Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Схема психологической системы В. Вундта



 

Апперцептивные связи, считает Вундт, являются основой высших психических функций - воображения и мышления. В их числе он выделяет простые и сложные апперцепции. К числу простых относятся функции отношения и сравнения, а к числу сложных - функции анализа и синтеза. Различное развитие у человека возможностей установления этих связей определяет уровень его способностей, а их высшее совокупное проявление Вундт называет талантом.

Вместе с тем, наряду с нормальными состояниями сознания могут существовать и состояния аномальные. Природа таких состояний может заключаться в как в изменении самих психических элементов, так и в нарушениях образования связей между элементами. Изменение психических элементов Вундт ограничивает только простыми изменениями чувствительности - анестезиями и гиперстезиями. Но главная роль таких изменений состоит в нарушении нормального образования представлений, примером чему являются иллюзии и галлюцинации. Таким же образом, благодаря изменениям чувствительности, но проявляющимся уже в аффективной сфере, Вундт объясняет состояния депрессии и экзальтации.

Нарушения нормального установления ассоциативных связей, как считает Вундт, происходит, прежде всего, из-за уже отмеченных нарушений возбудимости и чувствительности. То же влияние изменения психических элементов заметно и на установлении аномальных апперцептивных связей. Однако, Вундт допускает и собственное искажение апперцепций, проявляющееся, в частности, в явлениях гипноза.

Особое место в своей системе Вундт отводит анализу видов и форм психического развития человека и развития общества. Язык, миф, обычай складываются как следствие особых форм коллективных апперцепций. Их изучение помогает не только понять природу той или иной культуры, но и уяснить логику самих формирования высших психических функций как таковых.

Завершает систему Вундта учение о законах установления психических связей и законах развития этих связей. В том числе Вундт выделяет три психологических закона отношений: закон творческого синтеза или психических равнодействующих, согласно которому при соединении двух психических элементов возникает нечто новое, а не просто их сумма; закон психического взаимоотношения или относительности психического содержания, примером чему служит закон Вебера; и закон психического контраста, согласно которому чувствования усиливаются при сопоставлении со своей противоположностью.

Рядом с тремя законами отношения, утверждает Вундт, стоит столько же психологических законов развития, которые можно рассматривать как обобщение законов отношения. Среди них выделяются: закон духовного роста, определяющий развитие психики отдельного человека и развитие общества; закон гетерогении целей, отражающий принцип развития, согласно которому действия, вызванных определенными целями, содержат дополнительные следствия, не соответствующие исходным целям и служащие основаниями для формирования новых мотивов; закон развития противоположностей, согласно которому чувствования переходят от одной противоположности к другой, например, обманутая сильная любовь может переходить в столь же сильную ненависть и, напротив, после распада брака, основанного на достаточно спокойных отношениях бывших супругов, они нередко сохраняют вполне терпимые отношения между собой.

Таким образом, Вундт завершает логическое построение своей системы, включающей не только классификацию большинства накопленных к этому времени фактов психической жизни, но и содержащей целый ряд рациональных положений, развитых в последующее столетие, хотя будущие поколения психологов редко выводили истоки своих теорий из конструкций его системы..

Исторически, психология Вундта всего лишь на короткий период придала уравновешенность процессам накопления теоретического и эмпирического знания. Но это, скорее, была видимость гармонии, чем сама гармония. Вундт построил свою систему экспериментальной психологии в основном на горизонтальных связях. Вертикальные связи у него выражены гораздо слабее, да Вундт и сознательно ограничивал их присутствие, полагая, что экспериментальная психология исследует лишь наиболее простые психические процессы. Для их связи с более сложными процессами, например, мышлением, Вундт привлекал понятие апперцепций, однако, в его системе апперцепции остаются умозрительным конструктом, не объясняющим причину психических явлений и малопригодным для решения практических задач. По сути нераскрытым остался и динамический аспект связей. Хотя Вундт пытался представить психические явления как процессы, а в ряде работ специально рассматривал вопросы онтогенетического развития психики, применительно к задачам экспериментальной психологии развитие понималось им, прежде всего, как усложнение все тех же горизонтальных связей в процессах восприятия.

Такая односторонность вполне закономерно привела к тому, что период увлечения деятельностью его лаборатории в конце 19 века сменился разочарованием, ставшим одной из причин надвигающегося первого теоретического кризиса психологии. Было бы, однако, явным упрощением считать, что Вундт лишь волей случая оказался у истоков новой науки и сам не создал в ней ничего ценного (как нередко считали даже его бывшие ученики, например, один из первых американских психологов Стенли Холл). Вундт создал прецедент системной организации психологического знания. Драматизм ситуации заключался в том, что период разработки его теории оказался зажатым между двумя почти соприкасающимися кризисными ситуациями - кризисом рационалистической философии в послегегелевский период и надвигающимся кризисом психологии. Поэтому эта теория несет на себе отпечаток противоречий, вызвавших эти кризисы. Одно из них заключается в том, что, применяя в своем учении системный подход, более свойственный двадцатому веку, Вундт наполняет его психологическим содержанием, заимствованным из прежней философской традиции, уходящей корнями в век 18, лишь в отдельных случаях вводя собственные конструкции (апперцепции).

Не менее важно и другое методологическое противоречие учения Вундта. Направленная на разработку структуры психических явлений и оставляющая их причину за пределами своего рассмотрения, его система имеет не соответствующий эпохе сугубо «структурный» характер. С одной стороны, как создатель экспериментальной психологии, Вундт неизбежно тяготеет к естественнонаучному образу мышления. С другой стороны, вразрез с уже утвердившейся в среде естественных наук идеей развития и всеобщей причинной взаимосвязи явлений, он строит свою, систему по принципу горизонтальных напластований, недостаточно скрепленных между собой вертикальными связями. По образному выражению еще одного предтечи американской психологии, Вильяма Джемса, система Вундта напоминает червя: если рассечь его на части, каждая из них будет продолжать ползать, так как в системе нет жизненного центра, уколов в который можно с ней покончить.

Функционализм и другие психологические

Концепции начала 20 века

На рубеже 19 и 20 веков во многих странах были созданы лаборатории, подобные Лейпцигской. Собираемый в них экспериментальный материал разрастался и приобретал все более специальный характер. Психологи составляли уже достаточно многочисленную корпорацию, со своей четко обозначенной областью научных интересов. На этом фоне отсутствие прогресса психологической теории стало особенно заметным. В начале 20 века расхождение опытного и теоретического знания достигло кризисной черты. Как следствие, это положение дел вызвало к жизни сразу несколько альтернативных научных направлений, пытавшихся покончить с прежними теоретическими основаниями психологии, и выводивших свою позицию из принципов биологии. Одной из наиболее заметных среди них стала функциональная психология. Ее предтечей можно назвать известного британского философа Герберта Спенсера (1820-1903), считавшего появление психической деятельности результатом адаптации живого организма к окружающему миру; а отцом функционализма заслуженно считается талантливый американский психолог Вильям Джемс (1842-1910). В 1890 году вышел его главный труд «Основы психологии», который на протяжении почти 50 лет являлся основным учебником психологии в Соединенных Штатах. Популярность учебнику принес живой и образный язык автора и его психологическая интуиция, выдвигавшая Джемса в число лучших психологов эпохи.

В теоретическом плане Джемс оставался приверженцем дарвиновских идей. Он рассматривал психические процессы как полезную, функциональную деятельность живых организмов, направленную на выживание и приспособление к окружающему миру. Эта позиция легла в основу его знаменитой, парадоксальной теории эмоций (известной как теория Джемса - Ланге). Суть этой теории состоит в утверждении, что физиологические реакции предшествуют появлению эмоций и обусловливают последние. Нам грустно потому, что мы плачем, а не наоборот - утверждает Джемс. Физиологические реакции возникли и закрепились благодаря естественному отбору задолго до появления психики и стали одним из механизмов запуска психических реакций.

Джемс полагал, что цель психологии состоит не в выявлении элементов сознания (которые, по его мнению, выделить невозможно), а в изучении функции приспособления сознания. Само же сознание есть жизненно важная функция высокоразвитых существ, живущих в сложной среде, без которого была бы невозможна эволюция человека. Основываясь на этой позиции, Джемс предложил уже упомянутую теорию эмоций, согласно которой эмоциональные переживания возникают как следствие предшествующих им биологически целесообразных поведенческих и физиологических реакций (при внезапной опасности вначале замирает дыхание, учащается пульс, и лишь затем мы можем испытать страх).

Последователи Джемса, Дж. Энджелл (1869-1949) и ряд других, считали, что функциональная психология – это учение о фундаментальной полезности психики, а сама психическая активность есть приспособительное поведение человека. Их вклад в психологию был связан, главным образом, с развитием широкого спектра эмпирических и экспериментальных методов, позволявших уяснить приспособительную роль тех или иных психических процессов и сопровождающих их физиологических реакций.

Однако, логическим завершением стремления к отрицанию всей прежней психологии стал бихевиоризм Джона Уотсона, заявившего в своей книге «Психология глазами бихевиориста» (1913), что психология, как ее видит представитель бихевиоризма (от англ. behavior - поведение), представляет собой чисто объективную, экспериментальную отрасль естественных наук, задачей которой является прогнозирование поведения и управление поведением. Согласно Уотсону нет никакой разделительной черты между человеком и животным. Термины «сознание», «психическое состояние», «разум» должны быть решительно отброшены как несостоятельные и заменены научными терминами «раздражение», «реакция», «формирование поведения» и т.п. В целом, психология, как наука о поведении исходит из базового принципа, выраженного формулой S-R (стимул-реакция) и должна иметь дело только с актами типа мышечных движений или действий желез внутренней секреции, которые можно объективно описать, не прибегая к философским концепциям и терминологии.

Историческим предшественником бихевиоризма был американский зоопсихолог Э. Торндайк (1874-1949), проводивший экспериментальные исследования образования навыков у животных. Торндайк постулировал ряд законов науче

Уотсон (Watson) Джон

(1878 – 1958)

Известный американский психолог, основатель бихевиоризма. В 1903 г. получил степень доктора философии. Работал в ряде американских университетов. В годы первой мировой войны служил в американской армии. В 1920 г. после скандального бракоразводного процесса Уотсон был вынуждЛен оставить академическую карьеру. Вскоре он перешел на работу в рекламное агентство. Разработав ряд эффективных способов рекламирования товаров, например, привлечения кинозвезд и других известных людей, ему удалось не только серьезно повлиять на рекламный бизнес, но и стать вице-президентом рекламной фирмы. В этом бизнесе Уотсон работал до 1945 г. В 1913 г. Уотсон опубликовал статью «Психология глазами бихевиориста», которую некоторые психологи охарактеризовали как революцию в американской психологии. Действительно, бихевиоризм вскоре стал методологическим кредо для нескольких поколений американских психологов. В 1919 г. он опубликовал расширенную версию статьи в виде книги. В 1928 вышла его последняя крупная работа «Психологическое воспитание ребенка», в которой Уотсон предлагал рекомендации по воспитанию детей, исходящие из принципов его теории (например, запрет на ласку и прикосновения к ребенку).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь