Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура, общество и личность



Задания

1. Назовите основные сферы культуры

2. Назовите основные виды социальных отношений

3. Какие требования автор предъявляет к культурологическим концепциям?

Обычно в литературе рассматривается соотношение ли­бо культуры и общества, либо культуры и личности. Думается, что, поскольку в данном случае с культурой соотносятся взаимно предполагающие друг друга объекта, целесообразно рассматривать их вместе. Из них логически исходной выступает проблема соотношения культуры и общества.

< …> По существу мы уже в общих чертах рассмотрели первый уровень проблемы в разделе, посвященном соот­ношению теории культуры и исторического материализ­ма. Мы попытались показать, что ключом к решению возникающих в этой связи вопросов выступает много­мерная системная модель общества, в которой культура оказывается не просто составной частью, а специфиче­ским способом человеческой деятельности, включающим надбиологически выработанные средства решения людь­ми встающих перед ними жизненных проблем. Наряду с этим классом явлений культуры в рамках данноймоде-

ли были выделены два других класса — субъекты и сфе­ры человеческой деятельности.

< …> Теперь относительно общественных потребностей. Они внутренне присутствуют во всех вариантах пред­ложенной нами модели общества в качестве составной части культуры как системы надбиологически вырабо­танных средств человеческой деятельности. Ведь об­щественные потребности, имеющие по своей природе надбиологический характер, являются чрезвычайно важ­ными механизмами, стимулирующими человеческую дея­тельность изадающими ее направленность. Поэтому они естественным образом включаются и в компоненты культуры и лишь опосредованно — через культуру — в модель общества.

< …>

< …> Остановимся теперь на втором отмеченном уровне проблемы культурного и общественного, отражающем соотношение культуры и системы социальных отноше­ний. Данный аспект проблемы является, по-видимому, наиболее трудно поддающимся решению в культуроло­гической теории.

При решении данной проблемы необходимо иметь в виду, что не всякие отношения, возникающие в общест­ве, являются общественными, социальными. К ним от­носятся лишь отношения между субъектами, т. е. меж­ду людьми, образуемыми ими классами, группами и т. д.

Социальное возникает в процессе кооперированной ак­тивности определенного множества индивидов, направ­ляющих свои усилия на решение встающих перед ними задач.

Следует отметить, что социальные отношения далеко не однопорядковы. Это можно хорошо показать на при­мере такого явления, как собственность. Ведь одно дело, когда мы говорим, например, об отношениях собствен­ности в их юридическом выражении как о волевых от­ношениях, и другое — когда мы говорим об их реаль­ной форме, т. е. о тех общественных отношениях, кото­рые возникают между людьми прежде всего по поводу средств производства и которые лишь закрепляются и регулируются первыми.

Итак, в обществе существуют два вида социальных отношений: а) складывающиеся независимо от воли дей­ствующих индивидов, например производственные отно­шения; б) призванные регулировать первые, например юридические отношения.

Чтобы первый вид отношений существовал, воспроиз­водился, необходимы соответствующие средства, регла­ментирующие, регулирующие их, причем не только юри­дически, но и путем иных имеющихся в обществе ме­ханизмов (нормативных, институциональных, ценност­ных, знаковых). Эта система средств тоже приобретает реляционную форму, т. е. форму отношений и связей, возникающих в процессе кооперированной деятельности людей. Поэтому возникает необходимость выделения двух уровней отношений, складывающихся между людь­ми и образуемыми ими группами, — собственно социаль­ных отношений и социорегулятивных, соционормативных отношений. Основываясь на ленинском делении общест­венных отношений на «материальные» и «идеологиче­ские», следует последние вычленить в качестве класса элементов соционормативных отношений. Мы предлага­ли в соответствии со структурно-функциональным под­ходом абстрагировать собственно социальные отноше­ния (представив их в виде структуры) от культуры как механизма регуляции этих отношений.

 

< …> В настоящее время мы считаем более правильным говорить не о «собственно социальных» и «культурных» компонентах социальных отношений, а об их «собственно социальных» и «соционормативных» компонентах.

Таким способом выделяется та часть культуры, ко­торая непосредственно структурно и функционально со­пряжена с собственно социальными отношениями. В ре­зультате последние уже не выносятся автоматически за рамки культурного комплекса, как это имело место в первоначальном варианте схемы.

В связи со сказанным встает вопрос о четких кри­териях различения общественной жизни и культуры, а также обоснования включения всей системы социаль­ных отношений в состав культуры, Культура, как помнит читатель, есть система надбиологически выработанных средств осуществления человеческой деятельности, благодаря которым и происходит функционирование и развитие общественной жизни людей. Собственно со­циальные отношения с этой точки зрения вполне могут быть интерпретированы как специфическая составляю­щая этих средств, выполняющая функцию внутренней детерминации общественной жизни.

Собственно социальные отношения и отношения как средства регуляции и воспроизводства »первых представ­ляют собой нерасторжимый комплекс. Дифференциация этой сложной двухуровневой системы межчеловеческих отношений возможна благодаря установлению их каче­ственно различной природы.

Как уже отмечалось, отличием собственно социаль­ных отношений (в частности, производственных) от соционормативных, отраженных в социальных институтах, ценностных установках, нормах права и т. д., является то, что они складываются, не проходя через сознание. Внутренне детерминируя характер соционормативных отношений, собственно социальные отношения в свою

очередь не могут воспроизводиться без них. Ведь вос­производство собственно социальных отношений воз­можно лишь благодаря накоплению социально значи­мого опыта, что в принципе невозможно без механизма сознания, выражающего качественно новый уровень ин­формационных процессов. Поэтому специальные воспро­изводственные механизмы собственно социальных отно­шений лежат именно в той сфере, которая непосредст­венно сопряжена с сознанием, с определенным слоем культуры.

Итак, оба уровня межчеловеческих отношений, т. е. собственно социальный и соционормативный, могут и должны быть интерпретированы в качестве надбиологически выработанных средств осуществления процессов общественной жизни людей. Но в этой связи возникает вопрос: не приведет ли подобное включение системы собственно социальных отношений в состав культуры к смешению двух установленных классов элементов об­щества — субъектов и средств человеческой деятельно­сти? Ведь эти отношения складываются между едини­цами первого класса, т. е. людьми и образуемыми ими группами.

Этот вопрос заставляет вновь задуматься над прин­ципиально важной проблемой, без решения 'которой любая модель общества лишается своего теоретическо­го фундамента. Это опять-таки касается органической взаимосвязанности и взаимопроникновения вычленяемых классов элементов, которые немыслимы один без друго­го, и имеющихся в арсенале современной науки средств их адекватного выражения.

Решить данную проблему можно лишь средствами многомерного системного подхода, связанного с исполь­зованием различных познавательных планов (проек­ций), благодаря которым может быть рассмотрено об­щество. Обобщая все возникающие при этом познава­тельные ситуации, следует сформулировать определен­ный системный принцип, суть которого состоит в вы­движении угла зрения, под которым обозревается целое и рассматриваются все входящие в него элементы. По­добная познавательная призма позволяет соответствен­но критериям того класса элементов, под углом зрения которого рассматривается целое, абстрагировать те его составляющие, которые подпадают под эти критерии, какому бы классу элементов они ни были присущи.

Критерии определения исследуемых классов объектов оказываются как бы теоретическим магнитом, притяги­вающим все отвечающие этим критериям явления. Так, соответственно критериям, которые несет в себе культу­рологическое рассмотрение общества, к культуре следу­ет относить лишь те его составляющие, которые могут быть интерпретированы в качестве надбиологически вы­работанных средств осуществления человеческой дея­тельности.

Аналогичными познавательными возможностями об­ладают и иные познавательные проекции, выработанные в рамках многомерной системной модели.

Рассмотренные в одной (социологической) проекции, акцентирующей внимание на субъектах человеческой деятельности (как особом классе элементов общества), отношения между этими субъектами (в том числе и соционормативные) могут быть охарактеризованы как собственно социальные явления. С культурологической точки зрения эти же отношения могут быть представле­ны как составляющие культуры, т. е. интерпретированы в качестве особого подкласса надбиологически вырабо­танных средств человеческой деятельности с дальней­шим подразделением соответственно отмеченному выше основанию.ъ

Подобный подход создает новые возможности в ис­следовании такого всепроникающего явления, как куль­тура. В отличие от одномерного ее рассмотрения с ха­рактерным для него жестким делением определенных явлений на культурные и некультурные (в данном слу­чае социальные) он приобретает свойства подлинно диалектической гибкости и вариативности. Но эта гиб­кость рассматриваемого подхода ни в коей мере не при­водит к растворению явлений культуры в общем ком­плексе общественной жизни людей, ибо он обладает вполне определенным критерием выделения данных яв­лений в особый класс объектов. Живые системы на­столько сложны и многолики, что никак не могут быть уложены в однозначно интерпретированные жесткие схемы. Поэтому они требуют выработки соответствую­щих этой сложности и многоликости адекватных позна­вательных средств, функцию обобщения которых и призван осуществить системный подход.

Если культуролог не будет исходить из четко сфор­мулированного принципа выделения изучаемого им

класса объектов, то вне его поля зрения окажутся мно­гие непосредственно относящиеся к этому классу явле­ния только на том основании, что структурно они отно­сятся к иным классам объектов, находятся, так сказать, в занимаемом ими социальном пространстве. Например, кооперация является неотъемлемым свойством любых социально направленных усилий людей при решении соответствующих проблем. Поэтому она оказывается свойством прежде всего того класса явлений обществен­ной жизни, который призван отразить сферы человече­ской деятельности. Но одновременно как средство мак­симизации результата деятельности, экономии энергии и т. д. она выступает в качестве явления культуры.

Другой пример. Любая личность, которая как эле­мент общества относится к классу субъектов человече­ской деятельности, обладает неповторимыми, приобре­тенными в процессе жизни поведенческими особенностя­ми. Эти особенности принимают форму индивидуальных стереотипов. Но эти стереотипы, поскольку они были приобретены в процессе социализации, также являются не чем иным, как явлениями культуры. В данном случае мы сталкиваемся с особой и обширной сферой культуры, которая обычно ускользает из поля зрения тех исследо­вателей, которые склоняются к отождествлению культу­ры с принятыми в группе стереотипами, т. е. с тради­цией.

Последний пример подводит нас непосредственно к третьей составляющей триады «культура — общество — личность». < …> Задача заключается во вскрытии той реальной ор­ганической сопряженности трех отмеченных парамет­ров — культуры, общества и личности — под специфиче­ским, культурологическим углом зрения, а также в вы­явлении того, какие познавательные возможности несет в себе понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности.

< …> 109

При понимании культуры как специфического спосо­ба деятельности личность не игнорируется уже в силу того, что последняя является субъектом развития обще­ственной жизни. Ведь способ деятельности есть способ не только функционирования системы, но и в равной ме­ре ее развития. Это две различные и вместе с тем взаимополагающие стороны, хотя они нередко отрываются и даже противопоставляются друг другу. В частности, поз­навательные возможности тех типов культурологическо­го объяснения, которые склоняются к отождествлению культуры и принятых в группе, передаваемых во време­ни стереотипов деятельности, по сути дела ограничены аспектом функционирования общества.

В связи с рассматриваемой проблемой важно иметь в виду именно потенциальные возможности тех или иных культурологических концепций, а не личные склонности или непосредственные познавательные интересы придер­живающихся их исследователей. Так, мы в течение дли­тельного времени изучали культуру преимущественно в групповом аспекте, как функцию социального организ­ма без специального выделения личностного параметра. Но это ни в коей мере не означает, что такое понимание культуры в принципе исключает данный параметр или не обладает достаточными познавательными возможностями для его характеристики.

Некоторые исследователи считают любое обращение данного вида культурологического объяснения к проб­леме личности отходом от занимаемых ими позиций. Так, Л. Н. Коган, признавая значительные достоинства этого подхода в решении ряда спорных и малоосвещенных в литературе проблем, в принципе не согласен с ле­жащими в его основе исходными посылками. Он указы­вал на пробелы в ее построении, недостаточно обосно­ванные утверждения и т. д. Л. Н. Коган понимает под культурой человекотворческий «срез» деятельности лю­дей, концентрируя внимание на проблемах формирова­ния личности, а также на выявлении ее творческих воз­можностей.

Л. Н. Коган пишет: «Но именно человек во всем бо­гатстве его человеческих сил, человек как субъект и объ­ект культуры, на наш взгляд, не нашел адекватного места

в технологической концепции культуры. Вот почему, как нам кажется, В. Е. Давидович и Ю. А. Жданов, как и В. В. Трушков, в своих новых работах невольно приходят к пониманию культуры как формирования и реализации сущностных сил человека в процессе его социальной дея­тельности, не замечая, что этим самым они фактически отходят от принятой ими «технологической» концепции культуры.

Культура — «срез», важнейшая качественная харак­теристика человеческой деятельности, взятой именно в ее человекотворческом аспекте. Эта деятельность, опредмечиваясь в ценностях культуры, выступает «социаль­ной наследственностью» человечества, его самосознани­ем, средством формирования определенного типа чело­веческой личности»37.

В связи с приведенной выдержкой мы хотели бы прежде всего отметить, что культура, будучи чрезвы­чайно многоплановым феноменом, естественным образом порождает в процессе ее познания весьма различные це­левые установки и научные интересы. Исследователи могут концентрировать свое внимание на вполне опре­деленных объектах культуры и вправе ограничиваться ими.

Но когда ставится задача предельно широкого обоб­щения культуры — формирования определенной концеп­ции, претендующей на ее целостное объяснение, то в этом случае важнейшим условием плодотворного решения выступает учет и иных, не менее правомерных задач культурологического исследования. В связи с этим мож­но задать вопрос: почему культура есть средство форми­рования лишь типа личности? Личность — крайне важ­ный объект культурологического исследования. Но мож­но ли им ограничиваться? Ведь личность, будучи относи­тельно автономной системой, тем не менее существует в рамках более широкого целого — класса, общества, ко­торые также требуют своего культурологического объяс­нения. Этот аспект проблемы во многом исчезает из поля зрения Л. Н. Когана и целого ряда других исследовате­лей, например В. М. Межуева, который, склоняясь к отождествлению культуры и общественных отношений, Рассматривает последние под углом зрения формирова­ния личности.

Указание Л. Н. Когана на более широкое поле «соци­альной наследственности» совершенно недостаточно.

Ведь помимо типа личности есть и тип общества, к кото­рому принадлежит данная личность. Последний также не­обходимым образом требует своего культурологического объяснения. Причем этот вид культурологического объ­яснения является логически исходным, ибо именно тип культуры общества определяет в конечном итоге и тип личности.

Выше уже говорилось о том, что следует выделять две неразрывно связанные между собой, но качественно раз­личные проекции культурологического исследования — групповую и личностную. Первая (в зависимости от ста­вящихся задач) может масштабно строиться по-разному, охватывая все общество или же входящие в него классы, слои, группы и т. д.

Исходной для формирования понимания культуры как специфического способа человеческой деятельности явилась групповая исследовательская проекция. Но с ее постепенным развитием, совершенствованием и конкре­тизацией все более настоятельно дает о себе знать по­требность соотнесения и органической ее увязки с лично­стной проекцией. При этом мы имеем в виду, что соответ­ствующие массивы культуры выступают фактором и по­лем формирования личности. Это естественным образом.предполагалось рассматриваемой концепцией с самого начала.

За последние годы были проведены системные иссле­дования динамики культурных традиций именно в клю­че ее исходных принципов, т. е. практически того, что Л. Н. Коган назвал «социальной наследственностью» че­ловечества. Выводы, полученные в ходе этих исследова­ний, а также их междисциплинарное обсуждение доста­точно убедительно свидетельствуют о том, что понима­ние культуры как специфического способа человеческой деятельности несет в себе требуемые теоретические пред­посылки для вскрытия наиболее существенных диалек­тических связей между надындивидуальными и личност­ными сторонами системы общественной жизни людей.

Очень важно при этом отметить, что данный подход позволяет перевести идею К. Маркса о сущностных силах человека с философского уровня на уровень конкретного культурологического анализа. К этой идее К. Маркса очень часто обращаются в литературе. Но она обычно если и используется, то интерпретируется очень неопре­деленно. Между тем важно добиться ее уточнения и опе-

рационализации для того, чтобы она могла быть долж­ным образом использована в исследовательской и соци­ально-управленческой практике.

Если рассматривать идею раскрытия сущностных сил человека сквозь призму реальных процессов социальной практики, то суть ее можно охарактеризовать как раз­вертывание потенциальных возможностей людей (а тем самым и потенциальных возможностей культуры) в решении возникающих в ходе данных процессов проблем­ных ситуаций. Именно на решение данных задач должно быть в конечном итоге направлено творческое самовы­ражение личности. Обычно, когда говорится о самовы­ражении, то творческие потенции людей ограничива­ются лишь рамками личностной проекции ее рассмотре­ния. То обстоятельство, что личность является непосред­ственным источником творчества, часто приводит к ил­люзии самодостаточности этой проекции рассмотрения. На самом деле это далеко не так. Подобная проекция вполне правомерна в силу того, что личность является, как уже было отмечено выше, относительно автономной системой. Но ограничение ею приводит по сути дела к тому, что из поля зрения исследователей исчезают ко­нечные социальные стимулы и функции творчества.

Если рассматривать творчество людей с точки зрения идей самоорганизации (а это, на наш взгляд, является для современного обществознания императивным требо­ванием), то оно предстанет как мощный адаптивный ме­ханизм, благодаря которому социальные организмы при­водились и приводятся в соответствие с изменениями, возникающими в условиях среды его существования. При этом очень важно отказаться от этизации творчест­ва, которая нередко встречается в литературе. Ведь творчество (как и культура в целом) —это весьма про­тиворечивое явление, которое, будучи направлено на позитивные социальные цели, несет в себе и деструктивное начало. Лишь при подобном подходе возможно научное исследование творческих процессов.

Возвращаясь в свете сказанного к эвристическим воз­можностям понимания культуры как специфического способа человеческой деятельности, можно сказать, что оно позволяет преодолеть односторонность чисто личност­ной интерпретации творчества и рассматривать его в бо­лее широкой творческой перспективе. Тогда личностная и групповая проекции оказываются органически сопря-

 
 


женными и предстают в виде одинаково правомерных и взаимодополнительных точек отсчета при рассмотрении личности и творчества. Достигается это с помощью по­знавательных средств функционально-технологического рассмотрения культуры, представления ее в виде системы надбиологически выработанных средств человеческой де­ятельности.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Личность и провозвестие Иисуса Христа
  2. V. Отношения нотариуса с коллегами и нотариальным сообществом
  3. VI. 1. КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
  4. VI. Этическая ответственность социального работника перед обществом
  5. Взаимоотношения современного человека с природой, обществом и самим собой.
  6. Взаимоотношения человека средневековья с природой, обществом и самим собой.
  7. Возникла ли у ООО «Юта» обязанность налогового агента? Обязано ли общество уведомить инспекцию о выплаченных суммах физическому лицу в соответствии со статьей 230 Налогового кодекса РФ?
  8. Воп. Первобытное общество на территории Китая.Проблема этногенеза
  9. Вопр.Формирование цивилизации Шан-Инь.Общество и государство
  10. Глава 9. КУЛЬТУРА, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК
  11. Глава IV. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБЩЕСТВО
  12. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь