не только снижением физической активности человека, ибо красный символизирует действие, но и возрастным снижением цветовой чувствительности. Причем необходимо отметить тот факт, что это снижение происходит с неодинаковой скоростью для разных цветов. Так, зрительная чувствительность к желтому цвету после 50 лет практически не изменяется, мало изменяется она и к пурпурному, тогда как к красному, зеленому и синему цветам падает много быстрее, чем к первым. Цветопредпочтение людей пожилого и преклонного возраста в значительной степени определяется их эмоциональным и физическим состоянием. Поскольку этот период представляет собой заключительный этап жизни, угасание активности и 3 желание покоя – все это объясняет цветовой выбор людей данной категории, которые в большинстве случаев предпочитают серые, коричневые, либо тусклые оттенки других цветов. Они выбирают цвета, не обладающие какой-либо активностью. Именно эти цвета являются гармоничны ми их внутреннему состоянию. Это не просто устои общества, но и сами пожилые люди говорят о том, что в этих цветах они ощущают себя гораздо спокойней. В этот период жизни цвет является дополнительным визуальным успокаивающим средством и стабилизатором нервной системы. Но совсем необязательно, что одежду мрачных цветов используют люди, являющиеся стариками биологически. Достаточно часто биологический возраст не совпадает с внутренним возрастным ощущением самого человека. Существует огромное количество примеров, когда люди одеваются как «старики», хотя их биологический возраст меньше того, как они выглядят. При этом они сами ощущают себя старше. Есть и обратные примеры того, когда люди пожилого возраста одеваются в жизненные цвета и ощущают себя как 30-ти летние и выглядят моложе своих лет. Поэтому в данном случае речь идет не только о биологическом возрасте человека, но и о его внутреннем возрастном самоощущении и самовосприятии. Исходя из вышесказанного, цвета можно подразделить на две группы: первая – «жизненные/молодые» цвета, которые заключают в себе силу, энергию, действие, жизнь. К этой группе относятся розовый, красный, желтый, оранжевый, белый, яркие оттенки зеленого, синего и пастельные цвета. Вторая группа – это «увядающие, старческие» цвета, символизирующие значительное снижение жизненной активности. Так, например, коричневый ассоциируется, прежде всего, с процессом гниения, либо конечной стадией увядшей растительности; фиолетовый, сиреневый – это активность красного, подавленная пассивностью синего, так же символизирует утрату энергии, увядание, старение. Доказательством жизненности и молодости розового цвета, служит любопытный пример американского цветотерапевта Линды Кларк: женщина 50 лет, потерявшая мужа и ужасно выглядевшая, начала «дышать розовым цветом» и спустя 9 месяцев она не только стала значительно лучше себя чувствовать, но изменилась и ее внешность, был отмечен факт омоложения кожи. Из этого можно сделать предположение о том, что возраст человека в некоторой степени определяет цветопредпоч- тение человека, но выбор цвета остается за самим индивидуумом. Выбирая цвет, который его окружает, он может не только воздействовать на собственное настроение, но и на состояния всего организма. Человек сам может выбрать себе тот возраст, в котором он чувствует себя наиболее комфортно независимо от его реального биологического возраста. Таким образом, цвет и возраст являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими. Цветопредпочтение меняется с возрастом по причине вышеуказанных физиологических особенностей человека, но в значительной степени оно зависит и определяется внутренним возрастным самоощущением и самовосприятием индивидуума.

Мы рассмотрели четыре периода различных возрастных стадий с их цветовыми предпочтениями и их особенностями цветовой чувствительности субъектов. Количество возрастных стадий может быть увеличено, их пытались определить еще в Средневековье, сегодня их принято читать, что в человеческой жизни от 7 до 12 периодов. Это младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, пожилой возраст и старость. Количество периодов может увеличено, например детство как активный период может быть разделен на несколько частей дошкольный, младший школьный, подростковый.

Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития. Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному изменению: ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условия, когда активная деятельность могла прекращаться. Отсюда темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый – с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности в свою очередь всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным, и приобрело некоторое символическое.

Символика цвета.

Цветовые сочетания для человека - не просто фон жизни, который он может оценить про принципу " нравится - не нравится". Эмоциональное воспрятие того или иного цвета зависит от представлений, закрепленных с незапамятных времен: С тех незапамятных времен, когда человек обрел способность восприятия красоты окружающего мира, внимание его приковали к себе волшебство цвета.

К расный.Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово " красный" является синонимом слова " возлюбленный". В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят " красное сердце", тогда как сердце дурного, коварного человека черно. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями. Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству, от нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, ткани, кораллы, цветы и растения. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая их смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, чтобы они не болели, и никто не сглазил. Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.

елый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом и небесными светилами, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о общепринятом, законном, истинном. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Византийские писатели говорили о белизне истины. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. В литовском языке " белые люди" – это честные люди, в венгерском " белый народ" – женщины. На Руси " белый" обозначало, вольный, благородный, праведный: " белая Русь", " белый царь", " белые крестьяне" свободные от всех податей, " белая земля" – церковная земля, " белый свет". Этот свет противостоит загробному миру, как белый день черной ночи. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян. Древние греки на ночь всегда надевали белое белье, чтобы увидеть хорошие сны. В Индии, Китае и Японии белый цвет символизирует смерть, поскольку отождествляется с ангелами и небесами. В белой одежде являлись людям призраки и привидения. " Белым человеком" называли на Брянщине домового.

Ч ерный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего, что движется и дышит. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытого, тайного и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь – со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.

В древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лица и руки жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. По предположению английского этнолога В. Тэрнера, черный цвет, часто обозначающий смерть, обморок, сон или тьму, связывается с бессознательным состоянием, с опытом помрачения, затемнения сознания. У арабов выражение " чернота глаз" означает возлюбленную, " чернота сердца" – любовь. Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.

Ж елтыйцвет производит на зрителя теплое и приятное впечатление. Желтая поверхность как бы испускает из себя свет и почти осязаемо приближается к зрителю. С другой стороны, желтый беспокоит, возбуждает воображение и, в конечном счете, действует подавляюще на психику. Особенно неприятное впечатление производит грязно-желтая поверхность. Желтый – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядших листьев, “о также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил также отличительным признаком знатных особ высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. Согласно текстам сербских заговоров, болезни уносятся желтым человеком, желтой собакой или желтым петухом. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест – чуму. У нас желтый считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называли буквально " желтый глаз". Вспомним также " желтую прессу" и " желтый дом". С иний – это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность. В христианской культуре он ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. Для романтиков синий цвет мечты и тоски по неземному идеалу. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в языке геральдики обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. " Голубая кровь" говорит о благородном происхождении. Он считался траурным в древнем Египте и у некоторых народов Америки, французы называют ужас " синим страхом" (вспомним сказку о " Синей бороде" ). У славянских народов синий служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром.

З еленый – цвет травы и листьев. У многих народов символизировал юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют " зеленой", а сам человек от злости " зеленеет" ).

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: АПН РСФСР, 1960

2. Буймистру Т.А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии. – М.: Ниола – Пресс, 2013

3. Василюк Ф. Е.: Психология переживаний, М., 1984

4. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. - М.: Знание, 1979

5. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. -М.: Стройиздат, 1964

6. Денисов В.С., Глазова М.В. Восприятие цвета.- М.: Эксмо, 2009

7. Иттен И. Искусство цвета. М., 2001

8. Копцева Т.А. Формирование образного восприятия цвета у школьников. Метод, рекомендации. -М.: Министерство Народного Образования РСФСР Центральный ордена Дружбы народов институт усовершенствования учителей, 1990

9. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: Эксмо-Пресс, 2001

10. Лук А.Н. Психология творчества. -М.: Наука, 1978

11. Люшер М. Цвет вашего характера. М.: РИПОЛ КЛАССИК, Вече, 1997

12. Мелик-Пашаев А.А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. –Махачкала

13. Полуянов Ю.А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей. //Вопросы психологии.- 1980

14. Психология цвета. Под редакцией С.Л. Удовик, перевод А.П. Хомик. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996

15. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. М.: ИКЦ Март 2003

16. http: www.videoton.ru/Articles/sym color.html Обухов Я.Л. Символика цвета.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 4268; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь