Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДРАМАТИЗАЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ НАРРАТИВОВ



Определение, функции и характеристики драмы

Драма — это произведение, в котором персонажи противостоят друг другу, что приводит к трагическим последствиям.

Некоторые исследователи подчеркивают, что драма — это сама жизнь, но без отягчающих обстоятельств. Так же думал и Хичкок. Он полагал, что драма — это жизнь, из которой удалено все скучное. Шопенгауэр говорил, что драма отлично отражает человеческую жизнь.

Мифология и все жанры, созданные на основе ее поэтики, так же как многие рекламы, экшен-фильмы, экшен-книги и т. д., используют острые конфликты во всех возможных формах и направлениях. Поэтому мы можем утверждать с пол­ным правом, что во всех этих произведениях жизнь показана без отягчающих об­стоятельств.

Основная функция драмы — держать нас в постоянном напряжении и до по­следнего играть на наших нервах. Лучше всего мы видим это в экшен-фильмах: злодеи нападают на героя, мучают его, у него не остается времени, чтобы обез­вредить бомбу, его красавица постоянно находится у кого-то в плену и т. д.

Основными характеристиками драматической ситуации в ее экшен-интерпретации можно считать ее заостренность, эмоциональность и недостаток инфор­мации. Основными средствами этого выступают конфликты, перипетии и накал страстей.

Драматическая ситуация

Драматическая ситуация — это «положение героя, когда давление окружаю­щих обстоятельств сильнее, чем возможности характера персонажа» (Митта А., с. 69). Он находится на границе своих возможностей. В такой ситуации нет вы­хода.

Банальные житейские ситуации становятся драматическими, если мы воспри­нимаем их:

• как рискованные (возможность попасть к зубному врачу, городской транс­
порт) и т. д.;

• как конфликтные;

• как внезапное изменение или осложнение;

• как накал страстей;

• как ситуации разбалансированности/равновесия (две вещи одинаковы по со­
держанию, весу, ценности и т. д.);

• учитывая моральную и физическую силу главных действующих лиц;

• учитывая коварство и физическую силу злодеев;

• как опасные хронотопы (плохие места и плохие метеорологические условия,
а также отсутствие времени и т. д.).


ДРАМАТИЗАЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ НАРРАТИВОВ

Угроза

Первопричина столкновения — угроза. Вот некоторые из таких угроз в экшен-фильмах:

1. Удар по самоуважению.

2. Провал героя как профессионала.

3. Причинение физического вреда.

4. Смертельная опасность.

5. Угроза жизни семьи.

6. Угроза жизни многих людей.

7. Угроза человечеству (Митта А., с. 66}.

Конфликт — это борьба, битва между двумя антагонистическими сторонами, в результате которой развивается действие. Это слово происходит от латинского conflictus и обозначает «столкновение, противопоставление».

Чтобы экшен-произведение было интересным, нужно последовательно вы­полнить следующее:

• определить конфликт — борьбу между двумя противостоящими силами;

• развить его и сделать напряженным;

• довести конфликт до высшей точки и завершить его.

Возникновение конфликта

Конфликты могут быть разные: борьба, битва между двумя субъектами; субъек­том и группой; двумя группами; субъектом и внеземными сверхъестественны­ми существами; между двумя противоборствующими силами в душе конкрет­ного героя (например, Раскольников из «Преступления и наказания») и т. д. (Konigsberg I.).

Воздействующий конфликт

Мы создаем конфликт, когда:

• показываем персонажей как непримиримых противников (чем больше разли­чий, тем напряженнее конфликт) и сталкиваем их;

• разлучаем возлюбленных;

• развиваем конфликт через массу перипетий;

• дополнительно дестабилизируем конфликтную ситуацию;

• вводим дополнительные усложняющие факторы;

• максимально сокращаем время разрешения конфликта;

• доходим до точки возврата1, миновав которую невозможно вернуться назад;

• направляем конфликт к самой большой катастрофе.

Точка возврата — так называют предельную дальность полета воздушного судна, когда оно еще может вернуться на базовый аэродром. — Примеч. ред.


ДРАМАТИЗАЦИЯ

Одна из самых лучших структур в этом смысле следующая:

• первая часть — начало конфликта: мы характеризуем персонажей;

• вторая часть — ухудшаем ситуацию, делая привлекательным противника;

• третья часть— кульминация (герой побеждает);

• четвертая часть — разрешение конфликта.

Чем больше различаются персонажи, тем драматичнее развивается конфликт.

Кризисы и катастрофы

Слово «кризис» происходит от древнегреческого krisis и означает «решение». В словарях можно найти такие значения этого слова:

• резкий поворот в каком-либо положении, состоянии;

• переломный момент в течении болезни, ведущий к ухудшению или улучше­
нию состояния больного;

• тяжелое состояние общества, вызванное противоречиями в развитии ка­
кой-либо одной или многих составляющих его жизни;

• затруднительное положение (обычно вызванное финансовыми неурядицами
или сложностями душевного состояния).

Кризис — это одна из кульминационных точек нарратива — время наиболь­шей опасности. Синонимом понятия «кризис» является «точка, с которой невоз­можен возврат».

Естественное окончание кризиса — катастрофа. Слово «катастрофа» имеет древ­негреческое происхождение и означает «переворот, конец, гибель». Это несчастье, но именно так разрешается проблема. Катастрофа означает, что единственный ис­ход — это смерть или главного героя, или его противника (скорее всего).

Перипетии

Конфликт развивается через перипетии. Это слово происходит от греческого peripeteia. Перипетии — неожиданные события в жизни, которые влекут за собой внезапные перемены и обстоятельства, как правило неприятные, например, дви­жение от счастья к несчастью.

В экшен-нарративах происходит достаточно много изменений (перипетий). Действие «перекатывается» туда-сюда, а не развивается прямо: герой побеждает, потом попадает в сложную ситуацию, затем снова побеждает и снова сталкивает­ся с трудностями... Итак — до конца экшена, в котором он с трудом, но все-таки побеждает.

Как бы ни крутилось действие, в конце вновь наступает равновесие — состоя­ние счастья. Действие развивается всегда так (даже в жизни):

• первый момент — это состояние счастья (равновесия), когда золотое яблочко
висит на дереве и все идет как надо;

• второй момент — состояние несчастья (равновесие нарушается): чудище кра­
дет золотое яблочко, и все становятся несчастными;


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь