Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Размышления после прочитанного



Русскому писателю-эмигранту Б.К. Зайцеву, жившему в прошлом веке, принадлежит замечательное высказывание: «От святых до великой литературы все говорили о скромности милосердия, человеколюбии — обо всём том, в чём так бесконечно нуждается сейчас мир». Сегодня мир ещё в большей степени нуждается в этих качествах — неоспоримый факт.

Обозначенные темы являются предметом разговора на страницах литературы, которая не изучается в школе, не публикуется для широкого круга читателей, но которая есть в наличии. Она создаётся для людей, объединённых общей целью.

Каковы же причины, побуждающие людей писать? Во-первых, желание предостеречь близких от ошибок. Во-вторых, можно предположить, что в любой семье есть такой человек, который является хранителем «старины далёкой» и старательно пишет семейную летопись.

Я прочитала рассказы зауральских писателей Алексея Мурзина и Алексея Захарова.

Алексей Захаров родился в 1971 году в Кургане. В 1993 году окончил Курганский машиностроительный институт. Работал на различных предприятиях, занимался предпринимательской деятельностью. В 2005 году принимал участие в литературном семинаре в Красноярске, затем — в Пятом форуме молодых писателей в подмосковных Липках и других литературных семинарах. Печатался (иногда под псевдонимом Ерёмин) в журнале «Москва», альманахе «Тобол». Живёт в Кургане.

В своём рассказе «Птаха» он раскрывает тему отношений отцов и детей — отношений бабушки и внучки. Рассказывает о том, как тихая, приветливая старушка прожила всю долгую и трудную жизнь в деревне Поляновке. После войны осталась без мужа и дочери, с маленьким сыном Николаем на руках, а в преклонном возрасте оказалась одинокой, забытой, никому не нужной. Сын женился и переехал в район. Он часто навещал мать, но неожиданно Николай умер, и баба Тома редко стала видеть и сноху, и внучку.

В деревне она подружилась с соседом Костянычем, который предлагал ей жить вместе с ним, но каждый из них не хотел бросать свое хозяйство. После долгих размышлений Птаха решила переехать к внучке в город и отписала Наталье свой дом. Вскоре внучка приехала за ней и стала собирать вещи, и Птаха с ужасом узнала, что ее кровная внучка, молодая, здоровая, обеспеченная отправляет бабушку в сиротское старушечье заведение. Птаха этого не хотела и всеми силами сопротивлялась. Внучке Наталье это не помешало силой посадить Птаху в машину и увезти.

Болью за брошенных стариков пронизано это произведение. И хочется сказать молодым о том, что старость - это не болезнь. Старость надо уважать.

В рассказе Алексея Мурзина «Глина» описываются отношения деда Кипряна и бабы Авдотьи. Они понимают друг друга с полуслова. Они вместе справляются по хозяйству. Когда дед Кипрян пошел за глиной, то баба Авдотья отправляется с ним, чтобы помочь. Они всегда жили в мире и согласии. Смысл их жизни - делать добро. Старые, немощные, они отправляются копатьлечебную глину, которая может пригодиться детям, внукам, чужим людям. Дед Кипрян умирает, но свет его добрых дел продолжает служить людям.

Можно ли этот рассказ считать художественной литературой? По мнению Бранделова Р. Ф., челябинского литературоведа, «триада, определяющая художественность, заключает в себе триединство, в котором давно открыт человечеством смысл жизни: истина, добро и красота. Причем полновесно только триединство. Наличие только некоторых составляющих триаду - например, красота есть, а добра или правды – нет - это осколки зеркала, разбитого троллем». Вопрос о масштабе писателя - всесторонне или не всесторонне «отразил мир» - пустой. Главное - не охват, а глубина проникновения в мир добра, «скромного милосердия», здравый смысл, истинное понимание жизни. Писатель всегда субъективен, но не художествен, если лжет или выражает злое начало. Интересна ли такая литература? Несомненно: любопытно узнать жизнь соседей, не подглядывая в замочную скважину, причем любопытство это с большой долей скепсиса - ну, семья, как и все, - о чем писать? Но читают, плачут, потому что узнают своих родителей, себя, почти таких же.

Книги молодых зауральских писателей как голос скрипки, который звучит свежо, пронзительно. Авторы исследуют жизнь в триединстве. Не важен жанр вещи и даже ее уровень. Интерес к книге - дело читательского предпочтения. Важно, что от книг исходит добро - каждый рассказ о скромном милосердии, о нелакированном укладе семьи.

 

 


Ермакова Т.И.

Итоговая контрольная работа

«Поэт в России больше, чем поэт»

Он не вошёл, он буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Это было время рождения поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнее – физики или лирики? Впрочем, пели и читали стихи все – и физики, и лирики. И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи. Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима. Следующим стал он, Высоцкий. Он не просил, чтобы его слушали, не требовал стадионов. Он был личностью и гражданином. И несла его по жизни не волна сиюминутной славы, а совесть поэта-гражданина да романтическая вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальным поэтом. Он создавал стихи, песни своим сердцем, всей своей большой совестью.

Кем только не представал Высоцкий в своей огромной песенной моноопере! За «Я», от имени которого звучали песня или стихотворение, вставали альпинист-романтик; солдат Великой Отечественной, пассажир «Аэрофлота», томящийся в ожидании лётной погоды; полотёр; спринтер Федя, которого заставили бежать длинную дистанцию; Ваня, которого, едва он оказывается у телевизора, «сейчас же тянет в магазин». Многие песни написаны им от личного местоимения «Я». Сам Высоцкий объяснял это тем, что в них есть его отношение, его рассуждения, его мнение о том предмете, о котором он говорит с людьми: «Вот поэтому я имею право говорить «Я».

Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер. Она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к человеку предъявлял высокие требования. Он мерил человека «вечными» мерками - соотношением в его душе Добра и Зла. Его герою недостаточно не быть злым, не делать другим плохо. Это только середина нравственного выбора. Необходимо бороться, утверждая активное отношение к жизни:

…Если руки сложа

Наблюдал свысока

И в борьбу не вступил

С подлецом, с палачом,

Значит, в жизни ты был

Ни при чём, ни при чём!

Равнодушие, пассивное наблюдение – то же зло, порок не меньший, чем подлость, трусость, предательство. Высоцкий всегда осуждал безразличие людей:

Там многие сидят в веках

На берегах и наблюдают

Внимательно и зорко, как

Другие рядом на камнях

Хребты и головы ломают.

Они сочувствуют слегка

Погибшим, но издалека.

Но и победители, борцы не являются у Высоцкого «сверхлюдьми». Они тоже подвержены слабостям. Самое важное в том, что отношение их к таким проявлениям в себе – всегда отрицательное.

Или – в костёр! Вдруг нет во мне

Шагнуть к костру сил,

Мне будет стыдно, как во сне,

В котором струсил…

 

…Вырывается на волю

Второе «я» в обличье подлеца.

И я борюсь, давлю в себе мерзавца…

Для поэта, для его героев всегда существовали понятия Любовь, Добро, Честь, Верность. Для него в мире действуют раз и навсегда определённые ценности:

И во веки веков, и во все времена

Трус, предатель – всегда презираем,

Враг есть враг, и война всё равно есть война,

И темница тесна, и свобода одна –

И всегда на неё уповаем.

Время эти понятья не стёрло,

Нужно только поднять верхний пласт –

И дымящейся кровью из горла Чувства вечные хлынут из нас.

Всё творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий, неблагоприятных обстоятельств, а иногда, напротив, - комфорта. Преодоление совершается ради обретения (или сохранения) своего лица, достоинства, любви, правды, ради приобщения к Добру.

«Я сердцем никогда не лгу», - сказал Сергей Есенин. «Ни единой буквой не лгу…», - сказал Владимир Высоцкий. Многие ли имеют право подписаться под этими словам?

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь