Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные темы и понятия раздела. Диспозиционная концепция личности. Личность как предмет изучения



• Личность как предмет изучения

• Диспозиционная концепция
личности

Возможности самореализации
личности в контексте
психологии инноваций

Креативность как фактор
самореализации личности
в изменчивом мире


* * *

Известно, что к настоящему времени в психологии нако­пилось уже не менее ста определений личности. Различия в данных определениях обусловлены, как правило, теорети­ческими позициями их авторов. Однако при этом многие из авторов подчеркивают общественную природу личности, ее включенность в какую-либо систему социальных отношений. Начало такому подходу положил Аристотель, назвавший чело­века «общественным животным». Любая личность представля­ет србой своеобразный и неповторимый сплав индивидуаль­но-психологического и социального. Особенности конкретно­го исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, слою, какой-либо организа­ции или группе накладывают свой отпечаток на черты лично­сти, формируют соответствующие образы ее поведения.

Любая личность подвержена воздействиям со стороны об­щества на макро- и микроуровне. Под макроуровнем подразу­мевается «широкая» социальная среда, вплоть до уровня все­го мирового сообщества. Конечно, при этом в первую очередь следует отметить роль социальных влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность. Микроуровень — это ближайшее социальное окружение личности: семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи, — т. е. все люди, с которыми непосредственно общается личность в тех или иных ситуациях повседневной жизни. Воздействия на личность со стороны макросреды преломляются определенным образом сквозь приз­му конкретной микросреды.

С другой стороны, личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социаль­ной среды, но и субъектом деятельности. Каждый человек оп­ределенным образом влияет на других людей, общаясь с ними в разнообразных ситуациях.

Воздействует личность и на макросреду. Голосуя за того или иного кандидата на выборах, принимая участие в каких-либо демонстрациях, митингах или забастовках, личность вы ступает как субъект политической деятельности, оказывая вли­яние на преобразование макросреды. Более того, личность — это субъект исторического процесса, ибо каждый из нас выступает в нем как действующее лицо.


70 Раздел II. Социальная психология личности \

Итак, социально-психологический подход к личности тре­бует рассмотрения ее в тесной связи с социальным окружени­ем. Именно такой подход демонстрируют авторы материалов, * представленных в данном разделе.

В. А. Ядов

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ1

Личность — предмет исследования множества наук, не толь­ко психологии и тем более социальной психологии2.

Как раз выделение собственно социально-психологического аспекта человеческой деятельности представляет определен­ную трудность, ибо он в равной мере соприкасается с социо­логическими подходами к рассмотрению личности и с обще^ психологическими исследованиями ее как целостности психи­ческих свойств и процессов.

Однако, что такое личность?

Известно, что в отношении человека используются разные термины и понятия: человек, индивид, личность, субъект, инч дивидуальность. По-видимому, личность есть определенный модус существования человека, т. е. какое-то его определен­ное качество, состояние или проявление.

Человек — понятие самое общее. Оно означает вид в био­логической классификации (Ното заргепз) и поэтому пред­ставляет собой по преимуществу биосоциальную категорию.

На биологическом уровне мы можем выделить категориаль­ные пары понятий «вид—индивид», причем в русском языке, как верно отмечает М. С. Каган3, за биологическим индивидом зак­репилось понятие «особь», а за человеческим — «индивидуум». Человеческий индивид, или индивидуум, есть представитель 1 рода, а именно биологического вида Ното заргепз.

' Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л.: I Изд-во ЛГУ, 1979. - Гл. 3, § 1. - С. 75-80.

2 Наиболее обстоятельно это рассмотрено в фундаментальной работе: Ана- 1
ньев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.

3 Каган М. С. К построению философской теории личности // Философ­
ские науки. - 1971. - № 5. - С. 13-14.


В. А. Ядов. Личность как предмет изучения____________ 7_1

Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. Личность — это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. «Сущность человека не есть абстракт, присущий от­дельному индивиду. В своей действительности она есть сово­купность всех общественных отношений», — писал К. Маркс1. То есть сущность человека не в его уникальности как индиви­дуума, а как раз в противоположном — в его социальном каче­стве, сближающем его с подобными ему индивидами того же рода, сущность в его социальности.

Это социальное качество человека мы и называем личностью.

В процессе социализации человеческий индивидуум стано­вится личностью, качество которой зависит от социальной среды, от социально-экономического строя, от культуры, т. е. от многочисленных собственно социальных характеристик его окружения. Здесь уместно привести слова Ж. Пиаже, который заметил в одном из своих выступлений, что общество ежеми­нутно выпускает на свет божий тысячи дикарей, которых сле­дует цивилизовать, сделать общественными индивидуумами.

Личность, следовательно, формируется в процессе онтоге­неза в обществе. Поэтому категория, парная понятию «лич­ность», — это «общество». Каково общество, такова и лич­ность. Некоторые авторы возражают против такого понимания, полагая, что здесь имеет место излишняя социологизация, обез­личивание индивида. Но в таком случае придется искать какое-то специальное понятие для обозначения именно социального качества или качеств человека. В этом, однако, нет необходи­мости. Почему? Потому, что наука имеет специальное поня­тие для обозначения-уникальности человеческого индивидуу­ма и как биологического, и как социального организма. Это понятие индивидуальности. Индивидуальностью Б. Г. Ананьев называет биосоциальную целостность конкретного человече­ского индивидуума. Здесь фиксируется и неповторимость со­матических, физиологических, и неповторимость психических свойств индивида, и особенность его социальных качеств, свя­занных со спецификой филогенеза.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 3. - С. 3.


72 Раздел II. Социальная психология личностуШ

Неправомерность применения понятия «личность» к био-Я социальной целостности индивида диктуется еще и тем, чтяИ в таком случае следовало бы признать рядоположенность био~ | логических и социальных свойств человека, тогда как его со­циальные качества не только доминируют над биологически-1 ми, но модифицируют последние1.

Так что биологическое снимается социальным, и даже эле-1 ментарные физиологические процессы совершаются челове-Д ком в социально-культурной форме, т. е. в социально преоб­раженном (сравнительно с животным) виде. Точно так же иЯ соматически-конституционные особенности человеческого ин-| дивида подвергаются социально обусловленным изменениям | (например, акселерация). Иными словами, социальное в челоЯ веке есть относительно самостоятельное качество, подлежащееЖ специальному изучению как собственно человеческое. ПоэтомуЯ изучение личности и есть изучение человека в его сущности. 1

Наряду с понятиями «человек», «индивидуум», «личность» и «индивидуальность» мы используем понятие «субъект дея­тельности». В широком смысле субъект активности есть ее ис­точник, ее движущее начало. Согласно Б. Г. Ананьеву, чело­век выступает источником (субъектом) познания, труда и об­щения, т. е. основных видов деятельности, присущих развитому Я человеческому индивиду. Чтобы стать субъектом деятельно­сти, индивидуум должен предварительно социализироваться, I т. е. сформироваться в данной социальной культуре, воспри­нять ее требования и нормы, «вжиться» в социальную средуЯ В противном случае его субъективность (активное начало) не | будет продуктивной, его действия не будут восприняты обще-1 ственной средой, а, напротив, встретят противодействие как | «асоциальные».

Не рассматривая здесь этот вопрос более детально, заметим, что перечисление основных форм или видов общественной (со­циальной) активности или деятельности не исчерпывается толь­ко сферой труда, познания и общения. Например, М. С. Каган 1 выделяет пять таких форм: 1) познавательную деятельность, 2) ценностно-ориентационную, 3) преобразовательную или I

' См. обсуждение этих проблем в кн.: Биологическое и социальное в разви- 9 тии человека. — М., 1977.


В. А. Ядов. Личность как предмет изучения____________ 73

творческую, 4) коммуникативную — общение и 5) художествен­ную, или эстетическое освоение действительности1. Комбина­ция этих видов деятельности в смысле доминирования одних и периферийного существования других создает определен­ный исторический тип социального субъекта — субъектотип. В социально-историческом плане можно говорить о том, что эпо­ха капитализма породила практически ориентированную лич­ность, тогда как эпоха феодализма продуцировала ценностно-ориентационную деятельность в сочетании с практицизмом и при угнетении рациональной, познавательной деятельности. Коммунистический идеал — всесторонне развитая личность, гармонически сочетающая все виды деятельности.

Если естественные науки, имея предметом изучения чело­века, анализируют его свойства как биологического и нередко биосоциального организма, то личность как социальное каче­ство человека является предметом исследования социальных наук: философии, социологии и психологии.

Философия имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылками изучения личности и человека, с решением таких фундаментальных (методологических) проблем, как оп­ределение места человека в системе мироздания, его сущно­сти, т. е. ведущих свойств, остающихся неизменными в много­образных связях и отношениях его с внешним миром. Такой подход к проблеме человека прямо относится к основному вопросу философии — о первичности или вторичности мате­рии в отношении духа, сознания. Именно поэтому мы выделя­ем материалистические и идеалистические концепции челове­ка, а также такие, в которых на первый план выступают свой­ства личности как объекта социальных отношений, либо ее свойства как субъекта деятельности (субъективистские кон­цепции), либо же, как это имеет место в диалектико-материа-листическом подходе, фиксируется их взаимопереходящее друг в друга единство.

Социология исследует личность со стороны ее деиндивиду-ализированных, деперсонифицированных свойств в качестве определенного социального типа, основные черты которого есть продукт принадлежности к определенному месту в со-

' Каган М. С. Человеческая деятельность. — М., 1974


74_____________ Раздел П. Социальная психология личности

циальной структуре и детерминированы этим положением. Для социолога личность есть интеграция социально заданных функций, ролей, вывернутый вовнутрь «социум».

В социологии личность — это прежде всего субъект исто­рического социально-экономического процесса, его продукт, результат социализации индивида. Язык и понятийный аппа­рат социологии не приспособлен для изучения субъективного начала в саморазвитии личности, ибо субъектом историческо­го и социального процесса являются отнюдь не индивиды, но классы, социальные группы, народы, т. е. социальные общно­сти. Социолога интересует социальный тип личности, то об­щее, что «привязывает» личность к социальной группе, а не то особенное, что отличает его от других индивидов. В этом смыс­ле социологический подход к личности прямо противополо­жен общепсихологическому.

Общепсихологическое изучение личности — это исследова­ние человека как носителя совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы дея­тельности и поведения1.

С. Л. Рубинштейн писал: «В качестве собственно личност­ных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значи­мое поведение или деятельность человека. Основное место поэтому в них занимает система мотивов и задач, которые ста­вит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т. е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способно­сти человека, т. е. свойства, делающие его пригодным к исто­рически сложившимся формам общественно полезной дея­тельности»2.

В противоположность социологическому подходу здесь:

а) подчеркивается изучение внутренних, субъективных от­ношений и качеств человека, делающих его личностью, чле­ном общества, мотивация его поведения и деятельности, т. е. его осознанные побуждения к активности;

1 Шорохова Е. В. Проблемы личности. — М., 1969. — С. 34.

2 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. —
С. 119-120.


В. А. Ядов. Личность как предмет изучения_______________ 7^5

б) отмечается, что речь идет о системе мотивов и вообще субъективных свойств человека, о структуре его социально обус­ловленных качеств как субъекта социальной деятельности.

То есть в отличие от социологии общая психология иссле­дует в личности прежде всего и главным образом ее субъек­тивное начало, ее внутреннюю природу, обусловленную, конеч­но, социальными условиями, которые сами по себе предметом изучения здесь не являются. Напротив, психолога интересу­ет выявление опосредующей роли внутренних психических свойств и процессов в восприятии воздействий внешней соци­альной среды, изучение регулятивных функций в поведении личности именно этих внутренних ее свойств и качеств: харак­тера, темперамента, задатков и способностей, мотивации.

Социальная психология как особая область знания есть пограничная между социологией и психологией дисциплина. В отношении личности ее предмет — это конкретно-истори­ческое исследование особенностей психических свойств и внут­ренней структуры личности как субъекта социальных отноше­ний, взятого в определенных социально-конкретных обстоя­тельствах.

Социальная психология осуществляет синтез социологи­ческого и общепсихологического подходов в исследовании лич­ности, интегрируя на основе данных конкретно-научных иссле­дований (ибо такая интеграция возможна и на философском уровне) изучение структуры личности как объекта и субъекта исторического процесса, конкретно-социальных условий и от­ношений. Предмет социальной психологии — исследование субъектотипа, типологии социального субъекта как индивида, изучение исторически и социально конкретно обусловленных типов социальной деятельности, взятых на уровне внутренней психической структуры: мотивации, ценностных ориентации, социальных установок и других диспозищюнных образований.

<...>


76______________ Раздел П. Социальная психология личности I

В. А. Ядов

ДИСПОЗИЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ1

Социально-психологический аспект, пограничный для со­циологии и психологии, должен, по-видимому, учитывать и общепсихические особенности структуры личности, прежде всего мотивацию ее поведения, и ее конкретно-социальную 1 обусловленность, т. е. «привязанность», а точнее — зависи­мость от условий формирования, социализации, воспитания, непосредственных обстоятельств деятельности, взятых в их социально-предметном смысле. Объектно-субъектные аспек­ты личности должны быть представлены здесь как целост­ность, но в определенном отношении, а именно — в отноше­нии к условиям ее деятельности, формировавшимся благода­ря предшествующему опыту и на основе ее природных свойств. '

Вполне правомерно выделить в качестве системообразую­щего признака личностной структуры (в интересующем нас I аспекте) многообразие отношений индивида к условиям его деятельности, имея в виду рассмотрение этих отношений как -определенной системы, как целостности2.

Имеется немало экспериментальных и теоретических дан-, | ных, свидетельствующих о наличии установочных или дис-позиционных механизмов регуляции социального поведения: личности.

Поэтому представляется правомерным рассмотреть дис-позишюнно-установочкые явления в рамках некоторой общей диспозиционной структуры личности как целостного субъек­та деятельности. Системообразующим признаком, единым для этой целостности, должны быть различные состояния и

1 Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л.:
^ Изд-во ЛГУ, 1979. - Гл. 3, § 4. - С. 106-120.

2 Основные положения рассматриваемой концепции были опубликованы
ранее (Ядов В. А. О диспозицнонной регуляции социального поведения
личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М.,
1975). Здесь мы вносим некоторые уточнения в формулировку гипотезы
на основе полученных эмпирических данных


В. А. Ядов. Диспозиционная концепция личности________ 77

уровни предрасположенности (предуготовленности) инди­вида к восприятию условий деятельности, его поведенческих готовностей, направляющих деятельность, которые так или иначе фиксируются в личностной структуре в результате он­тогенеза.

Согласно теории Д. Н. Узнадзе1, установка представляет собой целостно-личностное состояние готовности, настроен­ности^ на поведение в данной ситуации и для удовлетворе­ния определенной потребности. В результате повторения ситуации, в которой данная потребность может быть реа­лизована, установка личности закрепляется, фиксируется. Фиксированная установка есть как бы вторичная, тогда как актуальная ситуативная установка выступает в качестве пер­вичной.

В концепциях «аттитюдов» или социальной установки также подчеркивается их прямая связь с определенной (социальной) потребностью и условиями деятельности, в которых потреб­ность может быть удовлетворена. Смена и закрепление (фик­сирование) социальной установки также обусловлены соот­ветствующими отношениями между потребностями и ситуа­циями, в которых они удовлетворяются. И потребности, и ситуации деятельности, и сама диспозиция образуют иерар­хические системы. Что касается потребностей, то выделение в них потребностей первого (низшего) уровня как психофизио­логических, или витальных, а также более возвышенных, со­циальных — общепринято. Однако наряду с классификацией потребностей по источнику их происхождения возможна, а в на­шем случае — и более плодотворна, классификация по прин­ципу предметно»направленности человеческих потребностей как потребностей физического и социального существования

1 Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тби­лиси, 1961. Развитие теории установки Д. Н. Узнадзе применительно к теории личности см.: Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. — Тбилиси, 1974. Ш. А. Надирашвили, в частно­сти, обращает внимание на роль высших социально-установочных обра-' зований в регуляции социального поведения индивида — его ценностных ориентации и «психологического автопортрета» личности (С. 69-91), ука­зывая их ведущую роль на этом уровне психической регуляции.


78 Раздел II. Социальная психология личности '

индивида1. В различных общественных условиях те и другие! «находят» разное предметное насыщение, но в цикле индиви­дуального развития (в онтогенезе) их можно структурировать по уровням включения личности во все более расширяющиеся \ сферы деятельности, общения. Такие уровни можно предста­вить как первичные включения в ближайшее семейное окру­жение, далее — в многочисленные коллективы или малые груп­пы, в различные сферы трудовой и иной деятельности, нако­нец, включение через все эти каналы а также и многие другие, в целостную социально-классовую систему через освоение идео-;; логических и культурных ценностей общества. Основанием классификации служит здесь как бы последовательное расши­рение границ активности личности, источник которой со сто­роны субъекта — потребность или нужда в определенных и расширяющихся условиях полноценной жизнедеятельности ] человека.

Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, также обра- -\ зуют некоторую иерархическую структуру. За основание струк-турализации мы примем в этом случае длительность времени, в течение которого сохраняется основное качество данных ус­ловий. Низший уровень такой структуры образуют «предмет­ные ситуации», особенность которых в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся предметной средой. В те­чение краткого промежутка времени человек переходит из од­ной такой «предметной ситуации» в другую. Следующий уро­вень — условие группового общения. Длительность подобных

ситуаций деятельности несравненно больше. В течение значи-

_________

1 Дилшенский Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопро­сы философии — 1976. — № 9; 1977. — № 2. Г. Г. Дилигенский развивает весьма плодотворный подход к проблеме потребностей, указывая на то, что источником внутреннего психического напряжения (энергии, актив­ности) является борьба двух тенденций: к слиянию индивида с социумом и противоположной тенденции к самовыделению в качестве автономной единицы. Первая выражается в интериоризации способов и моделей дей­ствий, передаваемых индивиду в качестве социальных норм и навыков, в усвоении информации «от других», а вторая проявляется в развитии соб­ственного потенциала личности, в передаче другим информации, накоп­ленной в процессе ее деятельности, в самосознании (Вопросы философии. — 1976. - № 9. - С. 32-33).


В. А. Ядов. Диспозиционная концепция личности________ 79

тельного времени основные особенности группы, в которой протекает деятельность человека, сохраняются неизменными. Еще более устойчивы условия деятельности в той или иной социальной сфере - в сферах труда, досуга, семейной жизни («в быту»). Наконец, максимальная устойчивость во временном отношении (и по сравнению с указанными выше) свойственна общим социальным условиям жизнедеятельности индивида, которые составляют основные особенности (экономические, политические, культурные) образа жизни данного общества, класса, социальных групп. Иными словами, общесоциальная обстановка претерпевает сколько-нибудь существенные изме­нения в рамках «исторического» времени, условия деятельно­сти в той или иной социальной сфере (например, в сфере тру­да) могут изменяться несколько раз в течение жизни челове­ка, условия групповой ситуации изменяются в течение лет или месяцев, а предметная среда — в считанные минуты.

Если диспозиция личности представляет собой продукт «столкновения» потребностей и ситуаций (условий), в кото­рых соответствующие потребности могут быть удовлетворе­ны, и если они закрепляются (фиксируются) в личностной структуре в результате онтогенеза, то естественно предполо­жить, что эти диспозиционные образования также формиру­ются в некоторую иерархию.

К низшему ее уровню относятся, по-видимому, элементар­ные фиксированные установки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти уста­новки как закрепленная предшествующим опытом готовность к действию лишены модальности (переживание «за» или «про­тив») и неосознаваемы (отсутствуют когнитивные компонен­ты). Согласно Д. Н. Узнадзе, сознание участвует в выработке установки, когда привычное действие наталкивается на пре­граду и человек объективирует собственное поведение, осмы­сливает его, когда акт поведения становится предметом ос­мысления1. Не являясь содержанием сознания, установка «ле­жит в основе этих сознательных процессов»2.

1 Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тби­
лиси, 1961. - С. 128.

2 Там же. — С. 41.


80______________ Раздел II. Социальная психология личности

Второй уровень диспозиционной структуры — социальные фиксированные установки. В отличие от элементарных пове­денческих готовностей социальная установка, как и другие, рассматриваемые ниже диспозиции, обладает сложной струк­турой. Она, вероятно, содержит три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий (аспект поведенческой готовности). Факторы, ее формирующие, с одной стороны, — социальные потребности, связанные с включением индивида в первичные и другие контактные группы, а с другой — соответствующие социальные ситуации1. Иными словами, это «аттитюд», или «отношение», по В. Н. Мясищеву. Социальные установки об­разуются на основе оперирования с отдельными социальны­ми объектами и в разных конкретных ситуациях. Они могут быть более или менее обобщенными, поскольку и сами объек­ты обладают разной степенью общности. Кроме того, возмож­на классификация социальных установок по направленности преимущественно на объекты или преимущественно на ситу­ации2, по характеру объектов и ситуаций (например, норма­тивно-ролевые, установки на способ действий и т. п.).

Высший уровень диспозиционной иерархии образует сис­тема ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни данного индивида. Логично предположить, что система ценностных ориентации, идеоло­гическая по своей сущности, формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле как интерна-лизация общесоциальных, социально-классовых условий де­ятельности) и в соответствии с образом жизни, предоставля­ющим возможность реализации определенных социальных и индивидуальных ценностей.

В системе ценностей личности, а точнее — в системе ее цен­ностных ориентации, как показывают данные наших исследо-

1 КоЪеасЪ М. ВеНей, аШшйез, апй уа! ие5. - 5ап Ргапазсо, 1968. - Р. 148-152.

2 Подробнее см.: Социально-психологический портрет инженера / Под ред.
В. А. Ядова. — М., 1977. — Гл. III: Инженер как субъект трудовой деятель­
ности.


В. А. Ядов. Диспозиционная концепция личности________ 81^

ваний1, можно выделить особый концентр или «ось», организу­ющую иерархию ценностей в специфически индивидуализиро­ванную структуру. Этот концентр представляет собой общую жизненную позицию личности, «баланс» направленности ее интересов в такие сферы жизнедеятельности, как сферы про­изводства (труд) и потребления (быт, досуг, семья). Домини­рование направленности интересов в определенные сферы деятельности или относительно равномерная идентификация с деятельностью в сферах труда, семейно-бытовой и досуговой деятельности, общественно-политической жизнью и так далее в конечном счете определяют наиболее значимые черты «соци­ального качества» индивида в соотнесении с главными осо­бенностями образа жизни его социальной среды. Именно эти диспозиционные образования можно характеризовать как свой­ство «модальной» личности, т. е. наиболее распространенного субъектотипа, и как свойства «эталонной» личности — наиболее полно соответствующей данному этапу общественного развития.

Первое существенное уточнение к предложенной модели состоит в том, что диспозиционная иерархия не структуриру­ется из установок как из «кирпичиков», в которых замешаны три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенче­ский. Эти аспекты, отражающие свойства психических про­цессов, образуют как бы относительно самостоятельные под­системы в рамках общей диспозиционной иерархии. Основа­нием к такому предположению служат экспериментальные данные исследований «аттитюд».

В отношении когнитивных аспектов диспозиции, экспери­ментально изученных М. Розенбергом, Ф. Хайдером, Л. Фес-тингером, М. Рокичем и другими, было найдено, что когни­тивные элементы «аттитюд» обладают свойствами диффе-

' В предшествующих публикациях мы выделяли в диспозиционной структуре как особый ее уровень общую направленность интересов в определенные сферы деятельности. Однако исследование, выполненное на большой выбор­ке инженеров-проектировщиков с охватом разных аспектов их активности в профессии и во внепроизводственной области, показало, что «баланс» направленности интересов, уровень вовлеченности в профессию, а с другой стороны — в семейно-бытовую и досуговую активность определенно детер­минирует и структуру ценностных ориентации, и различные проявления со­циально-установочных механизмов регуляции их поведения в этих сферах (см.: Социально-психологический портрет инженера, с. 211-226).-


82 Раздел П. Социальная психология личности

ренцированности и обобщенности, свойством транзитивности -(переноса знания или основанного на знании отношения с од­ного компонента на другой), а главное в этой структуре дей-, ствует принцип, согласно которому знания как бы «стремятся» к логической и психологической согласованности1. По нашим данным, в психологической упорядоченности представление субъекта о себе и своих диспозициях играют ведущую роль высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентации в частности. Попытки предсказать вариабельность в некоторых ценностных структурах на основании вариации \ социальных установок к аналогичным объектам и способам действий не дает статистически значимых связей. Обратное же \ «предсказание» изменчивости социальных установок на осно­ве вариаций в иерархической ранге соответствующих ценнос­тей на выборке в 1000 человек дает статистически значимый : результат (данные Г. И. Саганенко).

Эмоциональные аспекты диспозиционной организации ско- \ рее характеризуются свойствами напряженности или «центри- | рованности» в отношении ведущих потребностей личности. Поведенческие же аспекты, взаимосвязи между которыми и когнитивно-эмоциональной системой, как это ни странно, изу­чены менее всего, надо полагать, структурируются по прин­ципу, отличному от двух предыдущих. Ниже мы остановимся на этом более обстоятельно, рассматривая вопрос о взаимо­действии между когнитивно-эмоциональной и поведенческой подсистемами диспозиционной структуры. Здесь же следует заметить, что функциональный подход американских соци­альных психологов стимулировал немало интересных экспе­риментов, но он же становится камнем преткновения в разра-; ботке целостной теории социальной установки.

Важнейшая, если не основная, функция диспозиционной системы — психическая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде.

Поскольку поведение представляет собой чрезвычайно сложную структуру, оно, как и любая система, может быть рас-

1 См., в частности: ТЬеопез о{' со^пМуе согтзГепсу / ЕЛ. Ьу К. АЬеЬоп еГ а1. — СЫса#о, 1968; НеМегр. А«11ц(1е5 аш! со§ш11уе ог^ашгаСшп//^ РзусЬо! — 1956. - Уо). 21. - Р. 107-112; 1паЪо Ы. ТЬеопея о{ а1Ш; ис! е сЬап§е. -Арр1ег, оп СепГигу СгоЛз, 1967.


В. А. Ядов. Диспозиционная концепция личности___________ 83

смотрено в различных отношениях. Если структурировать де­ятельность в отношении ближайших и более отдаленных це­лей (а целесообразность — ведущее качество деятельности), можно выделить несколько иерархически расположенных уровней поведения. Первый уровень — специфическая реак­ция субъекта на актуально-предметную ситуацию, реакции на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды, т. е. поведенческие акты. Их целесообразность детерминирована и со стороны субъекта необходимостью уста­новить адекватное взаимосоответствие между актуальной пси­хофизической потребностью и предметной ситуацией в дан­ный момент, которое тут же переходит в нарушение «равно­весия» и благодаря поведенческому акту сменяется новым равновесием.

Далее можно выделить поступок, или привычное действие, которое как бы компонируется из целого ряда поведенческих актов. Целесообразность поступка зависит уже от более слож­ных обстоятельств деятельности и, по-видимому, отвечает бо­лее высокому уровню потребности регуляции поведения в со­циальных условиях. Поступок есть элементарная социально значимая «единица» поведения, и его цель — установление со­ответствия между социальной ситуацией и социальной по­требностью (или потребностями субъекта).

Целенаправленная последовательность поступков образу­ет поведение в той или иной сфере деятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых обеспечивается системой поступков. И наконец, це­лостность поведения в различных сферах и есть собственно проявление деятельности во всем ее объеме. Целеполагание на этом, высшем, уровне представляет собой некий «жизненный» план, важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сфера­ми деятельности человека — в области труда, познания, семей­ной и общественной жизни.

На всех уровнях поведения личности оно регулируется ее Диспозиционной системой, однако в каждой конкретной ситу­ации и в зависимости от цели ведущая роль, видимо, принад­лежит определенному диспозиционному образованию.


84 Раздел П. Социальная психология личности I

Надо полагать, что здесь действует принцип, аналогичный тому, который Н. А. Бернштейн сформулировал в отношении •; построения движений на физиологическом уровне1. Подобно.; тому как при координации движений (для преодоления избы- | точных степеней свободы движущегося органа) выделяется ведущий уровень физиологической регуляции движения, так I и в диспозиционной регуляции должен находиться адекват­ный уровень, или адекватное диспозиционное образование на соответствующем уровне поведения. Остальные представляют | собой, по выражению Н. А. Бернштейна, «фоновые уровни», обслуживающие побочные аспекты деятельности.

Правомерность такой аналогии с физиологией активности * подтверждают исследования по психологии установки.

Рассматривая элементарный поведенческий акт субъекта деятельности, А. С. Прангишвили принимает понятие «конеч­ного общего пути». «Этот конечный путь, — пишет он, — мож- \ но сравнить с трубкой воронки, которая " фокусирует" единую! выливающуюся наружу струю частицы жидкости, поступаю­щей различными путями в ее конусную часть»2..«Фокусиро­вание», о котором здесь идет речь, осуществляется актуаль­ной установкой, адекватной условиям поведенческого акта. Все уровни диспозиционной структуры участвуют в форми-ровании «потока», вливающегося в конусную часть нашей во­ображаемой воронки. Но в данной ситуации актуальным или 1 ведущим уровнем будет какой-то определенный, ибо «благо­даря воле... удается актуализировать и вызвать к жизни уста­новку, найденную целесообразной»3 для данного уровня актив­ности.

Целесообразность включения в регуляцию деятельности. определенного диспозиционного образования, фиксированно- : 1 го в прошлом опыте, непосредственно зависит 1) от потребно­стей физического и социального существования и 2) от уров­ня («масштаба») ситуации или условий деятельности.

1 Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии актив- :
ности. - М., 1966. - С, 98-100.

2 Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. — Тбилиси,
1967 - С. 77,

3 Узнадзе Д, Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тби- I
лиси, 1961. - С. 203.


В. А. Ядов. Диспозиционная концепция личности________ 85


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь