Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Конфликт межнациональных отношений



Билет 1.

1.Наука и философия

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

– является ли философия наукой;

– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

– соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

– на первоначальные позиции ученого;

– его отношение к миру и познанию;

– на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:

– на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

Конфликт межнациональных отношений

Межличностные конфликты это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия.

Типы межличностных конфликтов

По направленности:

· горизонтальные (неподчинение участников друг другу);

· вертикальные (участники в подчинении друг у друга);

· смешанные (присущи обе составляющие).

По значению:

· конструктивные;

· деструктивные.

По причинному характеру:

· объективные;

· субъективные.

Исходя из сферы разрешения:

· личностно-эмоциональные;

· деловые.

Исходя из формы проявления:

· открытые;

· скрытые.

По продолжительности:

· длительные;

· ситуативные.

Межличностный конфликт: причины возникновения

Межличностный конфликт является открытым столкновением субъектов, которые взаимодействуют, которое при этом возникает как следствие возникающих противоречий в виде совершенно противоположных целей.

Самые распространенные причины возникновения межличностных конфликтов. Анализируя конфликт, часто выделяют причинные факторы, с помощью которых зона разногласий определяется более полно и можно наметить эффективные пути устранения самого конфликта. Такие факторы специалисты разделяют на пять групп:

Информационные факторы

Случай, когда одна из сторон не приемлет поступающую информацию:

· неточные и неполные факты;

· неверная информация, слухи;

· информация преждевременная или наоборот переданная с опозданием;

· ненадежность экспертов, показаний свидетелей, неточность переводов;

· обнародование конфиденциальной информации.

Поведенческие факторы

Это такие факторы как эгоистичность, грубость, непредсказуемость и неуместность. Поведение, которое может оттолкнуть вторую сторону:

· стремление иметь превосходство;

· агрессивность;

· эгоизм.

Поведенческим фактором может выступить случай, когда подрывают чью-либо самооценку, нарушают обещание или не оправдывают ожиданий, угрожают безопасной жизни, непредсказуемое поведение, вызывающее страх.

Факторы отношений

Неудовлетворение одной из сторон или обеих сторон межличностным взаимоотношением:

· баланс сил партнеров в отношениях;

· уровень важности отношений для сторон;

· совместимость партнеров в плане поведения, ценностей и целей.

Факторы ценностей

· система верований;

· традиции;

· политические и религиозные ценности.

Структурные факторы

o система управления, власть;

o политические партии;

o социальные нормы;

o географическое расположение.

Эффективное разрешение возникших межличностных конфликтов

Существуют разнообразные способы эффективного разрешения межличностных конфликтов. Первое, что необходимо сделать при возникновении конфликтной ситуации, - постараться взять себя в руки, взвесив все «за» и «против». Чтобы избежать конфликта, следует избегать конфликтныхлюдей, людей, которых раздражаете вы или которые раздражают вас.

Если же не получается не ввязаться в беседу, постарайтесь помочь вашему собеседнику решить его проблему. Вам необходимо подыскать способ, с помощью которого вы сможете решить скрытые интересы и нужды оппонента.

Психология межличностных конфликтов занимается изучением путей предотвращения и эффективного разрешения межличностных конфликтов.

К сожалению, конфликты в межличностных отношениях будут возникать всегда, но наша задача состоит в том, чтобы выходить из таких ситуаций как можно с меньшим поражением себя и партнера.


Билет 2

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Мифологическое сознание древнего человека

Слово " миф" происходит от греч. mythos - сказание, предание. Для древнего человека миф не был вымыслом. Мир природы в сознании человека не противопоставлялся самому человек, скорее напротив. Природа наделялась человеческими характеристиками. Эта особенность сознания древних людей хорошо отразилась в мифах.

Между нашим непосредственным восприятием явления и мыслью, которая делает его понятным, стоят некие обобщения, выводы, универсальные законы и.т.д. Древние люди не подводили явления под некие теоретические обобщения, их восприятие не знало расщепления на внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все, что непосредственно воздействовало на ум, чувство и волю, было реальным. Сны также рассматривались как реальность

Древний человек все сложности, возникающие в процессе восприятия мира, сводил к вопросу - " кто? ". Ответ практически всегда был одинаковым - " боги! "

Архаичные мифы ушли в прошлое вместе с породившей их эпохой, философия, религия, а затем и наука создали новые картины мира.

По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темной и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его и расколоть на два начала: инь (темное начало) и янь (светлое начало). Это учение получило название - даосизм.

Антисоц. Группы

Антисоциальная субкультура по своей сути основывается на предрассудках, а иногда и на заблуждениях. Так, например, «отчистка» российской нации у скинхедов имеет глобальный характер, что противоречит установленным общественным нормам. Или взять антифашистское движение (скины), где созданная сеть ведет открытую борьбу с расизмом.

 

Билет 3

1. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время
1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

· Постепенно начинает формироваться новое понимание общества и человека в нем.

· На смену религии начала приходить наука.

Первые удары по средневековому образу мышления нанесли те, кто совсем не желали подрывать авторитет церкви, - приверженцы теологии, францисканцы Р. Бэкон и У. Оккам (подробнее см. в презентации).Формируется идея о необходимости более четкого разделения веры и разума, что неизбежно привело к ослаблению зависимости классической философии от теологии. Философия постепенно перестает быть " служанкой богословия".

Со временем церковно-обрядовое понимание спасения человека было подвергнуто критике. Начинается пересмотр взглядов, который получил название Реформация.

Возникает влиятельное направление в духовной культуре - гуманизм. Все большее влияние стало уделяться опыту реальной жизни, его осмыслению и преобразованию.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Спенсер (1820 - 1903 гг.) первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры. Он выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества.

Семья как малая группа

Семья как основной институт общества выполняет определенные функции, которые можно разделить на специфическиеи неспецифические.

Специфические функции отражают особенности семьи как социального явления и оста­ются за семьей при любых изменениях в обществе:

- рождение детей (репродуктивная функция);

- содержание и первичная социализация детей (экзистенциальная и воспитательная функции).

Неспецифические функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, досугом и т.д.

Самым ранним общественным институтом, который появился еще в первобытнооб­щинное время, является семья. Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание.По мере развития общественных отношений се­мья частично передавала некоторые свои функции другим социальным институтам — церкви, органам образования и пр. Но вместе с тем семья остается наиболее важным соци­альным институтом общества и выполняет целый ряд функций:

· эмоциально-психологическая (эмоциональное общение, формирование чувства защи­
щенности);

· социально-воспитательная (образование и воспитание);

· статусная функция (наделение наследственными статусами — национальность, при­

· надлежность к городскому или сельскому населению, религия и пр.) и т.д.

 

· репродуктивная;

· хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми);

· экономическая (экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособны

· членов семьи, накопление собственности и передача ее по наследству);

· досуговая и др.

Билет 4.

Философские искания XIX век

Философия в качестве самостоятельной области знания сложилась именно в 19 веке. Главный вопрос философии 19 века - это вопрос о месте и роли России в мировом историческом процессе.

П. Я. Чаадаев (1794 - 1856 гг.) - автор знаменитых " Философических писем". Чаадаев говорил, что осуществление истории есть реализация Божественной воли. По мнению Чаадаева, культурные достижения западных стран свидетельствуют о том, что именно запад избран Провидением для осуществления своих целей.

Россию Чаадаев называет отсталой страной, стоящей на обочине цивилизованного мира. В более поздних произведениях он утверждал, что Россия имеет свою историческую миссию: " Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка... ответить на важные вопросы, которые занимают человечество...".

Философская мысль в России развивалась не только в традиционных академических формах:. Напряженные размышления над фундаментальными вопросами бытия, замечательные философские прозрения можно найти и в произведениях русской классической литературы. Особенно замечательно в этом отношении творчество Толстого Л. Н. и Ф. М. Достоевского.

 

2. Групповая дифференциация и лидерство

• Дифференциация – разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.

• Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения.

Критерии выбора:

• Эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга)

• Деловые (проверка деловых качеств)

• Личностные (качества товарища)

Факторы, влияющие на дифференциацию в группе

• Вид группы (формальная и неформальная)

• Степень сплоченности

• Личностный состав

• Система ценностей и установок

• полезные дела

Лидерство и руководство

Сходства

1) подчинение коллектива

2) психологическая деятельность

Различия

1) Лидер выдвигается стихийно, а руководитель назначается

2) Лидер действует самостоятельно, а руководитель целенаправленно, под контролем определенных структур

3) Лидер руководит малой группой, руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе

4) Лидер опирается прежде всего на авторитет, руководитель – на «силу» и принуждение

 

Билет 5

1. Деятельность в соц-гуманитарной сфере и профессиональный выбор

Билет 6

Малые группы

Человек не может жить в полном одиночестве.

Социальная группа — объединение людей с це­лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи­ми чертами психологического склада), профес­сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по опреде­ленному признаку. Группы имеют определенные нормы(правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа – это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группухарактеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий

Малые группы бывают:

- условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);

- реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);

- естественными (складывающимися сами по себе).

Естественные группы делятся на:

- формальные – группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

- неформальные – группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

 

Билет 7

Общение как понимание

Полноценное общение становится возможным, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, по­нять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объек­там.

Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить пер­спективы совместной деятельности с ними. От точности «про­чтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

В процессе общения всегда необходимо наличие как минимум двух человек. Каждый из них ориентируется на внешние проявляемые поведенческие характеристики другого, формируя, таким образом, представления о нем, о его внутреннем мире. Этому способствуют следующие механизмы взаимопонимания в общении:

Билет 8

Общение как взаимопонимание

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Интерактивная сторона общения — это условный термин, характеризующий те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием.

Интерактивная сторона общения представляет собой общую стратегию взаимодействия. Имеет место множество типов взаимодействия людей, прежде всего — кооперация и конкуренция. Однако абстрактная оценка этих типов как простого согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий, что далеко не всегда удовлетворяет потребности социальной психологии.

Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой сов- местной деятельности, следовательно, обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой вклад. Именно это и позволяет объяснять взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, т.е. спланировать общую деятельность. При этом возможна такая регуляция действий одного индивида планами, созревшими в голове " другого, которая и делает деятельность действительно совместной. В социальной психологии существует несколько подходов к пониманию структуры взаимодействия. Один из них принадлежит теории Парсонса, по которой в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, и на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, т.е. человеческая деятельность является результатом единичных действий. Единичное есть некоторый элементарный акт, из совокупности которых впоследствии и складываются системы действий.

Каждый акт представляет собой набор следующих элементов:

— деятель;

— другой человек — тот, на кого направлено действие;

— ответная реакция другого на действия деятеля;

— мотивация деятеля, состоящая в стремлении реализовать свои установки или удовлетворить свои потребности;

— система ориентации и ожиданий деятеля в отношении другого человека;

— нормы, по которым организуется взаимодействие;

— ценности, которые принимает каждый участник;

— ситуация, в которой совершается действие.

Интересную попытку построить структуру интерактивного взаимодействия предпринял польский социолог Ян Щепаньский. Он ввел понятие социальной связи для описания социального действия общающихся субъектов. Социальная связь представляет собой последовательное осуществление:

— пространственного контакта;

— психического контакта, который понимается как взаимная заинтересованность;

— социального контакта, Понимаемого как совместная деятельность;

— взаимодействия, понимаемого как систематическое, постоянное осуществление действий, вызывающих соответствующую реакцию партнера;

— социального отношения.

Еще один, исключительно оригинальный, подход к структурному описанию интерактивного взаим действия предпринял Эрик Берн в своей концепции трансактного анализа. Здесь действия участников общения регулируются корректировкой их позиций в контексте определенных ситуаций и стиля взаимодействия.

С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия находится в одной из трех позиций, которые условно обозначаются как «Дитя», «Родитель» и «Взрослый». Эти позиции не обязательно должны быть связаны с соответствующей социальной ролью. Это всего лишь психологическое описание определенной стратегии в поведении: позиция «Дитя» - «Хочу! », позиция «Родителя» — «Надо! », позиция «Взрослого» — интеграция «Хочу» и «Надо», компромисс между ними. Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят параллельный характер, т.е. совпадают по позициям («Дитя» — «Дитя», «Родитель» — «Родитель», «Взрослый» — «Взрослый»). Взаимодействие оказывается неэффективным или невозможным, когда трансакции носят пересекающийся характер - любая двумерная комбинация из трех позиций.

Аналогичный подход предложен П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о трех возможностях:

— пристройка сверху;

— пристройка снизу;

— пристройка на равных.

Попутно отметим, что еще одним показателем эффективности взаимодействия выступает адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

Различают три основных стиля действий:

— ритуальный (формальный);

— манипулятивный (управление партнером без его ведома и согласия и в корыстных целях);

— гуманистический.

В социальной психологии много внимания уделяется и типам взаимодействия. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия, которые можно разделить на уже упоминавшиеся два противоположных вида:

— кооперация;

— конкуренция.

Под кооперацией понимаются такие виды взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности и с этой точки зрения позитивны. Под конкуренцией понимаются взаимодействия, так или иначе расшатывающие совместную деятельность, представляющие определенного рода препятствия для нее.

Билет 9

Первая группа — это речь. Человек пользуется своим голосом не только для проговаривания слов. Тоном, громкостью, высотой можно передать различные эмоции и обычно мы отлично понимаем, в каком состоянии находится человек. В русском языке есть множество слов, которые пишутся одинаково, но означают совершенно разные понятия. Ударение и контекст в предложении помогают нам понять, о чем идет речь. Вторая группа — мимика, жесты и направление взгляда. Мышцы лица довольно сложно контролировать без определенного обучения. Мы прекрасно определяем, когда человек печальный, злой, радостный или испытывает отвращение. О многом говорят и жесты. Их можно научиться контролировать в процессе тренировки, но микродвижения для опытного наблюдателя могут многое сказать об истинном состоянии или намерениях оппонента. Еще сложнее контролировать движения глаз, особенно когда человек пытается говорить неправду.

Также речь делится на монолог и диалог. В первом случае происходит односторонняя передача информации, во втором — участники попеременно обмениваются данными, высказывают свои мнения.

Как происходит обмен информацией в процессе общения.

В общении есть две стороны: кодирование и декодирование. То есть первый передает информацию с использованием некого кода, понятного для оппонента, второй должен расшифровать, что ему передают. Успех понимания зависит от того, насколько похожие и правильные схемы передачи сообщения используются.

 

Язык возник тогда, когда у первобытного человека возникла необходимость понимать друг друга и передавать некие знаки, сигнализирующие об опасности и желаниях. По-видимому, вначале это были простые звуки и слоги, а также жесты и мимика. Вероятно, первыми словами были звуки, обозначающие действия и направления, а уже потом появились названия предметов и имена.

Значение общения

Общение как обмен информацией – это возможность не только передать другому человеку мысль и понять, что передали тебе, но и способ накопления и передачи знаний для последующих поколений. Когда не было письменности, знания передавались в устном виде. Правильность и точность передачи зависела от памяти и того насколько реципиент (то есть принимающий) правильно принял и понял поданную ему информацию. Современное общение

С развитием интернета появился новый и более быстрый способ передачи информации на большие расстояния. Но в интернете присутствует и сложность понимания, то есть декодирования. Когда мы общаемся с человеком лично, мы наблюдаем эмоции, жесты и движения глаз. В сети мы видим только слова и сопутствующие знаки препинания и специальные символы, предназначенные для передачи эмоций. Однако для каждого человека эти символы могут иметь разное значение, вследствие чего иногда возникает нечеткое понимание полученной информации.

Уровни общения

В зависимости от целей и близости собеседника выделяются несколько основных уровней.

Примитивный. В этом случае человек не настроен на контакт, его не волнует, как его воспринимают окружающие. Словарный запас часто скудный, речь грубая. Один из примеров — человек под действием алкоголя.

Манипулятивный. Цель — добиться от собеседника желаемых действий. Используются различные приемы воздействия и давления. Сейчас получили распространение методы НЛП. Некоторые люди от природы манипуляторы, другие специально обучаются приемам, например, менеджеры по продажи

Деловой. В этом случае используется определенная дистанция, разговоры, направленные на решение определенных вопросов. Принято вежливо обращаться к собеседнику, учитывать его взгляды, возраст, пожелания.

Духовный. На этом уровне люди открывают друг другу свои самые сокровенные секреты. Он приемлем только с очень близкими людьми. Речь неспешная, описывающая свои мысли и поступки.

Маски. В разных ситуациях люди вынуждены надевать «маски». На работе мы одни, дома другие, с друзьями третьи. В определенных ситуациях для достижения успеха требуется перейти на уровень собеседника, для этого речь приобретает определенный оттенок и используются слова, характерные для конкретной социальной группы.

Игровой. Неформальная форма, флирт, отсутствие серьезности. Обычно происходит между друзьями или близкими людьми. Таким образом, общение как обмен информацией — это способы, помогающие правильно передавать и принимать символы от одного человека к другому или группе людей.

Билет 10

Типология обществ

Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.
Одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).
Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:

  • переход от производства товаров к экономике услуг;
  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

.

Направленность личности

Личность есть то, куда она стремится. Человек начинается с того, что для него становится что-то дорого, что он ради чего-то готов себя поднять, с того, что что-то для него становится иногда важнее его личного существования.

Хотите понять в человеке главное - поймите, что движет этим человеком, каковы его настоящие стремления.

Направленность личности часто описывают словами " преобладающие интересы и стремления", " иерархия мотивов", иногда - личная идеология.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.122 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь