Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


К 9 веку складываются условия для возникновения Русского государства.



 

Вопрос 4. Рождение Киевской Руси: первые русские князи и их деятельность. (9 - 12 века).

Согласно Повести Временных Лет создателем Российского государства и основателем династии Рюриковичей (862 - 1598 г) был Рюрик - варяжский князь, приглашенный с дружиной на княжение в Новгород в 862 году. До этого Рюрик был князем в Старой Ладоге. Именно Рюрику пришла в голову идея создания империи: он с армией выступил в поход, чтобы присоединить к Новгороду Киев.

В дороге Рюрик умер, оставив своего малолетнего сына Игоря на попечение Олега, который становится регентом-правителем в Киевской Руси до совершеннолетия Игоря. Олег дошел до Киева и осадил его в 882 г.

Княжили в Киеве братья Аскольд и Дир. По мнению некоторых историков, они были соправителями, хотя, возможно, сначала княжил Дир, а потом – Аскольд. В те времена на Днепре появляются дружины норманнов – шведов, датчан, норвежцев. Их использовали для охраны торговых путей и как наемников при набегах. В 860 г. Аскольд, возглавляя войско в 6-8 тыс. человек, осуществил морской поход на Костантинополь. Пребывая в Византии, Аскольд ознакомился с новым вероисповеданием – христианством, принял крещение и попробовал принести новую веру, которую могла принять Киевская Русь. Образование, история новой страны стали испытывать влияние византийских философов и мыслителей. Из империи на русскую землю приглашались священники и зодчие. Но эти мероприятия Аскольда так и не принесли больших успехов – среди знати и простолюдинов еще было сильным влияние язычества. Поэтому христианство пришло позже в Киевскую Русь.

Олег предательски убил на пиру братьев и стал правителем Киева. Киев стал столицей нового русского государства.

Игорь вырос, женился на княгине Ольге и стал очень влиятельным князем. В 945 году древляне, недовольные системой сбора налогов, убили Игоря. Ольга стала правительницей и оставалась ею все годы при жизни своего сына Святослава. Ольга упорядочила налоги, заключила торговые договоры с Византией. Ольга впервые совершила визит в Византию, крестилась в Константинополе и приняла новое имя Елена. Ее крестным стал сам Византийский император Константин. Святослав всю жизнь провел в военных походах и погиб на Днестре в 972 году.

Сыновья Святослава устроили братоубийственную войну за Киевский престол (972 – 980 гг). В результате следующим Киевским князем стал младший сын Святослава от рабыни ключницы Малуши Владимир I. Князь проводил государственные реформы и пытался трансформировать язычество, оставив в пантеоне одного бога Перуна. Но это было бесполезно и Владимир решился насильно ввести на Руси Христианство. Вызванные из Византии священники в 988 году крестили киевлян. А сам Владимир как христианский правитель женился на Византийской принцессе Анне и упрочил международный авторитет Руси.

Сын Владимира Ярослав Мудрый также долго сражался с братьями за Киевский престол. Владимир хотел передать престол своему любимому сыну Борису, но его с братом Глебом убил Святополк Окаянный. Ярослав принял первый сборник русских законов «Русская Правда» и начал чеканить русские монеты со своим профилем на них. Дочь Ярослава Анна стала королевой Франции.

После смерти Ярослава начинаются междоусобицы, которые продолжались до 1113 года. В Киеве на престол сел внук Ярослава Мудрого Владимир II Мономах. Еще в 1097 году в Любиче он созвал совет всех русских князей и призвал их к миру. Владимир Мономах временно остановил распад русского государства. Он был счастливо женат на дочери английского короля Харольда II Гите.

Сын Владимира Мономаха Мстислав Великий – последний Киевский князь. В 1127 году но присоединил к Киеву Полоцкое княжество. Воевал с Литвой и Черниговом за русские земли. После смерти Мстислава Великого в 1132 году Киев навсегда перестал быть столицей единого русского государства. Русь развалилась на множество уделов. Начался период феодальной раздробленности.

 

Династия Рюриковичей:

1. Рюрик (862 – 879)

2. Олег (879 – 912) – регент при малолетнем сыне Рюрика Игоре

Завоевал Киев.

3. Игорь (912 – 945)

4. Ольга (945 – 969)

Упорядочила налоги.

5. Святослав (964 – 972)

6. Владимир I Святой (980 – 1015)

Принял на Руси христианство в 988 году.

7. Ярослав Мудрый (1019 – 1054)

Принял первый кодекс «Русская Правда». Начал чеканить монеты.

8. Владимир II Мономах (1113 – 1125)

9. Мстислав Великий (1125 – 1132) – последний Киевский князь.

После него Русь развалилась на множество уделов. Начался период феодальной раздробленности.

Полный текст таблицы в тетради.

 

Вопрос 6. Русь и ее соседи в 11 - начале 12 века: военное противостояние и хозяйство.

Начался период феодальной раздробленности - Русь превращается в конфедерацию княжеств. Князья действовали совместно крайне редко, обычно они воевали друг с другом.

В 12 веке на Руси было 14 самостоятельных княжеств, а к концу 13 века - более 30.

Княжества: Новгородское, Галицкое, Владимирское, Ростовское, Смоленское, Черниговское, Московское с 1147 года.

Самые влиятельные княжества.

1) Новгородская земля - купеческий и торговый город. Руководил Посадник. Князь - только военачальник.

2) Владимиро-Суздальское княжество - самое богатое 1) Юрий Долгорукий (1125 - 1157 года) основал Москву в 1147 году, он сын Владимира Мономаха. 2) Андрей Боголюбский (1157 - 1174 года) построил Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли. Он старший сын Юрия Долгорукого. 3) Всеволод Большое Гнездо (1176 - 1212 года) - младший сын Юрия Долгорукого. Построил Суздаль и Владимир.

В этих княжествах происходит активное развитие ремесел, рост городов, развитие торговли и строительство дорог.

Соседи древней Руси, с которыми она связана международными отношениями:

1) Византия.

2) Польско-Литовское княжество (набеги крестоносцев).

3) Хазарский Каганат и печенеги.

4) Волжская Булгария.

5) Скандинавия (варяги – пираты).

Вопрос 7. Русь в 11 – начале 12 века: быт и культура.

К концу 11 – началу 12 века Киевская Русь превратилась в довольно развитое государство во многом благодаря развитию народного хозяйства – появилось регулярная система землепользования, были освоены новые сельскохозяйственные культуры, развивалось скотоводство. Постепенно происходила специализация производства и процесс разделения труда. Вместе с деревнями развивались и города – к началу 12 века на Руси насчитывалось порядка 300 крупных городов, росло их благосостояние.

Однако в политической жизни государства начали происходить довольно серьезные изменения. Прежде всего, 12 век (его вторая половина) ознаменована постепенным снижением власти Киева и упадком Киевского княжества.

Быт.

Жизнь князей и бояр проходила в постоянных сражениях. Княжича сажали на коня с 3-х лет. В 12 лет он уже считался способным управлять землями и дружиной. Знать любила роскошные пиры и охоту. Одежда знати отличалась богатством тканей и отделки. В отличие от знати бедный народ жил в постоянной нужде. Бедняки голодали, жили иногда в землянках и мазаных избах из жердей, носили драную одежду в лохмотьях и лапти. Частым явлением были эпидемии, неурожаи, пожары.

Женщины на Руси имели на удивление высокий статус. Многие женщины были грамотными, о чем свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты. Вдовы до совершеннолетия сыновей оставались полными хозяйками в доме.

Культура.

В 12 веке культура Руси находилась все еще на своей ранней стадии развития и представляла собой довольно сложный синтез двух религиозных систем, которые пытались вытеснить друг друга – христианства, которое было принято немногим больше века назад и, несмотря на огромную поддержку государства все еще не могло полностью завоевать умы людей, и язычества, которое никак не хотело уходить и было основой уклада и жизни многих племен, вошедших в состав Руси несколько веков назад. Процесс духовных и культурных изменений, связанных с принятием христианства, шел не очень быстро – во многих сферах человеческой деятельности все еще очень сильно было выражено влияние язычества, что вполне естественно, так как последнее служило культурной основой много веков. Важно отметить, что язычество не уступало место христианству во многом благодаря тому, что племена, которые его исповедовали, не были варварами (как думали многие соседние государства), напротив, они имели свою развитую культуру, язык, письменность, изменить которую было очень непросто.

В результате, в этот период наряду с христианскими мотивами в творчестве проглядывали и языческие мотивы – мотивы природы, уважение к земле, к животным и птицам – что особенно ярко прослеживалось в различных ремеслах. Таким образом, культура разделилась на христианскую, к ней относилась иконопись, зодчество, и языческую – народные ремесла.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1643; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь