Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Прокопенко Игорь Станиславович - Пища богов. Секреты долголетия древних



Прокопенко Игорь Станиславович - Пища богов. Секреты долголетия древних

 

www.e-puzzle.ru

Эксмо; Москва; 2014

ISBN 978-5-699-76339-9

 

Книга «Пища Богов» — это увлекательное путешествие в древний мир и возможность познакомиться с образом жизни наших далёких предков. Как говорится, человек есть то, что он ест. Эта книга ответит на вопрос, откуда воины древности брали силу богатырскую и здоровье недюжинное, как им удавалось сохранять свой род крепким и жить гораздо дольше нашего.

Учёные давно пришли к выводу — наши предки сохраняли силу и красоту благодаря особому рациону питания. А легенды гласят, что это дар, полученный древними людьми от богов. В этой книге собраны старейшие секреты здоровья и долголетия, которые бережно передавались из поколения в поколение. Вы знали, что русский народ всегда был могучим, потому что позже всех в Европе узнал о крепком алкоголе? Кому же было выгодно уничтожить богатые традиции русской кухни? Об этом и о том, откуда появились те или иные продукты и как они влияют на наш организм, в новой книге Игоря Прокопенко, подкреплённой комментариями ведущих кулинаров, врачей и историков.

Прокопенко Игорь Станиславович - Незримая война

Прокопенко Игорь Станиславович - Код бессмертия. Правда и мифы о вечной жизни

Прокопенко Игорь Станиславович - Неизвестная Русь. Тайны русской цивилизации

Прокопенко Игорь Станиславович - Пришельцы государственной важности

Прокопенко Игорь Станиславович – Теории заговоров. Кто правит миром?

Прокопенко Игорь Станиславович – Штурм сознания. Правда о манипулировании сознанием человека

 

Предисловие

Пища богов. Что скрывается за этим понятием?

 

По мнению президента Академии фундаментальных наук Андрея Тюняева, «определяющим фактором в жизни человека является пища. Не зря и древние, и современные учёные говорят: «Что ты ешь, тем ты и будешь».

Люди всегда хотели жить долго, подобно богам. На глиняных табличках Шумерского государства представлены сроки правления восьми царей. Алулим правил 28 000 лет. Царь Думузу — 36 000, царь Ибартуту — 18 000 лет… Ну чем не пример для подражания?

Мечты о вечной жизни заставляли людей в разные времена изобретать эликсир бессмертия. «Почти все крупные деятели, руководители, особенно диктаторы, очень интересовались вопросами бессмертия. А как же? Всё есть, а жизнь кончается, хочется продлить её», — замечает Станислав Зенин, доктор биологических наук.

Правда, создать эликсир молодости никому из людей так и не удалось, а все попытки омолодиться с помощью того или иного зелья приводили лишь к смертельным результатам.

Китайский император Сюньцзун, правивший в VIII веке, умер, приняв дозу изобретённого им же эликсира бессмертия. А в эпоху Возрождения известны случаи смерти богатых стариков, которые, пытаясь помолодеть, переливали себе кровь юношей.

Да и в XX веке правители многих стран настойчиво обращались к учёным с вопросом: когда будет создан препарат долголетия?

Станислав Зенин рассказал, как однажды Иосиф Сталин вызвал в Кремль членов Академии наук: «Сталин обратился к академикам, сказал: нужно найти такое средство, которое способствовало бы продолжению жизни. И те предлагали разные варианты. Для чего? Получить субсидию от государства. Сейчас, когда коммерциализация достаточно развита, это становится понятным. И вдруг руководитель группы учёных, обещавших изобрести чудо-препарат, на шестьдесят втором году жизни неожиданно умер. Сталин сказал: «Подлец, обманул». Я не называю фамилии, хотя это очень хорошо известная история. Смысл её очень прост — отделить науку от такого коммерческого подхода иногда очень сложно. Людям обещают, они идут навстречу, а получается шарлатанство».

Быть может, секреты долголетия небожителей таятся в каком-то особом рационе питания? Но тогда получается, что потомки богов — люди — могут точно так же с помощью определённой диеты продлить себе жизнь и быть здоровыми, работоспособными и по-настоящему счастливыми. Вот что говорит президент Ассоциации «Экология непознанного» Александр Семёнов: «Само понятие «пища богов» достаточно древнее, оно постоянно на слуху, и мы мало задумываемся, откуда оно произошло. Естественно, мы полагаем, что эту пищу — пищу богов — вкушали боги. Отчасти так оно и есть».

 

Глава 2. Грибное царство

 

С древних времён одиннадцатого июня на Руси отмечали праздник, посвящённый боровикам — белым грибам. Жизнь язычников от рождения до смерти зависела от Царя Огня, Царицы Воды и Матери Сырой Земли, дарящих людям таинственные плоды — ножку со шляпкой. Грибы обожествляли, им поклонялись во время сакральных обрядов. До сих пор является загадкой, почему в древности блюда из грибов у большинства народов считались пищей богов, а уже в Средние века грибы стали ассоциироваться с нечистой силой — лешими, кикиморами, водяными.

«Грибы, особые грибы, волшебные грибы служат одним из центральных объектов сакральной культуры, их очень часто изображают, вырезают из кости, из камня. Очень много таких изображений есть и в Мексике, и на Чукотке», — говорит Олард Диксон, историк шаманизма.

У русских боровик считался царём грибов. Он внушал уважение своими размерами, его использовали в закусках, супах и горячих блюдах.

Боровик никогда не чернеет, как другие грибы, при разрезании, приготовлении и сушке — отсюда и второе название — белый.

Ирина Уханова, главный редактор журнала «Грибник России», говорит о боровиках с нежной симпатией: «Когда я нахожу белый гриб — я обязательно его целую в шляпку. Это просто приятно — вот такого красавца найти и поцеловать в шляпку».

Каждое мгновение нашей жизни нас повсюду сопровождают споры грибов. Сегодня известно, что на Земле проживает около ста шестидесяти тысяч их штаммов. Они везде: в воздухе, которым мы дышим, в пище, которую едим.

Наталья Ильяшенко, доцент Московского государственного университета пищевых производств, поясняет: «Вспомните, пожалуйста, рассол от огурцов, помидоров, где прошло уже молочнокислое брожение. Когда вы открываете банку, особенно трёхлитровую, через какое-то время на поверхности рассола появляется белый налёт. Это так называемая молочная плесень, или по-латыни — geotrichum candidum».

Даже лимонную кислоту сегодня уже получают не из цитрусовых, как думают многие, а с помощью грибов, выращиваемых микробиологами.

Наталья Ильяшенко продолжает: «С помощью гриба aspergillus niger, например, получают пищевую лимонную кислоту. В 1930 году в Ленинграде было открыто первое предприятие по производству пищевой лимонной кислоты. Раньше её получали из цитрусов. Сами понимаете, в цитрусах, даже в лимонах, не так много лимонной кислоты, поэтому предприятие очень, так сказать, невыгодное».

Хлебобулочные изделия, квас, пиво, вино, некоторые кисломолочные продукты изготавливают с помощью одноклеточных грибов под названием «дрожжи».

Но мы пока вернёмся к обычным в нашем понимании грибам, из которых мы делаем аппетитные салаты, закуски, супы и горячие блюда. Знаете ли вы, что в одном кубическом сантиметре почвы может содержаться целый километр мицелия — белёсых «корней» грибов? Их нити растут равномерно и в непредсказуемых направлениях.

Грибница держится особняком в биологическом мире. Её строение и поведение — загадка для учёных. «Что такое подземная часть леса? Это огромное переплетение корней тысяч растений, миллионов растений. Всё пронизано мицелием — грибными нитями. Это напоминает виртуальную сеть. Почему-то мы считаем, что мы умные и сеть у нас умная — техногенная, а грибная сеть — это простая природная сеть. Но изучение грибной сети показало необыкновенное совершенство её устройства», — рассказывает Ирина Уханова.

Грибницы своей паутиной полностью опоясали нашу планету. Одни исследователи сравнивают это таинственное подземное царство с мозговыми извилинами Земли, другие называют его контурной картой Бога. Существует даже гипотеза, что грибы — это потомки инопланетной цивилизации, которая миллионы лет назад прибыла на нашу планету.

По форме её представители были похожи на гигантские грибы. Со временем, приспосабливаясь к земной среде, они деградировали, уменьшились в размерах, превратились в споры, ушли под землю и продолжили существование в виде грибниц. Но при этом грибы обрели коллективный разум и стали частью экосистемы, влияющей на развитие планеты.

Своими мыслями по этому поводу с нами поделился Александр Белов, писатель, палеоантрополог: «Можно предположить, что из некого космического далёка периодически на Земле появляются иные разумные существа. Не обязательно люди, имеющие нашу с вами морфологию, анатомию, — могут появляться другие разумные формы жизни. И с течением времени они просто изменяются, приспосабливаются к условиям земной атмосферы, среды обитания, трофическим питательным нишам».

Быть может, поэтому в легендах, мифах, русских сказках особое место занимает цивилизация людей-грибов, или грибов-оборотней?

Сергей Яценко, доктор исторических наук, напоминает: «Если мы вспомним детские сказки, там обязательно будет в классическом сборнике Афанасьева сюжет «Войны грибов».

В сказке «Война грибов» боровик зовёт на войну представителей грибного царства. Но белянки, волнушки, рыжики, сыроежки, опята отказываются. На подмогу боровику приходят лишь грузди:

«Полезли они дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

«Ну, быть беде», — думает зелёная травка»…

Исследователи расшифровывают сказку по-разному. Кое-кто даже видит в ней предсказание революционного движения в России, где грибы якобы олицетворяют различные социальные слои российского народа. Белянки — это столбовые дворянки, рыжики — купцы, сыроежки — богатые мужики, волнушки — чиновники-управленцы, опята — золотая молодёжь, мажоры, а грузди — пролетариат. Есть и другие, порой мистические, толкования. Но одно можно сказать точно: сказки все народы мира просто так не сочиняли.

Олард Диксон, историк шаманизма, в этом уверен: «Мы живём с грибами в симбиозе очень и очень давно, хотим мы этого или не хотим, потому что грибы есть в нас, они попадают к нам с пищей. Некоторые из них оказывают на нас то или иное влияние».

Что же за загадочные существа, размером от микроскопических до гигантских, окружают нас? Почему в древности им приписывали магические, сверхъестественные свойства? А может, грибы на самом деле являются представителями инопланетного разума?

На Земле обитает странный организм — слизевик. То ли гриб, то ли не гриб. С виду очень похож на медузу — такая же студенистая полупрозрачная масса. С одной стороны, этот организм размножается спорами. Но, с другой стороны, он умеет ходить, а точнее, перемещаться по лесу в поисках влаги, бактерий и мёртвой древесины, которыми он питается. Может даже забраться с земли на пенёк и притаиться там.

Александр Белов замечает: «Мы всё время ищем инопланетян, вглядываясь в звёздное небо, а они фактически ползают у нас под ногами». «Официальное» название ползающего гриба звучит и вправду космически — «плазмодий».

Учёные помещали слизевиков в лабиринт, а на выходе клали пищу, которая их привлекает. В поисках пищи плазмодии попадали в тупики, однако успешно из них выбирались.

Вот что рассказала Ирина Уханова: «Итак, один раз слизевику удалось найти короткий выход, потом от него получали ещё экземпляры — детей, можно сказать, этого гриба, — и ставили их к этому же лабиринту. Ни в один тупик они уже не шли. Они идут прямым путём, так, как им передана генетическая информация. Таким образом, перед нами нечто разумное, это цивилизация. Более того, следующее поколение слизевика вообще решило: зачем мы будем ползти по этим лабиринтам? Они взобрались на стеночку, посмотрели, где выход, вышли и пошли».

Американские учёные сделали вывод, что грибы по своим подземным сетям посылают сигналы друг другу. Есть версия, что эти сигналы могут каким-то образом влиять на сознание людей, гипнотизировать их и даже перемещать в параллельные миры.

С подобным феноменом столкнулся Олег Кузнецов, грибник, когда однажды отправился вместе с другом Алексеем на «тихую охоту» в Смоленскую область. Глухие леса, окружённые болотами и воронками ещё со времён Великой Отечественной. Грибов видимо-невидимо…

«Грибов действительно было много, сначала брали всё, как обычно, потом начали выбирать, фотографироваться, — рассказывает Олег. — Самое интересное, что дорогу обратно не нашли, потому что заблудились, заплутали…»

Друзей охватили дурные предчувствия. Почему-то сразу подумалось, что большую часть грибов они собрали внутри ведьминого круга.

«Ведьмины круги — почему их так называют? — поясняет Ирина Уханова, главный редактор журнала «Грибник России». — А потому, что они растут каким-то ровным кольцом. Кто их так посадил? Кольцо всё вырастает, а внутри пустота. А, наоборот, по периметру кольца — зелёная трава. Люди осторожно брали грибы с краю, но зайти внутрь кольца ведьминого — это считалось очень страшным».

«Решили заночевать в лесу, — продолжает Олег Кузнецов. — Естественно, о грибах все забыли, всё бросили. Первая ночь прошла просто ужасно, слышалось, будто собака где-то в километрах двух-трёх лает».

Приют грибники нашли на какой-то заброшенной заимке со старым срубом и покосившимся гнилым сараем. Лай собаки Олег услышал уже в полудрёме. Ночь была полна неожиданных и порой кошмарных видений.

Олег вдруг увидел себя со стороны, но почему-то стариком, лежащим на кровати в незнакомом доме. Он прислушался к мёртвой тишине комнаты, освещённой лунным светом, и снова провалился в бездну необычного сна.

…Молодая, полногрудая девушка в прозрачной одежде без всякого стеснения танцевала на лужайке. Её выгоревшие на солнце волосы отливали золотистым блеском. Олегу нестерпимо захотелось разглядеть её лицо, и тут девушка каким-то непостижимым образом зашла в его спальню.

Она игриво улыбалась, подходя всё ближе и ближе, бесстыдно обнажаясь перед ним. Олег отвёл взгляд и на секунду зажмурился, чтобы вдохнуть побольше воздуха. Он вдруг подумал, что лицо незнакомки схоже с его жизнью, с его прошлым, которое расплылось в этом сне и, видимо, никогда не вернётся.

Где-то на улице снова одиноко завыла собака. Олег открыл глаза и онемел: над ним стояла старуха — несуразная, кособокая. Увидев его чудовищный испуг, она беззвучно засмеялась, а затем прошептала: «Встретимся в аду!..»

Олег мгновенно проснулся и почувствовал, как холод сковывает его тело. «Мы были замёрзшие, усталые, естественно, голодные, все бутерброды съедены. Вышли на дорогу и только начали уходить, как вдруг такое видение: рядом с теми домами, где мы были, бабушка в телогреечке, в светленьком платочке куда-то уходит, и всё. Ну, мы бегом туда, а бабушки след простыл».

Бабушка словно играла с ними. Это было похоже на мираж. Она то превращалась в молодуху, протягивала руки и исчезала, то становилась женщиной бальзаковского возраста. В последний раз её спина возникла перед грибниками уже на третьи сутки блужданий по лесу. Внезапно старуха повернулась к ним лицом. От увиденного подкосились ноги и перехватило дыхание, но друзья из последних сил побежали обратно. Каким-то чудом им удалось выйти на заброшенную дорогу.

«И действительно, вот чудо, — вспоминает Олег, — наверное, километра через два-три вышли на уже более-менее приличную дорогу, по которой видно, что ездят. Часа два подождали — идёт «уазик», до сих пор помню: дядя Вова сидел за рулём. Мы с Лёшей перекрестились, к нему засели, начали рассказывать свою историю. Самое интересное то, что в этих местах не первый случай: бабушка то заводит, то выводит. Мы ему рассказали про нашу жадность, про наши грибы, он махнул рукой, говорит: обыкновенная история».

По древним легендам, именно жадность при сборе грибов загубила многих. Хотя как удержаться грибнику, когда глаза разбегаются? Ведь в ведьминых кругах в огромных количествах растут шампиньоны, млечники, говорушки. Они чередуются с поганками и мухоморами, которые, по поверьям северных народов, способны перевоплощаться в людей, заманивать грибников в болота и топи и подолгу не отпускать домой.

Рассказывает историк шаманизма Олард Диксон: «Обычный путник или охотник идёт по лесу, по тундре, и девушки-мухоморы являются перед ним в виде обнажённых красавиц и заводят его в чащу леса. И он живёт с ними долгие годы, а ему кажется, что прошла всего лишь секунда времени. Потом, когда он возвращается к людям, оказывается, что прошли десятилетия, пока он был в плену у девушек-мухоморов».

Современная наука считает легенды о девушках-мухоморах анахронизмом, суеверием. Олег Кузнецов и его друг, приехавшие на Смоленщину собирать грибы, тоже думали так, пока не столкнулись с необъяснимым.

Олег — любитель грибных салатов. Делаются они быстро. Достаточно, к примеру, смешать отварные или слегка поджаренные грибы со сладкой кукурузой и добавить три измельчённых зубчика чеснока. Никакой соли, грибы тоже должны быть пресными на вкус. Затем заправить салат майонезом. По словам Олега — вкусно и сытно. Поэтому в походы за грибами он всегда идёт с радостью — разве что после своих таинственных приключений старается не терять бдительности.

Любой грибник со стажем встречался с подобными чудесами и имеет свой удивительный опыт общения с загадочными существами, появляющимися на грибной полянке будто бы из другого, неведомого мира. Своя мистическая история есть и у Ирины Ухановой: «Я не злостный атеист, но, скажем так, относительно атеистического воспитания в силу возраста. И я не верила в леших. С удовольствием читала сказки о них, сказания — и не верила. Но один раз я на собственном опыте убедилась в их существовании. В давно знакомом мне лесу я вроде бы, как мне казалось, себя плохо не вела, но нагребла слишком много грибов, мне было тяжело их нести. Несу и думаю: «Ну, я сейчас выйду, я тут знаю всё, все просеки». А дело было под вечер. И вот я иду и не могу найти просеки. То есть что-то со мной случилось: я не пойму, где иду».

Ирина словно попала в параллельный мир. Вот здесь должен был быть мостик и речка — но их не было. А вон там должны были выглядывать пеньки и молодой ельничек — ничего подобного: какие-то старые дубы… Коленки задрожали от страха.

«Заблудиться я не могла, — продолжает рассказ Ирина, — потому что у нас не такой большой лесной массив. Между делом темнеет — из леса надо как-то выходить. Кидаюсь туда, сюда… Но иду. У меня началась лёгкая паника. И тут я вспоминаю, что я читала о лешем и что есть такая присказка: «Дед-лесовик! Ты к лесу, а я к дому привык». Смеясь в душе над собой, что я до такого дошла, я вслух говорю три раза: «Дед-лесовик! Ты к лесу, а я к дому привык». Беру корзину. Проходит примерно полторы минуты. И передо мной — абсолютно узнаваемый лес, абсолютно узнаваемая просека — я на ней стою».

В тот день Ирине захотелось порадовать близких чем-нибудь вкусненьким — к примеру, икрой из грибов — рыжиков или опят. Это блюдо настоящих гурманов готовится очень легко, были бы грибы: отварить, пропустить через мясорубку и обжарить с луком и морковью на растительном масле. С такой икрой можно готовить пироги и блинчики, её можно мазать на бутерброды.

На Руси грибы всегда ценили за их целебные свойства. В рукописях, обнаруженных при раскопках в древнем Новгороде, приводится рецепт лечения ожогов и обморожений. Сушёные белые грибы заливали горячей водой, соблюдая соотношение один к десяти, настаивали и хранили в тёмном месте. Этим раствором смазывали повреждённые части тела.

Трубчатые грибы, традиционно употребляемые в пищу, русичи называли губами. Действительно, низ шляпки таких грибов напоминает губку. К ним относят белые, подберёзовики, подосиновики, дубовики, маслята, моховики и некоторые другие.

Появляться они начинают уже весной. Ирина Уханова говорит об этих ранних грибах как о «первых разведчиках перед слоем колосовиков». Колосовиками в народе называют разновидность белых грибов, которые вырастают, когда на полях колосится рожь. «Слой колосовиков приходится обычно на первую — начало второй декады июня, — рассказывает Ирина. — Вот первая разведка выскакивает, а потом докладывает слою, можно ему выходить или нет, благоприятные ли условия. Это не шутки, грибы — это цивилизация. Это целая цивилизация, которая приспосабливается намного лучше человека».

Около семидесяти видов грибов обладают интересной особенностью — они светятся по ночам. Это объясняется химическими окислительными реакциями, происходящими в их клетках во время потребления кислорода. Свечение позволяет привлекать насекомых, убивать и питаться ими.

В разных культурах отношение к грибам было подчас диаметрально противоположным. К примеру, большинство мухоморов ядовиты. Однако в странах Южной Европы и на средиземноморском побережье мухомор серо-розовый считается деликатесом. Знаменитые пиры древних римлян никогда не обходились без изысканных блюд, приготовленных из грибов. Патриции их буквально обожествляли. Есть сведения, что блюда из мухомора серо-розового очень любил римский император Гай Юлий Цезарь. В его честь эти грибы стали называть «цезаревы», или «кесаревы». Их готовили особым способом, применяя бамбуковые палочки, чтобы запах от металлических ножей не испортил грибного аромата.

Смертельно ядовитая бледная поганка также была хорошо известна римлянам. В старину ядовитые грибы сравнивали по способу и силе воздействия на человеческий организм со змеиным ядом. Были даже времена, когда слово «гриб» отождествлялся со словом «смерть». Согласно одной из версий римский император Клавдий был отравлен бледными поганками, которые ему преподнесла жена Агриппина. Эта коварная женщина, по сути, женила на себе Клавдия, чтобы заполучить богатство и контроль над империей, и мечтала, чтобы власть побыстрей перешла к сыну Нерону.

Попробуем представить себе это трагическое событие. Обед императора, как обычно, начался с глотка вина. Клавдий вкусил сочных олив, сыра, лепёшек и снова пригубил вина.

— Попробуй этот деликатес, — томно улыбнулась Агриппина, протягивая Клавдию тарелку с грибами.

— Какой божественный вкус! — восхищенно отреагировал Клавдий. — Почему я их не пробовал раньше? Отныне я хочу есть только эти грибы!

Желание императора осталось невыполненным. Через несколько часов он скончался от отравления.

Высказывается Алексей Клемешов: «Молва прочно связала отравление Клавдия и грибы. И Нерону, который в результате пришёл на трон, приписывают выражение: «Вот настоящая пища богов». Почему так сказал Нерон? Умершего императора обожествляли, и поэтому Клавдий, погибнув таким образом от вышеупомянутого блюда, сделал его божественным». Ему вторит Ирина Уханова: «Мы знаем: его отравили. Раз он умер — Нерон не говорил, что его отравили, — он отправился к богам. А значит, грибы — это пища богов».

Виктор Чикуенок — дипломированный белорусский грибовод. Уже не один десяток лет он изучает ядовитые и целебные свойства грибов. К сбору и сортировке урожая Виктор привлекает всё семейство. А затем лично сушит, готовит лечебные отвары и смешивает съедобные грибы с поганками и мухоморами, получая бактерицидные мази.

В его лаборатории десятки смесей из сухих грибов. Разные отвары на воде и настойки на водке. Виктор экспериментировал вначале на себе и ощутил себя совершенно здоровым человеком. После этого он пришёл к выводу, что грибы — уникальное целебное средство, данное нам богами.

Виктор Чикуёнок так говорит о своих принципах в работе с грибами: «Что я считаю правильным: нельзя вредить организму. Единственная задача — чтобы человека вылечить, надо помочь восстановить работу организма. Вот грибы это делают очень хорошо, прекрасно помогают, никакого вреда не наносят».

В прошлом веке американский философ и этноботаник Теренс Маккена, исследуя взаимодействия людей с растениями и грибами, опубликовал книгу под названием «Пища богов». В ней он высказал оригинальную гипотезу о том, что эволюция человека, а точнее, развитие его мозга, произошло под влиянием грибов и коры деревьев.

Трактовка идей американца в устах Якова Дорожкина, психиатра-нарколога, выглядит так: «По его теории человек жевал, жевал всё подряд, в том числе жевал кору некоего дерева. И под действием химических веществ, содержащихся в коре этого дерева, произошла мутация нейронов, клеток мозга, и мозг приобрёл новое качество — появилось сознание».

Правда, эта гипотеза не объясняет, откуда па Земле появились первые грибы и первый человек. И каким образом выжили люди, если жевали всё подряд, в том числе и ядовитые плоды? И почему всё живое на Земле создано по единому принципу?

Пётр Олексенко, историк, считает так: «Геном лягушки, или обезьяны, или крысы во многом совпадает с геномом человека. То есть мы видим или можем, по крайней мере, полагать, что Создатель наш, Творец, скорее всего, создавал по какому-то общему принципу. Или, возможно, мы имели какого-то общего предка. Здесь сложно сказать, но, так или иначе, общие принципы биологической жизни имеют общую закономерность».

Любопытный эксперимент в прошлом веке провёл выдающийся швейцарский химик Альберт Хоффман. Он отобрал группу добровольцев, которые ничего не знали о культуре ацтеков, а затем накормил их мексиканскими грибами.

Этот опыт прокомментировал Юрий Симаков, доктор биологических наук: «Есть любопытнейшая деталь: люди, которые не знают ацтекской культуры, после того как они употребляют галлюциногенные грибы, видят узоры, которые использовали ацтеки в своих архитектурных сооружениях. Вероятно, у человека в мозгу заложены какие-то матрицы».

Ацтеки называли грибы пищей богов — теонанакатль. А вот индейцы Британской Колумбии никогда их не ели, считая эти загадочные плодовые тела испражнениями грома. Не ели грибы и североамериканские индейцы хопи, называя их хлебом дьявола. Поясняя это название, Наталья Ильяшенко, доцент Московского государственного университета пищевых производств, говорит о некоторых необычных свойствах грибов: «Очень многие грибы являлись и являются галлюциногенными, они вызывают разные отравления — пищевые и не только, поэтому их и называли хлебом дьявола».

Однако тот же красный мухомор у народов Севера издревле считается божественным. С помощью мухоморов шаманы лечат болезни, ищут пропавших людей и оленей. Олард Диксон так трактует чудесную природу гриба: «Мухомор — это и есть дитя богов, потому что его создаёт великий Ворон, Куркыль или Куйкеняку. Это создатель всей Вселенной, с точки зрения народов Сибири и Севера… Вся мифология, все сказки народов Крайнего Севера пронизаны самим духом мухомора, более того, на Чукотке есть огромное святилище у реки Пегтымель, где на прибрежных скалах очень много древних петроглифов I тысячелетия до нашей эры. Насколько я помню эти петроглифы, там показаны обряды».

В 1965 году научная экспедиция в долине реки Пегтымель сделала сенсационную находку.

Среди наскальных рисунков были обнаружены совершенно непонятные изображения. То ли люди в огромных шляпах, то ли грибы со странными ножками, похожими на человеческие тела. Появилась гипотеза, что эти рисунки были сделаны неспроста, что северные народы воочию наблюдали за представителями высокоразвитой расы, инопланетными существами, похожими на гигантские грибы, которые в древности посетили Землю и основали здесь своё подземное царство.

Учёные отнеслись к этой идее скептически. Странные рисунки — ещё не повод громко заявлять о существовании каких-то инопланетных цивилизаций. Однако поразил другой факт. Этим наскальным рисункам от полутора до трёх тысяч лет. И один из сенсационных выводов заключается в том, что они сделаны не каменными орудиями, а металлическими. Но на Чукотке есть уголь, нефть, газ и золотая руда. А вот железо туда всегда завозилось из Приамурья и центральных областей России, и три тысячи лет назад оно ещё туда не поставлялось. Тогда откуда у северных народов в ту пору взялись металлические орудия труда?

Ситуацию пытается прояснить историк Александр Петухов: «Эвенки говорили, что был найдена какая-то яма, в котором лежали чёрные, очень худые железные люди. И якобы у кого-то из этих людей был предмет, который выбрасывал луч. Но очень худые железные люди — либо это люди в скафандрах, либо это какие-то древние роботы, или что-то к этом духе. На охоту в железном одеянии не ходят».

Можно лишь предположить, что металлические орудия труда были сделаны чукчами из деталей этих отработавших свою программу роботов, по всей видимости, прибывших с другой планеты. Впрочем, не исключено и то, что кто-то завёз железо в этот район.

«Те же эвенки, — продолжает Александр Петухов, — в своих воспоминаниях, правда, очень отдалённых, говорили о вимане. Об этом говорили и в Индии. Оказывается, давным-давно к ним прилетала вимана — железная птица с крыльями, а под крыльями у неё жил огонь. Вимана садилась рядом со стойбищем, похищала людей и улетала на юг. А к югу от стойбищ чукчей и эвенков лежит Индия».

Интересно, что царство грибов с древних времён прямо или косвенно влияло на развитие и становление человечества. После покорения Египта древние римляне распробовали грибы трюфели и стали их массово закупать в Африке и на Ближнем Востоке. Трюфели стали символом роскоши и менялись на золото. Аксессуары соответствовали ценному продукту. Для приготовления трюфелей древние кулинары использовали золотые жаровни — сегодня такого не может позволить себе ни один ресторатор в мире, даже самый успешный.

Рис. 2. Наскальный рисунок в долине реки Пегтымель

В XV веке итальянцы вдруг обнаружили, что деликатесы не надо везти из Африки — они растут прямо под ногами. А искать их можно с помощью собак или свиней. С последними проще — их не надо натаскивать на грибы. Свиньи чувствуют трюфели за двадцать километров, бегут и откапывают, чтобы полакомиться. Поисковых свиней водят на поводке. Как только животное делает стойку, его отвлекают от грибного деликатеса поглаживаниями или заранее припасённым лакомством.

В России тоже растут трюфели. Но зачем что-то искать под землёй, когда не менее вкусные грибы можно найти на поверхности? Вот что рассказала Ирина Уханова: «На бузине вы можете найти гриб, похожий на ухо, — его называют «иудино ухо», он родственник китайских чёрных грибов муэр. Этот грибок можно просто с дерева оторвать и пожевать. У него желеобразная, хрящеватая консистенция, будто бы жуёшь куриный хрящик. Он приятный на вкус».

В 2008 году одно из авторитетных западных изданий опубликовало большую статью о русских грибниках. Суть сводилась к тому, что Россию умом не понять, поскольку наши грибники едят гриб под названием строчок и хорошо себя чувствуют. А ведь «строчок» на Западе занесён в реестр особо опасных ядовитых грибов. У Ирины Ухановой есть на этот счёт своя версия: «Вероятно, это связано с тем, что там иные погодные условия: средняя температура больше, а при тепле яды накапливаются сильнее. Но всё равно нужно помнить: строчок ядовит, и обязательно долгое отваривание — не менее 20 минут. И желательно не стоять около кастрюли и не вдыхать эти пары. Это тоже может не очень приятно закончиться. Но гриб очень вкусный, и наши грибники его едят — переубедить невозможно, я сама пробовала».

Грибы наряду с бактериями занимают особое место. Они легко растут на питательных средах. С одной стороны, это хорошо. Можно делать вино, квасы, кисломолочные продукты, а в медицинской сфере создавать антибиотики. Наталья Ильяшенко, доцент Московского государственного университета пищевых производств, поясняет: «Это полезное применение аскомицетовых грибов. В то же время эти грибы, размножаясь на сырье, на полуфабрикатах в технологическом процессе, на готовых пищевых продуктах, вызывают плесневение. Они не просто используют питательные вещества, они выделяют продукты метаболизма, которые токсичны для нашего организма. И где-то 75 процентов метаболитов являются канцерогенными, то есть стимулирующими образование раковых опухолей».

Грибок aspergillusflavus поражает злаковые культуры и различные орехи. Впервые о нём заговорили в прошлом веке, когда стали массово гибнуть домашние птицы. «Эта тема возникла ещё в 1970 году, — развивает свою мысль Наталья Ильяшенко, — когда в Великобритании погибло порядка ста тысяч — огромное поголовье — индюшек, в корм которым, как выяснилось, добавляли арахис или муку из арахиса, поражённого жёлтым аспергиллом. Это тоже аскомицетовый гриб».

Подобные плесневые токсины ещё называют микотоксинами («микос» в переводе с греческого — гриб). И, по словам Натальи Ильяшенко, «эти микотоксины не вымываются из организма, а накапливаются. И поэтому, собственно говоря, рак и является болезнью века. Не только это пища богов — но и болезнь века в связи с тем, что пища, которую мы едим, не всегда соответствует санитарным нормам».

Известно, что дрожжи, которые применяются в виноделии, пивоварении и хлебопечении, — это тоже грибы, только одноклеточные. Можно сказать, что дрожжи — самый древний одомашненный гриб. Археологи нашли среди руин древнеегипетских городов жернова и пекарни, а также изображения пекарей и пивоваров. Предполагается, что уже три тысячи лет назад наряду с выпечкой пресных лепёшек египтяне овладели технологией создания дрожжевого хлеба.

Но может ли употребление дрожжевого хлеба вызывать накопление микотоксинов в организме? В последнее время можно увидеть много статей с жуткими названиями: «Дрожжи-убийцы» или «Дрожжевой хлеб смертельно опасен». Откуда взялась эта паническая волна? Ведь дрожжи содержат множество ценнейших компонентов.

В российских аптеках издавна продавались пивные дрожжи, которые обогащают кровь и улучшают обмен веществ. Вот что рассказала Александра Кудряшова, доктор биологических наук: «Во время блокады в Ленинграде дрожжи широко использовала Военно-медицинская академия имени Кирова. Её специалисты назначали раненым солдатам по пятьдесят-триста граммов дрожжей в день. Это помогало заживлять раны, компенсировать дефицит белка в организме и быстрее выздоравливать». Но пивные и хлебопекарные дрожжи принадлежат к одному и тому же семейству грибов.

В 60-е годы прошлого столетия Александра Кудряшова, работая на одном из секретных полигонов страны, заболела лучевой болезнью. «Я заболела через девять с половиной лет, — рассказывает она. — Резко снизился иммунитет, я стала подвержена микробиальным заболеваниям, которые трудно проходили, нарушилась координация движений, и я была на грани гибели. Спасли меня… фикусы».

По совету врачей Александра сменила место работы и стала изучать свойства хлебопекарных дрожжей. Однажды, приехав на хлебозавод, она увидела в фойе огромные семиметровые фикусы. «Я стала спрашивать: “Что вы с ними делаете? ” — “Поливаем остатками дрожжей, и всё”. Это меня очень заинтересовало. На этих малюток я раньше смотрела с позиции, как их эффективнее убить, чтобы они не портили пищевые продукты, чтобы они не были опасными при длительном хранении винограда и других сахаросодержащих плодов, ягод и овощей. А здесь я на них посмотрела совершенно по-другому».

Александра стала разрабатывать новое лекарство. Она торопилась — чувствовала, что умирает. Поэтому полученный препарат испытывала не на животных, а на себе — сама пила раствор, содержавший более тридцати аминокислот, так необходимых человеческому организму.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь