Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные тенденции в развитии русского произношения.



Нашествие врагов на Русь было причиной резких изменений в произношении и написании слов и словосочетаний. Каждый литературный язык существует в двух формах -устной и письменной и характеризуется наличием обязательных норм - лексических, грамматических и стилистических. При этом письменная форма языка подчиняется еще и орфографическим и пунктуационным нормам (т. е. правилам правописания), а устная -- произносительным, или орфоэпическим, нормам.Слово орфоэпия - греческого происхождения: orthos -правильный, epos -речь. Оно обозначает и совокупность правил произношения, и науку, изучающую эти правила. Орфоэпия --это учение о нормах устной речи: о правилах произношения отдельных звуков и их сочетаний, о закономерностях постановки ударения. «Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.Мо-сковская орфоэпическая норма окончательно сложилась к концу XIX в. Это было произношение коренной москов-ской интеллигенции.Ко второй половине XIX в. сформировалось также петербургское произ московское произно-шение основывалось на характерных чертах живого народного языка и поддерживалось театральной традицией (наибольшим авторитетом в области московского произношения был Малый театр), петербургское произношение сохранением в устной речи особенностей написания, книжностью, «буквализмом». К тому же на петербургском произношении эканье. произ в Москве сильнее выражено иканье, в Ленинграде иногда еще встречается эканье, в Москве чаще наблюдается ассимилятивное смягчение согласныхТаким образом, основная закономерность развития довременной русской орфоэпии устранение местных особенностей произношения, установление единых орфоэпических норм для всех носителей русского литератур-ного языка.Унификация литературного произношения происходит в значительной степени под влиянием письма: произношение во многих случаях сближается с написанием. Это связано с усилением общественной роли письменной речи в условиях всеобщей грамотности, достигнутой в Советском Союзе. Многие языковые факты мы познаем не из устной речи окружающих, а из книг и газет. Утрата специфических черт старого московского произношения в первую очередь как раз и связана с влиянием графического облика слова. Таково произношение [л] после шипящих (ш] и [ж] в первом предударном слоге (жара, шалун, шаги); произношение мягких заднеязычных перед [и] в прилагательных и глаголах (тихий, гибкий, строгий; по-стукивать, отпугивать, размахивать); различение в про-изношении окончаний 3-го лица множественного числа глаголов 1-го и 2-го спряжений (скажут, вынут, стелют, кудахчут, но слышат, ходят, хвалят, любят); произноше-ние твердого долгого [ж: ] в корнях слов (вожжи, дрожжи, визжать); произношение мягкого [с'] в постфиксе -ся(-сь) (решились, взялся, выкупался).

3. Разноместность удерения (акцентологический аспект)Разноместность и подвижность русского ударения со-здают значительные трудности при его усвоении. Однако эти особенности русского ударения позволяют с его по-мощью различать совпадающие в написании разные сло-ва (омографы): острота (лезвия) и острота (остроумное выражение), ушко (ласкательное к слову ухо) и ушко (отверстие), атлас (географический) и атлас (шелковая ткань), остро (наточить) и остро (остроумно), Являясь важным различительным средством, русское разномастное и подвижное ударение устраняет монотон-ность речи, способствует ее ритмической организации.

4. Акцентологические варианты в пределах литератур-ной нормы -- неизбежное следствие эволюции языка. Например: баржа -- баржа, родился -- родился, зали-тый -- залитый, верны -- верны, в избу -- в избу, на мост -- на мост и т. п. Таких равноценных (по значению, но не употреблению) акцентологических дублетов в со-временном русском языке очень много -- более 5000 общеупотребительных слов'. Например, ударение кладбище или токарь. ). Колеблется ударение в не-которых малоизвестных, экзотических словах (пимы -- пимы, унты -- унты).Заимствованное в XVIII в. из немецкого языка слово алкоголь произносилось алкоголь, но впоследствии под влиянием француз-ского языка стало произноситься алкоголь. Под влиянием польского языка, бывшего посредником при заимствова-нии, колебалось ударение в словах документ, кафедра, еретик, климат (теперь только документ, еретик, кли-мат).Для русского языка наиболее типично ударение на двух последних слогах, поэтому чаще всего ударение языка-источника сохраняется неизменным в словах французского, польского и тюркских языков. Влияние территориальных и социальных диалектов, межъязыковых контактов и т. п.-- это внеязыковые фак-торы изменения и колебания ударения.

***

Нашествие врагов на Русь было причиной резких изменений в произношении и написании слов и словосочетаний. Многое за исторический период развития было стерто временем и неактуально, реформы русского позволили наиболее актуализировать русский язык и унифицировать его состав.

Развитие русской орфоэпии

Русское литературное произношение складывалось постепенно, преимущественно на основе московских произносительных норм. В XIV в. центром Русского государства стала Москва, поэтому произносительные и многие другие нормы складывавшегося русского литературного языка формировались на базе московского говора. Московская орфоэпическая норма окончательно сложилась к концу XIX в. Это было произношение коренной московской интеллигенции.

Ко второй половине XIX в. сформировалось также петербургское произношение. Если московское произношение основывалось на характерных чертах живого народного языка и поддерживалось театральной традицией (наибольшим авторитетом в области московского произношения был Малый театр), то петербургское произношение характеризовалось сохранением в устной речи особенностей написания, книжностью, «буквализмом». К тому же на петербургском произношении сказались некоторые особенности северно-великорусских говоров, в том числе так называемое эканье. Петербургское произношение не было признано театром, не стало литературной нормой, однако некоторые его особенности впоследствии оказали заметное влияние на развитие русского литературного произношения.

До Великой Октябрьской социалистической революции заметно было также влияние на устную литературную речь произносительных навыков таких крупных культурных центров, как Казань и Нижний Новгород. Поэтому существовали произносительные варианты, местные различия в произношении, которые препятствовали унификации орфоэпических норм.

После Октября изменение социального состава русской интеллигенции вызвало временное расшатывание культуры устной литературной речи. Однако по мере того как массы говорящих овладевали литературным языком, по мере повышения их общей культуры они постепенно усваивали и произносительные нормы литературного языка. В настоящее время орфоэпические нормы стали более единообразными, более унифицированными, чем в дооктябрьскую эпоху. Сократилось количество произносительных вариантов. Исчезли или постепенно исчезают всякого рода произносительные «идиомы», т. е. особое произношение отдельных слов или их форм, не соответствующее общим орфоэпическим нормам языка. Стерлись наиболее существенные различия московского и петербургского (ленинградского) произношения. Это произошло вследствие утраты многих специфических черт дореволюционного московского произношения.

Результатом явилось сближение московского и ленинградского произношения. Когда в настоящее время говорят о «московской норме», то имеют в виду старое, до-октябрьское московское произношение. Оно сохранялось в Москве в речи старшего поколения москвичей еще в 20--30-х гг. XX в., но в послевоенный период подверглось усиленной переработке. Теперь даже актеры московских театров, дикторы радио и телевидения заметно отходят от специфически московских норм.

Некоторые незначительные расхождения в произношении москвичей и ленинградцев еще сохраняются, но они не являются регулярными и не определяют характера произношения в целом: в Москве сильнее выражено иканье, в Ленинграде иногда еще встречается эканье, ср.: [р'ие]ка и [р'е]ка, [п'ие]редний и [п'е]редний; в Москве чаще наблюдается ассимилятивное смягчение согласных: [з'д'е]сь, [с'н'а]ть; более сильной является редукция глас-ных неверхнего подъема: [гъл^ва], [горът].

В речи жителей Поволжья и Севера может еще сохраняться окающее произношение.

Однако эти отклонения от литературной нормы нерегулярны и на современную орфоэпию в целом не влияют.

Таким образом, основная закономерность развития современной русской орфоэпии -- устранение местных особенностей произношения, установление единых орфоэпических норм для всех носителей русского литературного языка.

Унификация литературного произношения происходит в значительной степени под влиянием письма: произношение во многих случаях сближается с написанием. Это связано с усилением общественной роли письменной речи в условиях всеобщей грамотности, достигнутой в Советском Союзе. Многие языковые факты мы познаем не из устной речи окружающих, а из книг и газет. Утрата специфических черт старого московского произношения в первую очередь как раз и связана с влиянием графического облика слова. Таково произношение [л] после шипящих (ш] и [ж] в первом предударном слоге (жара, шалун, шаги); произношение мягких заднеязычных перед [и] в прилагательных и глаголах (тихий, гибкий, строгий; постукивать, отпугивать, размахивать); различение в произношении окончаний 3-го лица множественного числа глаголов 1-го и 2-го спряжений (скажут, вынут, стелют, кудахчут, но слышат, ходят, хвалят, любят); произношение твердого долгого [ж: ] в корнях слов (вожжи, дрожжи, визжать); произношение мягкого [с'] в постфиксе -ся(-сь) (решились, взялся, выкупался).

Разноместность удерения (акцентологический аспект)

Разноместность и подвижность русского ударения создают значительные трудности при его усвоении. Однако эти особенности русского ударения позволяют с его помощью различать совпадающие в написании разные слова (омографы): ушко (ласкательное к слову ухо) и ушко (отверстие), атлас (географический) и атлас (шелковая ткань), остро (наточить) и остро (остроумно), наголо (остричь) и наголо (держать шашки наголо), морщить (лоб) и морщить (об одежде): платье морщит в 'плечах…

Акцентологические варианты

Акцентологические варианты в пределах литературной нормы -- неизбежное следствие эволюции языка. Как правило, они не различаются ни в семантическом, ни в грамматическом значениях. Например: мышление -- мышление, баржа – баржа. Вариативность ударения обеспечивает менее резкий и болезненный переход от старой литературной нормы к новой.

Распространены варианты ударения во многих заимствованных словах.

5. Активные процессы в словообразовании.

В этой связи говорят об экстралингвистической обусловленности лексических изменений, то есть существенная роль в развитии словарного состава отводится влиянию внешних факторов. Новые реалии вносят в язык свои наименования «новые явления – новые слова»., наконец, меняются ситуации и жанры общения. Жесткие рамки официального публичного общения ослабляются. Таким образом, в публичном общении возрастает степень неподготовленности и ослабляется официальность. Нельзя сказать, что такое общение ведется на разговорном языке, но число разговорных, жаргонных, просторечных и иных сниженных элементов в нем резко увеличивается.Внутренние преобразования менее заметны. Обусловленные ими новообразования не обозначают новых предметов и понятий, они используются для наименования уже бытующих реалий, которые прежде обозначались либо описательно, либо уже известным в языке отдельным словом. В силу этого они менее заметны, экспрессия новизны в них выражена не столь ярко; словарный состав русского языка пополнился рядом производных слов от ранее известных слов.

Например: бездуховность 'отсутствие духовного, нравственного, интеллектуального начала';

ветеранка 'старая заслуженная деятельница в какой-либо области';

Одним из мощных внутриязыковых стимулов, обеспечивающих появление новых словарных элементов, является также тенденция, получившая название «языковой экономии» Действие этой закономерности проявляется в том, что в процессе употребления языка говорящие осуществляют отбор наиболее рациональных для целей общения языковых средств. Это отвечает культурному стремлению современного общества к увеличению информативности текста за счёт его сокращения, новыми словами, которые позволяют выразить то или иное понятие в форме одного знака, соответствующего синонимичной описательной конструкции: тележанр = телевизионный жанр; телесериал = телевизионный сериал;

Широко известно и другое явление словообразовательного порядка, служащее источником значительного количества внутрисистемных новообразований, - аббревиация,. Не смотря на определённые недостатки, аббревированные слова действительно экономны, ОМОН = отдел милиции особого назначения; БОМЖ = без определённого места жительства;

универбатов, представляющих собой краткое неофициальное наименование понятия.Наличные деньги – «наличка»; Безналичный расчет – «безналичка»;

Итак, происходит процесс универбации (стяжения). Этот процесс довольно активен в современном русском языке. производство таких слов можно назвать массовым. качестве причины, обуславливающей появление новообразований, не обозначающих новые реалии, выделяют и стремление к обобщению. Данное явление определяется дать общее родовое название однотипным явлениям, видам, понятиям ( адаптогены, видеотека, маринистика, неправительственные). Например, - в последние два десятилетия широко употребляется слово «поколение» – новая модификация какого-нибудь предмета, механизма и тому подобное. Ср. прежнее значение: 'одновременно живущие люди близкого возраста'.тенденциякдифференциации.

Она обусловлена необходимостью датьотдельноенаименование каждому виду того или иного рода и тем самым установить логические родово-видовые отношения(Выставка: «выставка-смотр», «выставка-ярмарка», «выставка-продажа»; Клуб: «бизнес-клуб», «кафе-клуб»;

К своего рода избыточности ведет и действующая в языке потребность в новых эмоционально - экспрессивных обозначениях известных явлений, во многом обусловленная пафосом свершений нашего времени. Бум (экономический, политический и так далее) – ' интенсивное развитие чего-либо: Новое значение существительного «бум» возникает на базе значения: 'биржевое искусственное оживление, шумиха, создаваемые с целью поднятия денежного курса'. «грустинка» – легкая печаль, грусть;

«службизм» – чрезмерно ретивое отношение к службе и другие.

Появление таких слов – закономерное явление, вызванное действием экспрессивной функции языка. Таким образом, жизнь языка заключается не только в ответной перестройке в связи с изменениями в мире реалий, все более приспосабливается к потребностям эпохи, совершенствуется как сложный инструмент человеческого общения.

***

Экстралингвистические факторы.

Одним из основных вопросов неологии является вопрос о факторах, способствующих их появлению новых слов. В этой связи говорят об экстралингвистической обусловленности лексических изменений, то есть существенная роль в развитии словарного состава отводится влиянию внешних факторов.

К экстралингвистическим условиям развития языка относятся, в первую очередь, общественно-политические факторы. Новые реалии вносят в язык свои наименования. Данный процесс можно выразить формулой: «новые явления – новые слова». События второй половины 90-х годов, по мнению Е.А Земской, по своему воздействию на язык и общество « подобны революции». Жесткие рамки официального публичного общения ослабляются. Сухой официальный диктор радио и телевидения сменяется ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение.

Таким образом, в публичном общении возрастает степень неподготовленности и ослабляется официальность.

Нельзя сказать, что такое общение ведется на разговорном языке, но число разговорных, жаргонных, просторечных и иных сниженных элементов в нем резко увеличивается.

Естественно, что отмеченные экстралингвистические факторы не могли не отразиться на номинативном фонде современного русского языка.

Внутренние стимулы языкового развития.

Внутренние преобразования менее заметны. Обусловленные ими новообразования не обозначают новых предметов и понятий, они используются для наименования уже бытующих реалий, которые прежде обозначались либо описательно, либо уже известным в языке отдельным словом. В силу этого они менее заметны, экспрессия новизны в них выражена не столь ярко; в ряде случаев их обнаружение связано с известными трудностями. Внутрисистемные новообразования разнообразны как по своей природе, так и по характеру выполняемых ими функций. Автономные процессы, происходящие внутри лексической подсистемы языка, опосредованы внешними стимулами. Последнее приводит в действие языковой механизм, стремящийся дать уже известному понятию удобное для данного состояния языковой системы обозначение, соответствующее тем или иным тенденциям в современном развитии. Таким образом, внешние стимулы как бы «оформляют» внутриязыковые факторы.

1. значительная часть лексических инноваций, возникших для переименования уже известных понятий, есть результат действия порождающей функции языковой системы, которая делает возможным появления тех или иных членов словообразовательного звена, никогда не бытующего в языке в своём полном составе. Так в 70-е годы в силу порождающей функции языковой системы словарный состав русского языка пополнился рядом производных слов от ранее известных слов.

Например: бездуховность 'отсутствие духовного, нравственного, интеллектуального начала';

ветеранка 'старая заслуженная деятельница в какой-либо области';

надличный 'стоящий выше индивидуальных интересов'

Ср. также: внедомашний, заизолировать, отучение, планетарность, зацитировать, малышковый, побратание, несчастливость, крыльевой и др.

Таким образом, те или иные лексические единицы, получив в своё время самостоятельность, становятся базой новых словообразовательных рядов.

2. Одним из мощных внутриязыковых стимулов, обеспечивающих появление новых словарных элементов, является также тенденция, получившая название «языковой экономии» (О. Еперсен) или «закона экономии языковых усилий» (А. Мартине).

Действие этой закономерности проявляется в том, что в процессе употребления языка говорящие осуществляют отбор наиболее рациональных для целей общения языковых средств. Это отвечает культурному стремлению современного общества к увеличению информативности текста за счёт его сокращения, а также определённым прагматическим устремлениям – экономии площади печатной продукции и времени устных сообщений.

Указанный внутренний стимул находит своё выражение в замене словосочетаний, носящих, как правило, характер устойчивой языковой номинации, однословными наименованиями, как более экономичными по своей форме.

Наиболее яркой иллюстрацией этого процесса служит интенсивное пополнение словаря современного русского литературного языка новыми словами, которые позволяют выразить то или иное понятие в форме одного знака, соответствующего синонимичной описательной конструкции:

тележанр = телевизионный жанр;

телесериал = телевизионный сериал;

первожитель = первый житель;

авиашоу = авиационное шоу;

телешоу = телевизионное шоу;

бригадмил = бригада содействия милиции;


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 2955; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь