Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство в период между первой и второй мировыми войнами



Функционализм в архитектуре. Общая характеристика направления. Предпосылки возникновения. Эстетическая программа.

-Основные представители.

 

Функционализм в архитектуре. Функционализм — направление в архитектуре 20 века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа " Баухауз" ) и Нидерландах (Я. Й. П. Оуд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, " строчная" застройка кварталов торцами зданий к улице).

Основные черты

Основная статья: Пять отправных точек современной архитектуры

«Пять признаков функционализма»:

-Использование лапидарных прямоугольных форм.

-Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации.

-Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье.

-Для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье.

-Широкое использование образа «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием под общественные функции.

Идеология и критика функционализма

Философия стиля — «форма определяется функцией». В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья». Критики концепции функционализма характеризуют её негативную составляющую следующим набором эпитетов: «Безликость „серийности“, бездуховность, серость и искусственность бетона, угловатость параллелепипеда, грубость и минимализм внешней отделки, стерильность и кольчужная враждебность кафельной плиточности. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами, что делает дома этого стиля похожими на ульи».

Функционализм и другие стили

-В отличие от конструктивизма функционализм лишен монолитности. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.

-В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности и претенциозности. Дома напоминают не дворцы, а ульи с квартирами-сотами.

-В отличие от неоготики — дешёвый искусственный материал и видимое отсутствие крыши.

-В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность.

Экспрессионизм в архитектуре

-Творчество Вальтера Гропиуса. Ключевые произведения. Деятельность Гропиуса в Баухаусе.

представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу, музыку, кино, изобразительные искусства. его первые яркие проявления относятся к 1919-1922 г. Они первоначально проявляются в компоновке сценографических пространств, особенно в интерьерах фильмов Р. Вине: динамичные декорации с неожиданными и таинственными источниками света, наклонными стенами и каскадами ведущих в никуда лестниц. Всё это формировало эмоциональную, полу мистическую атмосферу действия.

Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами Э. Мендельсон /1887- 1953/, Г. Шарун /1893-1972/, Г. Пёльциг /1969-1926/, Г. Хёринг /1882-1958 гг./.

Наиболее ярким в этот период было творчество Э. Мендельсона, осуществившего к началу 1930-х гг. большинство своих крупных произведений. Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием " Башня Энштейна". Оно запроектировано как своеобразное здание-скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств.

Другим ярким примером здания-скульптуры периода раннего экспрессионизма служит " Гётенеум" в Дарнахе /1923-1928 гг./ здание штаб-квартиры антропософов. Автором проекта был не архитектор, а философ Р. Штайнер основатель антропософской школы.

В 1920-е - 30-х гг. Э. Мендельсон проектирует и строит много гражданских, промышленных и многофункциональных объектов в Берлине, Хёмнице, Штутгарте, Бреслау, Ленинграде и др. городах. Используя, подобно функционалистам, современные ему конструкции /каркас, ленточные окна, плоские крыши и пр./, он отрицает их композиционный аскетизм. В отличие от ортогональных, монохромных решений модернистов, Мендельсон использует контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания, вводит в композицию башенные объемы /чаще с вписанной в них лестницей/, применяет полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры отделочных материалов фасадов. многофункциональном здании с кинотеатром " Универсум" /ныне театр Шаубюне/ на Курфюрстендамм в Берлине.

С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма.

 

Вальтер Гропиус

Гропиус, Вальтер (Gropius), (1883-1969), выдающийся немецкий архитектор, теоретик архитектуры, один из основоположников функционализма, последовательно разрабатывавший принципы рационализма в архитектуре. Покинул Германию после прихода нацистов к власти.

-Гропиус стремился к выявлению функционального назначения построек в их внешнем облике, что обусловило новизну архитектурных форм: например, ленты остекления, опоясывающие здание обувной фабрики " Фагус" в Альфельде (Ниж. Саксония, 1911, совместно с А. Майером), подчеркивают легкость навесной стены. В административном здании на выставке " Немецкого Веркбунда" в Кёльне (1914) кирпичные стены выразительно противопоставлены легким металлическим конструкциям и остеклению.

-В 1918 Гропиус возглавил школы прикладного и изобразительного искусства в Веймаре, объединив их в 1919 под названием " Государственный Баухауз".

-изучает новые формы архитектуры и социальные проблемы зодчества

-проблема дешовых жилищ, создал неск экономичных квартир использующихся до сих пор, проблема срочной застройки

-В 1946 спроектировал комплексы учебных зданий Гарвардского университета (1949-50) и университета в Багдаде (1961). Построил неоклассическое здание посольства США в Афинах (1957-61), небоскреб авиакомпании " Панамерикан эрлайнс" в Нью-Йорке (1963). Умер в Бостоне после операции на сердце 5 июля 1969.. Ключевые произведения. Деятельность Гропиуса в Баухаусе.

 

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь