Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ



Слово " религия" происходит от латинского слова religare, что значит связывает, соединяет; религия есть живой, сознательный, свободный, духовный союз между Богом и человеком. Бог открывает людям Себя и Свою волю, сообщает им благодатные средства для соединения с Собой, Источником жизни и блаженства. Человек, со своей стороны, верой и богоугодной жизнью стремится всеми силами своей души к посильному усвоению Богооткровенных истин, благодатных средств и к единению с Богом. В Откровениях этот богочеловеческий союз называется " заветом" (Быт.17, 2; Евр.8, 8).

Религия не есть изобретение отдельных лиц, которые бы на­вязывали ее другим. Она также не составляет изобретения, как не составляет его еда и питие, сон или язык. Религиозное чувство является неотъемлемым естественным, внутренним и живым чувством, коренящимся в самом существе человека. Религия есть явление из­начальное. Идея Божества прирожденна душе человека, а так как самая идея Бога прирожденна человеческому существу, то с этим свя­зывается и его внутреннее отношение к Богу, то есть его религия.

В душе человека находится религиозная потребность, заключаю­щаяся в искании Бога и в стремлении к Нему, ибо между человеком и Богом существует известная связь - связь родства. " Мы божест­венного рода", - учит Св. Писание. Религиозное отношение есть потребность любви, личной любви, взаимообщения между двумя лич­ностями - Богом и человеком. В Боге есть внутреннее движение к человеку, любовь к нему, как к Своему образу и венцу видимой твари. Он не может оставить без Своей любви и попечения творе­ния Своего и постоянно промышляет о нем, ибо Бог есть любовь, а любви не свойственно замыкаться или удаляться. Человек, нося­щий в себе самом Образ Творца, является особенным предметом Бо­жественной любви и Божественного Промысла. Сам Бог устами проро­ка Исаии говорит " еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего; аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь" (Ис. 49, 15). В человеке есть внутреннее движение к Богу, ибо он вышел по воле Бога, он создан Богом и для Бога, а душа человека - дуновенье уст Божьих (Быт.2, 7), а поэтому, как глаза наши ищут света, и он естественен для них, и в них есть потребность искать свет, так и наша душа ищет света вечной истины - Солнца Правды - Бога. Как в природе существует господствующий над всем закон притяжения, так и в духовном мире происходит закон сердечного, духовно-нравственного притяжения, исходящий от великого Солнца всей вселенной - от Бога. Как железо стремится к магниту, как реки изливаются в водоемы - моря и океаны, как камень и всякие предметы притягиваются к земле, так и душа стремится к Богу, к Источнику жизни, к своему Первообразу. Выражая эту мысль, Псалмопевец говорит: " Как лань желает на источники водные, так душа моя желает к Тебе, Боже" (Пс. 41, 1).

- 2 - Притяжение предметов можно задержать, но нельзя уничтожить закона притяжения. Душе и ее стремлению можно тоже положить преграду и задержать его (стремление), но нельзя совсем уничтожить в сердце влечения к Богу, которое остается законом нашего существа. Священный восторг испытывает человек, приближающийся к Богу, и, напротив, - чувство неудовлетворенности, злобы и отчаяния овладевает им по мере удаления его от Него.

" Ты, Боже, - говорит блаж. Августин, - создал нас со стрем­лением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе". Эта связь Бога с нами, это вечное влечение души к Богу и есть основа религии, а ее родина - внутренняя душевная жизнь человека.

ИЗВЕЧНОСТЬ РЕЛИГИИ

Выше было сказано, что религия - идея, неотъемлемая от су­щества человека, и коренится она в глубине его духа, отсюда религия - извечна и всеобща. Религия не есть явление случайное, временное, искусственно привитое людям, ибо она составляет необ­ходимую потребность и общее достояние человечества.

Вера в Бога, в высшую охранительную силу - стара, извечна, как старо и извечно само человечество. От начала, как существует человеческий род, вера в Бога является неотъемлемой частью чело­веческого духа.

Господь Бог, сотворивший человека по образу и по подобию Своему, тем самым, с первой минуты бытия человека, призвал его в теснейшее общение с Собой. В раю Сам Бог непосредственно беседовал с первыми людьми, наставляя их, вводил их в область Богопознания, дал им заповедь, сохранением которой они могли выражать со своей стороны повиновение Творцу и свидетельствовать свою любовь к нему. Это общение наших прародителей с Богом явилось первым религиозным союзам или религией невинного человека. Но когда первые люди согрешили, то они лишились райского блаженства, и грех положил средостение между Богом и человеком; но религиозное общение человека с Богом, или вернее, обращение человека к Богу не прекратилось и после греха. Ум, сердце и воля человека и после греха постоянно стремится к Богу, как высочайшей Истине, Добру и Совершенству. В человеке осталась способность рядом с эти миром, подлежащим наблюдению, постигать нечто высшее. Человеку, по воззрению богословов, прирожденно чувство религии, руководствуясь которым человек, как образ Божий, всегда стремится и стремился к своему Первообразу - Богу. Один из древнейших писателей (Лактанций) говорит " С тем условием мы и рождаемся, чтобы оказать справедливое и должное повиновение порождающему нас Богу, Его Одного знать, Ему следовать. Будучи связаны этим союзом благочестия, мы находимся в соединение с Богом, отчего получила название и самая религии".

ВСЕОБЩНОСТЬ РЕЛИГИИ

Если религия изначальна и идея Абсолютного прирожденна челове­ческому существу (душе), то она (религия) и всеобща. Не один какой-либо человек или какая-либо нация имеет религию, но все люди имеют ее. " Нет такого грубого и дикого народа, который бы не имел веры в Бога, хотя бы он и не знал в то же время Его сущности", - говорит Цицерон. В этом классическом изречении высказывается лишь не отрицаемый акт. Оно (это изречение) подтверждено опытом тыся­челетий. Со времени Цицерона открыто было более полмира, и повсю­ду оказывались следы Богопочтения и религии; нет ни одного такого народа, который был бы безрелигиозен. Люди на всех ступенях своего развития имеют религию. Из истории известно, что многие путешест­венники и ученые исследователи встречали такие отдельные племена, которые не имели у себя не только какой-либо литературы, но даже не имели алфавита. Но никто и никогда не встречал такого народа, у которого бы не было понятия о Божестве и веры в Него.

- 4 - Религия есть акт общечеловеческий, отличающий человека от других тварей, на это указывали еще древние философы Платон, Сократ, Аристотель, Плутарх и др. Плутарх говорит: " Посмотрите на лицо земли, - вы найдете города без укреплений, без наук, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих упот­ребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах, но не найдете ни одного человеческого общества без веры в Божество". Об этом же свидетельствуют новейшие открытия ученых путешествен­ников. Еще в прошлом веке ученые открыли существование народов, не знающих употребления металлов, отыскали народы, которые не знали своей истории, но не нашли ни одного народа, который не имел бы религии. Циммерман прямо говорит: «наука не знает ни одного народа, который не имел бы религии». Конечно, у дикарей нет догматики, нет ересей, но понятия о религии существуют у всех народов, даже не имеющих определенной религиозной доктрины, есть верование в буду­щую загробную жизнь, есть вера в высшую охранительную силу.

Таким образом, этим доказывается, что разнообразные виды религии, которые когда-либо существовали и существуют теперь, - все они являются выражением (следствием) идеи об Абсолютном, заложенной (идея) Творцом в духовную природу человека. Все они объясняют­ся общей идеей - духовного начала бытия и живого отношения Бога к миру и человеку, которое выразилось в творение мира, человека и в промышлении о них, т.е. - это есть ясное выражение стремления всех народов, всех наций, всех мест и времен к духовному общению с Богом что является неотъемлемой потребностью человеческое духа...

РЕЛИГИЯ ВЕТХОЗАВЕТНАЯ

Хотя первобытный религиозный союз был прерван произволом чело­веческой воли, но Творец, по. Своей любви и Своему милосердию не оставляет падшего человека без Своего попечен я и водительства. 0н заключает с ним другой союз, дает ему благую весть и надежду спасе­на. Бог обещал, что Семя жены сотрет главу змия

" И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между Семенем Тоя. Той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будешь его пяту" (Быт.).

Этими словами Бог говорит, что Его Единородный Сын - Христос Спаситель победит диавола, прельстившего человеческий род, и изба­вит его от греха, проклятия и смерти. Христос Спаситель в этих словах назван Семенем сны, ибо Он родился на земле без мужа от Прес­вятой Девы Марии. Данным Первоевангелием (Быт. 3, 15) Бог положил начало Ветхому Завету, то есть человеческий род со времени этого обещания мог спасительно веровать в грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в пришедшего. Первоевангелие, данное Богом на заре истории человеческое рода, неоднократно повторялось Им в течение почти всего Ветхого Завета и притчах, чем больше шло время и ближе приближался срок исполнения божественного Обетования, тем яснее и яснее становились эти откровения, пророчества и преобразования.

Разбор мессианских мест: (Быт.22, 18; Числ.24, 17; Втор.18, 180; 2 Цар. 7, 12, 15; Мих. 5, 2; Зах.9, 9; Малах. 3, 1; 4, 5; Аг. 2, 7-20; Дан. 9, 24-27).

- 5 -

Таким образом Ветхий Завет или Древний союз с человеком состоял в том, что Бог обещал человеческому роду Божественного Искупителя и приготовлял (людей) к принятию Его через многие Свои Откровения. Избрав для сохранения истинной веры еврейский народ, Господь поддерживал в нем истинное богопознание и богопочитание сверхъестественными путями, чудесами, пророчествами, прообразами, поэтому в ветхохзаветной религии содержится такое чистое учение о Боге, мире и человеке, которое неизмеримо возвышается над всеми естественными религиями. Еврейский народ - единственный народ веровал в Единаго Истинного Бога, видел в Нем Личный Дух, Существо Премирное, Творца и Промыслителя мира и человека, Существо Праведное и Святое, Которое и от людей требует святости и богоподобия. " Будьте святи, яко же Аз свят семь", - говорит Бог. Таким же возвышенным характером отличается и учение ветхохзаветной религии о человеке. Человек рассматривается здесь, как разумная и свободная личность, созданная по образу Божию и призванная к богоуподоблению и святости. Но вместе с тем это - личность падшая, с поврежденной грехом природой. Она нуждается в оправдании и искуплении. Ожидание Искупителя и обетования о Нем составляют душу Ветхого Завета.

В противоположность низкой материи языческих религий нравственные законы ветхохзаветной религии поражают своей высотой и чистотой. Любовь к Богу (Втор. 6, 4-5) и к ближнему (Лев.19, 18), - вот две основные заповеди, которые составляют сущность Ветхозаветного Закона и до которые не мог возвыситься языческий мир.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2044; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь