Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мировая, национальная и региональная культура.



Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

 

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

1.Понятие национальной культуры.

Но под словом культура можно так же понимать локальные культуры - культуру некого конкретного, исторически определенного общества. В процессе развития человечества возникают разнообразные локальные культуры. Каждая, из которых обладает своими специфическими чертами и особенностям. Это является следствием различий в географических и социально-исторических условиях существования стран и народов и их относительной обособленности друг от друга. Особое место среди локальных культур занимают культуры этнические и национальные, создаваемые отдельными племенами народами нациями.

 

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств. Между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов.

 

Внутри национальных культур выделяют субкультуры. Это культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп воплощающие в себе их отличия их образа жизни, мышления и поведения от культурных общенациональных норм (молодежная субкультура, субкультура преступного мира, субкультуры религиозных конфессий). Особую роль в развитии культуры того или иного социума имеют конфессиональные субкультуры, которые складывается на основе принадлежности к тому ил иному вероисповеданию. Каждая из мировых религий создает свою разновидность субкультуры. Так же специфические субкультуры могут формироваться в рамках ветвей мировых религий, например в рамках христианства существуют католическая. Протестантская и православная культуры. Профессиональная субкультура – формируется на основе ценностей норм поведения и пр. разделяемых одной профессиональной группой. На формирование этой формы субкультуры большое влияние оказывает профессиональное образование и подготовка. Она тесно связана с содержанием работы и той ролью, которую играют в обществе ее представители.

Иногда отход субкультуры от общенациональной заходит так далеко, что ее приверженцы ее становятся в оппозицию к обществу и вступают в конфликт с существующими в нем традициями и правилами жизни. В таких случаях культура превращается в контркультуру. В узком смысле термин контркультура означает идейное течение и общественное движение групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун. Идеология контркультуры носила полемическую направленность против

Культурами называют и культурные образования, охватывающие целые исторические эпохи и включающие в себя культуры различных стран и народов: например типы культур, которые складываются на различных этапах человеческой истории (первобытная культура, современная культура) Для обозначения образований такого рода используют термины «культурный мир», мета культура, цивилизация.

Под региональной понимается специфическая форма существования социума и человека, имеющая выраженную пространственно-географическую очерченность, опирающуюся на собственную историческую традицию и систему ценностей. Ее отличает наличие своего набора функций, продуцирование специфической системы социальных связей и определенного типа личности. Региональная культура является вариантом общенациональной культуры и в то же время самостоятельным явлением, обладающим своими закономерностями развития и логикой исторического бытия, способностью оказывать влияние на общенациональную культуру. Региональная культура является и состоянием, и процессом, ее развитие обусловлено внешними факторами (в частности, влиянием столичной культуры), и внутренними факторами (природно-географическими, социально-экономическими,

историческими, этническими, религиозными). Мурзина, И. Л. Культура Урала: очерки становления и развития региональной культуры В основе осмысления региональной культуры лежит представление о культуре как единстве мира человека и мира социума. В культуре исторический опыт опредмечивается, преломляется в конкретном бытии индивидуального мира человека. При этом опосредующей системой становится социальный «мир» во всем многообразии его связей. Единство этих многообразных «миров» позволяет описывать культуру как социально-личностный феномен, развертывающийся в истории. В работах отечественных философов и культурологов (А. Ахиезера, Л. Баткина, Г. Гачева, П. Гуревича, Б. Ерасова, М. Кагана, Л. Когана, И. Кондакова, И. Лойфмана, А. Флиера и др.) предлагаются основы анализа культуры как социально-личностного феномена, акцентируются связи «человек - общество», «мир культуры - мир природы». Особое значение в анализе культуры приобретает изучение ценностей, лежащих в основании культуры и являющихся главным смыслообразующим фактором ее развития.

Рассматривая регион как специфическое историко-географическое пространство, необходимо учитывать, как происходит процесс его «выделения»

из общего мира национальной культуры. «По совокупности толкований регионализм включает: а) региональное самосознание, идентичность, «дух земли» и «малый патриотизм», приверженность к провинциальным традициям, самобытности, партикуляризму (иногда их называют местничеством - в географическом, а не в известном историческом смысле); б) их воплощение в региональные общественные движения (во Франции с конца XIX в.) массовые, единичные, в разной степени радикальные и успешные); в) «собственно регионализация» - учет интересов и нужд регионов в политике на основе признания районного (регионального) бытия и развития одной из полноправных форм самоорганизации общества». В этом процессе особую роль играют адаптивные механизмы культуры. Их действие можно обнаружить, если обратиться к историческому опыту микросообществ. Анализ географической среды дает материал об адаптации к конкретным природным условиям, выработавшейся на протяжении исторического развития отдельной культурной общности и нашедшей воплощение в формах духовного освоения мира и материальных артефактах.

Интересный материал в осмыслении региональных культур дает обращение к исторической психологии, что позволяет проанализировать феномен межкультурной коммуникации. Описание ценностно-нормативной системы, транслируемой обществом индивиду и усваиваемой или не усваиваемой им, делает возможным связать «ядро» культуры и его актуальное состояние; обращение к социально-психологическим особенностям личности открывает способы ее самоидентификации в конкретной социально-исторической ситуации.

Понятие региональной культуры до недавнего времени использовалось в основном для обозначения локальных общностей, живущих на определенной территории, и их культур, главным образом - по отношению к культурам зарубежных стран. Термин «регион» использовался в узком значении - территория, на которой возникла и развивается данная культура. Специфика культуры связывалась с региональной спецификой конкретной историко-географической области (культура Востока, культура Запада, стран Латинской Америки и др.). В настоящее время исследователями предлагается использовать понятие региональной культуры для описания многообразия культур, находящихся внутри единой страны; при этом соотношение национальной культуры и ее регионального варианта может быть рассмотрено

как связь общего и особенного.

Рассмотрение региональных культур на территории России первоначально велось в ключе этнологических исследований, фиксирующих сохранившиеся элементы традиционной культуры отдельных народов. В последнее время появляется множество работ, посвященных культуре Урала, Сибири, Русского Севера, исследуются феномены различных этнических культур и т.д. Многие исследователи рассматривают также отдельные города-мегаполисы как специфические в культурном отношении феномены, напр., в исследованиях, посвященных Москве и Санкт-Петербургу. При этом многие ученые пытаются обозначить общие и специфические черты этих культурных явлений.

В исследовании региональной культуры применительно к различным регионам России имеет значение понятие «материнской культуры», под которой понимается культура центрально-европейской России и которая в той или иной степени повлияла на развитие региональных культур,

своеобразно преломляясь в них.

В социальных науках изучение регионов осуществляется в разных аспектах и с различных теоретических позиций. Можно выделить глобальный аспект - изучение региональной культуры в контексте глобализации; социологический аспект - исследование деятельности определенных социальных групп и, в частности, политических элит; историко-краеведческий аспект - описание специфических особенностей жизни на данной территории; демографический аспект - анализ расселения населения, размещения трудовых ресурсов, динамики миграций; географический аспект - исследование естественных, природных условий региона; этнографический аспект - анализ этнического состава населения региона.

Специфика исследований региональной культуры заключается в том, что она смыкается, прежде всего, с историко-краеведческими исследованиями, делая акцент, по преимуществу, на культурных традициях отдельных народов или групп населения, закрепившихся в их повседневном бытии, на истории открытия и бытования отдельных артефактов культуры, уточнении фактов биографии отдельных крупных деятелей региональной истории.

Региональная культура не возникает на пустом месте. Чтобы сложиться на той или иной территории, она должна пройти несколько этапов развития. Первым этапом является включение данного географического пространства в поле освоения «материнской» культуры (ситуация «открытия» в той или иной степени характерна для многих регионов России: осваиваются Урал, Сибирь, Дальний Восток, Юг России).

Второй этап - это освоение новой родины переселенцами (миграция населения из Центральной России и Русского Севера на Урал и в Сибирь, освоение южнорусских земель казаками, украинцами, белорусами). На этом этапе происходит физическое и символическое включение территории в состав России. «Физическое» включение территории в состав русского государства намного предшествует «символическому», состоящему в обретении смысла существования людей, связанного с местом жизни, представлением о роли, которую призвана играть данная территория в судьбе страны. Это понимание приходит позже, когда люди активно осваивают территорию в ходе практической деятельности и начинают ее осознавать как «свою». Чтобы стать символической ценностью, регион должен войти в сознание его жителей как необходимое и единственно возможное место существования.

Жители, прибывшие на осваиваемые территории из разных областей страны, с одной стороны, являются носителями «материнской культуры», а с другой, - привнесенных в неё особенностей, связанных с местом прежнего проживания, - стремятся адаптироваться к конкретным формам существования. Вместе с тем они сохраняют в различных культурных формах (от одежды и жилища до языка и обрядности) черты прежней жизни.

На третьем этапе начинает осознаваться «связь с местом». Она выражается в определенных способах хозяйствования, в организации социальной жизни. В процессе межкультурной коммуникации с коренными народами и переселенцами из др. регионов люди начинают осознавать собственную идентичность именно как людей, живущих в данном пространстве. На этом этапе различные формы жизни людей еще несут особенные черты тех мест, из которых они переселились. Этот этап можно рассматривать как переходный от культуры региона к региональной культуре.

Четвертый этап отличается тем, что жители конкретной территории воспринимают ее как свою родину, происходит обретение региона как «смысла-для-себя». Характер производства и социальной жизни, осознание собственной особенности и значимости в судьбе страны, сформировавшийся этнос и нашедшие свое воплощение эстетические ценности - все это дает право называть культуру жителей конкретного региона региональной.

Пятый этап связывает национальную и региональную культуру новыми связями: не представляя себя вне «большого целого», регион ощущает собственную значимость и стремится влиять на судьбу «целого». На этом этапе регион превращается в форму существования национальной культуры,

одновременно обеспечивая ее развитие и сохранение динамизма.

Т.о., региональную культуру можно определить как продукт специфического социокультурного процесса на определённой территории. Это системное, полисферное и многоуровневое образование, имеющее тесные генетические связи с т.н. «материнской» (национальной) культурой. Оно несёт в себе как её общие черты и закономерности развития, так и собственные уникальные особенности. Её основная функция - воспроизводство культурной жизни региона,

обеспечение непрерывности регионального культурного процесса.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Природа и культура. Проблемы антропо- и культурогенеза.
  2. II. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОХРАНА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
  3. V1: Культура Античного мира. Западная культура.
  4. Билет 1.Феномен культуры. Материальная и духовная культура.
  5. Идеология эпохи Просвещения и его культура.
  6. Иллюстрация к «Макамам» Харири. Национальная библиотека, Париж.
  7. Историческая типология культур: локальная и глобальная культуры. Восточный и Западный тип культуры. Профессиональная культура.
  8. Культура и общество как 2 формы бытия. Субкультура.
  9. Культура имперского Рима. Идея империи, её культурное значение. Государство и человек. Художественная культура.
  10. Лекция 1. Региональная культурология и основные подходы к ее исследованию
  11. Массовая и элитарная культура. Исторические условия и этапы становления массовой культуры. Хосе Ортега-и- Гассет – автор знаменитого эссе «Восстание масс» (1930).
  12. Материальная и духовная культура. Артефакты.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 3207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь