Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Монолитные операционные системы



Монолитные ОС являются прямой противоположностью микроядерным ОС. При этом можно согласиться с тем, как трактуется архитектура монолитных ОС в ра­боте [54]. В монолитной ОС, несмотря на её возможную сильную структуризацию, очень трудно удалить один из уровней многоуровневой модульной структуры. Добавление новых функций и изменение существующих для монолитных ОС требует очень хорошего знания всей архитектуры ОС и чрезвычайно боль­ших усилий. Поэтому более современный подход к проектированию ОС, кото­рый может быть условно назван как «клиент-серверная» технология, позволяет в большей мере и с меньшими трудозатратами реализовать перечисленные выше принципы проектирования ОС.

Модель клиент–сервер предполагает наличие программного компонента, являю­щегося потребителем какого-либо сервиса – клиента, и программного компонента, служащего поставщиком этого сервиса – сервера. Взаимодействие между клиентом и сервером стандартизируется, так что сервер может обслуживать клиентов, реализованных различными способами и, может быть, разными разработчиками. При этом главным требованием является использование единообразного интерфейса. Инициатором обмена обычно является клиент, который посылает запрос на обслуживание серверу, находящемуся в состоянии ожидания запроса. Один и тот же программный компонент может быть клиентом по отношению к одному виду услуг и сервером для другого вида услуг. Модель клиент–сер­вер является скорее удобным концептуальным средством ясного представления функций того или иного программного элемента в какой-либо ситуации, нежели технологией. Эта модель успешно применяется не только при построении ОС, но и на всех уровнях программного обеспечения и имеет в некоторых случаях более узкий, специфический смысл, сохраняя, естественно, при этом все свои об­щие черты.

При поддержке монолитных ОС возникает ряд проблем, связанных с тем, что все функции макроядра работают в едином адресном пространстве. Во-первых, это опасность возникновения конфликта между различными частями ядра; во-вторых – сложность подключения к ядру новых драйверов. Преимущество мик­роядерной архитектуры перед монолитной заключается в том, что каждый ком­понент системы представляет собой самостоятельный процесс, запуск или остановка которого не отражается на работоспособности остальных процессов.

Микроядерные ОС в настоящее время разрабатываются чаще монолитных. Од­нако следует заметить, что использование технологии клиент–сервер – это ещё не гарантия того, что ОС станет микроядерной. В качестве подтверждения мож­но привести пример с ОС Windows NT, которая построена на идеологии клиент–сервер, но которую тем не менее трудно назвать микроядерной. Для того чтобы согласиться с таким высказыванием, достаточно сравнить ОС QNX и ОС Win­dows NT.

 

Требования, предъявляемые к ОС реального времени

Как известно, система реального времени (СРВ) должна давать отклик на любые непредсказуемые внешние воздействия в течение предсказуемого интервала вре­мени. Для этого должны быть обеспечены следующие свойства:

¨ Ограничение времени отклика, то есть после наступления события реакция на него гарантированно последует до предустановленного крайнего срока. Отсутствие такого ограничения рассматривается как серьезный недостаток программного обеспечения.

¨ Одновременность обработки: даже если наступает более одного события од­новременно, все временные ограничения для всех событий должны быть выдержаны. Это означает, что системе реального времени должен быть присущ параллелизм. Параллелизм достигается использованием нескольких процес­соров в системе и/или многозадачного подхода.

Примерами систем реального времени являются системы управления атомными электростанциями или какими-нибудь технологическими процессами, медицинского мониторинга, управления вооружением, космической навигации, разведки, управления лабораторными экспериментами, управления автомобильными двигателями, робототехника, телеметрические системы управления, системы антиблокировки тормозов, системы сигнализации – список в принципе бесконечен.

Иногда можно услышать из разговоров специалистов, что различают системы «мягкого» и «жёсткого» реального времени. Различие между жёсткой и мягкой СРВ зависит от требований к системе – система считается жёсткой, если «нарушение временных ограничений не допустимо», и мягкой, если «нарушение временных ограничений нежелательно». Ведётся множество дискуссий о точном смысле терминов «жёсткая» и «мягкая» СРВ. Можно даже аргументировать, что мягкая СРВ не является СРВ вовсе, ибо основное требование соблюдения временных ограничений не выполнено. В действительности термин СРВ часто неправомерно применяют по отношению к быстрым системам.

Часто путают понятия СРВ и ОСРВ1, а также неправильно используют атрибуты «мягкая» и «жёсткая». Иногда говорят, что та или иная ОСРВ мягкая или жёсткая. Нет мягких или жёстких ОСРВ. ОСРВ может только служить основой для построения мягкой или жёсткой СРВ. Сама по себе ОСРВ не препятствует тому, что ваша СРВ будет мягкой. Например, вы решили создать СРВ, которая должна работать через Ethernet по протоколу TCP/IP. Такая система не может быть жёсткой СРВ, поскольку сама сеть Ethernet в принципе непредсказуема вследствие использования случайного метода доступа к среде передачи данных, в отличие, например, от IBM Token Ring или ARC-Net, в которых используются детерминированные методы доступа.

Итак, перечислим основные требования к ОСРВ.

Мультипрограммность и многозадачность

Требование 1. ОС должна быть мультипрограммной и многозадачной (многопо­точной – multi-threaded) и активно использовать прерывания для диспетчеризации.

Как указывалось выше, ОСРВ должна быть предсказуемой. Это означает не то, что ОСРВ должна быть быстрой, а то, что максимальное время выполнения того или иного действия должно быть известно заранее и должно соответствовать требованиям приложения. Так, например, ОС Windows 3.11 даже на Pentium III 1000 MHz бесполезна для ОСРВ, ибо одно приложение может захватить управление и заблокировать систему для остальных.

Первое требование состоит в том, что ОС должна быть многопоточной по прин­ципу абсолютного приоритета (прерываемой). То есть планировщик должен иметь возможность прервать любой поток и предоставить ресурс тому потоку, которо­му он более необходим. ОС (и аппаратура) должны также обеспечивать прерывания на уровне обработки прерываний.

Приоритеты задач (потоков)

Требование 2. В ОС должно существовать понятие приоритета потока. Проблема в том, чтобы определить, какой задаче ресурс требуется более всего. В идеальной ситуации ОСРВ отдаёт ресурс потоку или драйверу с ближайшим крайним сроком (это называется управлением временным ограничением, deadline driven OS). Чтобы реализовать это временное ограничение, ОС должна знать, сколько времени требуется каждому из выполняющихся потоков для завершения.

ОС, построенных по этому принципу, практически нет, так как он слишком сло­жен для реализации. Поэтому разработчики ОС принимают иную точку зрения: вводится понятие уровня приоритета для задачи, и временные ограничения сво­дят к приоритетам. Так как умозрительные решения чреваты ошибками, показа­тели СРВ при этом снижаются. Чтобы более эффективно осуществить указанное преобразование ограничений, проектировщик может воспользоваться теорией расписаний или имитационным моделированием, хотя и это может оказаться бесполезным. Тем не менее, так как на сегодняшний день не имеется иного реше­ния, понятие приоритета потока неизбежно.

Наследование приоритетов

Требование 3. В ОС должна существовать система наследования приоритетов.

На самом деле именно этот механизм синхронизации и тот факт, что различные треды используют одно и то же пространство памяти, отличают их от процессов, Как мы уже знаем, процессы почти не разделяют одно и то же пространство па­мяти, а в основном работают в своих локальных адресных пространствах. Так, например, старые версии UNIX не являются мультитредовыми (multi-threaded). «Старый» UNIX – многозадачная ОС, где задачами являются процессы (а не треды), которые сообщаются через потоки (pipes) и разделяемую память. Оба эти механизма используют файловую систему, а её поведение – непредсказуемо.

Комбинация приоритетов тредов и разделения ресурсов между ними приводит к другому явлению – классической проблеме инверсии приоритетов. Это можно проиллюстрировать на примере, когда есть как минимум три треда. Когда тред низшего приоритета захватил ресурс, разделяемый с тредом высшего приорите­та, и начал выполняться поток среднего приоритета, выполнение треда высшего приоритета будет приостановлено, пока не освободится ресурс и не отработает тред среднего приоритета. В этой ситуации время, необходимое для завершения треда высшего приоритета, зависит от нижних приоритетных уровней, – это и есть инверсия приоритетов. Ясно, что в такой ситуации трудно выдержать огра­ничение на время исполнения.

Чтобы устранить такие инверсии, ОСРВ должна допускать наследование приоритета, то есть повышение уровня приоритета треда до уровня треда, который его вызывает. Наследование означает, что блокирующий ресурс тред наследу­ет приоритет треда, который он блокирует (разумеется, это справедливо лишь в том случае, если блокируемый тред имеет более высокий приоритет).

Иногда можно услышать утверждение, что в грамотно спроектированной систе­ме такая проблема не возникает. В случае сложных систем с этим нельзя согласиться. Единственный способ решения этой проблемы состоит в увеличении приоритета треда «вручную» прежде, чем ресурс окажется заблокированным. Разумеется, это возможно в случае, когда два треда разных приоритетов претен­дуют на один ресурс. В общем случае решения не существует.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь