Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основной вопрос философии. Материализм и идеализм



За решение какой бы проблемы ни взялся философ, как бы он ни разматывал нить философской мысли, он рано или поздно натолкнется на вопрос, который ему не обойти, как бы ему этого ни хотелось. Это и есть основной вопрос философии — вопрос об отношении мышления к бытию. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, — согласно Ф. Энгельсу, — есть вопрос об отношении мышления к бытию»1. Столкнувшись с этим вопросом, философ должен волей-неволей выбрать для себя позицию, которая будет определяющей для всей его философии, — материалистическую или идеалистическую.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности — объективной, материальной и субъективной, идеальной, из которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? Материя на определенном уровне своего развития порождает свой высший цвет — разум, или, наоборот, мировой дух творит материальный мир? А может быть, они сосуществуют как равноправные субстанции? Эти проблемы, составляющие стержень основного вопроса философии, образуют одну его сторону.

Материализм отвергает все антинаучные трактовки происхождения и сущности мира. За исходное он берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого — таков мировоззренческий и методологический принцип материализма. Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом. Существовали в истории философии и такие философы, которые признавали равноценность, равноправие обоих начал — материального и духовного. Их называли дуалистами.

Другой стороной основного вопроса философией является не менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь объективные законы мира или мир непознаваем? Те, кто считает, что мир принципиально непознаваем, называются агностиками. Наиболее ярким примером агностицизма является религиозная философия, отрицающая познаваемость мира, дабы утвердить примат веры над разумом.

Почему вопрос об отношении мышления к бытию — этот, казалось бы, довольно отвлеченный вопрос — является именно основным? Потому что от сути его решения, как от истока многоводной реки, берут свое начало не только все иные проб-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 282.

лемы собственно философии (проблема определения метода, проблема практики и истины, проблема движущих сил истории и др.), но и общетеоретические, мировоззренческие вопросы любых других наук, пытающихся проникнуть в существо мироздания, жизни, то есть тех наук, которые вносят существенный вклад в создание научной картины мира.

Применительно к социальной истории, к истории общества основной вопрос философии решается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания. От того или иного ответа на этот вопрос зависит, в свою очередь, и понимание определяющих сил общественного развития: идеи, разум ли правит историей, или основой общественного развития является материальное производство и вытекающие из него социально-экономические и иные общественные отношения. Следовательно, основной вопрос философии — это не просто вопрос об отношении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу выражается емко и просто: общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание, которое, будучи производно, в свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на это бытие. Идеализм же в этом вопросе занимает прямо противоположную позицию, различаясь лишь трактовкой природы движущей силы — то ли ею является бог, то ли объективный мировой дух, то ли идеи исторических личностей.

В своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через механистический и метафизический к высшей форме — диалектическому материализму. Об этих этапах мы скажем подробнее в дальнейшем. Здесь же отметим, что, поскольку люди в своей жизни и не могут не считаться с фактом объективного существования материального мира, постольку они в своей повседневной практике действуют как материалисты: одни — стихийно, а другие — сознательно, теоретически, философски осмысленно. История науки знает немало примеров, когда ученые, не приемля материалистического истолкования основного вопроса философии, на деле в своей науке стихийно основывались на принципах материализма в объяснении сущности явлений: ученый отличается в своих общих воззрениях интересом и почтением к объективному началу.

Идеализм так же неодинаков в своих формах. Так, объективные идеалисты, начиная от древних и кончая современными, признают существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его лежит разум (Платон, Гегель и др.).

В рамках такой рационалистической объективно-идеалистической философии действительность мыслится как разумная, а разум трактуется как основа мира, то есть он существует сам по себе, вне разумных существ. Другая разновидность объективного идеализма — иррационалистическая (Шопенгауэр и др.) принимает за исходный принцип бессознательное неразумное начало — «жизненный порыв», безличную волю и т. п.

С точки зрения субъективного идеализма объективный мир, независимый от человека, не существует, он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятия. Отсюда — основополагающая идея субъективного идеализма: «вещи суть комплексы ощущений» (Беркли, Мах), и существовать, быть — значит быть воспринимаемым органами чувств человека. Субъективные идеалисты утверждают, что наши усилия выйти за пределы сознания тщетны, и поэтому признание бытия внешнего мира, независимого от сознания, недопустимо. Да, действительно, мы знаем мир в его данности человеку, в той мере, в какой он отразился в нашем сознании, через ощущения. Но это совсем не значит, что восприятие мира и есть сам мир. Ведь даже обыденный опыт показывает, что предметы восприятия продолжают существовать и тогда, когда мы их не воспринимаем, — и до, и во время, и после восприятия. Иными словами, даже обыденный опыт утверждает, что бытие вещей не зависит от акта их восприятия. Логическое развитие идей субъективного идеализма ведет к солипсизму — утверждению, что существую лишь «я» и, кроме меня, ничего и никого нет. Субъективный идеалист, таким образом, похож на человека, который как бы оказался в комнате, состоящей из одних волшебных зеркал, где он со всех сторон видит только себя и никак не может найти выхода, всюду натыкаясь на свое же собственное изображение.

Если материализм опирается на достижения науки и практики, то идеализм нередко идет бок о бок с религией, являясь ее косвенным, а подчас и прямым обоснованием. Но говоря о связи идеализма с религией, недопустимо отождествлять их: религия опирается на веру и чувства, идеализм же обращается к разуму, стремясь теоретически доказывать свои положения.

История развития философской мысли сложнее описанной выше схемы. Как правило, все домарксовские материалисты были идеалистами в объяснении явлений общественной жизни. Да и в объяснении явлений природы, истолковывая их в целом в материалистическом духе, порой допуска-

ли непоследовательность ввиду постулирования некоего перводвигателя, либо признавали первоначальный акт творения мира богом, который затем устранялся из объяснения явлений природы. Чем же определяются такие трудности в развитии философской мысли?

Идеализм — не прихоть заблудших по недомыслию философов, нередко к тому же гениальных. Он имеет свои гносеологические и социальные корни. Дело в том, что познание мира очень сложный и крайне противоречивый процесс, далеко не прямолинейный, а движущийся по преимуществу зигзагами и кружными путями, спиралеобразно. Тут и буйство фантазии, и здравый смысл, и хитрость ума, и сила стройной логики, и правдоподобные и далекие от реальности допущения. Во всем этом потоке творчески ищущей мысли, мечущейся из стороны в сторону, а иногда и заходящей в тупик, существует засвидетельствованная опытом духовной жизни человечества неизбежность ошибок и заблуждений. «…Философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное… развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный» 1. Следовательно, в самом процессе познавательной деятельности заложена возможность отрыва мысли от действительности и ухода ее в сферу фантазии, что невольно толкает мыслителя на ложный путь. Известно, что вещи, их свойства даны нам в форме ощущений и что субъективные образы этих вещей осознаются нами как существующие там, где находится их объект. Например, глядя на зеленый лист, мы эту «.зеленость» воспринимаем как принадлежащую самому листу, а созерцая голубое небо, приписываем «голубизне» объективное бытие. Субъективный идеализм как раз и «раздувает» эту, только одну сторону нашего познания: опираясь на эмпирически данный опыт, он дает ему ошибочное теоретическое истолкование. А именно: субъективную форму данности объекта субъекту он трактует как сам объект, то есть сводит вещи к ощущениям, а ощущения — к вещам. Но любой биофизик скажет, что «зеленость» и «голубизна» суть ощущения, отражающие» видимый спектр электромагнитных колебаний определенных частот и длин волн и что сами по себе волны не «зеленые» и не «голубые». Поэтому надо отделять субъективную форму, в какой нам дан объект, и его объективный источник, существующий сам по себе, что и делает научный материалист.

Если субъективный идеализм замыкается сферой познающего индивида, чувственной формой его познания, то объек-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 322.

тивный идеализм, напротив, прежде всего абсолютизирует в качестве надличностного бытия результат человеческого мышления, всей его духовной культуры, приписывая ему абсолютно самостоятельное существование и активно действующую силу. Нельзя не признать, что объективный идеализм верно подметил действительно существенную черту жизни общества: результаты человеческой деятельности (и прежде всего духовной) отчуждаются от своего творца, становясь всеобщим достоянием и получая тем самым относительно самостоятельное существование. Однако ошибка объективного идеализма заключается в том, что он «оторвал» результат деятельности человека от самого человека и противопоставил ему как нечто совершенно от него независимое, не порожденное им, а порождающее и мир, и человека силой необходимого и непреложного принципа. Логика человеческого мышления, таким образом, распространяется на мир и становится логикой самого бытия.

Гносеологические корни объективного идеализма уходят далеко в глубь истории и связаны с процессом формирования отвлеченных понятий, с прогрессом познавательной деятельности, с углублением разума в сущность вещей. Возникла проблема осознания соотношения общего и единичного, сущности и ее проявления. Человеку не так просто было разобраться в том, как общее, отраженное в понятии, скажем красота, соотносится с единичной формой ее бытия в данном предмете. Например, мудрый человек уходит из жизни, а мудрость, обретая характер нетленности, сохраняется как нечто общее и пребывает в системе культуры как что-то надличностное. Это общее, оторвавшись от единичного, стало мыслиться как абсолютно самостоятельное сущее. Объективный идеализм начинается, следовательно, тогда, когда идея вещи мыслится не как отражение вещи, а как извечно существующая до нее, определяющая ее в ее структуре, свойствах и отношениях и остающаяся в своем пребывании после разрушения этой вещи. Так, уже у Пифагора числа мыслились как самостоятельные сущности, управляющие миром, а у Платона общие понятия, идеи составляли особое царство чистой мысли и красоты, порождающее мир видимых вещей.

Объективный идеализм абсолютизировал не только результаты человеческой деятельности, но и самую творческую активность человека, оторвав ее, однако, от него. Таким образом и получилось, что в истории философии до возникновения марксистской философии активная, творческая способность человека разрабатывалась в основном объективным идеализмом. Известно, что идея создаваемой человеком вещи предшествует по времени и но сути бытию самой этой вещи, которая являет-

ся производной от цели, замысла творца, скажем столяра. Большая часть того, что окружает человека, есть результат его творческой активности, и потому идея творения становится своего рода призмой, сквозь которую он смотрит на мир. Человеку не так просто отвлечься от этой идеи и мыслить мир как никем не сотворенный и существующий вечно. Поэтому извечное, несотворенное бытие мира не укладывалось, да и до сих пор не у всех укладывается в голове. А отсюда допущение вселенского творца и управителя.

Философский идеализм имеет и социальные корни, связанные, в общем, с процессом отделения умственного труда от физического и противопоставлением ему. В свою очередь, этот процесс связан с образованием в обществе антагонистических классов, с тем, что умственный труд стал привилегией господствующего класса. Философия же, которая изначально выполняла идеологические функции, явилась его духовным оружием. Почему же идеологи «власть имущих», как правило, защищают идеализм? Прежде всего потому, что они заинтересованы в защите религии как духовного орудия, средства угнетения трудящихся. И именно идеалистическая философия привлекалась ими как теоретическое обоснование религии. Поэтому и развитие науки, и прогрессивное развитие общества, ведущее к уничтожению антагонистических классов, способствуют преодолению как гносеологических, так и социальных корней идеализма.

Партийность философии

Выражением мировоззренческой сути философии является такое ее качество, как партийность. Она характеризует идейную направленность философских взглядов, представлений как отражение в них интересов тех или иных социальных сил и присуща философской мысли на протяжении всей истории классового общества. Важнейшее ее проявление — борьба двух направлений в философии: материализма и идеализма, свой свойственная и современной эпохе. Поэтому «новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела… являются материализм и идеализм» 1. Принцип партийности философии как ее мировоззренческо-методологическая основа был открыто провозглашен основоположниками марксизма-ленинизма. К. Маркс, исходя из органической связи философии и политики, оценивал и все предшествующие философские учения, в связи с чем писал: «Афоризмы Фейербаха не удовлетворяют меня лишь в том отношении, что он слишком много напирает на природу и слиш-

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 380.

ком мало — на политику. Между тем, это — единственный союз, благодаря которому теперешняя философия может стать истиной» 1. Философия, искусство, наука, религия — все вовлечено в ураган политической борьбы. Формирует ли философия научное мировоззрение, ориентирует ли она на светлые идеалы и разумное, справедливое устройство общества — это идейно-политический вопрос.

Философия как порождение конкретной эпохи, определенного класса всегда выражает требования этой эпохи и защищает интересы этого класса. Философия марксизма возникла как теоретическая система, выражающая мировоззрение передового рабочего класса, занимающая позицию последовательной защиты интересов трудящихся. Поскольку интересы трудящихся совпадают с объективным ходом мировой истории, принцип партийности в марксистско-ленинской философии органически связан с принципом научности, объективности в подходе к анализу действительности.

Современные западные» философы стремятся представить свою позицию в основном как беспартийную, надклассовую, одинаково выражающую интересы всех и каждого. Хотя у них встречается и критика тех или иных сторон капиталистической действительности, некоторые из них провозглашают идеи гуманизма, высказывают прогрессивные идеи, однако они используют в целом различные утопические формы идеализма и, следовательно, находятся в состоянии борьбы с последовательно научным и прогрессивным мировоззрением — диалектическим и историческим материализмом. Провозглашаемая ими беспартийность оказывается на деле выражением классового, партийного характера буржуазной философии. Провозглашаемая независимость философии от политики ведет к тому, что затушевывается объективное понимание характера развития общества. А эго есть не что иное, как проявление субъективизма и идеализма в философии.

Защита принципа партийности в его марксистско-ленинской трактовке — это забота об объективном отношении к действительности, о подлинно истинном познании ее законов.


Поделиться:



Популярное:

  1. S: Основной метод обследования стоматологического больного
  2. Аграрные отношения и их специфика. Земля как основной фактор сельскохозяйственного производства
  3. Агрегатная форма – основной вид индекса. Индексы Пааше и Ласпейреса.
  4. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  5. Антропологический материализм Фейербаха.
  6. Борьба с псевдосистемами философии.
  7. Бытие как исходная философская категория. Трактовка категории бытия в истории философии.
  8. В основной части выступления можно использовать прием «эллипса» – недоговаривания последнего слова фразы. Слушатели сами договаривают это слово, чем вовлекаются в процесс активного восприятия.
  9. Вопрос 136. Конституционное право работников на отдых и гарантии его реализации. Понятие и виды времени отдыха. Право на ежегодный основной отпуск и его виды. Отпуск без сохранения заработной платы.
  10. Выявление и характеристика основной тенденции развития ряда динамики
  11. Глава 1. ВПФ как основной предмет нейропсихологии
  12. Глава 3. Философия трансцендентального идеализма И. Канта как философия культуры


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1326; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь