Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема мироощущения человека, прошедшего войну



Текст

(1)Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновре­менно.

(2)Мы мечтали вернуться в тот довоенный мир, где солн­це казалось нам праздничным солнцем, встающим на земле


каждый день по своей закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зеленой; фо­нари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идешь и ты, восемна­дцатилетний, загорелый, сильный...

(3)3а долгие четыре года войны, чувствуя у своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бу­горков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрос­лели на двадцать лет и, казалось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум по­колениям.

(4)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (5)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбежка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (б)Порой мы ненавидели солнце — оно обещало летную погоду и, значит, косяки пи­кирующих на траншею «юнкерсов». (7)Солнце могло беспо­щадно обнажать своим светом недавнюю картину боя: раз­вороченные прямым попаданием орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени.

(8)Кто мог представить, что когда-нибудь увидит в белых ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

(9)Война была жестокой и грубой школой. (Ю)Мы сидели не за партами, а в мерзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулеметные гашетки.

(П)Война уже стала историей. (12)Но так ли это?

(13)Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. (14)Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забы­вать Время. (15)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезной точностью подсчитают историки. (16)Но они не смогут подслушать разговор в око­пе перед танковой атакой, увидеть страдание и слезы в гла­зах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умираю-


щей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг кото­рого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулеметной очереди, убивающей жизнь.

(17)В нашей крови пульсируют потоки тех людей, что жили в Истории.

(18)Наша память — это душевный и жизненный опыт,

оплаченный дорогой ценой.

(Ю. Бондарев)

Сочинение

Я познакомился с текстом участника Великой Отечест­венной войны писателя Юрия Бондарева, в котором автор передает мироощущение молодого человека, прошедшего войну. «Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одно­временно», — пишет Ю. Бондарев. Почему? Думаю, потому, что «война была жестокой и грубой школой», она показала, что мир зыбок, дала почувствовать «огненное дыхание смер­ти», научила ненавидеть солнце, молча проходить мимо мо­гил убитых однополчан. Автору, как и многим его ровесни­кам, казалось, что за четыре года они повзрослели на двадцать лет, но мечтали о мире, о том времени, когда можно будет просто жить и все станет понятным и простым. Писатель-ветеран считает, что в жилах выживших пульси­руют потоки тех людей, кто делал для нас Историю. А наша главная задача — не забывать их. Ведь именно в руках ге­роев было знамя Победы, из их судеб складывалась судьба страны.

Я согласен с Ю. Бондаревым в том, что историки описы­вают основные факты военного времени в общем, но нам не­обходим душевный и жизненный опыт тех, кто был очевид­цем страшной войны, кто шел в рукопашную схватку, выносил раненых с поля боя, вызывал огонь на себя, разве­дывал, прокладывал линии связи, разрабатывал план боевой операции. Осознала это и Светлана Алексиевич, автор книги «У войны не женское лицо», которая записывала рассказы


женщин-фронтовичек, чтобы сохранить их для истории. Ав­тор считает, что в годы Великой Отечественной войны более восьмисот тысяч женщин проявили мужество и героизм, ко­гда наравне с мужчинами защищали Родину. Судьбы этих великих женщин легли в основу книги С. Алексиевич.

Духовный опыт молодого человека, прошедшего войну, описывает в стихах поэтесса Юлия Друнина, которая «ушла из детства в грязную теплушку», потому что не могла найти для себя имя ближе, чем Россия. Ее стихи проникнуты лю­бовью к Отчизне, верой в мужество советского народа. Именно благодаря ее стихам мы можем судить о том, как жили и о чем думали те, кому восемнадцать исполнилось в войну, кто вместо университетской книги, как и Ю. Бонда­рев, и сама Ю. Друнина, учил жизнь по бронебойным сна­рядам. Поэтесса убеждает нас в том, что дойти до конца и выстоять нашему народу помогла вера в то, что у страны есть «вечной прочности вечный запас».

Да, война — это особая героическая страница наглей ис­тории, и мы должны помнить тех, кто обеспечил нам мир­ную жизнь.

Проблема войны и военного детства

Текст

(1)Вот и снова Девятое мая. (2)Очередная годовщина са­мого прекрасного и самого горького нашего праздника. (З)Снова цветы на братских могилах и мемориалах, снова оставшееся поколение, внуки и правнуки тех, кому мы обя­заны этой победой, вспоминают родных и цену, которую за­платили мы за самую дорогую за всю историю мира Победу. (4)3а самую кровавую. (5)Самую тяжелую. (6)«С сединою на висках». (7)Со слезами.


(8)Меня поразило утверждение одного комментатора. (9)По его словам, многие фронтовики не признают Дня По­беды: слишком высокая цена за нее заплачена.

(Ю)Мне кажется, такого просто не может быть.

(11)И это не просто День Поминовения.

(12)Это День Победы. (13)Нашей страны в жесточайшей войне.

(14)Тогда верили, что больше войн не будет.

(15)Кто знал, кто мог предвидеть, что на смену умершим ветеранам появились новые, совсем молодые и не очень? (16)Кто за это ответственен? (17)И как получилось, что мужчинам победившей фашизм страны снова пришлось браться за оружие? (18)Снова гробы, снова похоронки...

(19)Я так хочу, чтобы больше это не повторялось. (20)И еще очень хочу, чтобы, когда уйдем мы, молодые помнили, кому и чем обязаны.

(21)Но я сегодня не о солдатах.

(22)0 детях.

(23)Когда-то я писала, что в нашем дворе послевоенных детей было мало: три человека. (24)Остальные были детьми военными. (25)Сорокового — сорок первого лет рождения.

(26)И подруги у них были — ровесницы. (27)Они роди­лись в мирной стране. (28)Многие так никогда и не увидели и не помнят своих отцов.

(29)Мая Чудакова-Томлинг родилась первого мая сорок первого года. (30)В июне ее отец ушел навсегда. (31)С войны он не вернулся. (32)А взрослая, семидесятиоднолетняя Мая до сих пор видит сон: цветущий луг, по которому бежит ей навстречу солдат. (33)И она точно знает, что это ее отец. (34)Вот, где они встречаются: отец и дочь. (35)Я почему-то верю, что отец приходит к ней в этом сне. (Зб)Хоть так уви­деться...

(37)И Рая Володина своего отца не видела. (38)Вернее, не помнит. (39)Когда он ушел, было ей полтора года. (40)Ушел отец с улицы Новой, позже Каблукова. (41)И оставил мать с двумя дочками и свекровью. (42)Мать работала на пивзаво-


де. (43)Получала чуть больше тридцати рублей. (44)Карточки: рабочая и три иждивенческих.

(45)А вот выдержали... вынесли... выжили. (46)Вышли в люди.

(47)«...Вспомнила свое голодное детство. (48)Длинные очереди за хлебом. (49)А какой он был вкусный!!! (50)Черный, хорошо пропеченный, с хрустящей корочкой. (51)Вспомнила своего отца, которого не знала. (52)Кстати, благодаря Интернету нашла братское кладбище, где он и многие другие похоронены. (53)Деревня Аристове под Рже­вом. (54)Я часто захожу на этот сайт. (55)СУДЬБА СОЛДАТА. (56)Посылаю тебе фото, которое послала моя се­стра на фронт и которое вернулось в Ташкент с надписью:

(57)" УМЕР. УБИТ 2 дек. 1942"

(58)Спасибо, спасибо тебе за все».

(59)Спасибо и тебе, Раечка. (60)3а память.

(Т. Перцева)

Сочинение

Я прочитал текст, который посвящен проблеме войны и военного детства. Отдавая долг всем тем, кто ушел на фронт, кто встал на защиту Родины, Т. Перцева привлекает внима­ние читателя к трагедии тех, кто в войну был наименее за­щищенным, — детям. Автор пишет о том, что дети в войну теряют самых близких людей. Их бедные матери вынуждены нести бремя заботы в одиночку, и это в условиях голода, раз­рухи, страха за себя и детей. Т. Перцева рассказывает о том, что дети погибших на фронте солдат всю жизнь видели своих отцов во снах, потому что чувствовали боль утраты.

Позиция автора однозначна: мы должны помнить, что война — это страшное испытание, и не забывать тех, кто ковал Победу, кто страдал. Память поможет сделать так, чтобы ужасы войны не повторились.

Я тоже считаю, что историческая память — лучшая за­щита от повторения катастрофы в будущем. И помнить


нужно всех, от мала до велика. От знаменитых полководцев до Неизвестного солдата, до маленькой девочки Тани Сави-чевой, оставившей в блокадном Ленинграде страшное напо­минание потомкам в своем дневнике: «Умерли все. Осталась одна Таня». Сегодня в школе № 35 Санкт-Петербурга, где училась маленькая блокадница, открыт музей Тани Савиче-вой, чтобы сохранилась память о девочке, у которой война отняла все: сначала семью, а потом здоровье и жизнь. А пи­сатель Ю. Яковлев написал рассказ «Девочки с Васильев­ского острова», в котором от имени подруги Тани, Вали Зайцевой, рассказал, как строили памятник детям, погиб­шим в блокаду, возле мест, около которых проходила дорога жизни — единственный путь к спасению из осажденного немцами Ленинграда. В рассказе героиня говорит, что ее подруга не стреляла во врага, но, может, город выстоял именно потому, что в нем жили такие дети, как Таня Сави-чева, которые не хотели сдаваться в то трудное время и на­вечно остались в нем. Светлая им память!

Проблема женщины и войны

Текст

(1)На самой страшной войне XX века женщине при­шлось стать солдатом. (2)Она не только спасала, перевязы­вала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, под­рывала мосты, ходила в разведку, брала языка. (З)Женщина убивала. (4)Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. (5)«Не женская это доля — убивать», — скажет одна из героинь этой книги, вместив сюда весь ужас и всю жестокую необ­ходимость случившегося. (б)Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в


Берлин, чтобы убить войну». (7)То была величайшая жерт­ва, принесенная ими на алтарь Победы. (8)И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

...(9)Четыре мучительных года я иду обожженными ки­лометрами чужой боли и памяти. (Ю)Записаны сотни рас­сказов женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, летчиц, снайперов, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов, регулиров­щиц, шоферов, рядовых полевых банно-прачечных отрядов, поваров, пекарей, собраны свидетельства партизанок и под­польщиц. (11)«Едва ли найдется хоть одна военная специ­альность, с которой не справились бы наши отважные жен­щины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», — писал маршал Советского Союза А.И. Еременко. (12)Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механи­ки-водители тяжелых танков, а в пехоте — командиры пу­леметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.

(13)Только по мобилизации Ленинского комсомола в ар­мию было направлено около 500 тысяч девушек, из них 200 тысяч комсомолок. (14)Семьдесят процентов всех деву­шек, посланных комсомолом, находились в действующей армии. (15)Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служили свыше 800 тысяч женщин...

(16)Таковы цифры. (17)Их мы знаем. (18)А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет.

...(19)Никогда еще на протяжении всей истории челове­чества столько женщин не участвовало в войне. (20)В про­шлые времена были легендарные единицы, как кавалерист-девица Надежда Дурова, партизанка Василиса Кожина, в годы гражданской войны в рядах Красной Армии находи­лись женщины, но в большинстве своем сестры милосердия


и врачи. (21)Великая Отечественная война явила миру при­мер массового участия советских женщин в боях.

(22)Пушкин, публикуя в «Современнике» отрывок из за­писок Надежды Дуровой, писал в предисловии: «Какие причины заставили молодую девушку, хорошей дворянской фамилии, оставить отеческий дом, отречься от своего пола, принять на себя труды и обязанности, которые пугают и мужчин, и явиться на поле сражений — и каких еще? (23)Наполеоновских! (24)Что побудило ее? (25)Тайные, семейные огорчения? (26)Воспаленное воображение? (27)Врожденная неукротимая склонность? (28)Любовь?..» (29)Речь шла только об одной невероятной судьбе, и догадок могло быть множество. (ЗО)Совсем другое, когда в армии служило восемьсот тысяч женщин, а просилось на фронт их еще больше.

(31)Их пустили на фронт, потому что на весы истории

было брошено: быть или не быть народу, стране? (32)Так

стоял вопрос.

(По С. Алексиевич)

Сочинение

С. Алексиевич взяла на себя ответственность за решение важной задачи — сохранить память о подвиге женщин, вое­вавших на фронтах Великой Отечественной войны. Писа­тельница встречалась с фронтовичками, записывала их ис­тории, как бы пытаясь ответить на проблемные вопросы: «Должна ли женщина воевать? », «Почему в войну женщи­ны показывали беспримерную храбрость и мужество? », «Что побудило женщин взять в руки оружие? »

С. Алексиевич пишет о том, что женщине пришлось стать солдатом и принести величайшую жертву на алтарь Победы. Наравне с мужчинами она исполняла на фронте самые тяжелые обязанности, даже занимала командные должности. На фронт пошло свыше 800 тысяч женщин, многие добровольно. Автор прямо называет причину столь


масштабной демобилизации женщин и их массового героиз­ма: «...На весы истории было брошено: быть или не быть на­роду, стране? » Меня поразила надпись на поверженном рейхстаге, которую оставила одна из героинь книги С. Алексиевич: «Я пришла на фронт, чтобы убить войну». Та­ким образом, позиция С. Алексиевич очевидна: по природе своей женщина не может и не хочет убивать, но когда смер­тельная опасность грозит ее стране, дому, детям, женщина становится солдатом. С этим трудно спорить.

Подтверждение мы находим как в жизни, так и в лите­ратуре.

В историю вошли подвиги женщин-авиаторов. В середи­не 1943 года была создана эскадрилья, которую поручили возглавить Марине Чечневой и штурману Екатерине Рябо­вой. Это подразделение во фронтовых условиях подготовило и ввело в строй многих летчиц и штурманов. Марина лично совершила 810, а Катя Рябова — 890 боевых вылетов. Им было присвоено звание Героя Советского Союза.

Совсем юной девочкой попала на фронт поэтесса Юлия Друнина. Ее фронтовой подругой была Зина Самсонова, ко­торая погибла в бою под белорусским городом Орша в 1944 году. После гибели командира Зинаида взяла на себя командование боем и подняла бойцов в атаку, но вражеская пуля оборвала ее жизнь... Памяти боевой подруги Друнина посвятила стихотворение «Зинка». В стихотворении показа­но мироощущение молодой девушки, воевавшей на фронте: тоска по дому, любовь и нежность к матери, надежда на возвращение к мирной жизни. Поэтесса оплакивает погиб­шую подругу и не видит в себе силы сообщить трагическую весть ее матери. Зинаиде Самсоновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Да, женщина на войне — это жестоко и неправильно. Но в случае беды тысячи моих современниц не раздумывая встанут на защиту России и сегодня.


Проблема дружбы

Текст

(1)Во всех временах дружество почитали из числа пер­вых благ в жизни; сие чувствование родится вместе с нами; первое движение сердца состоит в том, чтобы искать соеди­ниться с другим сердцем, и между тем целый свет жалует­ся, что нет друзей. (2)С начала мира все веки вместе едва-едва произвели три или четыре примера дружества совер­шенного. (3)Но если все люди согласны, что дружество пре­лестно, почто же не ищут наслаждаться сим благом? (4)Не есть ли сие заблуждение слепого человечества и следствие развращения оного — желать блаженства, иметь его в своих руках и убегать его?

(5)Выгоды дружества блистательны сами собою: вся при­рода единогласно подтверждает, что они приятнейшие изо всех благ земных. (6)Без дружества жизнь теряет свои при­ятности; человек, оставленный самому себе, чувствует в сво­ем сердце пустоту, которую единое дружество наполнить может; от природы заботливый и беспокойный, в недрах дружества утишает он свои чувствования.

(7)Коль полезно пристанище дружбы! (8)Она охраняет от коварства людей, которые почти все непостоянны, обманчи­вы и лживы. (9)Первое достоинство дружбы есть вспомоще­ствовать добрым советом. (Ю)Сколь бы ни рассудителен кто был, но всегда нужен проводник; не должно без опасения вверяться своему собственному разуму, который страсти наши заставляют часто говорить по их воле.

(Н)Древние познали все благо любви, но они описания дружества сделали столь огромными, что заставили почи­тать оное за прекрасную выдумку, которой нет в природе. (12)Кажется, они худо знали свойства человека, когда умышляли прельщать его такими описаниями и заставлять искать дружбы, столь богато раскрашенной ими: они как


будто позабыли, что человек более склонен знатным приме­ром удивляться, нежели им последовать.

...(13)Первое достоинство, которое должно сыскивать в друге, есть добродетель: она-то уверяет нас в нем, что он способен к дружеству и оного достоин. (14)Не надейся ни­мало на ваши обязательства, как скоро не на сем основании они утверждены: ныне не выбор, но нужды соединяют лю­дей, и для того-то нынешнее дружество так же скоро кон­чится, как и начинается: дружатся без разбору и ссорятся не раздумывая; ничто столь не презренно: худой выбор ока­зывает или дурное сердце, или дурной разум. (15)Из тысячи умей выбрать себе друга, ничто столь не важно, как сей вы­бор, ибо от него зависит наше благополучие.

(ИЛ. Крылов)

Сочинение

Обращение к тексту И.А. Крылова заставило меня заду­маться о проблеме дружбы и выбора друга, которую и рас­сматривает автор.

В тексте справедливо говорится о том, что во все времена люди почитали дружбу. Автор пишет, что каждое сердце хочет соединиться с другим, без дружбы жизнь теряет при­ятность, человека окружает пустота. И.А. Крылов привле­кает наше внимание к парадоксу: люди стремятся к дружбе и вместе с тем избегают сближения с другим. Он доказыва­ет, что дружба обладает огромными благами: друг помогает защититься от коварства, дает искренние советы. Автор призывает нас правильно выбирать друзей. Общаться со всеми без разбору, по мнению И.А. Крылова, презренно. Та­кая дружба скоро кончается ссорой. Достойными нашей дружбы должны быть только люди добродетельные.

Я согласен с автором в том, что дружба делает нашу жизнь ярче, богаче, насыщеннее. С другом можно обсудить любую проблему, поведать ему тайну, разделить радость, поддержать друг друга в тяжелую минуту. Истинная дружба


показана в романе В. Каверина «Два капитана». Она нача­лась в раннем возрасте и продлилась годы. Мальчики Саня Григорьев и Валя Жуков познакомились в детском доме. Их дружба прошла испытание временем. Еще в ранние годы они поддерживали друг друга во всем. Валька дает Сане свои вещи, бескорыстно жертвует все сбережения, когда считает, что другу они нужнее. Никакие наветы не способ­ны сломить эту дружбу. Именно Валя верит, что Саня не погиб в бою. Он помогает его жене Кате в поисках Сани и разрешает ей жить в его квартире. И в зрелом возрасте, ко­гда Валентин становится профессором, а Саня летчиком, они по-прежнему близкие друзья.

И.А. Крылов пишет о том, что в истории мало примеров подлинной длительной дружбы. Но я знаю о таком примере. Через всю жизнь пронесли лицейскую дружбу А.С. Пуш­кин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин. Именно Пущин посетил поэта в изгнании, в Михайловском, 11 ян­варя 1825 г. Ему и этому событию поэт посвятил стихотво­рение «Мой первый друг, мой друг бесценный!..»

Надеюсь, что я тоже смогу сохранить дружеские от­ношения с теми, с кем тесно сошелся в школьные годы.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. IV. Философские предпосылки гражданского права. Проблема личности и государства
  3. Past Simple переводится глаголами несовершенного вида, прошедшего времени (что делал?).
  4. VI. Проблема прочности права. Вопрос о субъективном гражданском праве и о злоупотреблении правом
  5. VII. Проблема личности как таковой. Развитие защиты так называемых прав личности и ее конкретных особенностей
  6. VIII. Проблема нематериальных интересов
  7. X. Проблема личности в сфере семейственных отношений
  8. XII. Проблема прав на чужие вещи
  9. XV. Обязательства из договоров. проблема договорной свободы
  10. XVI. Обязательства из правонарушений. Проблема ответственности за вред
  11. Алкогольная проблема и важность быстрейшего ее решения
  12. Анальная проблематика в терапии


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1556; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь