Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иконостас – чисто русское явление.



В любом православном храме России АЛТАРЬ от средней части храма отделяет иконостас ( алтарная преграда ). Появился он в храме не сразу. Сначала были лишь низкие алтарные преграды, на которые ставили две иконы – Христа и Богородицы. Со временем число икон возрастало. К XV веку, времени Андрея Рублева, на Руси были уже иконостасы в три яруса, через два века их стало пять. Система пяти рядов (по-древнерусски они называются «чинами») глубоко символична. Это совершенная гармония мира, построенная на строгих принципах. Сверху – вниз, от Неба – к земле, от самого храмового свода – к молящимся нисходит в иконостасе Священная история.

Полный иконостас состоит из пяти горизонтальных рядов икон – пяти чинов или ярусов. За ними происходят главные таинства – превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа.

В нижнем Местном ряду расположены иконы, которые почитаются в данной местности. В центре этого ряда – Царские врата, символизирующие вход в Царство Небесное. На створках врат обычно изображают Благовещение и четырех евангелистов. Над вратами – образ Тайной Вечери. Справа от царских врат от образа Спасителя находится храмовая икона, которая отражает название данного храма.

Праотеческий чин
Пророческий чин
Праздничный чин
Деисусный чин
Местный чин Царские   врата Храмовая Местный Икона чин

Во втором ряду, над Местным чином, - Деисусный (от греческого слова « дейсис » - моление).

Это центральный ряд иконостаса. Его главная идея – предстояние святых перед Христом. В центре ряда – икона «Спас в силах», изображающая второе пришествие Иисуса Христа. Справа от Спаса – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча. За ними архангелы, апостолы, святители. Все святые предстоят в молитве, повернувшись в сторону Спасителя. Деисус является и образом Страшного Суда, так как каждый из молящихся в храме, стоит перед образом Спаса как Царя и Судии.

Праздничный чин включает в себя иконы двунадесятых праздников, основных праздников церковного года от Рождества Богородицы до Успения. Эти иконы рассказывают о земной жизни Христа и Богородицы.

Пророческий ряд вмещает в себя иконы, изображающие ветхозаветных пророков (Моисей, Давид, Илия, Даниил и другие), предрекающих приход Христа Спасителя на землю. В центре пророческого чина располагается образ Богородицы, которая была избрана для воплощения Бога через рождение Иисуса.

Праотеческий ряд состоит из икон праотцов – ветхозаветных патриархов (Ной, Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, те, кто подвигом веры закладывали основу Священной истории). В центре ряда помещают образ Троицы.

Венчает иконостас Голгофа – изображение Распятия. Голгофа – вершина мира, центр мироздания, где соединилось земное и небесное через жертву Христа – Сына Божьего и Человеческого.

Иконостас в сжатом и символическом виде передает Благую Весть, историю человеческого спасения. Он повторяет смысл росписей храма.

 

Художественные фотографии.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета. Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения. Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную. Также фотографией или фотоснимком, или просто снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно (имеется в виду как кадр проявленной плёнки, так и изображение в электронном или печатном виде). В зависимости от принципа работы светочувствительного материала фотографию принято делить на три больших подраздела:

  • Плёночная фотография — основана на фотоматериалах, в которых происходят фотохимические процессы.
  • Цифровая фотография — в процессе получения и сохранения изображения происходят перемещения электрических зарядов (обычно в результате фотоэффекта и при дальнейшей обработке), но не происходит химических реакций или перемещения вещества. Правильнее было бы называть такую фотографию электронной, так как в ряде устройств, традиционно относимых к «цифровым», происходят аналоговые процессы (такова самая первая камера с электронной матрицей Sony Mavica, таковы многие дешёвые телекамеры систем видеонаблюдения). В настоящее время искусство фотографии доступно всем: появилось великре множество специализированных магазинов, в которых можно приобрести фотоаппараты на любой вкус и цвет, по приемлемой цене. Для того чтобы фотографии получились яркими, красочными и эффектными, умения нажимать на кнопочку и наводить фотоаппарат на резкость мало. Нужно хорошо разбираться в пленках и объективах, диафрагме и выдержке, свете и композиции. Тот, кто хочет получать от своей фотокамеры полную отдачу, должен многому научиться.

54. Каллиграфия – основа восточного искусства.

Каллиграфия – искусство красивого письма.

Китайская живопись тесно связана с искусством каллиграфии, которую называют« музыкой для глаз ». Первоначально иероглифы напоминали своеобразные рисунки, похожие на тот или иной предмет, со временем они становились всё более упрощенными, абстрактными. Велико их число и разнообразие, овладение искусством каллиграфии свидетельствует об уровне образованности и культуры человека. (Для чтения книг конфуцианского канона надо знать 10 000 иероглифов).

В живописи изображение и иероглифы тесно связаны. «Когда они не могли выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины» - писал китайский критик в IX веке.

Арабский орнамент тесно связан с письменностью. Отношение к слову и его начертанию у арабов священно. Ведь сам аллах научил владеть каламом – тростниковым пером для письма. Красивое письмо – « радость для очей », «язык руки и изяществомысли». Письмом словно второй раз создается рай на земле. В книгах текст пишется и читается слева направо. Особое внимание обращается на красоту почерка, гармонию его линий и форм. Нажимы пера, утолщения и ослабления, плавные очертания закруглений и росчерков очертаний, сочетающихся с прямыми вертикальными линиями, имеют строгие правила. Первые и последние буквы каждой строки пишутся так, что, не отрывая калам или кисть от листа бумаги, можно плавно переходить с одной строчки на другую, создавая из букв и слов непрерывный орнамент. Арабы считают « письменность – половиной знания ». Такое огромное уважение к слову, изречениям, выраженным в Коране, которые вдохновляли арабов на завоевание мира, легло в основу письменного орнамента. Письмена имеют два основных вида:

  • Куфи - более древний, геометрического клада
  • Насхи – округлое по форме, более беглое письмо

Особой разновидностью декоративного письма является «цветущий куфи», у которого концы букв как бы «прорастают» сложным орнаментом.

55. Основные типы изображения Спаса и Богородицы в православной традиции .

Спасом, Спасителем называют Христа на Руси. Из самых распространенных изображений в виде фресок, росписей, икон три основных изображения Христа:

Спас нерукотворный. Изображение только лика с нимбом, или на убрусе - полотенце, что напоминает о двух версиях появления изображения:

  • когда Христос промокнул свое лицо и отдал полотенце;
  • другое известно как плат Вероники – когда она промокнула лицо идущего на Голгофу Христа платком, на котором остался его лик.

Христос Пантократор (Вседержитель). Изображение поясное, с благославляющим жестом правой руки и книгой (раскрытой или нет) в левой руке.

Спас в силах. Изображение в полный рост, восседающий на престоле.

Типы изображения Богородицы

Существуют около 200 различных типов изображения Богородицы. Самыми важными являются следующие:

  • Одигитрия, или Путеводительница. Поясное изображение Богоматери с младенцем Христом на руках (обычно левой, реже – правой). Головы их почти фронтально повернуты к зрителю. Правая рука Христа в благословляющем жесте, в левой руке у него свернутый свиток. Свободную руку Богоматерь держит перед грудью, как бы указывая на младенца. К типу Одигитрии относятся такие изображения, как Смоленская, Тихвинская, Иерусалимская, Грузинская, Иверская (названия связаны с наименованием местности, где их особо почитали или они впервые появились). Само название пошло от местности, где была икона (храм на Одигие).

  • Елеуса, или Умиление. Поясное изображение, символизирующее материнскую любовь Марии и неразрывное духовное единство её с Христом. Голова Богоматери наклонена к младенцу, он прижимается к её щеке. Христа чаще всего изображали у левого плеча Марии ( Владимирская ), но иногда и у правого ( Ярославская, Коневская ). Самая почитаемая Владимирская ( с ней связаны многие факты русской истории: пример с Тимуром; её венчались цари на царство);
  • Оранта, или Молительница. Богоматерь изображается без младенца с воздетыми руками, ладони открыты, кисти рук приподняты до плеч. Такое положение рук обозначает «предстояние Богу». Когда на груди Оранты изображают в круге славы младенца Христа, то её называют Великая Панагия
  • Знамение, или Воплощение. Аналогично Оранте, но поясное изображение Богоматери. Диск с образом Христа символизирует воплощение богочеловека Христа.
  • В деисусном чине Богоматерь всегда изображалась вполоборота повернутой к Христу с наклоненной вперед головой, с приподнятыми в молитвенном жесте кистями рук.
  • Знамение
    Среди других типов такие изображения Богородицы: Млекопитательница, Семистрельница, Троеручница, Неопалимая Купина и т.д.

С древнейших времен существовало изображение Оранты на Руси. За весь род человеческий молит Богородица. Её воздетые руки – символ вечной, неостановимой, несущей миру надежду и защиту молитвы. « Нерушимая стена» - это ещё одно название этого образа. В первых храмах на Руси по древней традиции это изображение помещали в конхе (навершии апсиды) – главного места в храме. Такой « Нерушимой стеной » предстает она в мозаиках, украшающих конху Собора Святой Софии в Киеве. Окруженная мерцанием золотой смальты, исполненная величия и величавой мощи, поднимается над алтарем, над всеми, кто находится в церкви, фигура облаченной в сине-золотые одежды Богородицы. Ясно и твердо воздеты вверх её руки. Молитва обращена к изображенному в куполе Спасу Вседержителю. Оранта тысячу лет (собор построен в 1037 году Ярославом Мудрым), согласно сложенной в народе молве, хранит Русь и будет хранить до тех пор, пока не разрушится «Нерушимая стена».

Нельзя не увидеть, что оно невероятно близко многочисленным изображениям в вышивках, кружевах, изделиях прикладного характера языческой богине Макоши, Берегине, Роженице , и такдорог русскому сердцу образ скорой помощницы и заступницы.

 

Стиль барокко.

Барокко (ит. Barocco – букв. странный, причудливый; для португальских моряков это слово означало жемчужину неправильной формы) – одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI – сер. XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран, религиозные основы которых были потрясены Реформацией.

Барокко отразило душевные потрясения масс, измученных опустошительными войнами, общей неустойчивостью жизни. Люди эпохи барокко никогда не забывали, что жизнь случайна и коротка, особенно по сравнению с бесконечностью и неотвратимостью смерти. Война, голод, чума были привычны для людей того времени. Люди словно обратились к Богу со страстным вопросом: «Господи, если Ты есть, как ты допускаешь всё то несправедливое, что происходит на земле? »

Искусство окончательно утрачивает религиозный характер, становясь по духу своему светским, мирским (даже при обращении к религиозным сюжетам). Появляются такие новые жанры в живописи как натюрморт ( мир «неживой» природы) и анималистический (изображение животных); в музыке – опера, оратория; в архитектуре – создание городских и грандиозных дворцово-парковых ансамблей (например, «вечный город» Рим, который нельзя представить без овальной площади перед собором святого Петра – оплота католицизма – автор огромной колоннады Л.Бернини).

Барокко – динамичный, патетический стиль, склонный к преувеличению, театральности. Основоположниками стиля барокко являются итальянский архитектор Лоренцо Бернини (1598-1680) и фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Скульптуры Бернини наполнены высшей точки в напряжении экстатических чувств: вот Аполлон уже готов заключить Дафну в свои объятия, а она начинает превращаться в лавровое дерево; у св. Терезы посланник Небес распахивает платье на груди, чтобы пронзить её стрелой; колонны 29 метрового балдахина в соборе св. Петра закручиваются мощными спиралями. В работе со скульптурной моделью Бернини применил неслыханный доселе метод работы: он требовал, чтобы модель двигалась, «разговаривала», давала волю темпераменту. Он пытался «схватить» мимолетность ситуации.

В творчестве самого великолепного живописца барокко Рубенса – идеал всего изобильного, телесного, плотского. Его живопись отличается необычайной пышностью тел, жизненной энергией, необузданностью силы, бьющей через край («Союз Земли и Воды», «Вакх»). Поскольку обнаженное женское тело в первую очередь являлось основой чувственной стихии, отвечающей идеалам художника, на его картинах мого женщин, как правило, героинь мифологических сказаний. Андромеда, Юнона, Венера. Идеалом женской красоты для Рубенса пышная блондинка с развитыми формами тела, довольно длинными ногами, выпуклым животом, широкой спиной, нежно-розовой кожей, мягкими локонами светлых волос и красивым бездумным лицом.

В музыке гениями барокко считаются два величайших немецких композитора: И.С.Бах (1685-1750) и Г.Гендель (1685-1754). Бах воплотил в своем творчестве высокий нравственный идеал. Самые грандиозные его сочинения связаны с христианскими темами: « Страсти по Матфею», « Страсти по Иоанну », в которых на протяжении нескольких часов средствами музыки рассказывается о страданиях Христа на Голгофе. Все его творчество неразрывно связано с сюжетами Евангелия.

Гендель воспел в своих ораториях величие человека, его способность к подвигу. Он обращался в основном к сюжетам из Ветхого Завета. Его прежде всего привлекали картины народных движений, мысли и чувства больших масс людей (оратории «Самсон», «Израиль в Египте»). Свою вторую родину он нашел в Англии. Там его считают национальным композитором.

Каждый из них претворил в своем творчестве то, что было наиболее близко: Гендель – героику, пафос борьбы за гражданские права, Бах – нравственные искания, возвышенные духовные идеалы. В целом они составили ярчайшую характеристику противоречивого и динамичного стиля барокко.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь