Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правосознание тесно связано с правовой культурой и куль-турой общества в целом, оказывая влияние на их развитие.



Правовая культура – это одна из форм общественной культуры (от лат. cultura – возделывание, воспитание), существую-щая наряду с политической, нравственной, религиозной и другими формами культуры.

Научные взгляды о культуре в юридической литературе явля-ются неоднозначными и обычно сводятся к трем подходам: 1) ан-тропологическому, 2) социологическому, 3) философскому. При антропологическом подходе культура понимается как совокупность всех материальных и нематериальных благ, созданных человеком и не являющихся результатом природных процессов. Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей, созданных в обществом и культура выступает как компонент общественной жизни. И наконец, при философском взгляде культура рассматривается как объективно существующее явление среди социальных и природных явлений, выделяемых аналитически и обычно не связанных с общественным развитием.

Среди ученых-правоведов наибольшую популярность приоб-рел антропологический и социологический подходы, когда культу-ра определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих уровень развития общества.

В юридической науке принято рассматривать правовую куль-туру в щироком и узком смыслах.

В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты; законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание и др. В этом смысле правовая культура очень близка к понятию «правовая система».

В узком смысле правовая культура рассматривается учеными как совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании1.

Г. Т. Чернобель указывает, что «Правовая культура – это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение»3.

По мнению Н. Я. Соколова: «Правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению»4.

Правовую культуру можно определить как совокупность всех правовых ценностей, созданных человеком в различных сферах общественных отношений, ко-торые отражают уровень и характер правового развития об-щества и личности.

В числе наиболее существенных признаков правовой культу-ры можно выделить:

 

1. Правовая культура носит аксиологический характер, т. к. включает в себя ценностную оценку правовых явлений, институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества, т. е. характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права.

 

2. Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества, поэтому для каждого общества характерен свой уровень и характер правовой культуры.

 

Правовая культура – это разновидность общественной культуры. Вместе с тем она обладает самостоятельностью и обо-собленностью в культуре общества, т. к. характеризует правовое развитие общества, что отличает ее от политической, нравственной, религиозной и других видов общественной культуры.

 

5. Правовая культура тесно связана с нравственной культу-рой, т. к. во многом зависит от состояния нравственности общества, царящих в нем духовных ценностей и нравственных качеств людей, осуществляющих правотворческую и правоприме-нительную деятельность;

 

6. Правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом (проф. Л. А. Морозова)1.

Среди ученых-правоведов юристов нет и однозначного мне-ния относительно структуры правовой культуры.

Например, проф. В. П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерную деятельность субъектов1.

структуру правовой культуры можно условно разделить на три части (блока):

 

1) познавательный (гносеологический, информационный);

 

2) ценностно-ориентационный;

 

3) деятельностный (поведенческий).

 

Познавательный (гносеологический, информационный) «блок» включает правовую информированность общества, юридическую образованность людей, знание ими законодательства. Не менее важную роль здесь играют эмоции, чувства и стереотипы поведе- ния людей и их социальных групп, формирующих их правосозна-ние.

Ценностно-ориентационный (аксиологический) «блок», кото-рый составляют правовые ценности, правовые установки индивида, правовые ценностные ориентации, определяющие содержание поведения, направленность правовых действий, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформировавшегося правосознания.

Деятельностный (поведенческий) «блок» содержит устойчивые формы правомерного поведения, направленные на соблюдение, исполнение, использование субъективных прав и юридических обязанностей.

В правовой культуре принято выделять три уровня ее разви-тия: обыденный, профессиональный и научный (доктринальный).

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта у индивидов. Обыденная правая культура имеет стихийный, поверхностный и эмоционально окрашенный характер.

Профессиональный уровень правовой культуры – это более высокий уровень развития правовой культуры, который складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы обладают высоким уровнем правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно владеют правовыми навыками и умеют эффективно использовать право, для достижения в обществе законности и пра-вопорядка. Правовая культура юристов основывается на осознании ценности и практической значимости права и связанных с ним пра-вовых явлений, процессов, институтов в жизни общества (на про-фессиональном правосознании).

Научный (доктринальный, теоретический) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых, философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Науч-ный уровень правовой культуры представляет высший уровень ее развития, т. к. не ограничен знаниями юридической практики и рамками отдельных отраслей права, а основывается на всесторон- нем знании и исследовании всех процессов и явлений правовой действительности общества.

Формы:

Индивидуальная правовая культура характеризуется уважительным отношением индивида к праву, достаточным уровнем правовой информированности, его правомерным поведе-нием.

Групповая правовая культура, свойственная отдельным социальным группам (молодежи, юристам, врачам, пенсионерам и др.) напрямую зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовой ориентации отдельных личностей.

Общественная правовая культура представляет совокупность созданных обществом правовых ценностей и охватывает все виды поведения и действий субъектов права, связанных с вступлением их в правоотношения, а также и использованием нормативных и индивидуальных правовых средств регулирования общественных отношений. Она зависит от уровня общественного правосознания, культурного и образовательного уровня населения, состояния и характера законодательства, качества правотворчества, эффектив-ности реализации права, деятельности правоохранительных орга-нов и устойчивости существующего в стране правопорядка.

Функции:

Познавательная (познавательно-преобразовательная) функция правовой культуры заключается в осмыслении имеющих-ся правовых ценностей и знаний, достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества, т. к. призвана оптимально согласовать общественные, групповые и лич-ные интересы; создать предпосылки для достойной жизни и разви- тия человека; обеспечить ему социальную справедливость, гума-низм, политическую и экономическую свободу.

Регулятивная (праворегулятивная) функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка. Регулятивная функция осуществляется посредством реализации правовых и других социальных норм. Бла-годаря этой функции правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в формировании поведения субъектов права, законности, правопорядка и законодательства через общепризнанные правовые ценности, путем их оценки с образцами и стандартами поведения, основанными на идеалах демократии, справедливости, гуманизма, гарантированности прав и свобод личности ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Правосоциализаторская функция правовой культуры на-правлена на формирование правовых качеств личности посредством правового воспитания, правового просвещения, оказа-нию юридической помощи, активизации процессов самовоспита-ния. Формирования у человека индивидуальной правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует общению индивидов в правовой сфере, согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает пре-емственность правовых знаний между поколениями. Коммуникативная функция реализуется в правоотношениях, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации и телекоммуникации, науку, искусство.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы. Помогает вы-брать оптимальные приемы, способы, средства для достижения правовых целей, нахождение новых правовых ценностей, качеств и свойств.

 

Образование – результат процесса обучения и воспитания, выражающийся в формировании у человека необходимых знаний, умений, навыков.

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – сложное собирательное понятие, включающее в себя правовое воспитание и правовое обучение. Цель: Преодоление деформации правового сознания и особенно правового нигилизма, повышение общего уровня правосознания и правовой культуры граждан, формирование в обществе правовых установок, представлений, взглядов направленных на уважительное отношение к праву.

По мнению Т. Н. Радько: « правовое воспитание – это деятель-ность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществ-ляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в раз-ных формах»2.

А. Б. Венгеров указывает, что правовое воспитание – это це-ленаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, ци-вилизованных способов решения споров, профилактики правона-рушений.

Пра-вовое воспитание как целенаправленную систематическую дея-тельность государственных органов, общественных организа-ций, граждан и их коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры личности, для обеспе-чения эффективного правового регулирования общественных отношений, соблюдения в обществе законности и правопорядка.

Общей целью правового воспитания является формирование политически активной, высоконравственной личности, обладающей высоким уровнем правового сознания и правовой культуры.

К специальным целям правового воспитания личности как оп-ределенного вида деятельности компетентных субъектов можно отнести формирование у индивида:

 

 системы правовых знаний;

 

 правовой убежденности;

 

 мотивов и привычек правомерного, социально активного поведения.

 

Цели получают свою конкретизацию в задачах правового воспитания, каковыми являются формирование:

 

1) знаний основных предписаний правовых норм, правильном понимании их смысла и содержания;

 

2) глубокого внутреннего уважения к праву, законам, право-судию, правам и интересам других граждан, правопорядку;

 

3) умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

 

4) привычки правомерного поведения в соответствии с при-обретенными правовыми знаниями;

 

5) на эмоционально-чувственном и сознательно-волевом уровне негативного отношения к нарушениям правовых норм.

Формами правового воспитания выступают: правовое про-свещение, правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, правовое самовоспитание.

В числе средств и методов правового воспитания и соответст-венно правового обучения находят применение: беседы, семинары, лекции, круглые столы, народные университеты правовых знаний, издание юридической и справочно-консультативной литературы, студенческие факультативы, в рамках которых студенты юридических вузов привлекаются к обучению основам права школьников средних и старших классов, тематические вечера по правовым вопросам, деятельность юридических клиник для граждан при юридических вузах, использование социальной рекламы правовой тематики, приглашение известных юристов и представителей правозащитных организаций в общеобразователь-ные и иные учебные заведения для передачи и разъяснения право-вых знаний.

 

52. Мусульманское право.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО — одна из самостоятельных правовых систем, основывающаяся на религии ислама, имеющей государственный характер. В современном мире мусульманское право имеет широкое распространение: государства Арабского Востока (Иран, Ирак, Иордания, Кувейт); мусульманские общины Африки (Сомали, Танзания, Кения и др.); некоторые балканские страны (Албания, Косово); страны СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.); субъекты РФ (Татарстан, Чеченская республика, Ингушетия); крымские татары в Украине и др. Особенность правовых систем мусульманских стран в том, что они функционируют на религиозной основе ислама — религии, имеющей государственный характер.

Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада.

Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. Шариат как религиозная система законодательства была создана ранними мусульманскими учеными-правоведами постепенно на основе главных источников ислама – Корана и Сунны. Шариат явился результатом человеческой интерпретации этих текстов и логических построений, сделанных на их основе. Центральная идея шариата заключается в строгом соблюдении установленных Аллахом дозволений и запретов, которые не могут быть нарушены ни властями при принятии законов, ни людьми в их действиях.

История мусульманского права начинается с Пророка Мухаммада, жившего в 570–632 гг. на Аравийском полуострове, который адресовал от имени Аллаха некоторые основные правила поведения, содержащие разъяснения всего сущего и руководство к пути праведному для верующих. На дальнейшее развитие мусульманской правовой системы существенное влияние оказали мусульманские правоведы и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны единые для всех мусульманских правовых школ общие положения и принципы.

На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. Это связано с тем обстоятельством, что европейская цивилизация и культура оказывают существенное влияние на многие мусульманские страны. С принятием европейской модели национального государства европейская правовая система стала нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система наследования. В Турции, например, практически уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей права. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс мусульманско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям.

Источники мусульманского права. К основным источникам исламского права можно отнести: Коран, сунну, иджму, кияс[1]. К дополнительным источникам относятся Местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе - урф - и у покоренных народов - адаты. Фирманы - указы и распоряжения халифов. Кануны - законы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь