Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Он сказал: «Неужели вы радуете меня доброй вестью, когда я уже стар? Чем же вы радуете меня?»




 

 

y


 

1 То есть о том, что у тебя родится сын, который обретёт знание и мудрость, ког-да вырастет.


z Рассказ об Ибрахиме  y293


 

Они сказали: «То, чем мы порадовали тебя,   — истина, так не будь же [одним] из

отчаявшихся! »

Ибрахим сказал: «Кто же отчаивается в  милости Господа своего, кроме заблудших?! »

 

(15: 51–56).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Дошёл ли до тебя рассказ о  почтенных гостях Ибрахима? 1

Вот вошли они к  нему и  сказали: «Мир», он же сказал им [в  ответ]: «Мир, люди

незнакомые».

 

Потом втайне [от них] пошёл

он к  своим домочадцам, при-нёс [гостям] жирного телёнка

 

и, поднеся им [угощение], ска-зал: «Не отведаете ли вы [это]? »

Он ощутил страх перед ними, [но] они сказали: «Не бойся»,


 

1 То есть об ангелах, которые явились к нему в образе людей.


z294 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

и  порадовали его вестью о  знающем мальчике.

[Услышав это], его жена при-

нялась кричать и  бить себя по лицу, [восклицая]: « [Я ведь  —]

бесплодная старуха! »

 

[На это] они сказали: «Так

сказал Господь твой! Поис-тине, Он  — Мудрый, Знаю-щий» (51: 24–30).

 

В этих ­аятах сообщается о  том, что, когда ангелы явились к  Ибрахиму, сначала он принял их за гостей и  оказал им долж-ное гостеприимство. Ибрахим зажарил для них жирного телён-ка из числа лучших, которые у  него были, однако, предложив им угощение, увидел, что они не хотят есть, поскольку анге-лы не нуждаются в  еде. Это ему не понравилось, «и  он ощу-

 

тил страх перед ними, но они сказали: “Не бойся! Поисти-не, мы посланы к  народу Лута”», то есть мы посланы, чтобыразрушить их города. Услышав это, Сара, которая стояла рядом с  гостями, как это принято среди арабов и  других народов, об-радовалась, ибо она гневалась на них ради Аллаха. От радости она засмеялась, и  Аллах Всевышний сказал: «…и Мы пора-довали её вестью об Исхаке, а  после Исхака  — о  Я‘кубе». Здесь имеется в  виду, что эту радостную весть ей сообщили ангелы. В  Коране сказано, что после этого «его жена приня-лась кричать и  бить себя по лицу», то есть поступила так, какчасто поступают женщины, когда их что-либо удивляет. Сара воскликнула: «О, горе мне! Неужели я [смогу] родить, ведь я  — старуха, и  муж мой  — старик? »  — имея в  виду не толь-


z Рассказ об Ибрахиме  y295


 

ко их возраст, но и  то, что прежде они были бесплодны, и  пора-жаясь тому, что в  подобных обстоятельствах у  них может поя-виться ребёнок. Вот почему она воскликнула: «Поистине, это удивительно! »   — на что ангелы сказали ей: «Неужели ди-вишься ты велению Аллаха? [Да пребудут] с  вами милость Аллаха и  Его благословения, о  [члены] семейства [Ибрахи-ма]! Поистине, Он  — Достохвальный, Славный”».

 

Ибрахим  тоже удивился, радуясь как самой этой вести, так и  её подтверждению. В  Коране сказано: «Он сказал: “Не-

 

ужели вы радуете меня доброй вестью, когда я уже стар? Чем же вы радуете меня? ” Они сказали: “То, чем мы порадовали тебя,   — истина, так не будь же [одним] из от-чаявшихся! ”» Таким образом, ангелы подтвердили, что весть, которую они принесли Ибрахиму, является истинной, и  пора-довали супругов вестью о  предстоящем рождении знающего сына, то есть Исхака. Что же касается его брата Исма‘ила, то он был назван кротким сыном, что соответствовало его поло-жению и  его терпению.

 

Аллах Всевышний сказал: «…и Мы порадовали её вес-тью об Исхаке, а  после Исхака  — о  Я‘кубе», и  эти слова Му-хаммад ибн Ка‘б аль-Курази и  другие использовали в  качестве доказательства того, что в  жертву был предназначен Исма‘ил. Они указывали, что веление принести в  жертву сына не могло касаться Исхака, поскольку до этого они получили радостную весть о  рождении Исхака и  рождении его сына Я‘куба, имя ко-торого образовано от слова ‘акб (‘сын; потомок’).

 

Слова Аллаха «и Мы порадовали её вестью об Исхаке, а  после Исхака  — о  Я‘кубе» означали, что у  Сары родитсясын Исхак, у  которого впоследствии родится сын Я‘куб. И  эти слова означали, что Я‘куб родится при жизни Ибрахима и  Са-ры, чтобы порадовать их так же, как он порадует своего отца, хотя прямо об этом не говорится.


z296 Ибн Касир.  Рассказы о пророках y


 

Аллах Всевышний сказал:

 

И Мы даровали ему 1 Исхака, [а Исхаку  —] Я‘куба, и  всех [их] Мы вели прямым путём

(6: 84).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Когда же он удалился от них и  того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даро-вали ему Исхака и  Я‘куба

(19: 49).

 

Подтверждением этого служит хадис, в  котором сообщается, что Абу Зарр  сказал:

 

[Однажды] я спросил: «О Посланник Аллаха, ка-кая мечеть была построена на земле первой? » Он отве-тил: «Запретная мечеть (аль-масджид aль-харам2. Я  спросил: «А после неё? » Он ответил: «Отдалён-нейшая мечеть (аль-масджид aль-акса3. Я спро-

 

сил: «А  сколько [лет прошло] между [построением] од-ной и  другой? » Он ответил: «Сорок лет». Я спросил: «А  [какая мечеть была построена] после неё? » [На это Пророк  ] сказал: «А  после молись, где бы ни застало

 

1 Имеется в виду Ибрахим.

 

2 Имеется в виду Кааба и прилегающая к ней территория. 3 То есть мечеть в Иерусалиме.


z Рассказ об Ибрахиме  y297


 

тебя [время] молитвы, ибо вся [земля] является местом для молитвы» [Бухари, №  3366; Муслим, №  520].

 

Люди Писания считают, что Отдалённейшая мечеть (аль-мас­ джид aль-акса) была построена Я‘кубом  и  это  — мечеть, ко-торая находится в  Иерусалиме*. В  пользу этого свидетельствует цитированный выше хадис. Таким образом, Я‘куб, которого на-зывают также Исра’иль  , построил эту мечеть через сорок лет после завершения строительства Каабы Ибрахимом и  Исма‘илом. Кааба строилась после рождения Исхака, поскольку, обратив-шись к  Аллаху с  мольбой в  это время, Ибрахим  сказал:

Господь мой! Сделай [этот]

 

город безопасным и  удали меня и  сыновей моих от поклонения­ идолам.

 

Господь мой, поистине, они 1

ввели в  заблуждение многих людей! Поистине, тот, кто последовал за мной, относится ко мне 2, а  кто ослушается меня, [но принесёт покаяние],

 

то ведь Ты  — Прощающий, Милосердный!

 

Господь наш! Поистине, посе-лил я [одного] из своих

 

1 Имеются в виду идолы.

 

2 То есть исповедует ту же религию.


z298 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

[потомков] в  долине, где ничего не [выращивают],

у  Твоего заповедного Дома. Господь наш! [Я  сделал это],

чтобы они совершали молитвы, склони же к  ним сердца [некоторых] людей

 

и  надели их плодами, чтобы они благодарили [Тебя].

 

Господь наш! Поистине, зна-ешь Ты, что мы скрываем и  что делаем открыто, и  ничто не останется скры-тым от Аллаха ни на земле, ни на небе.

Хвала Аллаху, Который, несмотря на старость [мою],

даровал мне Исма‘ила и  Исхака. Поистине, слышит мольбу Господь мой.

 

Господь мой! Сделай меня [одним из] совершающих молитвы [и сделай такимилюдей] из числа моих потом-

ков. Господь наш, внемли мольбе моей!

 

Господь наш! Прости меня, и  моих родителей, и  верую-


 

y


z Рассказ об Ибрахиме  y299


 

щих в  тот День, когда насту-пит [пора] расчёта!

(14: 35–41).

 

Теперь что касается сообщения, согласно которому Сулей-ман ибн Давуд  занимался строительством в  Иерусали-ме. В  толковании того ­аята, где приводятся слова Сулей-мана «Господь мой! Прости меня и  даруй мне [такую]

 

власть, которой после меня не будет обладать уже ни­ кто» (38: 35), мы уже упоминали[Тафсир Ибн Касир, т.  4, с.  24], что он попросил Аллаха наделить его тремя свойства-ми. В  рассказе же о  Сулеймане, который приводится нами в  другом месте, указывается, что речь идёт о  перестройке храма, предпринятой им через сорок лет, но никто не гово-рит, что Сулейман жил через сорок лет после смерти Ибра-хима. Так утверждает только Ибн Хиббан, а  Аллах знает об этом лучше.

 

 

Упоминание о  строительстве Каабы

 

Аллах Всевышний сказал:

 

И [вспомни, как], указав Ибрахиму место [этого]

Дома, Мы [сказали]: «Не  [поклоняйся] наряду

 

со  Мной ничему и  очисть Дом для тех, кто будет обхо-дить вокруг­ [Каабы],

 

молиться и  совершать пояс-ные и  земные поклоны.


z300 Ибн Касир.  Рассказы о пророках

 

 

И  объяви об [обязательности]

хаджжа людям, которые будут являться к  тебе пешком и  на всяких исхудавших вер-блюдах и  приходить, [пере-двигаясь] по далёким горным дорогам… (22: 26–27).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

Поистине, первый Дом, воз-ведённый для людей, [чтобыони поклонялись в  нём Аллаху],   — тот, который [находится] в  Бакке 1. Благо-словен [Дом этот], и  является он руководством­ для [обита-телей] миров.

Есть в  нём ясные знамения,

[среди которых]  — место

 

Ибрахима*, и  тот, кто войдёт в  него, будет в  безопасности. Обязанностью людей пред Аллахом является [соверше-ние] хаджжа к  Дому, если они будут в  состоянии [совершить] его, а  кто не верует 2, [пусть

1 Б а к к а — одно из названий Мекки.

 

2 То есть кто отрицает необходимость хаджжа.


 

y


z Рассказ об Ибрахиме  y301


 

знает, что] Аллах, поистине, не нуждается в  [обитателях]

миров! (3: 96–97).

 

Аллах Всевышний также сказал:

 

И [вспомни, как] Ибрахима испытывал Господь его [Сво-ими велениями], а  тот выпол-нял их. Сказал [ему Аллах]:

«Поистине, Я сделаю тебя предводителем людей».

[Ибрахим] воззвал: « [Сделай же таковыми] и  [людей] из

[числа] моих потомков».

 

[Аллах] сказал: « [Действие]

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь