Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специализация в редакторской деятельности



Объектом редактирования может быть текст, иллюстративный материал, техническое оформление издания. Работы с разными «слоями» издания требует внимания различных специалистов. Существует несколько основных типов редакторской специализации: литературный редактор, научный редактор, художественный редактор, технический редактор.

Литературный редактор – издательский или внештатный редактор, который осуществляет литературное редактирование. Когда говорят о «редактировании текстов», обычно имеется в виду именно литературное редактирование. В литредактировании, как показывает редакторская практика, нуждается большинство текстов большинства авторов. Литературный редактор – человек, на котором лежит вся ответственность за качество текста! Подробнее о его работе пойдет речь во 2-й главе.

Научный редактор – издательский или внештатный – осуществляет научное редактирование. Потребность в научном редактировании есть не всегда: как правило, эрудиции и общего уровня знаний редактора, отвечающего за издание, достаточно, чтобы не пропустить и не допустить фактических ошибок в тексте – если речь не идет об узкоспециальных текстах. Научный редактор необходим, когда материал сложен, рассчитан на специально подготовленного читателя и потому требует внимания и оценки эксперта в данном вопросе. Издательства, специализирующиеся на научной литературе (например, «Наука»), имеют в штате научных редакторов в разных областях знания. Обычные издательства приглашают научного редактора в случае необходимости.

Художественный редактор – издательский редактор, осуществляющий художественное редактирование.

Технический редактор – редактор, выполняющий техническое редактирование.

Нас сейчас интересует именно работа над текстом, причем работа обычного (не научного) редактора, которому приходится иметь дело с самым разным текстовым материалом. Требования и методы работы, о которых пойдет речь, универсальны и справедливы для большинства текстов, рассчитанных на массовую аудиторию, на усредненного читателя.

Автор – редактор – читатель

Какова бы ни была специализация редактора, он в работе контактирует с тремя «партнерами». Это автор, читатель и текст. При этом редактор является связующим звеном для «партнеров». Работая с текстом, изменяя и исправляя его, редактор обязательно «держит связь» с автором и читателем. Как это происходит?

Сотрудничество редактора и автора – вопрос непростой, связанный с психологическими и этическими проблемами. Среди них – разногласия по поводу предлагаемых исправлений, претензии автора к редакторским изменениям текста, сделанным без ведома автора. Есть способы свести спорные моменты к минимуму. Во-первых, идеальный вариант, если с текстом работает сам автор – под руководством редактора. Тогда вероятность неприемлемой для автора правки практически нулевая. Такое сотрудничество не всегда возможно по разным причинам, и все же при работе с художественной литературой на нем следует настаивать. Во-вторых, если редактор правит сам, автор должен быть обязательно ознакомлен с правкой и утвердить ее. Это требование профессиональной этики, которое, к сожалению, часто нарушается, а результатом становятся разбирательства и судебные иски со стороны авторов. В-третьих, редактор должен помнить, что он редактор, а не автор! И с уважением, бережно относиться к авторской стилистике, к его видению, к его мнению, помнить, что любое исправление возможно лишь тогда, когда оно необходимо и действительно улучшает текст, а не просто «нравится» редактору. Многие авторы, найдя «своего» редактора, остаются верны ему долгие годы, ценя понимание и профессионализм.

Редактор и читатель тоже связаны между собой. Когда редактор приступает к анализу текста, то обязательно учитывает, для какой аудитории текст предназначен. Это помогает сделать прогноз: будет ли текст понятен, интересен, нужен ли он вообще читателю; позволяет понять, что с текстом не так: может быть, он слишком сложен, или неинформативен, или скучен. Нужно учитывать уровень образования, возраст, интересы предполагаемого читателя, ведь для студента, для пенсионера, для школьника младших классов требуется информация разная и по-разному изложенная…

Кроме того, есть правило оценки текста, не зависящее от предполагаемой аудитории. Если хотя бы одному человеку непонятно прочитанное с первого раза, значит, оно будет непонятно многим. И если у редактора есть сомнения в абсолютной понятности текста, с этим стоит поработать.

С третьим «партнером» – текстом – редактору предстоит работать «по-настоящему». Это объект, на который направлены усилия. Это продукт, качество которого редактор сначала оценивает, а затем – при необходимости – повышает. И исправляя, улучшая текст, редактор всегда помнит, кому он помогает и для кого работает.

Технология работы редактора: анализ и правка

На практике редакторская подготовка текста включает всего две основные операции:

• профессиональное чтение рукописи;

• правка рукописи.

Рассмотрим их подробнее.

Чтение

На каждом этапе чтения происходит редакторский анализ – оценка уже сделанных исправлений и оценка текста на данном этапе: его соответствие собственному идеалу.

Недостатки текста устраняются путем разного рода исправлений, а для того, чтобы править текст, надо сначала «поставить диагноз» – определить проблему, найти пути ее решения. То, как именно работать с конкретным текстом, как раз и определяется во время чтения.

Редакторское чтение текста может быть ознакомительным, углубленным, шлифовочным. Последовательность работы может отчасти варьироваться, но начинается она с ознакомительного чтения, затем следует углубленное (аналитическое) чтение, затем редактор правит текст (одним из приведенных ниже способов), и завершает процесс шлифовочное чтение.

При ознакомительном чтении редактор должен оценить текст как целое, сделать вывод о том, отвечает ли его содержание поставленной задаче, будет ли он интересен читателю, соответствует ли его форма содержанию и назначению. Результатом чтения должно стать решение редактора: возвращать ли текст на доработку автору или принять к публикации. Если текст решено принять, редактор составляет представление о том, как улучшить материал, намечает план собственных действий, определяет необходимую степень вмешательства в текст, выбирает способы правки.

Углубленное, аналитическое чтение требует специальных навыков: предельной концентрации внимания на изучаемом тексте, умения членить его на смысловые части, сопоставлять их между собой. На этом этапе редактор анализирует текст со всех сторон: предметно-логической, композиционной, стилистической. Он стремится как можно глубже проникнуть в содержание, отмечает все неточности, неясности, формулирует вопросы и замечания. Именно в это время реализуется важнейшее профессиональное умение – сознательная установка на обнаружение возможной ошибки. Результатом углубленного чтения становится детально разобранный, проанализированный текст и план действий по его улучшению, уточнению и т.д. После этого можно приступать к правке.

• Когда правка сделана, наступает этап контрольного, шлифовочного чтения. Его основная цель – оценить, насколько удалась проделанная работа, насколько глубока и обоснованна правка, решены ли проблемы, не появились ли в результате исправлений новые вопросы. Если редактор считает, что текст не требует дальнейшего редактирования, его работа с этим материалом закончена.

Правка

Это вторая рабочая операция, второй вид редакторской работы над текстом. Правка делается на основе результатов аналитического чтения. Правка – это изменения текста в целях совершенствования его формы и содержания. Правку может проводить сам автор с учетом пожеланий редактора (это оптимальный, но, к сожалению, далеко не всегда возможный вариант) или редактор. Выбор вида правки зависит, прежде всего, от качества самого текста, а также от того, где и как его собираются публиковать.

По степени редакторского вмешательства в текст и характеру исправлений принято выделять четыре вида правки: сокращение, обработку, переделку и вычитку.

Правка-сокращение. Ее цель – уменьшить объем текста. Для этого могут быть разные причины, чаще всего – текст не помещается в строго заданный объем. При сокращении пользуются двумя основными приемами. Первый – сокращение частями, когда из текста убираются целые фрагменты, при условии, что это не вредит тексту в целом. Второй – внутритекстовое сокращение, когда за счет убирания отдельных избыточных слов, деталей, перестройки синтаксических форм объем сокращается, а информация сохраняется. Работу начинают с сокращения частями, а заканчивают внутритекстовым.

Правка-обработка. Это наиболее распространенный вид правки. Она включает множество приемов и применяется тогда, когда текст приемлем по форме и содержанию, но нуждается в совершенствовании. Эта работа может затрагивать все стороны текста, и начинать нужно с предметно-логической основы текста (уточнения фактов, логических связей, композиции), а заканчивать стилистической правкой. Правка-обработка может включать в себя и вычитку, и сокращение, и переделку отдельных фрагментов.

Правка-переделка. Эта правка предполагает наиболее серьезные, глубокие преобразования формы текста – при сохранении и уточнении содержания. Она необходима, когда текст содержит интересную информацию, но в литературном отношении абсолютно неприемлем: не соответствует требованиям стиля, жанра и т.д. (например, узкоспециальный текст нужно сделать доступным для массового читателя). Переделке подвергают и тексты авторов-непрофессионалов, не владеющих словом, например, письма читателей.

Правка-вычитка – последний этап в редактировании. Вычитка может быть редакторская и корректорская, часто редактор и корректор читают параллельно, а затем объединяют правку. При вычитке редактор отслеживает все не замеченные ранее смысловые и стилистические недочеты, а также уделяет особое внимание грамотности, корректности оформления текста. Например, следит за соблюдением правила унификации, правильностью имен собственных и т.д.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь