Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Антропологический материализм Л.Фейербаха



Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут, Бавария — 13 сентября 1872, Нюрнберг, Бавария, Германская империя) — выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

В середине 19 века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Л.Фейербах. Первонач. Фейербах увлекался философией Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

Первейшая задача философии - критика религии, разоблачение тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по Фейербаху, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Так возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - человек - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего, и таким образом лишается свободы и самостоятельности. По Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

Однако материализм Фейербаха не случайно характеризуется как антропологический. Он существенно отличается от материализма 18 в., т.к. не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Фейербаха - не отвлечённое понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. По Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого Я; духовное начало в человеке не м быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Маркс, признавая важное историческое значение материализма Фейербаха, особенно его критику религии, в то же время отмечал, что у Фейербаха “человеческая сущность может рассматриваться только как “род”, как внутренняя всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами”. По Марксу, человек является историческим и социальным существом, а потому его сущность “не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. Т.к. общественная жизнь людей является по существу практической, Фейербах, упускает из виду роль практики как в ходе исторической жизни человека, так и в процессе познания. Критикуя идеалистическую трактовку познания и недовольство абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувствительному созерцанию, полагая, что ощущение составляет единственный источник познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние обладает подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психическое состояния других людей; не признавая никакой сверхчувствительной реальности, Фейербах отвергает и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

 

Истоки формирования и основные положения марксистской философии. Теория общественно-экономических формаций.

Марксистская философия возникла в 40-х годах 19 века.

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека. Познание - центральный процесс в диалектике Гегеля - в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса.

Теоретические предпосылки философии
* Диалектический метод в системе объективного идеализма Гегеля.
* Материалистическая философия французского Просвещения, а также материализм немецкого философа Л.Фейербаха.
* Социалистические идеи французских мыслителей-утопистов.
Социально- исторические предпосылки марксизма
* Социальные и экономические трансформации, вызванные формированием капиталистических отношений.
* Появление и укрепление класса пролетариев.
* Появление первых союзов и партий пролетариата, повышение политической активности трудящихся классов.
Научные предпосылки марксистской философии
* Эволюционная теория Чарльза Дарвина.
* Закон сохранения энергии.
* Теория клеточного строения организмов.
* Работы Л.Моргана по первобытной истории и этнографии.

Основные положения философии марксизма

Идея практики

Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет общественный характер, служит основой общения между людьми, предпосылкой различных форм общежития.

*Практика является источником теории, выступает в роли " заказчика" тех или иных разработок. Вещи, не имеющие практического значения, разрабатываются крайне редко.
* Практика является критерием истинности теории.
* Практика - цель любой теории.

Диалектический материализм.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

-основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

-сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

-материя находится в постоянном движении и развитии;

-Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

-материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

-важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

-развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Концепция отчуждения

Концепция отчуждения изложена Марксом в " Экономическо-философские рукописи 1844 года" и " Капитале". Философ был убежден, что отчуждение преодолевается не в области мышления, а в сфере практической деятельности. Он выделял такие формы отчуждения:
* Отчуждение условий труда от самого труда.
* Отчуждение результатов труда.
* Отчуждение социальных институтов от человека.
* Отчуждение идеологии от жизни.
Все эти формы отчуждения позволяют конкретизировать сущность отчуждения следующим образом: превращение человеческой деятельности и её результатов в самостоятельную, непонятную для человека реальность.

Материалистическое понимание истории
Оно составляет, по выражению В.И.Ленина, краеугольный камень философии марксизма. Для классиков марксизма философия никогда не являлась занятием сугубо академическим: они хотели использовать её для того, чтобы лучше понять жизнь и, исходя из этого понимания, преобразовать в соответствии с коммунистическими идеалами. Поэтому необходимой и важной составляющей философии марксизма являются социально-философские и философско-исторические идеи.
Диалектико-материалистическое понимание истории можно представить через такие основополагающие его тезисы:
* Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей.
* Общество исторично, оно развивается во времени. Движет обществом не законодательная, политическая или идеологическая работа, а деятельность людей по производству необходимых для себя благ.
* В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п.
Способы материального производства, характерные для различных времен и народов, не произвольны, а типичны и могут быть объединены в конечное число способов, исторически сменяющих друг друга. Основание для такого заключения Маркс приобрел через внимательное изучение мировой истории, реконструкцию существующего исторического материала в интересующей его перспективе.
Всего типов способа производства Маркс и Энгельс насчитали пять:
* Первобытнообщинный.
* Рабовладельческий.
* Феодальный.
* Капиталистический.
* Коммунистический.

Развитие материального производства, переход от одного его способа к другому осуществляется за счет противоречия между основными составляющими внутри материального производства: производительными силами и производственными отношениями.
Вокруг способа материального производства складывается целая система отношений, которую Маркс и Энгельс назвали " общественно-экономической формацией". Этих формаций столько же, сколько и способов материального производства. Любая формация имеет два уровня: базис - то есть, первичные и определяющие отношения и надстройку - вторичные, зависимые структуры общества. Базис охватывает производственные отношения, а надстройка - это система идеологических институтов и отношений.
Человеческая история, как следует из вышесказанного, это не чехарда спонтанно возникающих и исчезающих народов, событий, героев, а совокупность общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга в результате качественных изменений в способе материального производства.
Несмотря на объективный характер человеческой истории, она является все же человеческой историей, и поэтому сами люди активно ее делают. Это относится и к так называемым " великим личностям", и к деятельности субъектов истории: классов и социальных слоев. Поэтому положение о классовой борьбе как движущей силе истории также входит в материалистическое понимание истории.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь