Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фараон-еретик (реформы Эхнатона.)



В истории эпохи Нового царства был весьма кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве. В XV веке до н.э. в Египте правила династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV – яркая фигура египетской истории, открытие которого произошло лишь в XX веке. Настолько было забыто, вытравлено, стерто имя фараона-еретика.

Фараон попробовал ввести единобожие, заменив всех многочисленных, зооморфного вида египетских богов одним животворящим образом солнца Атона. Его символом стал солнечный диск с отходящими от него лучами, которые заканчивались ладонями. В некоторых ладонях был знак жизни – анх. Аменхотеп изменил своё имя на Эхнатон (что означает «угодный Атону»). Эхнатон основал новую столицу и религиозный центр – город Ахетатон (в переводе «горизонт Атона»). Выстроил новую столицу на месте деревушки Амарны, поэтому иногда этот период египетского искусства называют «амарнским».

Окружив себя художниками и поэтами, он сломал традиционные правила в изобразительном искусстве: от живописцев и скульпторов он не требовал следования канону – главной особенности египетского искусства, - а лишь служения истине. На место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, приукрашенных, идеализированных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска, ученые даже думали, что это пародийные изображения), динамичные, естественные изображения самого Эхнатона (узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, полные губы, короткие и худые ноги). Стали изображаться и семейные сцены – фараон с женой и детьми, что ранее не позволялось каноном. Домашняя непринужденная обстановка, приближенные, члены семьи на фоне чарующего пейзажа. Всемирно известным стал портрет супруги Эхнатона – Нефертити (что значит, «красавица пришла») в высоком головном уборе. Этот портрет – один из величайших шедевров, созданных мировым искусством.

Искусство Египта приобрело невиданные доселе формы и черты. Появились изящные рельефы, многоцветные росписи, изображения бытовых сцен, простых людей. Реформы Эхнатона отразились и в литературе. Появилась нерелигиозная лирика – любовная. Сам фараон сочинял стихи. Известен гимн Атону: «Ты посылаешь свои лучи, и Египет ликует…Птицы летят из своих гнезд, И их крылья восхваляют твой дух! Всякий скот прыгает на своих ногах, Рыбы в Ниле прыгают перед твоим лицом, И лучи твои внутри моря – Все, что летает, порхает, живет, когда Ты озаряешь их». Все искусство было проникнуто жизнелюбием, человечностью, стало носить светский характер. После смерти Эхнатона имя его почти полностью забыто, но для искусства его правление имело огромное значение. Несмотря на полное забвение идей фараона Эхнатона, характерные особенности амарнского искусства – свободная постановка фигур, живые непринужденные позы, передача непосредственного общения - оказали влияние на дальнейшее развитие египетского искусства. Нарушив каноны изображения один раз, с ним стали обращаться более свободно.

 

 

Единство мировой культуры.

Как в экономике и политике, так и в сфере духа, в культуре мир стремится к единению. При всем многообразии культуры, повсюду культура выступает как генеральная черта всего человечества. Пожалуй, нет ничего многоцветнее, чем культура. В языке, символах, традициях, привычках, предрассудках, особенностях межличностного общения, гастрономических вкусах. Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна. Конкретно-историческое понимание культуры опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Что же делает единым целым мировую культуру? Несмотря на то, что европейцы и китайцы, африканцы и индийцы используют одни и те же машины и они произошли от одних и тех же кроманьонцев и все принадлежат к одному и тому же биологическому виду, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Оказывается, существуют подлинно всеобщие основания того целого, которое называется мировой культурой. Фундаментально общим, сущностно связывающим всю человеческую историю, делающим мировую культуру истинно целым генетически, исторически (диахронно) и системно-структурным (синхронно) является цивилизационная деятельность людей, которую можно назвать «материнским лоном истории». В общем, человеческая деятельность определяет общность генезиса, функционирования и закономерного развития всей мировой культуры. Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Итальянцы сказали «Весь мир есть одна страна». Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.

 

Многочастные картины (диптихи, триптихи, полиптихи) – рассказы в картинах.

Многочастность произведений позволяет дать более полное представление о любом предмете, явлении, событии. Поэтому в искусстве всегда шли поиски возможности более полного рассказа в самых различных видах искусства. Так родился один из самых сложных видов музыкального искусства – симфония (многочастное произведение, «философская повесть о жизни» - так часто называют её); в живописи поиски воплощались в сериях картин (например, английский художник Уильям Хогарт прибегал к циклам картин на одну тему –«Модный брак», «Выборы в парламент»). Была распространена и такая форма, когда картины соединялись в одно целое, складываясь. Их иногда и называли складень. Особенно часто к такому приему прибегали художники Северного Возрождения. Диптих – двухчастен, триптих состоит, естественно, из трех частей, полиптих – многочастное произведение. Примерами могут служить:

• Диптих – А.Дюрер «Четыре апостола». Монументальные фигуры евангелистов, писавших о жизни Христа, полны чувства собственного достоинства, уверенности в правоте дела Христова. Стоящие парами, смотрящие друг на друга, с книгами в руках, они представляют мощную силу нарождающейся религии.

• К триптихам часто прибегал в своем творчестве нидерландский художник Иероним Босх: «Сады земных наслаждений», «Искушение святого Антония», «Стог сена». Последний из названных триптихов написан по нидерландской пословице: «Мир- воз сена, и каждый старается урвать клок побольше». В центральной части – огромный стог золотистого сена на телеге, но левая и правая створки показывают, куда едет телега при таком стремлении урвать: из рая в ад. Люди, следуя этому пути, превращаются в монстров. Когда же закрывался триптих, внешняя часть складня демонстрировала земную сферу.

• К известнейшим полиптихам относится знаменитый Гентский алтарь братьев Яна и Хуберта ван Эйков. В нем 26 частей (14 – внешних, 12 – внутренних частей). Это грандиозная панорама мира. Открывался многостворчатый складень только в праздник Пасхи (при этом он достигал пяти метров в ширину), ибо посвящен он искупительной жертве Христа за грехи человеческие. В полиптихе реальные люди (например, донаторы – люди, давшие средства на написание алтаря ) переплетаются с библейскими и евангельскими персонажами: архангел Гавриил и Дева Мария, прародители человечества Адам и Ева, святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов, центральной частью является изображение белого агнца, стоящего на алтаре. Полиптих изучали и очень часто копировали. Самыми знаменитыми частями являются «Поющие ангелы», «Музицирующие ангелы», их часто используют для иллюстрации многих книг..

Петр I очень хотел заполучить его, однако ему не удалось выкупить полиптих.

В выставочном зале «Радуга» можно увидеть уменьшенную копию этого полиптиха.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь