Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ КАК ФАКТОР



ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕНЬШИНСТВА

И БОЛЬШИНСТВА1

Проблеме социального влияния меньшинства посвящено значительное количество преимущественно европейских экс­периментальных исследований, свидетельствующих, что от­носительно немногочисленная часть общности, отстаивающая противоречащие общепринятым взгляды, может изменить и изменяет позицию большинства. По-разному интерпретируя феномен такого влияния, авторы единодушны в одном: не об­ладая ни властью, ни априорным авторитетом, меньшинство прямо и косвенно воздействует на умонастроение и поведение большинства, а итоги этого воздействия в конечном счете со­поставимы с глубиной влияния самого большинства на мень­шинство. Неслучайно популярной схемой анализа социально­го влияния стала так называемая интеракционистская модель, предложенная С. Московичи, согласно которой влияние — дву-сторонне направленный процесс взаимодействия меньшинства и большинства. В любом акте подобного взаимодействия от­ношения меньшинства и большинства симметричны: та и другая подгруппы одновременно и оказывают, и испытывают влияние. И хотя в определенный момент влияние какой-либо одной из них становится ведущим, другая — не только пассив-

1 Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 115-123.


А. И. Донцов, М. Ю. Токарева. Социальный контекст как... 171

ный приемник, но и соучастник данного воздействия, опреде­ляющий его содержание и форму. Другими словами, в соци­альном взаимодействии стороны поочередно оказываются в позиции субъекта и объекта влияния, не утрачивая полностью ни одной из них.

Несмотря на несомненные преимущества по.сравнению с традиционной концепцией влияния, в рамках которой изу­чается феномен конформности, интеракционистская модель (точнее, практика ее экспериментального использования) так­же не лишена недостатков. Главным из них является игнори­рование социального контекста дифференциации и взаимо­действия меньшинства и большинства. В основной массе экс­периментальных работ влияние меньшинства исследовалось как феномен, обусловленный прежде всего диахронической и синхронической устойчивостью поведения «девиантов», иными словами, их настойчивостью, сплоченностью и тому подобны­ми внутригрупповыми процессами, по существу абстрагиро­ванными от внегрупповых социальных факторов. Тем самым процесс взаимодействия меньшинства и большинства прирав­нивался к межличностной интеракции в изолированных от привычной социальной среды группах, т. е. происходила под­мена социального взаимодействия внутригрупповым, что, на наш взгляд, искажает представление о реальных механизмах и динамике взаимовлияния. Характерно, что феномен «соци­альной криптомнезии» — присвоения идей меньшинства при игнорировании их миноритарного происхождения, — равным образом как и этапы подобного «освобождения от контекста», иллюстрируются С. Московичи и другими авторами на мате­риале различных исторических коллизий («дело Дрейфуса», женское движение в Италии и т. п.), а не собственно экспери­ментальных данных.

Это методологическое ограничение влечет и определенные операциональные недостатки, связанные с организацией экс­перимента. Проанализировав конкретные работы, легко заме­тить, что некоторые методические приемы «кочуют» из экспе­римента в эксперимент без должной критической оценки пра­вомерности их использования. Это относится, например, к способу построения экспериментальной группы: в качестве


172 Раздел III. Межличностное взаимодействие

меньшинства повсеместно используются подставные испыту­емые, что, по мнению экспериментаторов, нивелирует роль личностных качеств и некоторых иных переменных как фак­торов влияния. Такой прием, с одной стороны, позволил скон­центрировать внимание на изучении внешних условий эффек­тивного влияния меньшинства, с другой — оставил открытым вопрос о самом факте и механизмах подобного влияния. Дей­ствительно, в каких случаях и как именно девиантная пози­ция реального меньшинства способна изменить общепринятое мнение, разделяемое реальнъм большинством? Не исключе­но, что условия, благодаря которым подставные лица, изоб­ражающие меньшинство, успешно влияли на большинство, не свойственны ситуации их действительного контакта в реаль­ном социальном контексте. И окажется, что подлинное мень­шинство если и влияет на большинство, то в существенно иных обстоятельствах, иным образом, чаще же само изменяется в результате взаимодействия с ним, усваивая общепринятую позицию.

Ответ на эти сомнения может дать эксперимент, повторя­ющий в целом традиционную схему исследования, но предпо­лагающий участие не подставных лиц, а представителей ре­альных меньшинства и большинства, которые признаются обще­ством в качестве таковых и субъективно воспринимают себя таковыми. Поведение человека, принадлежащего к меньшин­ству или большинству, обусловлено, с одной стороны, ожида­ниями окружающих, предъявляемыми к выразителю точки зрения, противоречащей либо соответствующей общеприня­тым взглядам, с другой — внутренней позицией самого чело­века, сформировавшейся в результате осознания им самого себя как носителя «девиантного» либо «нормативного» миро­воззрения. Это отмечают многие авторы, упуская, однако, что «миноритарность» и «мажоритарность» воспринимаемой и при­писываемой групповой идентичности становятся детерминан­тами поведения только тогда, когда отражают перипетии ре­альной социализации человека. В ином случае «меньшинство» и «большинство» предстают в его глазах не более чем количе­ственно отличающимися искусственными множествами, при­частность к которым могут спровоцировать разве что игровые


А. И.Донцов, М. Ю. Токарева. Социальный контекст как... 173

формы активности. Нужно ли доказывать, что «правые» и «ле­вые» по политическим убеждениям и по местоположению в экспериментальной комнате, кто бы из них ни был в большин­стве, взаимодействуют весьма по-разному?!

Много вопросов вызывает не только способ формирования меньшинства, но и содержание его взаимодействия с боль­шинством. Экспериментальным-материалом чаще всего слу­жили перцептивные задания: определение цвета диапозитива, составление слов на основе предложенных наборов букв, поиск словесных ассоциаций на предъявляемые изображения и т.- п. Эти задания существенно упрощали работу испытуемых и экс­периментаторов: имея «здесь и теперь» проверяемые ответы, они позволяли четко разделить испытуемых на отвечающих правильно и «ошибающихся», на «большинство» и «меньшин­ство». В действительности их дифференциация не бывает столь однозначной: в одном сообществе человек может принадле­жать к большинству, в другом — с теми же убеждениями и взглядами — являться членом меньшинства. Поэтому, гово­ря о принадлежности кого-либо к меньшинству или большин­ству, необходимо учитывать, во-первых, ситуацию (контекст) подобного разделения, а во-вторых, его основания: образ и ме­сто жизни, цвет кожи или волос, политические, гастрономи­ческие, сексуальные пристрастия, иные интересы и ценности, которые определяют принадлежность индивида к меньшин­ству/большинству.

Обращение к социальному мировоззрению как преимуще­ственной основе дифференциации сообщества на меньшин­ство и большинство требует существенного изменения сти-мульного материала. Предлагаемые задачи должны отражать подлинные проблемы, а еще лучше — дилеммы общественно­го сознания, поляризующие мнения в изучаемом сообществе. Являясь дискуссионными для социума в целом (что позволя­ет четко различить в нем социальные большинство и мень­шинство, например сторонников и противников какой-либо точки зрения), избранные задачи должны быть достаточно значимы для участников исследования.

Будут ли и как именно изменяться позиции «представи­телей» социального большинства и меньшинства, когда их


172___________ Раздел III. Межличностное взаимодействие

меньшинства повсеместно используются подставные испыту­емые, что, по мнению экспериментаторов, нивелирует роль личностных качеств и некоторых иных переменных как фак­торов влияния. Такой прием, с одной стороны, позволил скон­центрировать внимание на изучении внешних условий эффек­тивного влияния меньшинства, с другой — оставил открытым вопрос о самом факте и механизмах подобного влияния. Дей­ствительно, в каких случаях и как именно девиантная пози­ция реального меньшинства способна изменить общепринятое мнение, разделяемое реальнъш большинством? Не исключе­но, что условия, благодаря которым подставные лица, изоб­ражающие меньшинство, успешно влияли на большинство, не свойственны ситуации их действительного контакта в реаль­ном социальном контексте. И окажется, что подлинное мень­шинство если и влияет на большинство, то в существенно иных обстоятельствах, иным образом, чаще же само изменяется в результате взаимодействия с ним, усваивая общепринятую позицию.

Ответ на эти сомнения может дать эксперимент, повторя­ющий в целом традиционную схему исследования, но предпо­лагающий участие не подставных лиц, а представителей ре­альных меньшинства и большинства, которые признаются обще­ством в качестве таковых и субъективно воспринимают себя таковыми. Поведение человека, принадлежащего к меньшин­ству или большинству, обусловлено, с одной стороны, ожида­ниями окружающих, предъявляемыми к выразителю точки зрения, противоречащей либо соответствующей общеприня­тым взглядам, с другой — внутренней позицией самого чело­века, сформировавшейся в результате осознания им самого себя как носителя «девиантного» либо «нормативного» миро-воззренияЛЭто отмечают многие авторы, упуская, однако, что «миноритарность» и «мажоритарность» воспринимаемой и при­писываемой групповой идентичности становятся детерминан­тами поведения только тогда, когда отражают перипетии ре­альной социализации человека. В ином случае «меньшинство» и «большинство» предстают в его глазах не более чем количе­ственно отличающимися искусственными множествами, при­частность к которым могут спровоцировать разве что игровые


А. И. Донцов, М. Ю. Токарева. Социальный контекст как... 173

формы активности. Нужно ли доказывать, что «правые» и «ле­вые» по политическим убеждениям и по местоположению в экспериментальной комнате, кто бы из них ни был в большин­стве, взаимодействуют весьма по-разному?!

Много вопросов вызывает не только способ формирования меньшинства, но и содержание его взаимодействия с боль­шинством. Экспериментальным материалом чаще всего слу­жили перцептивные задания: определение цвета диапозитива, составление слов на основе предложенных наборов букв, поиск словесных ассоциаций на предъявляемые изображения и т. п. Эти задания существенно упрощали работу испытуемых и экс­периментаторов: имея «здесь и теперь» проверяемые ответы, они позволяли четко разделить испытуемых на отвечающих правильно и «ошибающихся»; на «большинство» и «меньшин­ство». В действительности их дифференциация не бывает столь однозначной: в одном сообществе человек может принадле­жать к большинству, в другом — с теми же убеждениями и взглядами — являться членом меньшинства. Поэтому, гово­ря о принадлежности кого-либо к меньшинству или большин­ству, необходимо учитывать, во-лервых, ситуацию (контекст) подобного разделения, а во-вторых, его основания: образ и ме­сто жизни, цвет кожи или волос, политические, гастрономи­ческие, сексуальные пристрастия, иные интересы и ценности, которые определяют принадлежность индивида к меньшин­ству/большинству.

Обращение к социальному мировоззрению как преимуще­ственной основе дифференциации сообщества на меньшин­ство и большинство требует существенного изменения сти-мульного материала. Предлагаемые задачи должны отражать подлинные проблемы, а еще лучше — дилеммы общественно­го сознания, поляризующие мнения в изучаемом сообществе. Являясь дискуссионными для социума в целом (что позволя­ет четко различить в нем социальные большинство и мень­шинство, например сторонников и противников какой-либо точки зрения), избранные задачи должны быть достаточно значимы для участников исследования.

Будут ли и как именно изменяться позиции «представи­телей» социального большинства и меньшинства, когда их


174____________ Раздел III. Межличностное взаимодействие

взгляды выступят предметом обсуждения в группе, к которой те и другие принадлежат? Иными словами, что произойдет с мнениями сторонников противоположных подходов к решению какой-либо волнующей общество проблемы в ходе групповой дискуссии на эту тему? Будет ли трансформация таких мнений идентична динамике позиций по поводу «перцептивных» про­блем, не имеющих сколько-нибудь существенной социальной нагрузки? Ответы на эти вопросы требовали использовать в ис­следовании оба типа стимульного материала: как социально зна­чимые, так и «традиционные» перцептивные задачи.

Прогнозируя итоги решения тех и других задач, резонно предположить, что в отсутствие административного давления и официальных санкций даже минимальная готовность к об­суждению вызовет смягчение исходно противоположных по­зиций большинства и меньшинства, их некоторые уступки друг другу, а в результате — сближение отстаиваемых точек зрения. Подобная гипотеза согласуется и с установленным еще В. М. Бехтеревым, В. Мёде и Г. Олпортом фактом вырав­нивания индивидуальных мнений в ходе совместной умствен­ной деятельности, и с данными относительно современных ис­следований переговорного процесса, согласно которым отсут­ствие опыта негативного взаимодействия и эмоциональной неприязни способствует восприятию противостоящей стороны не как противника, а как оппонента, с которым можно прийти к обоюдоприемлемому решению.

Вопрос в другом: равновелики ли уступки большинства и меньшинства и насколько они зависят от характера стимуль­ного материала? Иными словами, чья позиция — большинства или меньшинства — предопределит итоги дискуссии по соци­ально значимой и «перцептивной» проблематике? Учитывая результаты предшествующих исследований, можно ожидать, что, хотя некоторое сближение позиций взаимодействующих сторон произойдет в обеих ситуациях, в дискуссии на пер­цептивную тему влияние меньшинства, вполне возможно, окажется доминирующим, тогда как обсуждение социально значимой проблематики, скорее всего, завершится принятием точки зрения большинства. Если в первом случае механизм влияния — когнитивный конфликт, порожденный нетриви-


А. И.Донцов, М. Ю. Токарева. Социальный контекст как... 175

альными взглядами ряда членов группы, которые трудно про­игнорировать, а потому приходится принимать в расчет, то во втором — социально-нормативный конфликт, в конечном сче­те стимулирующий принятие позиции большинства во имя сохранения единства и целостности сообщества и позитивной личностной идентичности.

Итак, можно сформулировать первую гипотезу: содержа­ние проблемных ситуаций, являющихся предметом групповых дискуссий, определяет степень изменения позиций меньшин­ства и большинства. А именно: обсуждение социально-значи­мого материала вызовет изменение позиции меньшинства под влиянием точки зрения большинства (гипотеза 1.1), а обсу­ждение перцептивного материала, наоборот, будет способство­вать изменению позиции большинства под воздействием точки зрения меньшинства (гипотеза 1.2).

Стремясь воспроизвести в исследовании реальную ситуацию социального взаимодействия большинства и меньшинства, мы сочли необходимым внести в традиционную эксперимен­тальную схему серьезные изменения: дополнить стимульный материал социально-значимыми заданиями, задействовать в эксперименте реально существующие группы, в том числе подлинные меньшинство и большинство. Помимо этого, нам показалось необходимым видоизменить и сам процесс груп­повой работы. В большинстве европейских исследований социального влияния взаимодействие меньшинства и боль­шинства было редуцировано до очередного публичного вы­сказывания индивидуальных мнений, суммарное изменение которых и рассматривалось как критерий влияния. Тем самым существенно обеднялось реальное разнообразие форм взаимо­действия, которые, естественно, не могут быть сведены к бес­пристрастному обмену индивидуальными мнениями, особенно в условиях явного когнитивного и нормативного конфликта. Общение в этом случае не столько обмен конкретной инфор­мацией, сколько настойчивое стремление изменить позицию оппонентов, т. е. дискуссия. Хотя именно эта форма взаимо­действия наиболее близка ситуации влияния, она практиче­ски не рассматривалась исследователями взаимоотношений меньшинства и большинства.


176____________ Раздел III. Межличностное взаимодействие

От публичных индивидуальных ответов дискуссия отли­чается прежде всего тем, что представляет собой развернутый во времени обмен мнениями, диалог. Каждый ее участник не просто вслух заявляет свою позицию, но и обосновывает ее, солидаризируясь с аргументами одних и полемизируя с кон­траргументами других членов группы. Позволяя высказаться и ответить на встречные вопросы, дискуссия, как правило, исключает ощущение недосказанности у участников, остаю­щееся при невозможности опровергнуть чужую позицию или доказать преимущества собственной. Подобная недосказан­ность обостряет конфликт, провоцирует категоричность ответов, дискуссия же способствует критическому анализу как проти­воположной, так и собственной точек зрения.

Сказанное позволяет выдвинуть вторую гипотезу о том, что форма группового взаимодействия обусловливает дина­мику позиций большинства и меньшинства. А именно: груп­повая дискуссия будет способствовать сближению позиции меньшинства с общепринятой точкой зрения, отстаиваемой большинством (гипотеза 2.1); тогда как индивидуальные от­веты в условиях соприсутствия вызовут изменение позиции большинства в сторону девиантной точки зрения меньшин­ства (гипотеза 2.2).

С целью проверки гипотез было проведено эмпирическое исследование, состоявшее из двух этапов: предварительного и основного. Испытуемыми выступали студенты-старшекурс­ники одного из московских инженерных университетов, всего 481 человек. Предварительный этап исследования представлял собой письменный опрос респондентов (60 человек), целью ко­торого было выявить позицию лиц данной социальной катего­рии и возраста по ряду достаточно актуальных проблем, каж­дая из которых предполагала несколько вариантов решения: два альтернативных и ряд промежуточных. Перед испытуемы­ми ставилась задача выбрать какой-либо вариант решения или написать собственный. Результаты опроса позволили опреде­лить позицию, разделяемую большинством представителей этой возрастной и социальной подгруппы по всем проблемам, а также понять, какое из решений отражает мнение меньшинства.


А. И. Донцов, М. Ю. Токарева. Социальный контекст как... 177

Проанализировав полученные данные, для основного эта­па исследования мы отобрали две проблемы: «основание вы­бора места работы» и «отношение к смертной казни». Первая обладала исключительной личностной значимостью для сту­дентов-старшекурсников, вторая, хотя и не имела персональ­ного значения для испытуемых нашей выборки, расценива­лась ими как чрезвычайно важная и интересная. Решая про­блему «сохранение/отмена смертной казни», меньшинство (5 %) требовало ее отмены, большинство (52 %) считало целе­сообразным сохранить. При «выборе работы» большинство (53 %) предпочло высокооплачиваемую, но неинтересную ра­боту, меньшинство (30 %) выбрало работу по душе, пусть и не приносящую большой доход. Эти две дилеммы с названными альтернативными решениями, отражающими позиции реаль­ных большинства и меньшинства, и были вынесены на обсуж­дение испытуемых на данном этапе исследования. Кроме того, была предложена и традиционная для классических экспери­ментов по влиянию меньшинства перцептивная проблема: из двух цветов — голубого и желтого — испытуемые должны были выбрать наиболее приятный. По данным, полученным на пред­варительном этапе исследования, 80 % испытуемых наиболее приятным назвали голубой цвет, и лишь 20 % — желтый. По­этому предпочтение голубого цвета свидетельствует о принад-' лежности к большинству, а желтого — к меньшинству.

Таким образом, на основном этапе исследования испытуе­мые работали с тремя проблемами: «работа», «казнь» и «цвет», по каждой из которых предлагалось два варианта ответа: соот­ветствующий позиции большинства (А) и меньшинства (В). Дилеммы были сформулированы следующим образом.

1. В наше время многие оказываются перед выбором: или
работать не там, Где хочется, но получать приличные деньги,
или иметь интересную, но низкооплачиваемую работу. Вари­
анты ответов:
Сейчас приходится выбирать «денежную» ра­
боту, иногда наперекор своим желаниям или призванию (А).
Несмотря ни на что, человек должен при выборе работы
ориентироваться на свое призвание, иметь возможность реа­
лизовать желание (В).

2. В средствах массовой информации часто обсуждается
целесообразность существования в нашем обществе смертной


178____________ Раздел III. Межличностное взаимодействие

казни как высшей меры наказания. Варианты: Смертную казнь необходимо сохранить (А). Смертную казнь необходимо от­менить (В).

3. Сравнив голубой и желтый цвета, определите, какой из них вам нравится больше. Варианты: Голубой (А), Желтый (В). При первой встрече студенты последовательно решали эти две дилеммы, избирая один из альтернативных ответов, а затем с помощью 11-пунктовой шкалы определяли степень своего согласия с выбранным утверждением-ответом. Для участия в последующих дискуссиях приглашались лишь те испытуемые, которые оценили степень своего согласия с предпочитаемым ими мнением шестью и более баллами.

Спустя неделю испытуемым, из которых четверо принад­лежали к большинству, а двое — к меньшинству по данном}7 вопросу, предлагалась на обсуждение какая-либо одна из трех тем. Каждому из шести участников группы вручалась пись­менная индивидуальная инструкция, содержащая, во-первых, текст проблемы, вынесенной на обсуждение, и альтернатив­ные варианты ее решения, а во-вторых, напоминание точки зрения, которой придерживался данный испытуемый неделю назад. Кроме того, проводился устный общегрупповой инструк­таж, задававший одну из двух форм обсуждения проблемы. В первом случае предлагалось провести свободную групповую дискуссию, в итоге которой должно быть выработано общее мнение. Стимулировалось непосредственное общение, откры­тый обмен мнениями между участниками, которые имели воз­можность спрашивать, убеждать или критиковать друг друга, пытаясь прийти к соглашению. Во втором случае целью об­суждения объявлялась проверка индивидуального оратор­ского мастерства — умение публично отстаивать собственную точку зрения. Испытуемых просили вслух по очереди выска-. зать как можно больше аргументов, доказывающих обосно­ванность их позиции. Указывалось, что они должны работать самостоятельно, не комментируя и по возможности не повто­ряя высказывания других членов группы. Если в первом слу­чае участники дискуссии располагались по кругу, лицом друг к другу, то во втором они сидели в одну линию. По окончании и той и другой процедуры всем испытуемым предлагалось вновь


А. И.Донцов, М. Ю. Токарева. Социальный контекст как... 179

заполнить исходный опросник, указав предпочитаемый вариант решения проблемы и степень его принятия по той же 11 -пунк-товой шкале. Это позволяло определить, изменилась ли и на­сколько первоначальная позиция респондентов в результате обсуждения в той или иной форме.

Рассмотрим полученные данные в соответствии с выдви­нутыми гипотезами. Первая из них, напомним, состояла в пред­положении о том, что содержание дискуссий определяет сте­пень трансформации мнений представителей большинства и меньшинства. Результаты свидетельствуют, что после обсу­ждения проблемы «сохранение/отмена смертной казни» и принципов «выбора работы» мнения членов меньшинства ста­тистически значимо сдвинулись в сторону позиции большин­ства. Изменения в позиции представителей большинства ока­зались статистически незначимы, т. е. их мнение было более устойчивым и определило динамику позиции меньшинства. Таким образом, гипотеза 1.1 полностью подтвердилась. После решения задачи «предпочтения цветов» изменения позиций меньшинства и большинства хотя и произошли, но не были значимыми. Иными словами, гипотеза 1.2 не получила экспе­риментального подтверждения.

Оценивая эти данные в целом, следует отметить, что, как мы и предполагали, содержание проблемной ситуации опре­деляет в конечном счете изменения позиций меньшинства и большинства. При этом взаимодействие носителей диамет­рально противоположных позиций в реальном сообществе способствует изменению оценок членов меньшинства, при­чем сдвиг происходит в сторону нормативного мнения боль­шинства. Однако мнения членов меньшинства изменяются только после обсуждения социально и личностно-значимых тем и остаются неизменными после обсуждения перцептивного задания, т. е. если проблема не является социально и личностно-значимой для испытуемых, ее обсуждение не вызывает измене­ний в их позициях. Но как только она становится непосредствен­но значимой, позиция меньшинства значимо сближается с об­щепринятым в данной группе мнением большинства. Таким образом, социальная и личностная значимость проблемной си­туации определяют возможные изменения в позициях членов данного сообщества.


180 Раздел III. Межличностное взаимодействие

Проверка второй гипотезы требовала сравнить изменения в оценках после индивидуальной работы в группе соприсут­ствия с изменениями, возникшими в результате дискуссии. Результаты свидетельствуют, что в целом дискуссия приводит к сближению позиции меньшинства с общепринятой точкой зрения большинства, а позиции большинства — со взглядами меньшинства. При этом точка зрения большинства оказалась более устойчивой: в среднем по группе позиция изменилась в сторону общепринятой точки зрения.

Дискуссия по проблеме «смертная казнь» способствовала сближению противоположных мнений. Эти сдвиги позиций меньшинства и большинства являются статистически значи­мыми. Дискуссия по личностно-значимой проблеме «выбор работы» обнаружила статистически значимый сдвиг в пози­ции только меньшинства в сторону общепринятой точки зре­ния. Дискуссия по проблеме «цвет» не выявила статистиче­ски значимых сдвигов ни в позиции меньшинства, ни в пози­ции большинства.

Итак, в целом активное обсуждение в виде групповой дис­куссии способствует сближению изначально противополож­ных позиций меньшинства и большинства, определенным под­вижкам в мнениях участников дискуссии. При этом, если дис­куссионная проблема не является личностно-значимой для испытуемых, ее обсуждение способствует сближению позиций меньшинства и большинства. Но как только она становится непосредственно значимой, позиция меньшинства приближа­ется к общепринятому в данной группе мнению большинства. Таким образом, чем более значима обсуждаемая проблема, тем слабее влияние меньшинства и тем сильнее воздействие боль­шинства. Следовательно, гипотеза 2.1 получила подтвержде­ние только в ситуации обсуждения личностно-значимой про­блемы. Именно в этом случае групповая дискуссия способ­ствовала сближению позиции меньшинства с нормативной точкой зрения большинства.

Индивидуальная работа в условиях соприсутствия значи­мых изменений в оценках не вызвала, хотя наблюдалась тен­денция сдвига оценок большинства в сторону позиции, разде­ляемой меньшинством. Статистически значимым подобный


А. И.Донцов, М. Ю. Токарева. Социальный контекст как... 181

сдвиг оказался лишь после публичных заявлений по поводу предпочитаемого цвета — цветовые предпочтения членов боль­шинства заметно «пожелтели». Стало быть, гипотеза 2.2 под­тверждается только в ситуации обмена публичными заявле­ниями по социально незначимым проблемам. Лишь в этом случае индивидуальные ответы в группе соприсутствия вы­звали сближение позиции большинства с точкой зрения мень­шинства. Таким образом, вторая гипотеза хотя и не получила полного подтверждения, но и не была отвергнута: форма взаи­модействия большинства и меньшинства выступила важным фактором их взаимовлияния.

Итак, перенеся классическую экспериментальную схему изучения влияния меньшинства в условия, максимально при­ближенные к реальной жизненной ситуации, мы, как и пред­полагали, получили результаты, не вписывающиеся в инте-ракционистскую модель социального влияния, предложенную С. Московичи. Оказалось, что активное взаимодействие — дис­куссия — представителей меньшинства и большинства, выра­жающих диаметрально противоположные точки зрения, но представляющих единое реальное сообщество, вызывает сбли­жение их позиций, причем чем выше личностная значимость обсуждаемой проблемы, тем чаще торжествует общепринятое мнение большинства. В то же время результаты исследований С. Московичи, его коллег и последователей демонстрируют обратное: «дрейф» позиции большинства в сторону девиант-ной точки зрения меньшинства. Так чья же позиция — мень­шинства или большинства — в конечном счете оказывает боль­шее влияние на динамику взглядов сторонников противопо­ложных точек зрения? Какой из двух факторов: численное преобладание приверженцев некоторой точки зрения в иссле­дуемых группах (врупповое большинство) или же социальные норм'ативы, принятые в данном сообществе (социальное боль­шинство), — определяет воздействие большинства на конеч­ные оценки участников дискуссии?

До сих пор в исследованиях социального влияния в экспе­риментальные группы, состоящие, как правило, из шести че­ловек, включались четыре человека, разделяющие преобладаю­щую в сообществе точку зрения, и два человека — девиантную,


182 Раздел III. Межличностное взаимодействие

т. е. сторонники общепринятой позиции (социального боль­шинства) были групповым большинством, а представители девиантной точки зрения (социального меньшинства) •*> груп­повым меньшинством. Наш эксперимент не был исключени­ем. Для того чтобы окончательно расставить все точки над «г», мы изменили численное соотношение представителей соци­ального меньшинства и большинства в экспериментальной группе и провели еще одну серию экспериментов. Теперь со­циальное большинство в группе было численным меньшинством (2 человека), а социальное меньшинство — численным боль­шинством (4 человека). Если наша интерпретация изложенных выше данных верна и решающим фактором влияния явля­ются общепринятые социальные нормативы, а не количество их адептов, участвующих в эксперименте, подобное влияние должно быть обнаружено и тогДа, когда позиция, разделяе­мая большинством, отстаивается численным меньшинством. Иными словами, независимо от количества здесь и теперь присутствующих сторонников именно позиция социального большинства определяет динамику взглядов участников дис­куссии (третья гипотеза).

Для проверки названной гипотезы были сопоставлены из­менения оценок групповых большинства и меньшинства при условии, что в одном эксперименте они разделяли взгляды со­циального большинства и меньшинства соответственно (клас­сический вариант), а в другом — групповое большинство со- ' ставляли испытуемые, стоящие на позиции социального мень­шинства, групповое же меньшинство представляло взгляды социального большинства. В этом неклассическом экспери­менте испытуемые в группах по 6 человек обсуждали те же три дилеммы: «казнь», «работа» и «цвет». Обсуждение проходило в виде дискуссии, поскольку, как мы только что убедились, именно эта форма группового взаимодействия вызывает наи­большие изменения индивидуальных оценок.

Результаты показали, что изменения, которые претерпели в итоге дискуссии суждения участников этого эксперимента, оказались менее значительными, но тенденции сдвига в сторону общепринятой позиции большинства сохранилась. Обсужде-


А. И. Донцов, М. Ю. Токарева. Социальный контекст как... 183

ние личностно-значимой дилеммы «выбор работы» способ­ствовало сближению точки зрения меньшинства с позицией большинства. И сдвиг этот оказался статистически значимым. Обсуждение социальной темы «казнь» и перцептивной -«цвет» — не сопровождалось статистически значимыми изме­нениями позиций меньшинства и большинства. Следователь­но, третья гипотеза подтверждена лишь в ситуации обсужде­ния личностно-значимой проблемы. В этом случае именно позиция социального большинства определяет динамику взгля­дов участников дискуссии.

Подводя общие итоги проведенного исследования, необхо­димо отметить, что полученные нами результаты свидетель­ствуют об очевидном, хотя и неожиданном эффекте укрепле­ния нормативных позиций большинства при взаимодействии с меньшинством. Иными словами, феномен влияния мень­шинства, рассматриваемый как альтернатива конформизму, не получил в нашем исследовании экспериментального под­тверждения. И дело в данном случае не в методических, а в методологических просчетах традиционной концепции влия­ния меньшинства. Мы не подвергаем сомнению полученные С. Московичи и его коллегами данные: проведенные европей­скими авторами экспериментальные исследования были вы­полнены на высоком профессиональном уровне и тщательно проработаны. Однако, на наш взгляд, предметом анализа в них выступал не феномен социального влияния меньшинства/боль­шинства, а динамика индивидуальных установок случайных испытуемых, собранных в одно и то же время в одном и том же месте. Разумеется, изменения нормативной точки зрения при столкновении с девиантной позицией могли иметь место в силу когнитивного конфликта в сознании отдельно взятых индивидуумов. Сомнения вызывает в данном случае право­мерность переноса полученных в подобных экспериментах результатов на процесс реального социального взаимодействия меньшинства и большинства. Не отрицая значимости работ С. Московичи и его школы, хотелось бы еще раз подчеркнуть важность и необходимость обращения именно к социальным аспектам любых видов как межиндивидуальных, так и меж-


184 Раздел III. Межличностное взаимодействие

групповых взаимоотношений. Именно социальный контекст выступает решающим фактором взаимодействия меньшин­ства и большинства.

С. Московичи и его коллеги, несомненно, правы, настаи­вая, что «миноритарный источник влияния обычно вызывает дивергентные, формы мышления, использующие большой на­бор альтернативных ответов и приводящие к более богатым, оригинальным и иногда более адекватным решениям». Одна­ко непосредственное взаимодействие представителей проти­воположных точек зрения, по-видимому, отнюдь не всегда сти­мулирует стремление разделить более оригинальную из них. Особенно если носители этих точек зрения идентифицируют­ся участниками обсуждения как члены социальных большин­ства и меньшинства. В этих обстоятельствах имидж и позиция большинства детерминируют динамику установок по личностно-значимым проблемам. Причиной этого, полагаем, являются не только страх публично выступить в роли «белой вороны», но и усиленная рефлексия содержания самой проблемы и соб­ственной позиции по отношению к ней. И в результате подоб­ной когнитивной деятельности может произойти и, по нашим данным, чаще происходит «валидизация» нормативной, а не девиантной точки зрения. Если поначалу она могла разделять­ся из боязни социальных санкций за ослушание, то после дис­куссии с «инакомыслящими» — по внутреннему убеждению в большей обоснованности и реалистичности нормативной позиции.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь