Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные подходы к пониманию сущности права



1. Сущность права - это возведенная в закон воля социальной группы, которая обладает реальной государственной властью.

2. Сущность права - это социальная свобода, соединенная с социальной ответственностью.

3. Сущность права - это реальные общественные отношения, которые складываются в обществе.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в общест В юридической науке сложилось два подхода к определению сущности права.

1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные – над общечеловеческими. Данный подход характерен марксисткой теории.

2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом механизм управления делами общества. Главным является метод компромисса, на втором плане принуждение.

 

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере права. С одной стороны, оно выражает волю господствующего класса на государственном уровне. С другой, оно не только инструмент политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право каксоциальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам.

В юридической литературе предлагается сущность права трактовать однозначно: у любого явления общественной жизни только одна сущность. По своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях, поскольку дисбаланс интересов превращает право в его противоположность – узаконенный произвол. Однако данная сущность права присуща праву в демократически устроенном обществе. В обществе с противостоящими классами и группами право не может выражать воли классов и слоев, стоящих у власти, иначе не было бы борьбы за власть.

 

 

30. Нормативистская теория правопонимания

Нормативистская школа права – это направление в теории права, представители которого рассматривают право как единую систему норм и стремятся исследовать эту систему саму по себе.

Основоположником этого направления считается Ганс Кельзен

Его теория называется «чистые учения о праве»

Задачу своего чистого учения о праве он видел в том, чтобы очистить право от всего неправового, а правоведение от всех его междисциплинарных связей с другими науками. Право должно изучать только формально-логические конструкции, имеющиеся в законодательстве. Даже процесс нормотворчества исключается из сферы чистой юридической науки. Чистота науки о праве обеспечивается отграничением познания права от социологии, психологии, этики и т.д. Очищение права осуществляется Кельзеном с помощью разработанного им специфического нормативистского метода «изучение и описание права как системы норм». Право – это иерархически выстроенная система норм, восходящая в конечном итоге к основной норме

Нормативистская теория отожествляет право и правовой порядок, а правовой порядок трактуется как действие иерархии норм. Данная иерархия норм связана с основной нормой. Основная норма – это условие при которой субъективный смысл норм конституции и иных законотворческих актов истолковывается как нормативный порядок.

Из основной нормы вытекают все остальные нормы.

Первыми являются нормы конституции, выше конституции могут быть только нормы международного права, предписывающие соблюдение конституции, далее следуют общие нормы, установленные в законодательном порядке или с помощью обычая. В основании пирамиды находятся индивидуальные нормы, создаваемые судебными или административными органами при решении конкретных дел, каждая норма должна соответствовать требованиям, предписывающим их выполнение вышестоящими нормами, тогда они станут считаться правовыми и подлежать исполнению.

Заслуга Кельзена состоит в разработке структуры нормы права, выделении таких свойств права, как формальная определенность точность, однозначность правового регулирования, также был обоснован принцип законности.

 

 

«-» теории

· Отрицание обусловленности права потребностям общественного развития

· Формализация права повлекла за собой игнорирование его содержательной стороны, а именно прав личности, нравственных начал

· Недооценка связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами

 

31. Социологический и психологический подход к праву

Правопонимание – это центральная категория юриспруденции, отражающая процесс и результат постижения права и которое выступает как мыслительная деятельность человека по познанию права, оценки и отношению к нему как к целостному социальному явлению.

Начало 20-го века характеризуется возникновением психологического и социологического подхода к праву.

Петрожитский Лев Иосифович – основатель психологической школы права. Его основной труд называется теория права и государства в связи с теорией нравственности.

Психологическая школа права Петрожитского боролась с позитивискими концепциями к числу которых было отнесено понимание права как внешнего государственного веления. Правовые начала человеческого поведения коренятся в психике человека, а именно в эмоциях долга. Исходным тезисом Петрожитского является то, что право – это феномен психики, а источником права выступают эмоции, которые заставляют человека совершать те или иные поступки.

Право по Петрожитскому делится на позитивное, созданное государством и интуитивное, содержащееся в психике человека.

Интуитивное право ( другими словами автономное) образует переживания, исполняющиеся по зову голоса совести и оно носит индивидуально свободный характер.

Позитивное право основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте, оно способно создавать правовые предписания обязательные для всех субъектов права.

По Петрожитскому реально существуют только психические процессы и Петрожитский полагал, что науке о государстве, праве, хозяйстве должны опираться на анализ психических явлений. Петрожитский вводит понятие эмоция. Эмоции - это истинные мотивы человеческого поведения. Эмоции подразделяются на моральные и правовые. Моральные эмоции императивны, т.е. обязательны.

Правовые эмоции обладают обязательно-притязательным свойством, т.е. не только какое-то лицо обязано что либо делать, но и другое лицо вправе требовать от него выполнения данных обязанностей.

«+» теории:

· теория обращает внимание на психологическую сторону права (Нельзя издавать законы, не изучив уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя применять законы, не учитывая психологические особенности индивида)

 

«-» теории:

· односторонний характер теории, невозможность в рамках данной теории структурировать право

Социологическое направление правопонимания акцентирует живое право, т.е. систему правоотношений и поведение людей в сфере права. Социологическая юриспруденция борется против мертвого права, т.е. тех норм, что записаны в законах и иных актах государства, по их мнению это не есть само право.

Социологический подход представлен тремя школами:

· Австрийская школа (Евгений Эрлих)

Его основной труд – социология права. Концепция Эрлиха получила название концепции свободного права и для неё характерен свободный подход к праву, который можно обнаружить в практике судебного разбирательства, а исходные начала самого права следует искать в обществе в образующих его объединениях, таких как семья, торговые товарищества, государство.

«Живое прав -это право, определяющее саму жизнь, даже если оно не содержится в предписаниях

Вклад Эрлиха – обоснование термина «живое право»

· Французская школа (Леон Дюги)

Он был основателем теории солидаризма. Данная теория стремится связать право с действительностью, основываясь на идее социальной солидарности. Отвергается наличие каких-либо неизменных ценностей и человек рассматривается как существо общественное. Общество трактуется как совокупность связей, объединяющих людей на основе взаимоподержки т.е. солидарности. Из этого положения делается вывод о существовании неизменной нормы солидарности «поступай солидарно».

Таким образом сущность права состоит в общественной солидарности, основной труд Дюги «трактат о конституционном праве». Дюги предпринял попытку привнесение перемен в правоведение и упразднить в юридической науке некоторые понятия и категории. К их числу он относил понятие «суверенная личность государства», субъективное право личности и защищал ряд новых понятий, таких как юридическая ситуация, функция, социальное право. Дюги рассматривал государство и право как институты функционирование которых удовлетворяет потребности всего общества. Государство, по его мнению, это орган, выявляющий и развивающий социальную солидарность, соответственно государтсво, социальные группы и индивида Дюги рассматривал не как носителей определенных прав, а как исполнителей определенных функций.

 

· Американская школа (Роско Паун)

Написал труд «Юриспруденция» в 5 томах. Был основателем инструментального, прагматического подхода к праву, а само право начало восприниматься как инструмент социального контроля. Паунт обращает внимание на необходимость изучения деятельности юристов и особенно судий, от которых зависит реализация права. Под правом в действии Паунт понимает 3 взаимосвязанных его проявления в социальной жизни:

· Правопорядок

· Совокупность предписаний

· Правоприменительная деятельность в суде или администрации

· Цель права состоит в примирении и гармонизации сталкивающихся интересов.

«+» теории

· Общество и право рассматриваются как целостные и взаимосвязанные явления

· Подчеркивается роль права как средство социального контроля

«-»

· Отрицание нормативности как важнейшего свойства права

Недооценка в праве нравственно-гуманистических начал

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЗАКОНА

Три подхода:

1 Подход Классический (либерталистский подход, либертас - свобода) Нерсесянц

Определение права (по Нерсесянцу) – «право это формальное равенство всеобщая равная мера, всеобщая свобода и справедливость».

Это определение фиксирует понимание права как самостоятельной сущности, указанные объективные свойства права и характеризуемая ими сущность относятся к определениям права в его «различении» с законом, т.е. не зависят от воли законодателя к этим исходным определениям права в процессе позитивации права, т.е. его выражения в виде закона добавляется новое определение:

Государственно-властная общая обязательность того, что официально признается и устанавливается как закон в определенное время и в определенном социальном пространстве. В данном случае мы имеем дело с установлением закона как правового по совей сути явления. Правовой закон это адекватное и полное выражение права в его официальной признанности, общеобязательности, определенности и конкретности.

В смысловом контексте различия и совпадения права и закона очевидно, что общеобязательность закона обусловлена его правовой природой и является следствием общезначимости объективных свойств права, показателем социальной потребности и необходимости властного признания, соблюдения, конкретизации и защиты принципа и требований права в соответствующих официальных актах.

Либерталистская концепция различения права и закона указывает что определение позитивного права, т.е. правового закона должно включать как минимум две составляющие:

1. Первая должна содержать одну из характеристик права как сущности (т.е. права в его «различении» с законом)

2. Вторая должна включать характеристик права как явления (т.е. право как закон).

Т.образом ПРАВО ЭТО общеобязательное формальное равенство, равная мера свободы, обладающая законной силой – это справедливость имеющая силу закона и общеобязательная форма равенства свободы и справедливости.

Т. Образом ПРАВО ЭТО соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения.

Реальный процесс позитивации права, т.е. его превращение в закон, зависит от многих факторов:

- экономических

- политических

- социальных

- духовных

- культурных

- законотворческих

 

СХЕМА

 

ПРАВО:

- КАК СУЩНОСТЬ (то, что сущ-ет объективно, независимо от государственной воли; право это мера свободы, рав-ва, и справедливости) - КАК ЯВЛЕНИЕ (правовой закон, государственно-властное веление) есть зависимость от гос-ва. На него оказывают влияние все факторы - экономические и др.
Соотношение права как сущности и права как явления:
Объективное св-во права Право как закон

Позитивация – когда право закреплено в законе гос-во как сущность переходит в право как явление.

право это система общеобязательных норм охраняемых гос-вом.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 5996; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь