Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структурно-синтаксическая организация текста



Структурно-синтаксическая организация текста. Средства текстовой связи (единство видовременных форм, лексические повторы, союзы, частицы, синонимические и местоименные замены, назывные, вопросительные предложения и т.д.). Функционально-смысловое структурирование текста (абзац, строфа, параграф, глава, часть и т.д.).

Предложение - сложное синтаксическое целое (ССЦ) – фрагмент – глава – часть – законченное произведение (текст). Текстовый фрагмент, абзац и ССЦ. ССЦ как единица членения текста. ССЦ в различных функциональных стилях. Соотношение ССЦ и абзаца. Типы абзацев. Особенности строения начальных и конечных абзацев.

Понятие о типе изложения (речи). Характеристика типов изложения с точки зрения их отношения к говорящему: изложение от 1-го лица, изложение от 2-го лица, изложение от 3-го лица. Их использование в различных функциональных стилях. Стилистическая характеристика чужой речи: прямой, полупрямой, косвенной, несобственно-прямой.

Понятие композиции. Композиция классическая и свободная.

Работа над композицией текста. Выбор композиционного построения текста в зависимости от его содержания и жанра. Осмысление текста как единого целого, установление соразмерности отдельных частей. Введение рубрикации. Проверка правильности разделения текста на абзацы.

ДЛЯ СПРАВОК: Термины и понятия

Абзац – 1) отступ в начальной строке печатного или рукописного текста; 2) компонент связного текста, состоящий из одной или нескольких фраз (предложений) и характеризующийся единством и относительной законченностью содержания. В близком значении выступают термины: период, сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство (Е. В. Падучева).

Композиция – развертывание сюжета, в котором, как правило, выделяются экспозиция – завязка - развитие действия - кульминация – развязка. Эта классическая структура композиции не всегда является обязательной для художественного текста (особенно современного). Компонентами композиции являются словесные ряды (В. В. Виноградов).

Несобственно-прямая речь – соединение в одно целое авторского повествования и речи персонажей (Е. Н. Ширяев).

Словесный ряд – это представленная в тексте последовательность (не обязательно непрерывная) языковых единиц разных ярусов (слова, словосочетания, синтаксические модели, тропы, фигуры, морфологическая или звуковая форма и пр.), объединенных а) композиционной ролью и б) соотнесенностью с определенной сферой языкового употребления или с определенным приемом построения текста (А. И. Горшков).

Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа, сверхфразовое единство, компонент) – группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль. Это языковая единица, как слово или предложение, но более сложное по составу, устройству. Имеет, как правило, следующую композицию: зачин, содержащий начало мысли, формулирующий ее тему, среднюю часть – развитие мысли, темы и концовку – своеобразную синтаксическую (композиционную) точку, подводящую итог микротеме и подчеркивающую это не только в смысловом, но и в синтаксическом отношении (Г. Я. Солганик).

Фрагмент – развитие одной мысли в двух или нескольких ССЦ. Зачины фрагментов образуют смысловой и синтаксический каркас текстов. Совокупность зачинов – это не что иное, как краткое содержание, реферат текста (Г. Я. Солганик).

Список литературы

1. Валгина Н. С. Теория текста. – М., 2003.

2. Гиндин С.И. Связный текст: формальное определение и элементы типологии. – М., 1971.

3. Золян С. Т. Семантика и структура поэтического текста. – Ереван, 1991.

4. Лосева Л. М. Как строится текст. – М., 1980.

5. Майданова Л. М. Текст как единица анализа в филологии // Филология на рубеже XX-XXI веков. – Пермь, 1996.

6. Москальская О. И. Грамматика текста. – М., 1981.

7. Москальчук Г. Г. Структурная организация и самоорганизация текста. – Барнаул, 1998.

8. Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация. – М., 1983.

9. Общение. Текст. Высказывание. – М., 1989.

10. Одинцов В. В. Стилистика текста. – М., 1980.

11. Попов Ю. В. Текст: структура и семантика. – Минск, 1984.

12. Текст: семантика и структура. – М., 1983.

13. Успенский Б. А. Поэтика композиции. – М., 1970.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. В предложенных текстах (тема 17 задания 3 [7], 4; тема 3 задание 9; тема 4 задание 10 [Г]; тема 9 задание 6) проследите структурно-синтаксическую и функционально-смысловую организацию. При необходимости отредактируйте текст. Рассмотрите «сильные» позиции данных текстов; определите стилистическую целесообразность их композиционного построения.

Задание 2. В предложенном фрагменте текста установите средства текстовой связи, создающие его семантическую цельность. Определите темы (смыслы), которые развивались или должны быть развиты в тексте.

 

[1] Доносившаяся до меня мелодия сначала как бы поднималась вверх

[2] по лестнице, а потом, после короткого топтания на месте, отчаянно

[3] кидалась в лестничныйпролет – и тогда заметны становились короткие [4] мгновения тишины между звуками. Но пальцы пианиста ловили

[5] мелодию, опять ставили на ступени, и все повторялось, только

[6] пролетом ниже. Место, где это происходило, очень напоминало

[7] лестницу дома номер восемь по Тверскому бульвару, только во сне эта

[8] лестница уходила вверх и вниз, насколько хватало глаз, и, видимо,

[9] была бесконечной. Я понял вдруг, что у любой мелодии есть свой

[10] точный смысл. Эта, в частности, демонстрировала метафизическую [11] невозможность самоубийства – не его греховность, а именно

[12] невозможность. И еще мне представилось, что все мы – всего лишь [13] звуки, летящие из-под пальцев неведомого пианиста, просто

[14] короткие терции, плавные сексты и диссонирующие септимы в

[15] грандиозной симфонии, которую никому из нас не дано услышать [16] целиком. Эта мысль вызвала во мне глубокую печаль, и с этой

[17] печалью в сердце я вынырнул из свинцовых туч сна (В. Пелевин «Чапаев и пустота»).

© Задание 3. Составьте или подберите микротексты, где были бы нарушены текстовые связи.

 

Задание 4. В текстах (тема 17 задания 3 [7], 4; тема 3 задание 9; тема 4 задание 10 [Г]; тема 9 задание 6) проанализируйте соотношение ССЦ и микротемы. При необходимости отредактируйте текст.

 

Задание 5. Проанализируйте композицию нескольких рекламных статей (тема 6 задание 5; тема 7 задание 4; тема 17 задание 4). Определите стилистическую целесообразность композиции в каждом тексте. Укажите недочеты в композиционном построении. При необходимости отредактируйте текст.

Задание 6. В художественном тексте (тема 18 задание 9; тема 17 задание 3 [7]) проследите особенности композиции; проанализируйте соотношение строфы и микротемы; укажите средства текстовой связи.

Задание 7. В предложенном тексте (тема 9 задание 6) определите средства текстовой связи, тип изложения. Проанализируйте композицию текста.

 

ТЕМА 20

Основные свойства и категории художественного текста.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь