Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ



ПАСИИ АРХИЕРЕЙСКИМ ЧИНОМ

До приезда архиерея в храмприготовляется все необходимое для совершения богослужения(см.: VII. Архиерейское богослужение, Особенности служения всенощного бдения архиерейским чином, Предварительные приготовления). Также на середину храма поставляется большое Распятие.

Старший священник должен заранее узнать и обговорить будет ли проходить встреча архиерея в храме и в зависимости от этого распорядится о необходимых приготовлениях.

Как правило, встреча архиерея перед совершением пассии не совершается[285]. Архиерей приезжает в храм до началабогослужения, заходит в алтарь и отходит на учинённое место, а священнослужители подходят к нему под благословение.

Последование вечерни до стихир на стиховне совершается чередным священником и диаконами (см.: VIII. Чинопоследование пассии, Соборное служение).

Во время чтения «Сподоби, Господи...» иподиаконы облачают архиерея в священные одежды (см.: VII. Архиерейское богослужение, Особенности служения всенощного бдения архиерейским чином, Полиелей).

В это же время священники, которым указано старшим священником, облачаются вепитрахиль, поручи и скуфьи (монашествующие в клобук) или камилавки (если имеют как награду) и становятся в порядке старшинства по сторонам престола.

Пономари готовят архиерейское кадило, два обычных кадила, две диаконские свечи, свечи для духовенства и ручной подсвечник с новой свечой для архиерея, а также поставляют посередине перед Распятием аналой для Евангелия.

Жезлоносец постилает два орлеца на амвоне и полагает один орлец перед Распятием головой орла к иконе. Рипидчики расстилают орлецы в алтаре:

перед престолом головой орла к престолу;

вплотную к передней стороне престола головой орла к престолу;

с северной и с южной стороны от престола головой орла к сторонам престола;

на горнем месте головой орла к престолу.

Служащий священник перед престолом произносит возглас просительной ектении: «Яко благ и Человеколюбец…», кланяется архиерею, поворачивается лицом на запад и, не благословляя рукой, произносит: «Мир всем». Далее онперед престолом, тайно читает молитву главоприклонения: «Господи Боже наш…», возглашает возглас: «Буди держава Царствия Твоего…», кланяется архиерею истановится на свое место в ряду священников.

В начале пения стихирпротодиакон подаёт митру архиерею.Архиерей надевает митру и становится перед передней частью престола, а диаконы по правую и левую сторону отнегопротив передних углов престола.

В это время первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием, рипидчики с рипидами, книгодержец с книгой и пономари с уготованными кадилами и свечами для духовенства идут на горнее место. Здесь они вместе с диаконом, произносившим ектению, трижды крестятся, кланяются архиерею, друг другу и выходят северной и южной дверями из алтаря. Иподиаконы становятся на солее справа и слева от царских врат лицом друг к другу. Старший иподиакон с трикирием выходит южной дверью и становится справа перед иконой Спасителя возле жезлоносца, а второй иподиакон с дикирием и книгодержец выходят северной дверью, и становятся слева перед иконой Божией Матери. Свещеносец со свечойстановитсявнизу солеи посредине лицом к алтарю. Рипидчики становятся перед Распятием справа и слева от него также лицом к алтарю. Пономари идут на середину храма и становятся справа от Распятия.

В начале пенияна «И ныне» (или на «Слава, и ныне») стихиры Великого Пятка: «Тебе, одеющагося...» протодиакон и второй диакон открывают царские врата. Затем все священнослужители вместе дважды крестятся, целуют престол и снова крестятся: священники и диаконы кланяются архиерею, который благословляет их общим осенением. Первая пара священников берет с престола святое Евангелие и выносит его впереди всех священнослужителей царскими вратами на середину храма, гдеполагает его нааналой.

В это же время первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием спускаются с солеи и становятся справа и слева от свещеносца лицом друг к другу.

Архиерей выходит через открытые царские врата на солею, принимает от жезлоносца жезл, идет на амвон и благословляет молящийся в храме народ. Все иподиаконы поворачиваются на восток и кланяются в ответ на благословение (кроме жезлоносца, который также кланяется, но при этом идет позади него). Свещеносец со свечой отходит и становится слева от Распятия.

Затем архиерей в предшествии иподиаконов с дикирием и трикирием идет на средину храма и становится на орлец на архиерейском амвоне. За ним царскими вратами по­парновыходятостальные священники (старшие впереди) и диаконы (старшие впереди). Вторая пара священников поддерживает архиерея при его восхождении на архиерейский амвон. Священники становятся справа и слева от архиерея по чину (старшие священники ближе к архиерею), а впереди них становятся диаконы (старшие впереди). Первая пара иподиаконов с дикирием и трикириемстановитсявпереди младших священников перед Распятием: старший иподиакон с трикирием справа, а второй с дикирием слева. Рипидчики с рипидами становятся по бокам Распятия, а свещеносец со свечой позади аналоя слева. Книгодержец становится справа от архиерея немного позади от него.

Когда все станут на свои места, священники, диаконы и иподиаконы поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон архиерею, который благословляет их общим осенением. Священники и первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и рипидчики поворачиваются и становятся лицом друг к другу.

Архиерей отдает жезл жезлоносцу. Протодиакон принимает у пономаря зажжённые свечи для священства и подаёт их архиерею. Архиерей раздаёт свечи священникам, которые подходят к нему по очереди в порядке старшинства: сначала с правой, а потом с левой стороны и, принимая свечу, целуют руку архиерея. Далее протодиакон принимаету пономаря подсвечник с зажжённой свечой и отдает её в левую руку архиерея. Затемон принимает от пономаря кадило и отдает его в правую руку архиерея, предварительноиспросив у него благословение: «Благослови, Высокопреосвященнейший Владыко, кадило». Архиерей благословляет кадило, а протодиакон и второй диакон берут зажжённые диаконские свечи, и становятся позади аналоя с Евангелием, лицом на запад: протодиакон справа, а второй диакон слева. Остальные диаконы становятся на шаг позади архиерея, с правой и левой стороны от него. Жезлоносец с жезлом становится позади аналоя справа между диаконами лицом на запад. Слева от него становится свещеносец со свечой также лицом на запад. Рипидчики становятсяс правой и левой стороны аналоя лицом друг к другу, держа рипиды над Распятием.

Затем архиерей, поддерживаемый двумя старшими священниками, сходит с архиерейского амвона и в предшествии диаконов и первой пары иподиаконов со свечами совершает полное каждение алтаря и всего храма (см.: VII. Архиерейское богослужение, Особенности служения всенощного бдения архиерейским чином, Полиелей).

Хор после стихиры: «Тебе, одеющагося...» сразу начинает петь протяжно 1-й кондак акафиста Страстям Христовым.

После возвращения на архиерейский амвон архиерей кадит диаконов и отдает кадило протодиакону. Протодиакон принимает кадило и трижды по трижды кадит архиерея. Архиерей с архиерейского амвона трижды благословляет диаконов и иподиаконов. Первая пара иподиаконов и свещеносец трижды кланяются архиерею, а затем крестятся и снова ему кланяются. Первая пара иподиаконов идет к архиерейскому амвону и становится по бокам от архиерея лицом к друг к другу. Свещеносец идет и становится слева от Распятия. Протодиакон и второй диакон идут и становятся на свои места позади архиерейского амвона.

После окончания каждения священнослужители снимают головные уборы, и начинается чтения акафиста. Книгодержец открывает книгу с акафистом Страстям Христовым и становится впереди архиерея, справа от него, держа книгу на вытянутых руках.

Первые несколько икосов и кондаков, а также 13-й кондак (первый раз) обычно читает архиерей, а остальные – сослужащие священники впорядке старшинства по очереди.

Примечание. Священник перед чтением акафиста сначала крестится на восток и кланяется архиерею. После прочтения он снова крестится на восток и кланяется архиерею. Вместе с ним крестится и кланяется архиерею, и священник, который будет продолжать чтение. Архиерей отвечает на поклон священника благословением правой рукой.

В начале чтения акафиста два младших диакона принимают у пономарей кадила и испрашивают благословение у архиерея. Затем они становятся перед Распятием и непрерывно кадят Крест: первый –справа (с южной стороны) от архиерея, а второй слева (с северной стороны) от него. Пономари подкладывают ладан в кадила.

Первая пара иподиаконов после прочтения архиереем икосов и кондаков отходит от архиерейского амвона и становится пред Распятием лицом друг к другу. Затем, когда архиерей начнёт читать 13-й кондак, они снова приближаются к нему.

На 11-м икосе диаконы совершают малое каждение (см.: Приложения, Виды каждений и их особенности, Малое каждение двумя диаконами на пассии).

После окончания пения 1-го кондака акафиста протодиакон перед Распятием возглашает: «Вонмем. Премудрость» и прокимен: «Раздели́ ша ризы Моя себе...».

Хор: поет тот же прокимен.

Затем второй диакон произносит: «И о сподобитися нам…» ивместе с третьим диаконом поставляет аналой с Евангелием перед архиерейским амвоном. Протодиакон открывает Евангелие на зачале, заложенном для чтения.

Хор: «Господи, помилуй» (трижды).

Третий диакон (или протодиакон) произносит: «Премудрость, прó сти, услышим Святаго Евангелия».

Все священнослужители и иподиаконы поворачиваются и кланяются архиерею. Архиерей отдает жезл жезлоносцу, а свечу третьему диакону и благословляет духовенство общим осенением, а затем поворачивается на запад, и благословляет молящийся в храме народ, возглашая: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

В это время первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и рипидчики с рипидами идут к аналою с Евангелием. Первая пара иподиаконов становится перед архиерейским амвоном по бокам архиерея, а рипидчики по сторонам аналоя: лицом на восток.

Архиерей поворачивается лицом к алтарю, и возглашает: «От Матфея (или Марка, Луки, Иоанна) Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Страстем Твоим, Господи! ».

Священнослужители снимают головные уборы.

Иподиаконы с дикирием и трикирием и с рипидами поворачиваются лицом друг к другу. Рипидчики держат рипиды над Евангелием.

Протодиакон снимает с архиерея митру и произносит: «Вонмем».

Архиерей принимаетсвечу от третьего диакона ичитает положенное евангельское зачало.

После прочтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпе́ нию Твоему, Господи! ».

Архиерей крестится, целует раскрытое Евангелие, отдает свечу третьему диакону, принимаетот протодиакона митру и надевает её. Диаконы относят аналой с Евангелием на прежнее место. Первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и рипидчики крестятся и кланяются архиерею, а затем уходят в алтарь северной и южной дверями.

Пономари забирают и уносят свечи, а священнослужители надевают головные уборы.

Затем трио или хор поет 15-й антифон службы Великого Пятка: «Днесь ви́ сит на Древе...» (умилительным распевом).

В конце пения антифона священнослужитель, которому назначено произнесение проповеди, крестится на восток и кланяется архиерею. Далее он идет на солею и после окончания пения произносит проповедь о страданиях Спасителя (царские врата остаются открытыми).

После окончания проповеди второй диакон выходит и становится слева перед Распятием, а затем крестится на восток и кланяется архиерею. Затем он произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...».

Первая пара иподиаконов и рипидчики выходят из алтаря истановятся с правой и левой стороны Распятия.

Старший священник, после предварительного поклона архиерея, произносит возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...».

Хор: «Аминь».

Протодиакон: «Приклоньше колена, Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Священнослужители снимают головные уборы и преклоняют колени.

Архиерей коленопреклонённо читает молитву «Ко Господу Распятому».

Хор: «Аминь» и поет стихиру Великой Субботы: «Прииди́ те, ублажи́ м...».

В это время архиерей, поддерживаемый двумя старшими священниками, сходит с архиерейского амвона и подходит к распятию.Здесь он совершает два земных поклона, прикладывается к Кресту, крестится третий раз и совершает земной поклон. Если необходимо, то первая пара иподиаконов помогает архиерею совершать земные поклоны, поддерживая его под руки. Протодиакон подаёт архиерею митру. Архиерей надевает митру, принимает жезл от жезлоносца и возвращается на архиерейский амвон.

Вслед за архиереем к Распятию попарно в порядке старшинства подходят священники и диаконы. Они вместе совершают два земных поклона, прикладываются к Кресту, крестятся третий раз с земным поклоном, надевают головной убор, кланяются архиерею и другому священнику, стоящему с ним в паре и становятся на свое место.

Пос­ле целования Креста священники и диаконы поворачиваются лицом на восток, крестятся, кланяются архиерею и уходят в алтарь через царские врата (младшие впереди, а диаконы позади священников). Первая пара священников берет с аналоя святое Евангелие и уносит его впереди всех священнослужителей царскими вратами в алтарь, гдеполагает на престоле. В алтаре диаконы становятся по правую и левую сторону против передних углов престола, а священники по сторонам престола.

Архиерей сходит с архиерейского амвона поддерживаемый иподиаконами, поднимается на солею и благословляет народ. Далее он отдает жезл жезлоносцу и уходит в алтарь. Все иподиаконы кланяются ему и парами уходят в алтарь через боковые двери.

Все священнослужители дважды крестятся, целуют край престола, снова крестятся и кланяются архиерею, который благословляет их общим осенением.

Диаконы закрывают царские врата. Архиерей, поклонившись престолу, отходит и становится на орлец справа от предстоятельского места у внутренней стороны иконостаса и отдает протодиакону митру, которую тот полагает на престоле. Иподиаконы разоблачают архиерея.

Священнослужители отходят на свои места и разоблачаются. Служащий священник занимает свое место перед передней стороной престола и заканчивает вечерню по обычному порядку.

ПРИЛОЖЕНИЯ

О каждении

«Каждение даётся вначале очень трудно. Красиво кадить умеют немногие»[286]. Это действительно так: то кадилом трясут, поддёргивая его вверх, то сильно отставляют в сторону локоть, то кланяются невпопад…. Некоторые священнослужители, стараясь кадить крестообразно, выписывают кадилом широкие, размашистые круги, что вносит суету.

Указание Типикона о крестовидном каждении многими воспринимается буквально, и это приводит зачастую к тому, что совершающий каждение священнослужитель уподобляется какому-нибудь насельнику Шао-линя, размахивающему вокруг себя известным приспособлением для нанесения увечий противнику. Описываемые над головой огненные окружности, конечно же, ничего общего со знамением Креста не имеют, да и благолепия службе не прибавляют. Вот что пишет по этому поводу проф. М. Скабалланович: «Кадит крестовидно» – отголосок той практики каждения, когда кадильница была без цепочек и ею удобно было делать крест; ныне крестовидность каждения заменена троекратностью его»[287].

Держать кадило нужно в руках – не в кулаке, и нужно выпускать цепочку между 3 и 4 пальцами с внешней стороны ладони, завершающая же цепочки крышечка должна лежать на трёх первых пальцах, сложенных как для молитвы (по другой практике, взяв кадило за оба кольца указательным пальцем). Предплечье должно быть наименее подвижно. Старые священнослужители, обучая молодых, рекомендовали подкладывать под руку Служебник, чтобы тем самым связать слишком широкое движение предплечья. Очень помогает, для плавности каждения делать лёгкое движение руки сгибая её только в локте, не отделяя локтя от поясницы так, как, будто в пальцах находится некий предмет, совершающий вертикальное движение вверх и вниз по плоскости.

Перед каждой иконой должно совершать три взмаха, и среди них один средний поклон. При втором взмахе кадила, кадящий наклоняет главу, совершая поклон, а при третьем взмахе выпрямляется. Обязательно при каждении нужно смотреть на икону, которую кадишь. Не следует кадить издали, стоя на одном месте, но подходить к иконам ближе. На переходах от одной иконы к другой не нужно опускать руку. Подобным образом совершается каждение клиросов и народа. Нельзя при каждении спешить, лихо размахивать кадильницей, говорить. Кадить нужно плавно и степенно, не спеша, но и не затягивая, с благоговением и страхом, не забывая, что это священнодействие — существенная часть богослужения.

Поспешное же каждение на требе, панихиде или при погребении вызывает отталкивающее впечатление. При каждении священника с диаконом вокруг престола, стола при водоосвящении и вселенских панихидах, каждение нужно начинать не раньше, чем диакон станет на противоположную сторону. При этом и тот, и другой одновременно совершают поклон, а иначе выходит беспорядочное беганье священника за диаконом, особенно если первый начинает кадить, не дождавшись пока диакон станет на противоположной стороне, и священник кадит, как бы догоняя диакона.

Благоговейные священнослужители обращают внимание на то, чтобы кадило не поднималось слишком высоко. Ведь при каждении престола и сосудов, стоящих на престоле, действия каждения должно выражать поднесение фимиама к святыне.

Во время каждения читать 50-й псалом Устав предписывает диакону или священнику только перед началом литургии и на Херувимской песни. На чтении апостола кадящий диакон (или священник) ничего не читает, а сам слушает апостольское чтение. Обычно же, совершая каждение, нужно внимать пению и чтению в храме, тихо творя молитву и отнюдь не подпевая клиросу.


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. I. Особенности постановки цели труда.
  4. I. Особенности учета в строительстве
  5. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  6. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  7. XIX. Особенности приёма и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в ОО ВПО «ГИИЯ»
  8. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  9. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  10. Алгоритм совершения таможенных операций (редакция от 23.10.2014 г.)
  11. Аналитическая платформа «Контур Стандарт» как инструмент реализации ROLAP-технологии: основные возможности, особенности и технология анализа информации
  12. Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата и его профессиональные особенности у танцовщиков и артистов балета.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1158; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь