Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наука и техника эпохи Нового времени и Просвещения



XVII век не без основания называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет научной и философской мысли, и вследствие этого колоссальные изменения в обществе.

В XVII в. феодально-католическая реакция потерпела кризис в области науки, не в силах уничтожить её великие завоевания. Это столетие с полным

правом можно назвать веком познания научных законов и овладения природой, временем подчинения её власти человека. Открытия Галилея (1564-1642 гг.) и Кеплера (1571-1630 гг.) создали новую механику и новую астрономию.

Еще в 1543 году учившийся в Италии польский священник Николай Коперник издал книгу, в которой он воскресил идею Аристарха Самосского о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Однако, как и в древние времена, эта теория не согласовывалась с наблюдениями астрономов, в частности с наблюдениями датского астронома Тихо Браге, создавшего обширные и точные астрономические таблицы. В 1609 году Иоганн Кеплер, астроном и астролог при дворе германского императора, проанализировал таблицы Тихо Браге и путем кропотливых вычислений показал, что Земля вращается вокруг Солнца – но не по кругу, а по эллипсу. Таким образом, ученые Нового времени впервые превзошли ученых Древнего мира.

Экспериментальное подтверждение теории Кеплера было дано великим итальянским ученым Галилео Галилеем. С давних времен основным возражением против гелиоцентрической теории было то, что Луна вращается вокруг Земли – по аналогии считали, что и другие небесные тела должны вращаться вокруг Земли. В 1609 году Галилей одним из первых создал подзорную трубу и с ее помощь сделал много сенсационных для того времени открытий. Он обнаружил много новых звезд и открыл четыре спутника, вращающиеся вокруг Юпитера, - теперь стало ясно, что Луна – это не планета, а спутник, подобный спутникам Юпитера, а планеты, в отличие от спутников, вращаются вокруг Солнца. Галилей энергично выступил в поддержку учения Коперника и был привлечен к суду инквизиции; он был вынужден, стоя на коленях, публично отречься от своих заблуждений. Галилею тогда было уже 70 лет, и он провел остаток жизни под домашним арестом – но продолжал работать и ставить опыты. Он установил, что Аристотель был не прав, утверждая, что тяжелые тела падают быстрее легких, что пушечное ядро летит по параболе и что время колебания маятника не зависит от амплитуды. Галилей открыл закон инерции, закон равноускоренного движения и установил принцип сложения (суперпозиции) движений. Эти открытия и стали началом современной механики.

Опыты Галилея продолжал его ученик Торричелли (1608-1647), открывший вакуум, атмосферное давление и создавший первый барометр. Исследование вакуума заинтересовало ученых многих стран. Француз Блез Паскаль совершил с этим барометром восхождение на одну из гор и обнаружил, что по мере подъема атмосферное давление падает.

Немец Отто Гернике и англичанин Роберт Бойль почти одновременно изобрели воздушный насос. Бойль также установил, что объем, занимаемый газом, обратно пропорционален давлению (известный закон Бойля-Мариотта).

В тесной связи с точными и естественными науками развивалась и философия. Воззрения Бэкона, Гоббса и Локка в Англии, Декарта и Гессенди во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение в утверждении материализма, в формировании передовых общественных идей, в борьбе с идеалистическими течениями и реакционной идеологией церкви.

Английский философ Фрэнсис Бэкон в сочинении «Новый Органон» (1620) дал определение индуктивного и дедуктивного методов доказательства. Французский философ Рене Декарт (1596-1650) ввел в новую науку правила математического доказательства; он настаивал на необходимости доказательства любого утверждения. Когда у Декарта попросили доказать, что он существует, он ответил: «Я мыслю – следовательно, я существую». Декарт первый стал изображать кривые в виде графиков функций и создал аналитическую геометрию, он ввел понятие «количество движения» (это произведение массы на скорость – mv) и установил закон сохранения количества движения в отсутствие внешних сил.

Идеи Декарта были восприняты Исааком Ньютоном (1643-1727). Величайшим открытием Ньютона был его «второй закон механики», утверждавший, что «изменение количества движения пропорционально приложенной силе». «Изменение количества движения» – это масса, умноженная на производную скорости, таким образом, второй закон давал начало дифференциальному исчислению. Другим великим открытием Ньютона был закон всемирного тяготения, при доказательстве этого Ньютон использовал формулу центробежной силы, полученную ранее Гюйгенсом.

Честь создания дифференциального исчисления оспаривал у Ньютона знаменитый немецкий ученый Готфрид Лейбниц (1646-1716). Лейбниц, в частности, установил закон сохранения кинетической энергии. Работы Лейбница и Ньютона в области механики и дифференциального исчисления продолжал швейцарский ученый Иоганн Бернулли (1667-1748).

Успехи ученых привлекли внимание королей и министров. В 1666 году знаменитый министр Людовика XIV Жан-Батист Кольбер уговорил короля отпустить средства на создание Французской Академии наук. Это было восстановление традиций Александрийского Мусея, в Академии были созданы обсерватория, библиотека и исследовательские лаборатории, выпускался научный журнал. Академикам платили большое жалование; в числе академиков были такие знаменитости как Гюйгенс и Лейбниц. Кольбер ставил перед Академией практические задачи, под руководством Пикара был точно измерен градус меридиана и составлена точная карта Франции – причем оказалось, что размеры страны меньше, чем полагали прежде. Людовик XIV в шутку сказал, что «господа академики похитили у него часть королевства».

Ученик Гюйгенса Дени Папен был создателем парового цилиндра и работал над созданием паровой машины. Гюйгенс и Папен были протестантами; когда во Франции после отмены Нантского эдикта начались гонения на протестантов, они были вынуждены покинуть страну. Папен уехал в Германию, где построил первую паровую машину, установил ее на лодку и в 1709 году приехал на этом «пароходе» в Лондон. Он просил денег на продолжение своей работы у Лондонского королевского общества. Королевское общество было создано приблизительно в одно время с

Французской Академией, и президентом общества в то время был Исаак Ньютон. Однако английское правительство практически не давало обществу средств, и оно было вынуждено отказать Папену. Папен умер в нищете и неизвестно, что стало с первым пароходом.

По примеру Людовика XIV своими Академиями поспешили обзавестись многие европейские короли. В 1710 году по инициативе Лейбница была создана Берлинская академия. В 1724 году, незадолго до смерти, Петр I подписал указ о создании Российской академии наук.

В 1758 году французский математик и астроном Клеро рассчитал траекторию кометы Галлея с учетом влияния притяжения Юпитера и Сатурна – это была блестящая демонстрация возможностей новой теории. Эта теория нашла свое завершение в знаменитой книге Жозефа Лагранжа «Аналитическая механика», увидевшей свет в Париже в 1788 году.

В XVII веке в Европе развивается промышленность, появляются мануфактуры, совершенствовались технические изобретения: в книгопечатании и изготовлении монет стал, например, применяться винтовой пресс. Развивалось горнорудное производство, военная техника, возрастала роль механизмов.

 

ЛЕКЦИЯ 8. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

План:

Панорама духовной и социальной жизни Европы XIX в.

Художественная культура XIX века

Научные достижения XIX века

 

1. Панорама духовной и социальной жизни Европы XIX в. XIX в. успел вместить в себя противоречивое множество весьма различных событий и процессов. Наиболее характерным процессом начала этого столетия можно назвать уход идеалов Просвещения с исторической сцены. Сильнейшим ударом по ним явились походы Наполеона, принесшие в Европу бедствия, неслыханные до того, а закончившиеся бесславным крахомимператора. В развитии европейской литературы, искусства, науки XIX век время появления произведений, ставших огромным достояние культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию и ее результаты, религиозный аспект. XIX в. – век буржуазных революций во многих странах Европы, приведших к утверждению капиталистической системы хозяйства, основанной на свободе предпринимательства, применении наемной рабочей силы во всех отраслях экономики, изменению форм государственного устройства. В XIX в. сформировалась индустриальная цивилизация – завершился промышленный переворот, обусловивший изменение социальной структуры общества и переход к промышленному типу занятости. Вырвав огромные массы людей из прежней социальной структуры, подрывая тем самым эти структуры, индустриализация стала той движущей силой, которая ввела массы в новые отношения, приучила их к новому образу жизни, ритму труда, дисциплине, существенно расширив грамотность и горизонты бытия. XIX в. стал веком непрерывных революционных переворотов в науке. Прежде всего, это расцвет классического естествознания, создание единой системы наук. Укрепляется связь науки с производством, наука из малой превращается в большую. Достигнуто значительное развитие философской мысли, проявлен всеобщий интерес к исторической науке, продвинулись языкознание, археология; заложены основы научной фольклористики, искусствознания, литературоведения. Усиление атеистических тенденций приводит в обществе к серьезному кризису церкви – в Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования и др. Все это подрывает влияние религии как интегрирующего начала, меняет характер общественных связей. Великие сдвиги, происшедшие в Х1Х в. в экономическом базисе, развитии философии, науке и технике оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства Европы Начало XIX в. ознаменовалось еще и своеобразной «романтической реакцией» против механистического естествознания, в картине мира которого, за движениями атомов и планет, не нашлось места человеку с его духовным миром. Стали даже видеть связь между бесчеловечностью (т.е. отсутствием человека) научной картины мира и бесчеловечностью мира, в котором главные надежды возлагались на прогресс науки. Более того, в XIX в. впервые стали замечать и бедствия, которые приносил с собой научно-технический прогресс: от безработицы до массового истребления представителей животного мира, в частности слонов и носорогов (из-за их бивней). Экспансия европейской цивилизации на затерянные уголки Земли не сделала там жизнь лучше, а только нарушила ее веками налаженный, устоявшийся ход. К концу XIX в. завершился промышленный переворот, обеспеченный успехами науки и техники и бесчеловечной эксплуатацией трудящихся. Стало формироваться индустриальное общество. Устанавливалась тесная и непрерывная связь науки и производства, создавались обслуживающие его научно-исследовательские лаборатории. Впервые возникает сфера услуг. Индустриализация меняла не только ритм труда, но и весь образ жизни и мыслей, она приводила к изменениям даже в государственном устройстве, выдвигая новый тип руководителей. Однако беспрецедентный рост производства, требуя новых источников сырья, рабочей силы, рынков сбыта, означал и вступление капитализма в свою высшую стадию – империализм, когда претензии капитала стали простираться уже до масштабов мирового господства. Практически все западноевропейские государства, включая Голландию (Нидерланды), Бельгию, Италию, Португалию, обладали колониями далеко за пределами Метрополии – в Африке, Юго-Восточной

Азии, Южной и Центральной Америке. Усиливалось противостояние ведущих капиталистических государств, экономические и политические битвы между ними неизбежно должны были перерасти в мировую войну, что и произошло в начале уже XX в. Эта ситуация была в такой же степени и кануном пролетарских революций. Революционные события происходили в конце XIX – начале XX вв. также в естествознании. Мало того, что его открытия радикальным образом изменили традиционные предоставления о природе и ее познании, оказалось еще, что ученые, воспитанные на классических идеалах, не были готовы к таким потрясениям. Между тем, как выяснилось, сигналы бедствия поступали от классического естествознания в течение всего XIX в., но их предпочитали не слышать. В конце XIX в. было провозглашено принципиальное размежевание культуры на гуманитарную и сциентистскую (лат. scintia – наука), т. е. базирующуюся на научных принципах. К концу XIX в. не осталось и следа от просветительских идеалов. В Германии, стране богатейших культурных традиций – в искусстве, науке, философии, в стране с высокоразвитой промышленностью, был провозглашен (Кайзером Вильгельмом II) принцип «четырех «К» для женщин: «Kinder, Kuche, Kleider, Kirche» («Дети, кухня, одежда, церковь»). Таким образом, в течение всего XIX в. нарастали процессы, которые обозначали подлинный кризис европейской культуры. Особенностью развития европейской культуры ХIХ в. было исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм – таковы основные направления, охватившие практически все виды искусства – литературу, живопись, музыку Европы ХIХ в. Однако, несмотря на многообразие стилей, сложившихся в этом столетии, первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах творчества во всех странах.

2. Художественная культура XIX века Противоречия XIX в. нашли свое отражение и в художественной культуре. Это относится не только к содержанию художественных произведений, но и к форме, к стилю. В одном столетии уместились такие стили, как классицизм, романтизм, реализм, доходящий до натурализма; конец XIX в. породил другие стили: символизм, импрессионизм и постимпрессионизм. Не всегда художественные стили данного века выражались в отчетливой форме, часто происходило их переплетение. Литература. В наиболее наглядной форме особенности и противоречия того сложного столетия были выражены в литературе. В начале XIX в. в ней, как и в других видах искусства, произошел сильный и продолжительный подъем романтизма, который ввел моду на художественные кружки. Их участники, объединенные возвышенными, благородными порывами, дружескими отношениями и общностью вкусов, собирались в доме у лидера кружка для обсуждения художественных и социальных проблем, волнующих их. Наиболее известными были кружки Нодье, Гюго, Делеклюза во Франции. Из кружка Делеклюза вышли манифесты романтизма 1820-х годов, под их влиянием написали ряд своих произведений Стендаль и Мериме. Кружки возникали также в Германии и Англии, и не только в области литературы. Так, образованный в 1848 г. в Англии кружок художников-прерафаэлитов (взявших за образцы искусство Возрождения) напоминал сплоченностью своих членов коммуну. В наибольшей степени романтизм был присущ немецкой литературе, отражая разочарование в рационализме классической науки, буржуазном просвещении, безжизненном, академическом классицизме. Романтизм поднимал свой этический и эстетический пафос на утверждение достоинства и самоценности человека, его жизни и духовных устремлений. Романтическое искусство воспевало незаурядных, ищущих людей, готовых к самопожертвованию. Однако романтическая личность склонна к эгоцентризму, а юность пролетает очень быстро. Именно поэтому среди романтических героев так много разочаровавшихся – в любви, дружбе, в своих кумирах. Выдающаяся фигура романтической литературы Германии – Гёте. Рядом с Гёте часто упоминается имя И.Шиллера. В какой-то степени начальный период их творчества можно отнести и к классицизму. Герои Гёте и Шиллера проходят длинный, трудный и яркий поиск не только самих себя, смысла своей жизни, но и жизни как таковой, смысла истории, предназначения человечества. Они ищут счастья не только для себя, но и для всех людей. «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них стремится в бой», – эти слова Гёте могли бы служить манифестом романтизма. Немецкие романтики, зажигая людей духом свободы, борьбы против всего отжившего, все же не были сторонниками насилия. Так, приветствуя идеалы Французской революции, Шиллер критиковал ее за жестокость. Весьма сдержанно принял он и присвоенное ему Конвентом звание Гражданина Французской республики (за пьесу «Разбойники»). Близок по духу Гёте и Шиллеру Г.Гейне (1797–1856). В «Зимней сказке» поэт обличал отживший феодально-патриархальный мир, призвал к борьбе за единую Германию. В цикле «Современные стихотворения» особое внимание привлекают «Ткачи», где выражается идея исторической миссии пролетариата. Крупным представителем немецкого романтизма был Генрих фон Клейст (1777–1811), автор драм «Амфитрион», «Шентезилея». Его творчество предвосхищает особенности конца XIX в., для героев Клейста мир непостижим, они мечутся между страхом смерти и влечением к ней. Для романтической литературы характерно своеобразное двоемирие, противоположение идеала и действительности: «искусство есть не изображение реальной действительности, а искание идеала правды» (Ж.Санд). Не случайно, что романтики (писатели, художники, композиторы) часто противопоставляли косной реальности чудесное, сказочное, фантастическое. Особенно характерно в этом плане творчество немецкого писателя Э.Гофмана (1776–1822). Он был также музыкантом и художником-карикатуристом, в его творчестве переплетены фантастика и реальность, гротеск и лирика, драматизм и сарказм («Золотой горшок», «Эликсир дьявола», «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра»). В сказке «Крошка Цахес» Гофман обличает роль золота в обывательском обществе; в «Житейских воззрениях кота Мурра» Мурру, представителю затхлого обывательского мира, противостоит музыкант Крейслер. Образ музыканта, мечтателя-романтика, благородного энтузиаста, наивного и непрактичного в быту, проходит через все творчество Гофмана. Его сюжетами навеяны многие выдающиеся музыкальные произведения, в том числе фортепианный цикл «Крейслериана» Ф.Шумана, балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Сам Гофман автор романтической оперы «Ундина». Романтиками в английской литературе были Д.Байрон (1788–1824), Д.Китс (1795–1821), П.Шелли (1792–1822). Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» в романтическом плане изображает революционера-бунтаря. Разочаровавшиеся герои Байрона стремятся на Восток, где еще сохранились яркие чувства. Второй любовью Байрона осталась Греция, он сам боролся за ее свободу от турецких захватчиков. Дж. Китс известен, прежде всего, как лирический певец природы, где он ищет отдушину от пуританского ханжества («Эндимион», «Гиперион», «Психея», «Огонь»). Пороки современного ему общества обличал П.Б.Шелли, воспевая борьбу за свободу. Он призывал к насильственному свержению тирании и деспотии («Освобожденный Прометей», «Ченчи» «Королева Маб», «Восстание ислама»). Немало романтических порывов присуще было и французской литературе. Они были представлены и в форме республиканского классицизма, как у братьев Шенье. М.Ж. Шенье (1764–1811) – автор гимнов, революционно-патриотической трагедии «Кай Гракх», пьесы «Карл IX, или урок королям».

Яркая лирика была присуща его брату Андре Шенье (1762–1794). Воспевая революцию, ее же вождями он был гильотинирован. Наиболее значительная фигура французского литературного романтизма первой половины XIX в. – Ф.Шатобриан (1768–1848). Его романтизм вдохновлялся, однако, не идеями Просвещения, а как раз борьбой против них, «красотой религии». На позициях консервативного романтизма находился А. де Виньи (1797–1863). В романе «Сен-Мар» описан заговор дворян против кардинала Ришелье, а все симпатии автора – на стороне героя, презирающего толпу. Иначе проводила принципы романтизма Луиза де Сталь (1766–1817), окрашивая его защитой прав женщин на свободу чувств и выражения своих взглядов. За защиту политических свобод она была выслана из Парижа Наполеоном. Важное место во французском романтизме занимает Альфред де Мюссе (1810–1857). Роман «Исповедь сына века» посвящен поколению 1830-х годов, разочарованному прозаической действительностью. Писатель отмечал, однако и то, что романтические герои, вместе с тем, не в состоянии порвать со столь не удовлетворяющей их действительностью. Выражением изменившихся тенденций романтизма середины XIX в., наполнения его реализмом, более всего может служить творчество В.Гюго (1802–1885). В анналы мировой литературы входят его романы «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеется», «Труженики моря», «Отверженные», «Девяносто третий год». Обличая пороки буржуазного общества, острую социальную несправедливость, Гюго, тем не менее, верит в величие человеческого духа, любви и дружбы. Гюго считается представителем прогрессивного романтизма. К этому течению часто причисляют и писательницу Аврору Дюпен (Дюдеван) (1804–1876), известную под псевдонимом Жорж Санд. Известна она и тем, что в течение долгих лет была подругой композитора Ф.Шопена, сыграв, судя по всему, весьма неоднозначную роль в его судьбе. В своих ранних романах Ж.Санд поднимала вопрос о положении женщины в обществе и семье, выступая за ее

независимость, свободу поведения, даже если она может показаться вызовом обществу. Ее волновала и судьба искусства в буржуазном обществе. Многие произведения Ж.Санд автобиографичны, самые значительные из них – романы «Консуэло» и «Орас». Для литературы середины и второй половины XIX в. все более характерной становится тяга к реалистическому изображении действительности. И здесь особое место принадлежит французской литературе в лице Беранже, Стендаля, Бальзака, Мериме, Флобера, Мопассана, Золя. Поэт Пьер Жан Беранже (1780–1857) снискал популярность еще в эпоху Наполеона, осуждая его военные и внутриполитические авантюры. Еще большей известности он достиг своими политическими песнями в период Реставрации королевской династии Бурбонов, высмеивая преуспевающих мещан и продажных политиков. Представителем критического реализма был Стендаль (Анри Бейль, 1783–1842), автор «Итальянских хроник», романов «Пармская обитель», «Красное и черное». Его творчество наполнено симпатией к сильным, активным, увлеченным людям. Остры в них и социальные мотивы. Герой романа «Красное и черное» (1830) Жульен Сорель, страстный романтик, человек тонкий и возвышенный, был отвергнут обществом и в связи с его взглядами, и в связи с плебейским происхождением. Если творчество Стендаля не лишено сентиментальности, то его современник Оноре де Бальзак (1799–1850) достиг вершин подлинного реализма. Всю свою жизнь, полную невзгод и болезней, глубокой, возвышенной любви (к польской графине Валевской) и ее страданий, Бальзак писал «Человеческую комедию», которая должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества и связанных сквозной линией повествования и даже персонажами. Великий писатель успел создать 90 романов и новелл из этого грандиозного цикла. Шедеврами мировой литературы являются «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Неведомый шедевр», «Евгения Гранде», «Утраченные иллюзии». Его произведения драматичны в такой же степени, в какой и реалистичны. Проспер Мериме (1803–1870), выдающийся мастер новеллы, сделал достоянием всего человечества историю яркой, но трагической любви Кармен – гордой красавицы-цыганки, работницы табачной фабрики. (Фабрика, где работала женщина, ставшая прототипом Кармен, считается культурным достоянием Испании.) На сюжет Мериме композитор Жорж Бизе написал знаменитую оперу «Кармен», а уже наш современник Р.Щедрин переложил музыку для балетной «Кармен-сюиты». «Кармен» буквально заслонила собой другие замечательные произведения Мериме – новеллы «Коломба», «Матео Фальконе», пьесу «Жакерия» (о крестьянском восстании XIV в.), роман «Хроника царствования Карла IX». Романтические герои Мериме представлены как живые люди, в реалистических условиях жизни. Реализм утвердился в литературе Франции в последней трети XIX в. Он был присущ даже Гюставу Фоберу (1821–1880), который видел выход в том, чтобы «удалиться в башню из слоновой кости». Чрезвычайно насыщен образ его «Госпожи Бовари», которая, будучи воспитана романтической литературой, решается во имя внезапно вспыхнувшей любви бросить вызов мещанской, пошлой действительности и погибает. Моральное ничтожество буржуазии (да еще провинциальной), неспособность даже молодых ее представителей на глубокие, искренние чувства и поступки изображены в романе «Воспитание чувств». Еще более острая социальная направленность характеризует творчество Ги де Мопассана (1850–1883), мастера новеллы, автора романов «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан». Нарицательной стала его «Пышка». До натурализма, т.е. совершенно неприкрашенного, выставленного напоказ изображения наиболее мерзких сторон жизни, доходит в своем реализме Эмиль Золя (1840–1902), автор романов «Чрево Парижа», «Жерминаль», «Западня», «Разгром». Представителями натурализма в литературе считаются также братья Гонкуры: Эдмон (1822–1896) и Жюль (1830–1870). Эдмон Гонкур основал Гонкуровскую академию, которая, начина с 1903 г., присуждает премии за лучший роман года во Франции. К представителям натурализма относятся Г.Гауптмана (1862–1946) и А.Хольца (1863–1929), который был еще и теоретиком этого течения. Натурализм к концу XIX в. проник и в живопись, особенно отчетливо у Анри де Тулуз-Лотрека (1864–1901), калеки от рождения, завсегдатая парижских публичных домов. Описывая с откровенным натурализмом их обитательниц, он смог вместе с тем увидеть в них черты, прежде всего, человеческие, изобразить их как жертв общества и создаваемых им обстоятельств, вызвать к ним сочувствие, а порой даже симпатию. С жестким сарказмом изображены посетители этих заведений. Выдающееся место в литературе XIX в. принадлежит Англии. Классик английской литературы В.Скотт (1771–1832) сочетал в своем творчестве романтизм (в тяге к средневековью, подвигам рыцарей) и реализм – в обращении к жанру исторического романа. В романах «Квентин Дорвард», «Роб Рой», «Айвенго», «Пуритане» изображена не только хроника исторических событий, но даже быт, костюмы и нравы тех времен. Основоположник и ярчайший представитель критического реализма в английской литературе – Чарльз Диккенс (1812–1870). В творчестве этого удивительного писателя сочетаются острая наблюдательность, трезвый взгляд на жизнь, оптимизм, сострадание к людям и подлинно английский юмор (вот, например, характеристика одного из персонажей. «Посмертные записки Пикквикского клуба» изображают уходящую, патриархальную, старомодно-джентльменскую Англию, ее чудаковатых героев. «Приключения Оливера Твиста» приводят к тому, что этот мальчик вырывается из трущоб капиталистического города. Он встречает на своем пути людей и злых, и добрых, и смешных, но – живых, подлинных, какими они бывают в жизни – очень непростой и очень интересной. Один из первых мюзиклов – в 60-х годах XX в. был экранизирован именно на сюжет бессмертного романа Диккенса – оказавшись достойным носить его название. Не менее ярко, сочно, образно изобразил жизнь буржуазной Англии


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1971; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь