Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семантическое поле понятия «нарратив»



Словарь Роджета включает в это поле следующие понятия:

нарратив — анекдотический, хронологический, фантастический, фиктивный,
исторический, повествовательный, изложенный, сообщенный, пересказан­
ный, последующий;

нарратив — счет, анекдот, книга, хроники, хронология, описание, деталь,
сказка, история, линия, рассказ, анекдот «с бородой», халтура, рассказ, сооб­
щение, утверждение, сказка, версия, слух.

Некоторые из перечисленных слов выражают то, что связано с рассказом исто­рий, с последовательностью событий, с условностью действия и т. д.

Схема нарратива

В схеме нарратива выделяют:

1) начало — нам представляют персонажей;

2) середину — ставится проблема и происходит ее разрешение;

3) конец — прославление.

Эта схема универсальна, и не имеет значения, идет ли речь о древнем мифе, су­персовременном экшене, комиксе 1930-х г. или рекламе вековой давности.

Схемой нарратива движет конфликт. По этой причине инвариантная (архети-пическая) структура нарратива такова:

• конфликт начинается, нас знакомят с персонажами;

• ситуация ухудшается — все возможные несчастья падают на голову главного
героя (протагониста);

• действие развивается до того момента, после которого нет возврата назад, —
герой должен либо победить, либо погибнуть;

• наступает кульминация — высшая степень напряжения, и здесь герой побеж­дает злодеев.


ГЕРОИЧЕСКИЕ НАРРАТИВЫ

Такие нарративы по определению бесконечны. Моменты счастья и несчастья могут чередоваться до конца света. Идеальным примером этого служат мыльные оперы.

Классификация функций по Проппу

Владимир Пропп предложил одну из самых действенных структур в отношении нарратива. Он использовал языковедческую схему, в соответствии с которой предложение и слова разделяются на более мелкие единицы.

Понятие «нарратема» у него отражает идею о самом маленьком элементе нар­ратива, т. е. нарратема — это самая маленькая смысловая единица, с помощью которой мы создаем нарративы. Основные нарратемы — это характеры, функции (действия персонажей), волшебные орудия, хронотопы. Мы можем даже соста­вить «алфавит» нарратива так же, как создаем азбуки разных языков.

Проанализировав русские волшебные сказки, Пропп выявил 31 функцию1 (нарратему):

1) отлучка кого-либо из членов семьи;

2) запрет, обращенный к герою;

3) нарушение запрета;

4) выведывание;

5) выдача;

6) подвох;

7) невольное пособничество;

8) вредительство (или недостача);

9) посредничество;

10) начинающееся противодействие;

11) герой покидает дом;

12) даритель испытывает героя;

13) герой реагирует на действия будущего дарителя;

14) получение волшебного средства;

15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения пред­мета поисков;

16) герой и антагонист вступают в борьбу;

17) герой ранен;

18) антагонист побежден;

19) беда или недостача ликвидируется;

20) возвращение героя;

Функция — это действие персонажа как актанта; синоним слова «акция». Термин введен В. Я. Проп­пом в 1927 г. в «Морфологии (волшебной) сказки», где он исследует жанровые особенности, выра­женные в сюжете фольклорной волшебной сказки. По Проппу, общим для сюжета жанра является ряд инвариантных (постоянных) акций. Исследователь волшебной сказки перечисляет эти акции, или функции.


ТЕОРИЯ НАРРДТИВА

21) герой подвергается преследованиям;

22) герой спасается от преследования;

23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну;

24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания;

25) герою предлагается трудная задача;

26) задача решается;

27) героя узнают;

28) ложный герой или антагонист изобличается;

29) герою дается новый облик;

30) враг наказывается;

31) герой вступает в брак.

Функции в зависимости от мифов о героях

Каждая культура, страна, цивилизация обязательно создает и развивает мифы о героях, например, мифы эллинского цикла, сказания о Роланде, Зигфриде, се­верные мифы, легенды о короле Артуре, русские волшебные сказки, в современ­ную эпоху — рассказы о героях Дикого Запада, коммунистических и фашистских героях, о Люке Скайуокере и т. д.

Эти герои разные по национальности, они принадлежат к разным цивилизаци­ям, проповедуют разные идеологии и т. д., но во всем остальном они похожи, как однояйцовые близнецы. Они смелые, красивые, справедливые, молодые и гото­вы умереть за свободу и справедливость.

Одно из самых проникновенных исследований в этом смысле — книга Джо­зефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами», опубликованная в 1949 г. Ключевым понятием книги стал мономиф {monomyth}.

Мономиф

Это повествование, в котором описываются опасности, которые преодолел ге­рой, и его подвиги. Мономиф отображает общие функции, свойственные герои­ческим мифам во всем мире.

Мы можем обобщить эти функции. Героя призывают к действию. Сначала он колеблется, но мудрец вдохновляет его, и герой пускается в авантюру. Его прове­ряют и наделяют волшебным подарком — смертоносным оружием. За этим сле­дует ряд сражений со злом, в которых он то побеждает, то проигрывает. В конце концов ему удается уничтожить злодеев и стать мудрее. Затем он возвращается в реальный мир и делает его лучше, используя полученный подарок.

Героические этапы

По Кэмпбеллу, эти этапы можно объединить в три основные группы:

• отъезд;

• инициация (начало действия);

• возвращение.


ГЕРОИЧЕСКИЕ НАРРАТИВЫ

Отъезд

«Отъезд» объединяет все действия, которые происходят в начале приключе­ний, а именно:

1) приглашение к путешествию;

2) отказ от приглашения;

3) сверхъестественная помощь;

4) преодоление первого препятствия;

5) «в пасти кита».

Инициация (начало действия)

«Инициация» включает в себя разные функции:

1) путь, полный испытаний;

2) встреча с богиней;

3) женщина-соблазнительница;

4) примирение с отцом;

5) апофеоз;

6) высший дар.

Возвращение

«Возвращение» объединяет все функции, связанные с прибытием героя домой и приобретением им в странствиях и битвах новых знаний:

1) отказ от возвращения;

2) волшебное бегство;

3) спасение извне;

4) прибытие в реальный мир;

5) хозяин двух миров;

6) свобода жизни.

Одно из самых ярких доказательств значимости книги «Герой с тысячью лица­ми» — фильм «Звездные войны». Нарратив космической трилогии копирует ис­следования английского ученого. Сам Лукас подчеркивал, что это та самая книга, которая больше всего помогла ему в создании сценария знаменитой трилогии. Для него профессор Кэмпбелл был как Йода для Люка Скайуокера.


Поделиться:



Популярное:

  1. XXIX. МЫ И ЭТОТ МИР – ПОЛЕВЫЕ СТРУКТУРЫ.
  2. Автором понятия «коллективное бессознательное» является
  3. БАШЕННЫЕ КОПРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
  4. Бесполезное страдание и неверие
  5. Буферные системы: определение понятия, типии буферной системы. Буферная емкость и pН буферной системы
  6. В 1990 году для участия в программе пилотируемых полётов представителей средств массовой информации был проведён отбор кандидатов в космонавты на конкурсной основе.
  7. В зависимости от траектории полета мяча верхняя передача выполняется в средней или низкой стойках.
  8. В общем анализе мочи: белок 14г/л, относительная плотность 1030, реакция щелочная, эритроциты до 20 в поле зрения, лейкоциты 8 в поле зрения гиалиновые цилиндры.
  9. В своей практической деятельности бакалавр знает и умеет применять следующие базовые теоретические понятия и методологические инструменты.
  10. В1. Сущность понятия «мехатроника».
  11. Взаимодействие токов вызывается их магнитными полями: магнитное поле одного тока действует силой Ампера на другой ток и наоборот.
  12. Виды полетов воздушных судов.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь