Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНОЙ ЭПОХИ



 

Если задаться целью представить себе формирующиеся моральные заповеди постперестроечной эпохи как систему социальных идеалов современного общества, сравнив их с десятью ветхозаветными заповедями Моисея и качествами, определенными в Нагорной проповеди («Евангелие от Матфея»), а также текстом «Морального кодекса строителя коммунизма», то получится следующая картина. С одной стороны, можно говорить о том, что заповеди Моисея и текст Евангелия практически в некоторой мере взаимодополнительны и создают некоторую картину идеалов высокой духовности и нравственности. С другой стороны, в «Моральном кодексе строителя коммунизма» существует некоторого рода преемственная цепочка, безусловно, вбирающая в себя аналоги тех или других нравственных принципов и постулатов. Так, в четырех из десяти заповедей Моисея есть созвучие с моральным кодексом советской эпохи:

1.«Не сотвори себе кумира» (простота и скромность).

4.«Не прелюбодействуй» (нравственная чистота в личной жизни).

5. «Не укради» (честность).

6.«Не лжесвидетельствуй на ближнего твоего» (правдивость).

Остальные принципы косвенно связаны с нравственными постулатами строителей будущего периода социализма.

2.«Почитай отца твоего и мать твою…» (почитание родителей).

3. «Не убий» (гуманность).

7. «Не желай … ничего, что у ближнего твоего» (скромность).

К этому следует добавить прямое отражение лишь одного качества из Нагорной проповеди (стремления к справедливости) в моральном кодексе строителей коммунизма. При этом нет сомнений, что остальные качества имели косвенный отзвук в партийно-государственном документе 1961 года, в котором переработаны принципы христианской и народной морали славянских этносов.

Устойчивость и преемственность нравственных идеалов и принципов «Морального кодекса строителя коммунизма» обусловлена тем, что лишь два из двенадцати (первый и одиннадцатый) принципы этого документа носят идеологическую окраску. Остальные остаются неизменными и, несомненно, имеютобщечеловеческий характер.

Поэтому в формируемой нами модели нравственных приоритетов духовного наследия культуры России они, в свою очередь, могут служить основой, с которой снимается идеологическая окраска и которая наполняется общечеловеческими универсалиями. Здесь наряду с тем, что основной упор делается прежде всего на возрождение прежнего отношения к обществу в соответствии с общечеловеческими ценностями, в пяти из двенадцати принципах происходит инновационная трансформация отношения к моральному климату в человеческом сообществе. Происходящие в результате трансформации радикальные изменения выражаются в ценностных акцентах важнейших духовно-нравственных проявлений, которые ложатся в основу ведущих в обществе социальных идеалов демократизма, гражданственности и высокой духовности: патриотизма, трудолюбия, чувства долга, приоритета семейных ценностей и толерантности. То, насколько работают и развиваются те или иные социальные идеалы, покажет время.

Принято считать, что общечеловеческие ценности – это фундаментальные ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Мы будем рассматривать общечеловеческие ценности как вневременное явление, как исходные аксиомы. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.

Накладывая совокупность общечеловеческих ценностей на качества, входящие в предлагаемую нами первоначальную модель нравственных приоритетов духовного наследия культуры России, получим удивительное их смысловое соответствие (табл 3).

 

Таблица 3. Первоначальная модель нравственных приоритетов духовного наследия культуры России в соответствии с общечеловеческими ценностями

Общечеловеческие ценности Первоначальная модель нравственных приоритетов духовного наследия культуры России постперестроечной эпохи
1. Жизнь отдельного человека, его смысл и свобода Гуманность и взаимоуважение  
2. Творчество (Творческое) трудолюбие
3. Добро и счастье Нравственная чистота, простота и скромность
4. Долг и ответственность Патриотизм, общественная ответственность, чувство долга, нетерпимость индивидуализма
5. Честь и достоинство Честность и правдивость
6. Справедливость и равенство Коллективизм и товарищество, борьба за справедливость, дружба и братство всех народов, толерантность
7. Любовь Любовь к Родине, приоритет семейных ценностей

 

Выявляя соответствие качеств, выделенных в модели, 15 общечеловеческим ценностям, обнаруживается четыре лакуны, показыввающих недостаточность данной модели, требующей совершенствования и существенного дополнения, в котором могут получить расширительное толкование иные нравственные принципы новой эпохи, не теряющие своей преемственной связи и универсального общечеловеческого значения. Таковыми, на наш взгляд, могут быть следующие (табл. 4).

 

Таблица 4. Дополнение к модели нравственных приоритетов духовного наследия культуры России в соответствии с общечеловеческими ценностями

Общечеловеческие ценности Дополнение к модели формирующихся нравственных приоритетов постперестроечной эпохи
1. Надежда, истина и вера Миротворчество и миролюбие
2. Материальное благо Благотворительность
3. Прекрасное (красота) Чувствительность к красоте
4. Надежда и духовное величие Милосердие, отзывчивость и эмпатия, праведность, непротивление злу насилием, всепрощение

 

В данном дополнении, как это очевидно, присутствуют наряду с семью качествами, полностью отвечающими Нагорной проповеди, также миролюбие как воплощенное чувст-во справедливости; чувствительность к красоте как неотъемлемое качество гуманизма и эмпатия, без которой невозможна подлинная человечность и интеллигентность человека. Они служат своеобразными ценностными акцентами формирующейся во втором десятилетии XXI века модели приоритетов духовного наследия постперестроечной эпохи, что целиком отвечает общечеловеческим ценностям.

Таким образом, мы видим, как в процессе соотнесения различных религиозных и светских систем нравственных принципов, заповедей и постулатов вырисовывается духовное наследие как часть более общего определения «культурное наследие», пересекающееся с понятием «нематериальное наследие» и их синтез в интегральном понятии «духовное наследие культуры».

 


КОНКУРС ЭССЕ

«Лики русского мира:

Сходство в различиях»

Где творческий человек находит наилучшие условия для творчества: в провинции, столице или в эмиграции? Этот вопрос очень актуален в наши дни, когда русская интеллигенция фактически разделилась на " провинциальную", " московскую" и " зарубежную". От того, найдут ли представители этих групп общий язык и понимание, во многом зависит судьба русской культуры, а возможно, и самой России, всего русскоязычного литературного мира. Поэтому редколлегия альманаха " Менестрель" пригласила представителей региональных, столичных и зарубежных творческих кругов принять участие в международном конкурсе эссе " Лики русского мира: сходство в различиях". Предлагаем Вашему вниманию статьи, посвященные анализу особенностей литературной жизни в столице, провинции и эмиграции.

Борис КУТЕНКОВ

(Москва)


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Общая характеристика толпы. Психологический закон ее духовного единства
  2. Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность
  3. Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова
  4. Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
  5. Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова
  6. Анализ здоровьесберегающего компонента профессиональной культуры учителя.
  7. Анализ современного состояния АПК в России: задачи и экономическая стратегия развития
  8. Апреля ежегодно отмечается Национальный день донора в России, в этот и ближайшие дни усилия добровольцев сосредоточены на безвозмездной сдаче крови.
  9. Архитектура Возрождения. Классические традиции. Центрические храмы, базилики. Городские дворцы и виллы. Основные мастера. Скульптура эпохи Возрождения.
  10. Архитектура эпохи рассвета (480 - 400 гг. до н.э.)
  11. Архитектурные направления и стили в России на рубеже XIX-XX веков
  12. Б1.Б.10 «Константы национальной культуры»


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь