Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Происхождение государства и права.



Происхождение государства и права.

 

Чтобы теоретически правильно подойти к вопросу о государстве и праве, необходимо рассмотреть их историческое происхождение.

Благодаря успехам археологии, этнографии, представления о первобытнообщинном обществе, эпохах и тенденциях его развития к настоящему времени существенно обогатились. В 50-х годах прошлого столетия было сделано открытие, которое нанесло ощутимый удар по теории эволюции. Было обнаружено, что все живое на земле, от бактерий до человека, имеет единый биологический код. И если бы жизнь на нашей планете возникла и развивалась бы по Дарвину, то этого не должно было бы быть. Получается, что род человеческий произошел от единой праматери. Совсем недавно японские исследователи это успешно подтвердили, то есть, что люди произошли от одной женщины.

Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых отличается определенным уровнем и характером общественных отношений (культурных, экономических, религиозных). Самым крупным и длительным этапом в жизни общества было время, когда не было ни государства, ни права. Этот период охватывает тысячелетия, от появления на земле человека и до возникновения классовых обществ и государств. В науке за ним закрепилось название первобытного общества или общинно родового строя. Первобытная организация была самой протяженной в истории человечества. По мнению ученых, археологов, её нижняя грань датируется временем не менее 1.5 миллионов лет назад, а некоторые авторы относят ее и к наиболее отдаленному времени. Верхняя грань первобытности колеблется в пределах последних 5 тысяч лет.

В Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертом-третьем тысячелетия до н.э, в Европе – в первом тысячелетии до н.э, в Америке – в первом тысячелетии н.э, в других частях земного шара – еще позднее.

Первобытное общество в своем развитии прошло следующие эпохи:

1. Эпоха праобщины или первобытного человеческого стада. Содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованного от пролюдей, и она характеризуется завершением биологического развития самого человека.

2. Эпоха первобытной или родовой общины. Эпоха открывается возникновением первых прочных форм социальной организации – рода и родовой общины. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяли как родовой строй. Род или родовая община– это объединение людей, основанное на действительном или предполагаемом кровном родстве, а также общности имущества и труда. Членов рода объединяет кровное родство, совместный коллективный труд и общность имущества.

Родовой строй у многих народов проходил в 2 этапа:

1. Матриархат (материнский родовой строй).

2. Патриархат (отцовский родовой строй).

В эпоху становления и развития родового строя основной формой общественной организации был материнский род. Женщина играет важную роль в общественном производстве. Она, как и мужчина участвует в добывании средств к жизни, однако её труд, состоящий в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное, в обработке земли с помощью примитивной мотыги, был намного производительнее труда мужчины-охотника. Вместе с тем, родство определялось по материнской линии – это вторая причина, объясняющая главенствующее положение женщины в родовой общине. Мужчины были менее значимы в то время. Но, когда скотоводство, земледелие, плавка металла, изготовление орудий труда, оружия стало уделом мужчины, тогда они стали играть решающую роль в общественном производстве, и главенствующие положение в родовой общине переходит к мужчине. Произошли серьезные изменения в брачно-семейных отношениях. Родство отныне стало определяться по мужской линии.

Для рода, как первичной организации первобытного общества присущи следующие признаки:

1. Род – это личный, а не территориальный союз. Объединение людей не связывалось с какой-либо территорией. Рода могли перемещаться, но их организация при этом сохранялась.

2. В родах существовало общественное самоуправление. Управление родовой общиной, в которую входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек, осуществлял старейшина, который избирался всеми членами рода. Должность старейшины- не наследственная, и могла быть замещена любым членом рода, как мужчинами, так и женщинами. На время военных действий, возникающих в результате столкновений между родами, избирался военноначальник. Выборный старейшина и военоначальник трудились наравне с членами рода, и род в любое время мог их сместить. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытнообщинную демократию ( потестарная власть ).

3. Для рода свойственно единство, взаимопомощь и сотрудничество. Возникшие вопросы решались общим собранием всех членов рода, а старейшина приводил эти решения в жизнь. Споры между членами рода разрешались обычно теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением и оно, как правило, состояло в наложении обязанностей за провинность. Крайняя форма наказания – изгнание из рода.

Род также давал защиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Таким образом, род является основной начальной ячейкой человеческого общества при первобытнообщинном строе. Отдельные рода объединялись в более крупные объединения. Образовывались племена.

4. Эпоха первобытной соседской общины. Во многих, хотя и не во всех обществах, эта эпоха открывается появлением на смену камню металла и повсюду прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности, ростом избыточного продукта, распространением грабительских войн из-за накопленных богатств. Общественная власть не была анархией, хаосом. Совместная жизнь и коллективный труд требовали поддержания определенного порядка, соблюдения определенных правил поведения. Такими правилами поведения стали обычаи, которые не требовали создания особого аппарата принуждения, основывались на привычках, традициях, авторитете старших поколений, нравственных, религиозных воззрениях людей. Нормы первобытного общества называют мононормами.

 

Разложение первобытнообщинного строя.

Появление государства.

 

Следующий эволюционный этап в развитии общественного производства был связан с переходом от присевающего хозяйства к производящему (скотоводство, земледелие). Этот процесс, по данным археологии, этнографии начался 10 – 12 тысяч лет назад и продолжался у некоторых народов несколько тысячелетий. Этот процесс получил название неолитической революции, поскольку произошел в период позднего неолита на рубеже перехода к эпохе бронзы. Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, он справедливо обозначается как революция. Такая периодизация позволяет для теории государства и права четко определить, какие формы организации власти функционировали в обществах с присваивающей экономикой, а какие в обществах с производящей экономикой. Все эти стадии, эпохи прошли все племена и народы, вставшие на путь цивилизации.

 

ПРАВО И ГОСУДАСРТВО В

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.

 

Понятие и структура

Право и другие социальные нормы как

Государство и Церковь.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

 

Гражданское общество.

Правовое государство.

 

Основная идея теории правового государства – это идея о связанности государства правом. Можно предположить, что эта идея зародилась вместе с возникновением государства, ибо еще в условиях догосударственного развития все органы первобытной, а затем и военной демократии формировались и функционировали в рамках определенной нормативной системы. Всякая власть стремится к расширению своих властных полномочий, властного пространства, стремится распространить свое влияние на более широкий круг субъектов и отношений. Это неизбежно ведет к ущемлению свободы и интересов подвластных, которые не мирятся с узурпацией власти, противодействуют ей, опираясь прежде всего на существующее в обществе право, которое ставит власти предел. Уже в древности мы наблюдаем не единичные случаи, когда субъект, узурпирующий власть, изгоняется народом, как нарушитель вековых обычаев. Вспомним, что последний царь в Древнем Риме – Тарквиний Гордый – был изгнан из Рима за узурпацию власти и заменен двумя военноначальниками – консулами. С изгнанием князей мы встречаемся и у славян: например, князь Игорь, казненный древлянами. Можно сказать, что идея ограничения власти, правомерность борьбы против узурпаторов, присуща любому свободолюбивому народу. Гуго Гроций в своем сочинении «О праве войны и мира» приводит более десяти случаев, когда народ имеет право оказывать сопротивление властям, в том числе и в случае узурпации власти, нарушения монархом закона, и условиях, на которых монарху была вручена власть. С возникновением государства и права эти идеи получили философское, правовое, религиозное обоснование и выражение. С позиции понимания правового государства как требования справедливого по отношению к человеку государственного устройства, представляет интерес три аспекта развития концепции правового государства:

Функции и принципы права.

Основные концепции права.

 

Право одно из самых сложных общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, так как в правопонимании отражается представления людей об обществе, о его критериях, ценностях. Право в практической жизни людей – это явление, относящееся к обыденным делам, конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях и связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей и других юридических работников. Право настолько сложный и уникальный феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к праву не только не исчезает, а возрастает, поэтому все то, что называется правом, изучается с глубокой древности и до настоящего времени прежде всего в практических целях. С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и поэтому на своем собственном опыте составляет как раз собственное представление.

История цивилизаций знает сотни правовых теорий. Учения о праве демонстрируют огромное разнообразие оценок, результатов. И все же можно утверждать, что все представления о праве опираются на общую основу, а именно: право для людей всегда выступало как определенный порядок в обществе, но за этой общей основой начинаются различия. Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Основные положения этой концепции сформировались еще в древности. Суть данной теории сводится к тому, что в каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении существует естественное право, которое охватывает такие права, как право на жизнь, свободу и так далее.

Исходный пункт теории естественного права – природа человека, социальные качества людей. Люди признаются равными по своей природы, они от природы наделены естественными стремлениями, разумом и так далее. Права, относящиеся к естественным, существуют как таковые независимо от того, закреплены они где-либо или нет. Они вытекают из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и других факторов. В силу этого естественные права, хотя и в известной мере зависят от условий общественной жизни, в своей сути являются природными, неизменными. Содержание природных или естественных прав человека не определяется государством. Государство призвано лишь закрепить права, принадлежащие человеку от природы. Законы, принимаемые государственными органами, могут выражать естественные права человека, но могут и расходиться с ними. При расхождении закона с естественными правами, закон не признавался обоснованным и отвечающим правам человека. Для того, чтобы оценивать любой закон, как правовой или не правовой, нужно ответить на вопрос, что же такое право? Но все представители естественно правовой теории сходились в мнении о том, что право – это прежде всего высокая идея, призванная охватить все проявления правовой реальности. А вот содержание этой высокой идеи различные мыслители определяли по-разному: для одних эта идея сводилась к божественному началу, для других – к объективному разуму, для третьих – к равенству и так далее. Но в целом всегда эта идея связывалась с природой человека и признавалась первичной по отношению к законам и регулируемыми ими общественными отношениями. В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, то есть выражает закон. Яркими представителями теории естественного права называют Бродского, французских просветителей, Радищева и так далее. Изложенные ими идеи нашли свое закрепление в американской декларации независимости, во французской декларации прав и свобод гражданина.

 

Признаки права.

Сущность права.

Классовых начал в праве.

 

Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором общественных отношений. Обязательность права обеспечивается возможностью государственного принуждения; правовые положения становятся общеобязательным правилом поведения для тех, кому они адресованы. Эти основные характеристики права и составляют его сущность. Сущность любого явления – есть главное, основное, определяющее в этом явлении. Совокупность внутренних характерных черт и свойств права, без которых явление теряет свою особенность и своеобразие. Таким образом, сущность права – это главная внутренняя относительно устойчивая внутренняя особенность права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Проблемы сущности права имеет несколько теоретических аспектов. Один из аспектов проблемы сущности права заключается в попытке выделить в праве главный основополагающий компонент. Каков он? Нормативность, общеобязательность, принудительность или что-то иное? Марксистская концепция права определяла классово-волевой аспект. Маркс и Энгельс рассматривали право как возведенную в закон волю господствующего класса, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни господствующего класса. Классово-волевое понимание было затем распространено на понимание сущности советского права. Классовые интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующего класса, выражались через волю господствующего класса в виде законов. Сторонники этого подхода определяли или называли сущности права. Что же понимается под волей? Воля в психологическом смысле – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления (принятие решений, борьба мотивов и т.д.). Воля в социологическом смысле – это веление, желание, превращенное в веление. В этом смысле воля является компонентом власти, под которой понимается способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких либо средств (авторитет, насилие, принуждение и т.д.). В 30е-50е годы прошлого столетия эта теория легла в основу правовой системы социализма сталинского типа. Сталин и его окружение считали, что именно они формируют и выражают волю господствующего класса, превращая ее в свое веление и закрепляя, например, в таких законах, как закон об упрощенном уголовном судопроизводстве, принятом в 1934-37 годах. Таким образом юридическая наука в это время приняла как догму классово-волевой подход к сущности права.

В юридической науке выделяется также и общесоциальный подход. В рамках этого подхода, право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Право здесь используется как средство закрепления обеспечения прав человека, экономической свободы, демократии и т.д. Кроме названных подходов, выделяют такие подходы, которые разводят право, как явление общественной жизни, и закон, как форму выражения права. Право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права. Например, несмотря на обилие законов, нормативных предписаний исполнительной власти, в фашистской Германии, в Советском государстве при Сталине нельзя говорить о правовом характере этих законов. Здесь право и закон не совпадают. Однако существуют и законы, соответствующие правовым критериям, когда право и закон совпадают. Что же считать критерием для разграничения? Ответа на этот вопрос до сих пор не найдено. Например, в качестве критерия для разграничения правовых и не правовых законов в конце XIX – начале XX века предлагалось считать общую волю, волю всего общества, нации, народности. Следовало считать правовыми законы, которые адекватно отражают эту волю. Другие законы следовало относить к разряду не правовых. Противники такого критерия задаются вопросом: кто и каким образом может определить, содержится в том или ином законе общая воля или нет? Французский ученый Лион Дюги в работе «общество, личность и государство», изданной в Санкт-Петербурге в 1901 году, полагал, что закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек. И если закон есть выражение индивидуальной воли депутатов, то он не может быть обязательным для других воль. Он может быть обязательным только как формулирование нормы права или как применение его.

 

Содержание права.

 

Различают конкретно историческое содержание права и логическое содержание права, под которым понимают самое главное, самое общее, что можно выделить в праве и что качественно отличает право от других регуляторов. Конкретно историческое содержание права является разнообразным, обслуживает общество в их тысячелетнем развитии. Марксистская теория попыталась выделить в этом многообразии то содержание, которое было ориентировано на обеспечение определенных общественно-экономических формаций. Она создала типологию права. Различают рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое право.

Говоря о логическом содержании права, следует иметь ввиду, что как бы по смыслу ни отличались правила поведения, в каких бы областях они ни действовали, всегда речь идет об одном: о применении равного масштаба или меры к неравным людям. Содержание права – это равный масштаб меры поведения который устанавливает право. Например, праву абсолютно безразлично семейное, имущественное положение конкретного работника, когда оно закрепляет за определенной группой одинаковую пенсию. Формальное равенство перед правом – вот что содержит каждая применяемая норма. А если норма содержит какие-то привилегии льготы для той или иной категории работников, то они опять же являются равными для тех, кто обозначен, как адресат этой нормы: например, инвалиды, многодетные матери и так далее. Рассматривая теоретические содержание права как применение равного масштаба как применение равного масштаба к неравным людям, следует учитывать и обратную ситуацию, когда происходит применение неравного масштаба к неравным людям. Тогда речь идет о различных льготах привилегиях: жилищных, медицинских и так далее. Такое содержание права может быть обоснованным и привилегии права могут иметь законный характер. Например, некоторые льготы устанавливаются для работников с вредными условиями труда и так далее. Но такие привилегии могут быть и незаконными. Тогда имеет место произвол, захват чиновниками специального медицинского обслуживания, жилья, дач и так далее. Например, бывшие депутаты, не избранные в Государственную Думу на последующий срок, до сих пор не освобождают служебные квартиры.

Наконец, теоретически, могут возникнуть ситуации, когда неравный масштаб применяется к неравным людям, то есть, исчезает одинаковый масштаб и его адресат – равные люди. В этой ситуации исчезает право и наступает то, что в коммунистической утопи и определялось как «отмирание права». Попытки реализовать этот принцип в сельскохозяйственных коммунах прошлого столетия, когда в трудовой деятельности распределение шло по потребностям, привели к краху этого направления хозяйственной деятельности.

Содержание права может быть четко определено по принципу «запрещено все, что не разрешено». Такое содержание характерно для норм, действующих в системе управления, определяет отношение власти и подчинения, и все это присуще административному праву. Иной принцип «разрешено все, что не запрещено» действует в имущественной сфере, обуславливая автономию (самостоятельность) договаривающихся сторон. Итогом определения многообразного содержания права на теоретическом уровне является его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного тогда, когда это содержание определено социально-экономическими, политическими и иными потребностями, и субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а наоборот, произвольно опровергается всей существующей практикой.

 

Функции права.

 

Сущность и социальное назначение права конкретизируется в его функциях. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей и позволяют дать обобщающую характеристику работы юридических норм. Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют социальные и собственно юридические функции права. Первые показывают, на какие сферы общественной жизни осуществляется юридическое воздействие, а вторые – каким образом это воздействие осуществляется. Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества: экономику, политику, духовные отношения, и, значит, выполняет общесоциальные функции:

1. Экономическую, так как право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и так далее.

2. Политическую, поскольку право регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и так далее.

3. Воспитательную, так как право оказывает специфическое педагогическое воздействие.

4. Коммуникативную, поскольку право выступает способом связи между субъектом и объектом управления.

К собственно юридическим функциям относятся регулятивная функция права и охранительная функция права.

Регулятивная функция права – это направление правового воздействия, выражающаяся в установлении определенных правил поведения. В ее рамках выделяют регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функцию права. Первая осуществляется путем установления запретов, предписаний воздерживаться от посягательств на определенные общественные отношения, вести себя пассивно. Таким образом, происходи закрепление определенного состояния общественных отношений. Вторая осуществляется при помощи предписаний, обязывающих совершать определенные активные действия для обеспечения развития соответствующих общественных отношений. Она выражается в установлении юридических обязанностей.

Охранительная функция – это направление правового воздействия, направленного на охрану общественных отношений, урегулированных правом. Объектом регулирования здесь являются общественные отношения, в которых участвует правонарушитель. Естественно, государство не заинтересовано стимулировать противоправное поведение и поэтому стремится устранить из существующей системы общественных отношений. В связи с этим на правонарушителя возлагается обязанность претерпевать определенные лишения за содеянное. Важнейшим средством охранительно воздействия права на общественные отношения является государственное принуждение.

 

Принципы права.

 

Право строится, функционирует на основе определенных принципов. Принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права лежат в основе деятельности правового государства всех органов государственной власти. Руководствуясь этими принципами государство обеспечивает социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан и гарантирует выполнение ими своих политических обязанностей. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются «стержнем» всей системы права того или иного государства. Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах-принципах), которые содержаться в Конституциях, преамбулах законов, кодексах. Принципы права можно подразделять на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые. Общеправовые принципы – это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора общественных отношений. Эти принципы распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права. К числу основных принципов права относят: принцип социальной свободы, принцип социальной справедливости, принцип ответственности за вину, принцип законности и другие принципы. Отраслевые принципы права действуют в рамках одной отрасли права (например, принцип равенства супругов в семейном праве, принцип единобрачия).

Межотраслевые принципы действуют в рамках одной или нескольких отраслей права: например, принцип материальной ответственности, презумпция невиновности и так далее.

 

Ценность права.

 

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория «ценность права». Ценность права – это способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных потребностей общества и отдельных его членов. Ценность права выражается в том, что:

1. право – это средство организации управления обществом. Оно придает действиям людей согласованность. Реализация правовых норм приводит к упорядоченности общественных отношений.

2. право – это действенное средство защиты существующего общественного строя, правовые нормы устанавливают меры ответственности за общественно опасные и вредные для общества деяния.

3. право – это также средство обновления общества. Оно развивает те общественные отношения, в которых общество заинтересованно.

4. право – выразитель справедливости. По своему назначению оно противостоит несправедливости, что подчеркивают многие правовые понятия.

5. право определяет меру свободы личности в общества. Право и свободы личности не отделимы друг от друга поскольку право, определяя масштаб, границы свободы и помогает все это осознать.

Обобщая все сказанное, можно говорить о том, что право является средством утверждения нравственных начал в общественной жизни, средством воспитания населения, формирования прогрессивной культуры.

 

Право и экономика.

 

В настоящее время под экономикой следует понимать определенную социальную сферу – деолектическое сочетание социальных отношений, социальной деятельности, связанных с производством, обменом, распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности. В марксистской теории соотношения права экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса (экономической структуры общества, складывающейся независимо от воли и сознания людей) и надстройки (идеологических отношений, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием).

Экономика, как явление базисного порядка, имеет определяющее значение по отношению к праву как части надстройки. Базис общества обуславливает необходимость правового регулирования в целом. В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, но они и не упрощали его. Поскольку они учитывали влияние на право других факторов, других частей надстройки, и подчеркивали, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете. Теория марксизма указывает лишь на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. И Энгельс в одном из писем к Шмидту писал о том, что право может как способствовать развитию экономики, так и тормозить его.

Разработанные Марксом и Энгельсом положения о закономерностях связей экономики и права, как считают многие ученые, принципе, достоверны. Однако, в дальнейшем, обратное влияние права на экономику было очень сильно преувеличено в теории и практики социалистического строительства. Все это обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое план свой экономической деятельности объявляла юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировала как юридические требования. В настоящее время баланс между правом и экономикой, государственно-правовым явлением в экономике определяется через идею социального государства. Большое значение правовое регулирование экономики имеет в период перехода к рынку, поэтому оно особенно важно для России.

Термин «политика» в переводе с греческого означает «город-государство» и впервые появился в Древней Греции. В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сходятся, реализуются интересы больших социальных групп, классов, народов, национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика как явление возникает вместе с социальной дифференциацией общества и с расслоением этого общества на большие социальные группы, которые обладают особыми интересами. Поэтому политики не существовало в первобытном обществе – там индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины. Не регулируемая политическая борьба может взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека. В связи с этим возникает потребность в особой форме организации общественной власти и особой нормативной системы регуляции, что должно сохранить целостность общества. Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство – это «главный политик», центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества. Если все другие субъекты политической жизни (политические партии, профсоюзы, отдельные политики) отражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех участников политики. Государство представляет собой наиболее мощный и наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов и поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти или приближение к ней. Право имеет политическую природу ибо уже по своей форме выступает нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных структур. Право может служить формой выражения и осуществления политики, пока сама эта политика строится на исходных началах справедливости. Как только государство начинает использовать законодательную власть в интересах какого-либо социального слоя и проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников утрачивается и государство создает бессодержательный внеправовой закон.

 


ТИПЫ ПРАВА, ПРАВОВЫЕ

СЕМЬИ И ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ.

 

Понятие типа права.

Правовая система общества.

Ее понятие и структура.

 

В последние годы в нашу науку вошел ряд новых общетеоретических понятий, которые носят собирательный, обобщающий характер. К ним относят, например, такие понятия, как «правовая основа», «правовая система», «правовой статус», «правовая культура», «механизм правового регулирования». Они явились результатом тех процессов, которые произошли и происходят в реальной действительности. Одна из таких категорий – «правовая система», которая дает возможность анализировать всю правовую реальность в ее целостном виде. С разработкой этой правовой категории произошла определенная переориентация правовой мысли, появилось очень много нерешенных проблем, ибо сразу всем стало ясно, что право это не вся правовая система, а лишь ее нормативная основа, центральное звено. Правовая система – это сложное, многоплановое понятие, отражающее всю совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения. Правовая система не совпадает ни с системой права (внутренняя структура права), ни с системой законодательства, ни с механизмом правового регулирования. В широком смысле «правовая система» выступает нормативной основой всего социально-экономического, политического слоя общества, и правовую систему определяют каксовокупность внутренне согласованных взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативное воздействие на общественные отношения. Три определяющих правовых явления – право, юридическая практика, правовая идеология – в совокупности образуют правовую систему. Право – это центр (ядро) всей правовой системы. Юридическая практика включает деятельность правотворческих органов и правоохранительных органов государства. Правовая идеология – это правовые знания, представления, понятия, убеждения о необходимости принятия соответствующих норма права, о содержании права. Необходимо заметить, что особенности правовых систем различных стран зависят от соотношения и содержания указанных трех элементов. От того, как они соотносятся между собой, все это определяет специфику правовой системы того или иного государства. Например, в правовых системах англо-саксонского права первое место в силу особых исторических условий этих стран, сложившихся традиций, занимает юридическая практика (прецеденты). В праве континентальной Европы на первом месте право, выраженное в законодательстве. В праве, господствующем в мусульманской религии, первое место занимает религиозная мусульманская правовая идеология. Поэтому понятие правовой системы позволяет широко и полно осветить особенности той или иной страны в связи деятельностью их юридических органов и отсюда обрисовать специфику права в группах стран.

 

Преемственность в праве.

Рецепция права.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.076 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь