Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗАХОРОНЕНИЕ ЛЮДЕЙ В ХРИСТИАНСТВЕ



 

Способ древних греков хоронить тела в направлении с востока на запад (головами на запад, как у афинян, или наоборот) представляет дальнейшее звено в цепи развития этого обычая. В силу того же древнего и широко распространенного представления, а не вследствие позднейшего самостоятельного измышления, предание утверждает, будто тело Христа было похоронено головой на запад, следовательно, лицом на восток. Отсюда же произошел не забытый до сих пор обычай средневековых христиан рыть могилы с востока на запад. Христианское правило класть мертвых головой на запад, а равно и цель его убедительно иллюстрируются следующей выдержкой из одного духовного сочинения XVI в.: «Всякий должен быть погребен так, чтобы голова его была обращена к западу, а (491) ноги направлены к востоку. Он при этом как бы самим своим положением молится и выражает, что он готов спешить от запада к востоку, от заката к восходу, от сего мира в вечность». Подобным положением трупа хотели дать покойнику возможность встать лицом на восток. (492)

Тайлор Э.Б. Первобытная культура:

Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.

Глава XV. Обряды и церемонии.

С. 491-492.

 

Эти два обряда обращения на восток и запад перешли и в современную религию Европы и до сих пор сохранились в ней. Если смотреть на возникновение их у христиан с исторической точки зрения, то едва ли можно допустить здесь влияние со стороны иудеев. Иудейский храм имел вход с востока, а святилище его было обращено на запад. Поклонение солнцу считалось у иудеев великим грехом, и связанное с ним обращение солнцепоклонников на восток было противно иудейским обычаям. Это явствует из видения Иезекииля: «...и вот у дверей храма господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму господню, а лицами своими на восток и кланяются на восток солнцу» (8: 16). Нет основания предполагать, что в позднейшее время этот обряд проник в иудаистское богослужение. Связанные с культом солнца обряды у народов, идеи которых оказали значительное влияние на развитие раннего христианства, совершенно ясно объясняют возникновение рассматриваемого обычая у христиан. С одной стороны, свою роль сыграло поклонение солнцу в Азии, особенно почитание восходящего солнца в древнеперсидской религии, остатки которой уцелели на востоке Турецкой империи. Христианские секты в Азии молятся, обратясь к солнцу, и йазиды обращаются к востоку и по направлению к нему хоронят своих мертвецов…

Обычай обращения на восток, неизвестный первым христианам, развился в их религии в течение первых четырех столетий. С этого времени устанавливается правило обращаться при молитве на восток, как к мистической области света мира, к солнцу правды. Августин говорит: «Стоя на молитве, мы обращаемся на восток, где возносится небо, не потому, что бог пребывает только там, покинув другие страны света, но ради внушения нашему уму потребности обращаться к более совершенному, т. е. к богу». Неудивительно, что древние христиане, следуя обряду поклонения (493) солнцу лишь по форме, думали, однако, что они исполняют его по существу. Так, Тертуллиан пишет: «Другие же думают с большой уверенностью, что солнце — наш бог... Эта мысль возникла, когда стало известно, что мы молимся, обращаясь лицом на восток». Хотя из ориентации некоторых наиболее древних и почитаемых христианских храмов можно видеть, что обращение на восток не было исконным правилом церковной архитектуры, однако этот обычай рано получил в ней господство.

Ни в одной из христианских церемоний обычай обращения на восток и запад не достиг такой полноты и образности, как в обряде крещения. Принимавшего крещение ставили лицом на запад и заставляли отрекаться от сатаны. С выражением отвращения на лице он протягивал к западу руки или взмахивал ими, троекратно дул в эту сторону и плевал. Кирилл Иерусалимский в своем «Катехизисе таинств» описывает этот обряд следующим образом: «Вы входите сначала в преддверие крестилища, становитесь лицом на запад, и вам приказывают отогнать от себя сатану, оттолкнув его руками, будто бы он рядом... Почему же вы стоите лицом на запад? Это — необходимо, потому что солнечный закат — образ тьмы, а сатана есть тьма и сила его во тьме. Поэтому, символически обращаясь к западу, вы отрекаетесь от господина тьмы». Затем новокрещеный, обратившись на восток, принимал присягу своему новому повелителю Христу. Вся церемония и ее значение очень ясно изложены Иеронимом в следующих словах: «В таинствах (разумея крещение) мы отрекаемся прежде всего от царствующего на западе, который умирает для нас вместе с нашими грехами; потом, обратившись на восток, мы входим в общение с солнцем правды, обещая быть его слугами».

Ориентация храмов на восток и обращение туда же молящихся удержались как в греческой, так и в римской церквах. В Англии этот обычай начал отмирать со времен Реформации и, по-видимому, совсем исчез в начале XIX столетия. Однако с тех пор он снова начал оживать до известной степени благодаря возродившимся в нынешнем веке средневековым тенденциям. Тот факт, что среди нас до сих пор живет древний обряд поклонения солнцу, сохранив смысл символа, представляет для изучающего историю религии поразительный пример связи между обрядом и его смыслом, сохраняющейся в историческом движении религии на различных ступенях культуры. Влияние, которое божественное солнце имело на своих грубых первобытных поклонников, сохраняется по сие время, но уже в механической форме, в определенной ориентации оси церкви и тел молящихся. (494)

Тайлор Э.Б. Первобытная культура:

Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.

Глава XV. Обряды и церемонии. С. 493-494.

Б. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЦЕРКВИ

Церковная архитектура как способ познания Бога

А. ХРИСТИАНСКИЙ ХРАМ

 

Энциклопедический словарь «Христианство» дает такое определение «храму»: «Под именем «храм» в Православной Церкви разуме­ется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для об­щественного служения Ему, или только часть здания, служа­щая для той же цели. С древних времен в православной Церкви Храму присваиваются различные наименования: дом Господень; дом Божий; Царские чертоги (Basilica); Церковь (обозначает и место собрания, и самое собрание верующих); Собор».

Кроме этих общих названий, каждый храм имеет еще свое ча­стное название, в зависимости от того священного события или лица, в память которых он построен. Например, храм Воскресе­ния Христова, храм Успения Пресвятой Богородицы, храм равноапостольных Константина и Елены и т.п.

Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них называет­ся «собором». В торжественные дни сюда собирается духовенство из раз­личных церквей, и богослужение совершается соборно (сообща). Тот собор, в котором служит епископ, называется «кафедральным».

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ЦЕРКОВЬ»

 

С апостольских времен греческим словом «экклисиа» называлась как вся христианская Церковь, так и отдельные местные общины христиан и даже просто верующая семья. Слово «экклисиа» происходит от глагола «эк-калео» (вызываю, созываю собрание) и точно отражает понятие о церковной общи­не и всей Церкви, как об обществе созванных Христом и собранных во имя Христово людей. (17)

Со временем, когда появились храмы, они стали называться тож­дественным слову «экклисиа» словом «кириаки, кириакон», что зна­чит «дом Господень» или «жилище Господне».

Как известно, Русь приняла христианство от Византии в X веке. Распространение христианства на Руси сопровождалось строительст­вом храмов. Поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «дом Божий». Гре­ческое слово «кириаки», претерпев изменения, фонетически трансфор­мировалось в слово «церковь» и стало означать и храм как здание, и собрание верующих, и всю Вселенскую Церковь Христову. (18)

 

Б. ТИПЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

 

Известно четыре типа Православных храмов:

ставропигиальный — храм, находящийся в непосредственном ве­дении патриарха или Священного Синода;

кафедральный — главный храм епархиального архиерея;

приходской;

кладбищенский. (40)

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Билет №9 вопрос №2 Сюжеты и образы Ветхого Завета. Начало Земной жизни первых людей. Каин и Авель.
  2. В неделю по Рождестве Христове (В христианстве ничего не следует изменять, подчиняясь духу времени, но должно строго держаться всего, как изначала заповедано, не ища льготностей)
  3. Владельцам его и, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости.
  4. Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот,
  5. Все существа из того народа, который ныне называет себя «евреями», которые служат дьяволу и вредят Православной Церкви и её главному делу - делу Спасения людей, есть враги Христовы, есть - ЖИДЫ».
  6. Двуединство человеческой природы. Брак. Богоустановленный способ размножения людей.
  7. Домашние хозяйства – обозначают отдельных людей и целые семьи в качестве физических лиц, со всей сложностью, присущего человеческим существам поведения , интересов и мотивов.
  8. ЕСЛИ БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, ОН ДОЛЖЕН ОКАЗАТЬ ГЛУБОКОЕ И НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛЮДЕЙ
  9. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Полная свобода ведёт к полному произволу в отношении других людей.
  10. Заблуждение No8. У большинства людей мышечная масса растет очень плохо
  11. Индивидуальные различия людей


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь