Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗАБЛУЖДЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ОДНИ ЛЮДИ МОГУТ НАСИЛИЕМ УСТРАИВАТЬ



ЖИЗНЬ СЕБЕ ПОДОБНЫХ Заблуждение о том, что одни люди могут силой заставлять других людейжить по своей воле, произошло не оттого, что кто-нибудь придумал этот обман, а оттого, что люди, отдаваясь своим страстям, начали насиловать людей ипотом старались придумать оправдание своему насилию. Люди видят, что в их жизни что-то нехорошо и что-то надо улучшить.Улучшать же человек может только то одно, что в его власти, - самого себя.Но для того, чтобы улучшать самого себя, надо прежде всего признать, что янехорош, а этого не хочется. И вот все внимание обращается не на то, чтовсегда в твоей власти, - не на себя, а на те внешние условия, которые не внашей власти и изменение которых так же мало может улучшить положение людей, как взбалтывание вина и переливание его в другой сосуд не может изменить егокачества. И начинается, во-первых, праздная, а во-вторых, вредная, гордая(мы исправляем других людей) и злая (можно убивать людей, мешающих общемублагу), развращающая деятельность. Правители думают насилием заставить людей жить доброй жизнью. А онипервые этим самым насилием показывают людям пример дурной жизни. Люди вгрязи, и, вместо того чтобы самим выбраться из нее, учат людей, как им незагрязниться. Заблуждение о возможности устройства среди людей порядков насилием темособенно вредно, что оно переходит из рода в род. Люди, выросшие внасильническом устройстве, уже не спрашивают себя, нужно ли, хорошо липринуждать людей силою, а твердо верят, что без насилия нельзя жить людям. В государстве говорят о свободе. А между тем все устройство егоосновано на насилии, которое все противно самой какой бы то ни было свободе. Устраивать жизнь других людей легко оттого, что, если и плохо устроишьее, будет худо не тебе, а им. Думают, что устраивать жизнь других людей можно только насилием, анасилие не устраивает, а расстраивает жизнь людей. Только тот, кто не верит в Бога, может верить в то, что такие же люди, как и он сам, могут устроить его жизнь так, чтобы она была лучше. Заблуждение о том, что есть люди, которые могут устраивать жизнь другихлюдей, тем ужасно, что при этой вере люди ценятся тем выше, чем онибезнравственнее. Те люди, которые имеют власть, всегда уверены в том, что руководитлюдьми только насилие, и потому для поддержания существующего порядка смелоупотребляют насилие. Существующий же порядок держится не насилием, аобщественным мнением; общественное же мнение нарушается насилием. И потомудеятельность насилия ослабляет, нарушает то самое, что оно хочетподдерживать. Когда люди говорят, что всем надо жить мирно, никого не обижать, а самине миром, а силою заставляют людей жить по своей воле, то они как будтоговорят: делайте то, что мы говорим, а не то, что мы делаем. Можно боятьсятаких людей, но нельзя им верить. Жестокости всех революций - только следствие жестокостей правителей.Революционеры понятливые ученики. Никогда свежим людям не могла бы прийтидикая мысль о том, что одни люди могут и имеют право силою устраивать жизньдругих людей, если бы все властвующие люди, все правители не обучали быэтому народы. Отчего революции и жестокость их? Оттого, что насилие властвующих учитсуеверию устройства насилием. До тех пор, пока люди будут неспособны устоять против соблазнов страха, одурения, корысти, честолюбия, тщеславия, которые порабощают одних иразвращают других, они всегда сложатся в общество насилующих, обманывающих инасилуемых и обманываемых. Для того, чтобы этого не было, каждому человекунадо сделать нравственное усилие над самим собой. Люди сознают это в глубинедуши, но им хочется как-нибудь помимо личного усилия достигнуть того, чтодостигается только таким усилием. Выяснить своими усилиями свое отношение к миру и держаться его, установить свое отношение к людям на основании вечного закона деланиядругому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурныестрасти, которые подчиняют нас власти других людей, не быть ничьимгосподином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, нивыгоды, не отступать от требований высшего закона своей совести, - все этотребует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядковкаким-то таинственным путем приведет всех людей, в том числе и меня, ковсякой справедливости и добродетели, и для достижения этого, не делая усилиймысли, повторять то, что говорят все люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, - все это делается само собой, дляэтого не нужно усилия. И вот является учение об улучшении общественной жизни посредствомизменения внешних порядков. По этому учению выходит то, что люди могут безусилия достигнуть плодов усилия, точно так же как по церковному учениюмолитвой о своем совершенствовании, верой в искупление грехов кровью Христаили в благодать, передаваемую таинствами, люди могут без личного усилиядостигнуть праведной жизни. Такое учение произвело и производит ужасныебедствия и более всего другого задерживает истинное совершенствованиечеловечества.

БОРЬБА СО ЗЛОМ ПОСРЕДСТВОМ НАСИЛИЯ НЕДОПУСТИМА,

ПОТОМУ ЧТО ЗЛО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЛЮДЬМИ ПО-РАЗНОМУ Казалось бы, как несомненно ясно, что так как все люди каждый по-своемуопределяют зло, то противление предполагаемому различными людьми злу зломможет только увеличить, а не уменьшить зло. Если то, что делает Петр, считается Иваном злом, и он считает себя вправе делать зло Петру, то натаком же основании и Петр может делать зло Ивану, и зло от этого можеттолько увеличиться. Но удивительное дело: люди понимают отношение звезд между собою, аэтого не понимают. Отчего это? Оттого, что люди верят в благодетельностьнасилия. Если я могу силой заставлять человека делать то, что считаю хорошим, тоточно так же другой человек может заставлять меня силой делать то, что онсчитает хорошим, хотя бы то, что мы, я с ним, считаем хорошим, было совсемпротивно одно другому. Как правители, так и революционеры считают справедливым и полезнымубивать некоторых людей. У них есть такие рассуждения, по которым онидумают, что можно узнать, кого именно можно убить для общего блага. Для людей же, не принадлежащих ни к тем, ни к другим, рассуждения этине могут не представляться удивительными уже по одному тому, что по точнотаким же рассуждениям, по которым правители уверены, что полезно убить еслине всех, то многих революционеров, революционеры уверены, что полезно убитьесли не всех, то многих правителей. Учение о том, что человек никогда не может и не должен делать насилияради того, что он считает добром, справедливо уже по одному тому, что то, что считается добром и злом, не одно и то же для всех людей. То, что одинчеловек считает злом, есть зло сомнительное (другие считают его добром); насилие же, которое он совершает во имя уничтожения этого зла - побои, увечья, лишение свободы, смерть, - уже наверное зло. На вопрос о том, как разрешить постоянные между людьми споры о том, чтодобро и что зло, учение Христа отвечает тем, что так как человек не можетнесомненно определить зло, то он и не должен стараться злом насилияпобеждать то, что он считает злом. Главный вред суеверия устроительства жизни других людей насилием в том, что как только человек допустил возможность совершить насилие над однимчеловеком во имя блага многих, так нет пределов того зла, которое может бытьсовершено во имя такого предположения. На таком же предположенииосновывались в прежние времена пытки, инквизиции, рабство, в наше времясуды, тюрьмы, казни, войны, от которых гибнут миллионы.

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ НАСИЛИЯ

Заставлять силою людей переставать делать худое - все равно чтозапрудить реку и радоваться, что река на время ниже плотины мелеет. Какрека, когда придет время, перельется через плотину и будет течь все так же, так и люди, делающие худое, не перестанут его делать, а только выждут время. Принуждающий нас силой как бы лишает нас наших прав, и мы потомуненавидим его. Как благодетелей наших, мы любим тех, кто умеет убедить нас.Не мудрый, а грубый, непросвещенный человек прибегает к насилию. Чтобыупотребить силу, надо многих соучастников; чтобы убедить, не надо никаких.Тот, кто чувствует достаточно силы в самом себе, чтобы владеть умами, нестанет прибегать к насилию. Государство прибегает именно потому, что оносознает свое бессилие убедить людей в своей необходимости. По Сократу Заставить людей силой делать то, что мне кажется хорошим, это самоелучшее средство внушить им отвращение к тому, что мне кажется хорошим. Всякий по себе знает, как трудно изменить свою жизнь и стать таким, каким хотел бы быть. Когда же дело идет о других, то кажется, что стоиттолько приказать и припугнуть, и другие сделаются такими, какими мы хотим, чтобы они были. Сила есть то орудие, посредством которого невежество заставляет своихпоследователей делать те дела, к которым они по природе не склонны; и(подобно попытке заставить воду идти выше своего уровня) в тот момент, когдаорудие это перестанет действовать, прекращаются и его последствия. Естьтолько два средства направлять человеческую деятельность. Одно в том, чтобызавладеть склонностью, убедить рассуждением, и другое в том, чтобы заставитьчеловека действовать противно его склонностям и суждениям. Один способподтверждается опытом и всегда увенчивается успехом, другой употребляетсяневежеством, и последствия его - разочарование. Когда ребенок кричит, чтобыему дали погремушку, он хочет силой получить ее. Когда родители бьют своихдетей, то это с тем, чтобы силою заставить их вести себя хорошо. Когдапьяный муж бьет свою жену, то он делает это ввиду исправления ее силою.Когда преступник наказывается, то это делается для того, чтобы улучшить мирсилою. Когда один человек судится с другим, то это с тем, чтобы достигнутьсправедливости посредством силы. Когда священник говорит об ужасах адскихмучений, он делает это с целью направить своих слушателей на небо силою.Когда один народ воюет с другим, то цель его состоит в том, чтобы приобрестижелательное положение силою. И удивительное дело: и до сих пор невежествовело и ведет человечество тем самым путем насилия, который всегда ведет кразочарованию. Комб Всякий человек знает, что всякое насилие зло. И вот, чтобы отучитьлюдей от насилия, мы ничего лучше не можем придумать, как то, что мы, люди, требующие к себе высшего уважения, делаем для этой цели самые жестокиенасилия: тюрьмы, казни. Из того, что возможно насилием подчинить людей справедливости, вовсе неследует, чтобы было справедливо подчинять людей насилием. Паскаль 8 Человек так же мало сотворен для того, чтобы принуждать, как и длятого, чтобы повиноваться. Люди взаимно портятся от этих двух привычек. Тутодурение, там наглость - и нигде истинного человеческого достоинства. Консидеран

Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь