Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современная мировая система уголовного права



Уголовное право и законодательство любой страны имеет свою специфику и особенности. Они проявляются в содержании основных уголовно-правовых институтов (преступление, наказание и т.п.), обусловленном историческими, национальными и культурными традициями, особенностями политического устройства общества, его экономики и многих других факторов.1 Последние годы характерны тем, что получают широкое распространение международные преступления, которые требуют в свою очередь совместных усилий мирового сообщества. О значении международного уголовного права в борьбе с этого рода преступлениями отмечает В.Н. Кудрявцев в своей работе «Международное уголовное право», а также А.Х. Абашидзе: «Современный мир сталкивается с общими проблемами, решение которых возможно только на путях сотрудничества государств, которое в борьбе с международными преступлениями составляет ту область общечеловеческих интересов, где общая заинтересованность в их предотвращении обуславливает и совместные действия, и широкое использование международного механизма».2 Изучение зарубежного уголовного права позволяет понять истоки развития национального законодательства и интеграцию национальных законодательств в международном сооб­ществе. Большой вклад внесли в эту сферу ряд российских ученых: Л.И. Брославский, А.Э. Жалинский А.Н. Игнатов, И.Д. Козочкин, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, А.В. Наумов, А.Н. Трайнин и др.

Вместе с тем, уголовное право определенных стран, как и правовые системы в целом, по ряду параметров и характеристикам сближаются друг с другом, имеют общие историко-правовые корни. В теории права принято говорить о системах права: 1) романо-германское; 2) англосаксонское; 3) социалистическое и 4) мусульманское, по нашему мнению, следует обратить внимание и на азиатское уголовное право (Японии и КНР). В юридической литературе классификацию национальных законодательств в сфере борьбы с преступностью порой подразделяют на континентальное законодательство (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.), англосаксонское, правовые системы Дальнего Востока, Иудейское право, правовые системы Африки, систему Исламского права и иные правовые системы.

Название первой системы – романо-германское право имеет историческое происхождение. Первая часть этого названия связана с Древним Римом и римским правом. Вторая часть связана с германскими племенами. Отличительной чертой этой системы уголовного права является ярко выраженное стремление к писанному праву, к признанию закона единственным нормативным источником уголовного права, к кодификации уголовного законодательства и отказ от прецедентного и обычного права.

Второй характерной чертой этой системы следует признать специфический способ формулирования уголовно-правовых запретов, отличающийся стремлением к абстрактному их описанию, что выражается в предельной лаконичности языка уголовного закона, предполагающей предельно обобщенную формулировку уголовно-правовых норм. Такие нормы рассчитаны на применение в отношении широкого круга деяний. К этой системе относится уголовное право континентальной Европы, а также некоторых стран Африки, ранее бывших французскими колониями, в связи с чем право этих стран испытывало на себе влияние французского права.

К этой системе относилось и российское дореволюционное уголовное право. Пришедшее на смену ему советское уголовное право по выделенным характеристикам также продолжало в целом принадать к этой системе. Однако по своему идеологическому содержанию, по неразрывной связи с политическими и экономическими основами общества оно превратилось в социалистическое уголовное право. Современное российское уголовное право, лишившись указанных атрибутов идеологического, политического и экономического порядка, в известном смысле вернулось в систему романо-германского права, отличаясь от него сохранением в системе наказаний смертной казни.

На формирование этой системы оказали существенное влияние уголовно-правовые взгляды французских просветителей (Вольтера, Дидро, Монтескье и др.), представителей немецкой классической философии (Канта, Гегеля), уголовный кодекс Франции 1810г. (Кодекс Наполеона) и уголовное законодательство Германии Х1Х в.1

Англо-Саксонское право получило свое название от имени нормандских племен (германского происхождения), завоевавших и на­селявших после падения Римской империи территорию британских островов: англов, саксов, готов и др. Содержательной характеристике этой системы более соответствует второе ее название – общее право (Common law). В отличие от системы романо-германского права общее право складывалось в результате развития судебной практики (не только применявшей, но и создавшей правовые нормы) как право судебных прецедентов. Судебные решения по конкретным делам являлись прецедентными нормами для рассмотрения последующих дел. Позднее источниками английского права стали и законодательные акты, а также доктрина – трактаты ученых-юристов.

Одним из важнейших принципов уголовного права Англии и США является принцип виновной ответственности. Принцип «нет уголовной ответственности без вины» нашел отражение и в судебной практике. «Однако, как пишет И.Д. Козочкин, несмотря на все вышеизложенное, за ряд преступлений в странах англосаксонской системы права... уголовная ответственность может наступить за сам факт их совершения, т.е. без установления вины».1

Мусульманское право – представляет собой составную часть религии – ислама. В правовую систему исламских государств, как отмечает А.В. Наумов, встроены нормы ислама (шариата), выступающие в качестве как источника права, так и законодательной и правоприменительной практики.

Шариат – это не только право. Он регламентирует все стороны жизни мусульманина, включая как правовые, так и моральные и чисто религиозные нормы, обязательные для всех правоверных. Источниками шариата являются коран, сунна (предания), иджма, кияс и урф (обычай).

Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и правовых установлений, молитв, притч, произнесенных основоположником ислама Мухаммедом и записанных его ближайшими соподвижниками уже после его смерти.

Сунна – сборник хадисов (рассказов, случаев) его соподвижников о том, как поступал Пророк в тех или иных случаях жизни. Сунна – второй по важности после Корана источник мусульманского права.

Иджма – единое соглашение мусульманских правоведов, осознаю­щее единодушное решение вопроса, не урегулированного кораном и сунной. В отличие от последних иджма – изменяемый источник права, так как сформулированная на его основе норма может быть пересмотрена.

Кияс – третий источник, т.е. толкование корана и сунны. Он приобретает силу закона, если признан высшим мусульманским духовенством.

Правом толкования обладает муфтий – высшее духовное лицо. Его главная обязанность в этом отношении заключается в толковании определенных норм применительно к конкретному случаю из жизни правоверных.2

Урф – четвертый источник шариата и представляет собой обычное право, составленное из традиций и обычаев.3

Наиболее полная исламизация уголовного права проведена в Саудовской Аравии, Пакистане, Судане, Иране, Афганистане и т.д.

Вычленить мусульманское право из правовой системы этих стран и невозможно и неправомерно, так как вся деятельность этих государств призвана отвечать и соответствовать духу и букве шариата. Так, в соответствии с Конституцией Ирана все законодательство, в том числе и уголовное, должно соответствовать нормам ислама.

Мусульманское уголовное право характеризуется возможностью применения жестоких, в том числе и членовредительских, наказаний. Так, по уголовному праву Ирана убийство и телесные повреждения влекут наказание по принципу «око за око, зуб за зуб»; прелюбодеяние – забиванием камнями до смерти; по уголовному законодательству Саудовской Аравии за кражу полагается отрубить руки и т.п.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I мировая война (1 августа 1914 – 11 ноября 1918 гг.)
  2. I. СОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
  3. II. Права и обязанности организаторов спортивных соревновании
  4. III. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
  5. III. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И БОРЬБА ТРУДЯЩИХСЯ ЗА СВОИ ПРАВА
  6. III. СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. УЧРЕДИТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ. ПОРЯДОК ПРИЕМА ЧЛЕНОВ В ОРГАНИЗАЦИЮ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ.
  7. IV. КУЛЬТУРА КАК ЗНАКОВО–СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
  8. V. Понятия моделирующая система и вторичная моделирующая система
  9. XI. СОВРЕМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
  10. А 144. Из каких элементов образуется система права РФ?
  11. Абсолютно твердое тело - система материальных точек, расстояние между которыми не изменяются в данной задаче. Абсолютно твердое тело обладает только поступательными и вращательными степенями свободы.
  12. Агрегатные индексы. Система индексов


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь