Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Готическая субкультура как общественно-социальное и культурологическое явление



Готическая субкультура сформировалась в 80-е годы XX века в Европе. Точкой отсчета появления «Готики», как нового музыкального направления, принято считать 1979 год, когда группа «Bauhaus» выпустила сигл «Bela Lugosi’s Dead». Первое поколение готического движения возникло по большей части в Англии (конец 70-х, начало 80-х годов) как ответвление от панковского движения. Такие группы, как «The Damned», «Bauhaus», «Siouxsie» и «The Banshees» характеризовали это поколение готов. «Эти группы назвали готическими позже, но большинство из них так и не стало считать себя готическими. Пресса была ответственна за то, что им был повешен такой ярлык» [24].

Как самостоятельная молодежная формация, готическая субкультура появилась в Западной Европе и Северной Америке. Это было течение в среде молодёжи среднего класса, который на тот момент активно входил в состояние преуспевания. Получив относительную, экономическую свободу, молодые люди чувствовали внутреннюю нестабильность и недостаток идентификации в обществе. Пребывая в хрупком осознании себя, они не могли найти внутреннего равновесия, руководствуясь лишь системой ценностей получаемых извне. Линии социального разделения отдаляли их от людей, с которыми совсем недавно они были на равных, что создавало сильный диссонанс.

Ответом на замешательство в плане самоидентификации стало образование собственной социальной среды. В работе «История развития Готики от начала до наших дней» в качестве основы для данной формации указан синтез исторических элементов, тяготеющих к драматическим традициям, философии и идеям байроновской Англии, Германии времён Второй Мировой войны. Просуществовав некоторое время без определённого названия, субкультура сперва получила «имя» «New Romantics» (в то время как некоторые называли себя «Deathers»), а уж потом «Goths» [24].

В 1981 году очень неоднородная по своей структуре готическая субкультура разделилась на две фракции – Appolonian и Dionysan. Основным различием были способы выражения чужеродности и неприятия в обществе. В статье «История развития Готики от начала до наших дней» представлена следующая характеристика этого момента: «Большинство сторонников фракции Appolonian были заняты аспектами искусства и философии в субкультуре. По сути, не являясь бунтарями, они сосредотачивали внимание на процессе создания и оценки произведений музыки, литературы, изобразительного искусства. Общество относилось к сторонникам данного направления как к безобидным, болезненным мечтателям» [24].

Деятельность Dionysian была признана общественным мнением как опасная и агрессивная, так как основной целью самовыражения была конфронтация с обществом. Некоторые известные музыканты и идейные вдохновители среди готов принадлежали именно к этой фракции.

Во второй половине 80-х годов поднялась возникла вторая волна развития готических групп — «The Shroud», «London After Midnight», «MephistoWalz», «Corpus Delicti». Именно в этот период появилась формация людей, называющих себя готами, а также сформировались основные представления о субкультуре, готическом мировоззрении.

Новая формация начала проявлять интерес к мировому «готическому» наследую — художественной литературе, мрачной живописи в самом широком ее понимании. Популярность приобрели авторы вампирских новелл (например, Анна Райс с серией книг «Вампирские хроники», Брайан Стэблфорд с романом «Империя вампиров» и прочие) [26].

К 1987 году обе фракции практически исчезли, окончательно смешавшись с традиционной культурой, так как их приверженцы столкнулись с необходимостью выживания во взрослой среде. Очень небольшой процент от оригинального сообщества остался верен себе и своим принципам. К этому времени новое поколение молодёжи стало подражать Dyonisian готам. «Они взяли за основу мрачный стиль одежды и решили, что высокомерная, одинокая музыка написана именно для них. Стереотипный образ жизни готов послужил достаточным, для того, что бы внести в их жизнь разнообразие» [24].

Новая позиция не была принята традиционной культурой, после чего возникло резкое обоюдное отторжение. Те немногие, кто остался от предыдущего поколения готов, предпринимали попытки охватить разрозненные группы молодёжи, но их энтузиазм столкнулся с враждебностью и неприятием.

Как отмечают исследователи, к середине 90-х годов XX века субкультура «Готика» уже имела хорошо развитую инфраструктуру — специализированные журналы, радио, магазины и прочее, что обеспечило возможность автономного существования субкультуры и ее независимость от масс-медиа и реакции общества.

Значительную роль в развитии готической субкультуры во второй половине 90-х сыграло развитие Интернета. В 1991 году в Usenet была создана основная конференция для общения готов — alt.gothic. Развитие субкультуры шло не только виртуально, в реальной жизни также происходили существенные изменения, в частности, именно в этот период стали регулярными различные готические фестивали. Наиболее крупные из них проходили в Германии — «Wave Gotik Treffen», в Англии — «Whitby Gothic Weekend», в США — «Convergence».

В 90-х годах субкультура развивалась, привлекая новых людей преимущественно из родственных молодежных формаций, например, «metal»-культуры, образовав «gothic metal», как вариант металлической музыки приближенной к «темной» эстетике.

К 90-м годам артистизм и философия исходной готической субкультуры отошли на задний план, так как был сделан акцент на дресскоде (сформирован особый стиль в одежде). В работе «История развития Готики от начала до наших дней» представлено следующее объяснение такой рокировки: «Немногие из оставшихся готов старой школы ушли в андерграунд, не желая быть сопричастными с тем, что заявляли о себе заурядные и невнятные выскочки, называвшие себя готами перед средствами массовой информации. Они ясно видели, что новые готы не более чем группа наркоманов, которым нечего предложить миру кроме плохих манер и способа одеваться. Мнение новой школы о своих прародителях было не многим лучше» [24].

Точкой становления субкультуры «Готика» в России принято считать 2004-2005 годы. Этот промежуток времени связан со всплеском интереса молодежи к «Готике», и началом активной адаптации субкультуры к новой среде. Кроме того, с 2005 года впервые выходят российские журналы «сумрачной эстетики» «R.I.P» и «Gothland».

«Поскольку в Россию готическая субкультура пришла уже будучи разрозненной — панки, кислотники, металисты, вполне закономерно гласит украинский «готик-фак» — «готика у каждого своя! » Конкретнее говорить о «Готике» в России пока нечего. Россия лишь потребляет готовый продукт и перенимает то что уже создано за рубежом. Ничего принципиально нового в «Готике» у нас нет» [25].

Представители субкультуры «Готика» имеют так называемое готическое мировоззрение или, «жизненную философию», сочетающую два основных элемента: абсолютный индивидуализм и необычная романтика (neo/dark romantics).

Можно выявить ряд наиболее обобщённых постулатов, свойственных готическому мировоззрению: чья это классификация?

1. Всегда стремиться к большему. Искать красоту даже в том мире, в котором ее нет, всегда смотреть на все (негативные и позитивные) стороны жизни.

2. Пытаться изменить каждый день, делать каждый момент эмоционально заряженным при помощи музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и т.п.

3. Трансформировать все эмоции (как позитивные, так и негативные) в жизненную энергию.

4. Адекватно воспринимать отклонения от норм традиционной культуры: преобладание мрачного настроения, ироничное отношение к жизни и т.д.

На одном из готических сайтов представлено такое описание особенностей мировоззрения готов: «Готы берут энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, арта и философии, которые других просто “грузят”, депрессируют, кажутся слишком мрачными, “заумными” или слишком сложными. Готы живут тем (музыка, книги, etc.), что заставляет все время испытывать эмоции. Обычно готическая музыка очень эмоциональна и многим людям весь этот спектр эмоций не нужен (им хватает одной из сторон, к примеру - только позитивных и радостных)/ Радость и грусть - два измерения. Готы - посередине. Готы сохраняют холод своих эмоций. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депрессии, а находят в этом свою радость, энергию и силу. Готы постоянно ищут то, что стимулирует чувства и позволяет погружаться в свой мир» [29].

Готы строят свою жизнь, опираясь на следующие принципы: carpe diem, «сегодняшний день последний», а потому его нужно соответственно прожить, параллельно с этим, искать настоящую веру в себя, в настоящую дружбу и любовь. «Любить - так до конца, выглядеть - так сексуально и индивидуально, говорить - так правду, сочетать банальное и высокое. Загонять примитивные инстинкты в сложные туннели глубоких эмоций» [29].

Готическое мировоззрение связано с религиозными представлениями о жизни после смерти, о вере и отчаянии; проникнуто аскетизмом, стремлением ко всему духовному и мистическому, а значит прекрасному. В статье «Готическая философия и готическое мировоззрение» встречается такая характеристика: «Готическое мировоззрение связано с самопознанием, попытками разгадать свою сущность, с познанием этого грешного земного мира, полного горя и печали. Каждый день кто-то умирает, каждый день происходят чудеса (например, встреча двух любящих сердец после долгой разлуки), и Готы плачут и смеются в унисон с сердцами, поющими от боли или радости…» [28].

Таким образом, готическое мировоззрение - это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость); особое восприятие реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному); особые отношения с миром (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).

Определим место и роль готов в среде современных неформальных объединений молодежи. Существует ряд классификаций неформальных самодеятельных групп. С точки зрения социально-правовой направленности выделяются чья классификация?:

- просоциальные или социально-активные, то есть ведущие деятельность с позитивной направленностью (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);

- асоциальные, или социально-пассивные, то есть группы, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);

- антисоциальные – дайте характеристику (хиппи, панк, преступные группировки, наркоманы и т.п.).

С точки зрения направленности интересов молодежные объединения и группы разделяются на [10]:

- увлекающиеся современной молодежной музыкой;

- стремящиеся к правопорядковой деятельности;

- активно занимающиеся определенными видами спорта;

- околоспортивные - различные фанаты;

- философско-мистические;

- защитники окружающей среды.

З.В. Сикевич дает следующую характеристику неформального движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть обусловлена [17]:

1) способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты и проч.);

2) социальной позицией (экокультурные);

3) образом жизни;

4) альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Также следует различать традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. Традиционные субкультуры представляют собой, профессиональные формации, возникающие как реакция на потребности общества.

Появление инновационно-авангардных субкультур связано с отрицанием «базовой» культуры общества .

В. Соколова и Ю. Осокина рассматривают субкультуры в соответствии с типами общностей их носителей [20]. Данные исследователи выделяют половозрастные, социально-профессиональные и досуговые, религиозные и этнические субкультуры. К особому типу относятся территориальные субкультуры, не всегда связанные с иноэтничностью, например, землячества.

На основе приведенных выше классификаций дадим характеристику субкультуре «Готика» как инновационно-авангардной, социально пассивной молодежной формации, в виду направленности интересов подразделяющуюся на околомузыкальную (увлечение современной молодежной музыкой, в узком понимании) и философско-мистическую, склонную к альтернативному творчеству.

В контексте рассмотрения исторических особенностей готической субкультуры будут изучены два аспекта: музыкальный и социальный. В связи с тем, что данная субкультура формировалась на околомузыкальной основе, а в ходе своего развития получила статус социального явления.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь