Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
III. Россия при Федоре Алексеевиче Романове. (1676-1682).
Федор Алексеевич был первым царем, получившим прекрасное образование, поэтому царь способствовал развитию просвещения, книгопечатания и искусства. Он приглашал иностранных мастеров работать в Москву. Пытался изменить русскую архитектуру, велел носить платье по западному образцу и ввел моду на длинные волосы. Федор Алексеевич продолжал реформы в области налогообложения. В 1678 году он провел всеобщую перепись населения и заменил многочисленные подати единым налогом. В 1682 году Федор Алексеевич принял указ об уничтожении местничества, т.е. уравнял по статусу сословие бояр с дворянами. Федор Алексеевич умер молодым и бездетным, поэтому в 1682 году царями были провозглашены два сводных брата - 16-летний Иван V и 10-летний Петр I. До совершеннолетия царей (до 1689 года) за них правила сестра - царевна Софья.
Вопрос 19. Соборное Уложение 1649 г.
Соборное Уложение 1649 года - это новый свод законов царя Алексея Михайловича, закрепивший самодержавную власть царя и привилегии дворянства. Крестьянство было окончательно прикреплено к земле и своему господину. Собо́ рное Уложе́ ние 1649 года — свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи.
К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.
Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября.
Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой — выборные люди разных чинов.
Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 года было закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего — 315), а по склейкам столбцов — подписи дьяков.
С этого подлинного свитка (для хранения которого более века спустя, при Екатерине II, был изготовлен серебряный ковчежец) была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии отечественной юридической техники. Новое уложение определяло статус государства и самого царя, содержало комплекс норм, регулирующих деятельность всех органов государственного управления, устанавливало порядок въезда и выезда из страны. В уголовном праве появилась новая система классификации преступлений. Появились такие виды, как:
Появились также и новые виды наказаний. Теперь преступник мог рассчитывать на смертную казнь, ссылку, тюремное заключение, конфискацию имущества, штраф или бесчестящее наказание. Гражданское право также значительно расширилось благодаря росту товарно-денежных отношений. Появилось понятие физического лица и коллектива, возросла правоспособность женщин в вопросах совершения сделок, устная форма договора теперь заменялась письменной, положив начало современным сделкам купли-продажи. Семейное право не сильно поменялось – все еще действовали принципы «Домостроя» - главенство мужа над женой и детьми. Также в Соборном уложении был расписан порядок судопроизводства, уголовного и гражданского – появились новые виды доказательства (документы, крестное целование и т.д.), выделились новые процессуальные и розыскные мероприятия, направленные на доказательство виновности или невиновности. Важным отличием от предыдущих судебников было то, что при необходимости, Соборное уложение 1649 года дополнялось и переписывалось при появлении новых актов. Закрепощение крестьян Однако наиболее заметное место в Соборном уложении занимают вопросы, касательно крепостного права. Уложение не только не дало крестьянам свободы, оно окончательно их закрепостило. Теперь крестьяне (включая их семьи и имущество) фактически становились собственностью феодала. Передавались по наследству, как мебель и не имели собственных прав. Изменились также правила касательно выхода из-под гнета – теперь крестьяне практически не имели возможности стать свободными (теперь беглый крестьянин не мог стать свободным спустя несколько лет, теперь сыск велся бессрочно).
Соборное уложение действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.
Вопрос 20. Русская православная церковь в 17 веке. Реформы патриарха Никона и церковный раскол.
Патриарх Никон и церковная реформа.
В 1652 году Патриархом был избран Никон, бывший крестьянин - Никита Минов, который имел особое влияние на царя. Никон объявил об унификации русского православного культа с греческим – книги и обряды стали исправляться по греческим образцам. Никон своей властью реформировал культ, церковную архитектуру, обряды, велел переписать иконы по новому образцу. Изменил тексты молитв. Велел креститься щепотью, а не двумя пальцами, как раньше. Тысячи верующих категорически отказались признать реформу Никона - их стали называть староверы или старообрядцы. Правительственные войска получили приказ сжигать их деревни, поэтому старообрядцы бегут в глухие леса Поволжья, Севера, Сибири. Например, староробрядцы обосновались в Соловецком монастыре и стрелецкие войска смогли взять его штурмом только после восьмилетней (! ) осады. И то потому, что предатель тайно открыл ворота. Церковная реформа привела к народному восстанию и в 1666 году большой церковный Собор лишил Патриарха Никона сана. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь. В 1681 году Никону разрешили вернуться в Москву, но по пути он умер. Церковная реформа патриарха Никона имела целью подчинить церковь общегосударственной системе централизации.
Вопрос 21. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Восстание Степана Тимофеевича Разина (1667 - 1671 г) На Дону скопилось большое количество беглых крестьян. Работать они не хотели, желали только пьянствовать и грабить. Степан Разин повел их на Волгу. Крестьянская война началась в Астрахани. Нищие, голодные крестьяне и казаки нападают сначала на купцов, потом на персидский флот, потом берут штурмом города (Царицын, Саратов, Самара) и двигаются к Москве. Восстание достигло невероятного размаха. На сторону Разина переходили тысячи крестьян, они грабили и сжигали сотни дворянских усадеб. Против восстания выдвинуто 32 тысячи солдат, но первое поражение будет нанесено лишь в 1670 году. Через год воевода Милославский разбил повстанцев под Астраханью. Степан Разин был схвачен и в 1671 году после жестоких пыток казнен на Красной площади в Москве.
Русская культура в 13 - 17 веках. (вопросы 22-25)
В указанный период Россия находилась в политической изоляции - это было последствие татаро-монгольского ига, поэтому элементы западной культуры попадают в Россию только во второй половине 17 века. В России весь 17 век продолжалось обмирщение культуры: она постепенно выходила из-под церковного контроля.
Вопрос 22. Русская культура в 13 – 17 веках: литература. Для 14-15 веков наиболее характерна была христианская литературная традиция (Жития). Но в 17 веке появляются светские произведения, автобиографии и публицистика.
1). Поэма " Задонщина" ( Сафоний Рязянец) – 14 век. 2). Поэма " Сказание о Мамаевом побоище" и " Житья святых". 3). Записки купца Афанасия Никитина о путешествии в Индию " Хожение за три моря" - 15 век. 4). В Москве в середине 16 века священник Иван Федоров на печатном станке издал первую книгу " Апостол". Книгопечатанье становится популярным, печатают азбуку, школьные учебники и т.д. В 16 веке становится популярным эпистолярный жанр. Известны письма царя Ивана Грозного к Андрею Курбскому. «Сказание» Авраама Палицына – о Смутном времени. В 17 веке благодаря Борису Годунову иностранцы привозят в Москву театр. В 1681 году открылась первая школа - славяно-греко-латинское училище, а также были открыты светские школы для детей.
Вопрос 23. Русская культура в 13 – 17 веках: живопись.
Продолжала существовать иконопись по древнему православному стандарту: Андрей Рублев, Феофан Грек и др. - 15 век. В 17 веке выдающимся иконописцем был Симон Ушаков. Он делал рисунки для знамен, металлических и деревянных изделий. В 17 веке западные художники привезли жанр портрета (парсуна). Появляются миниатюры и фрески, мозаичное искусство и изразцы (отделка керамической плиткой разных цветов). Остались портреты царей первых Романовых и других.
Вопрос 24. Русская культура в 13 – 17 веках: архитектура.
До 17 века преобладает шатровый стиль и деревянное зодчество. Например, роскошный деревянный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней. Некоторые храмы, например Успенский собор в Москве строят иностранцы (Аристотель Фиораванти). Лучший храм 16 века - храм Василия Блаженного на Красной площади (зодчие – русские: Постник Яковлев и Барма). 17 век - расцвет каменного строительства: из кирпича строят дворцы, Гостиные дворы, монастыри. Например, величественный Ростовский кремль, построенный в 17 веке. Вокруг многих городов возводятся каменные стены. Самый знаменитый Кремль, конечно же, в Москве. Его внутреннее убранство поражает богатством и лаконичностью архитектурных линий. Успенский Собор московского кремля является усыпальницей русских царей до Петра Первого.
Вопрос 25. Быт и нравы в России 13 -17 вв. «Домострой». Известнейшим памятником отечественной литературы является «Домострой» - свод правил поведения в семье, описывающий все тонкости устроения быта в 15- 16 веках. Красочные зарисовки образа жизни русских семей дают представления о менталитете людей того времени, о степени влиятельности церкви в обществе. Написанный в Новгороде, «Домострой» изначально представлял собой книгу, содержащую советы и наставления ремесленникам и купцам конца 15 века. Последующие изменения в «Домострое» связаны с именем общественного и церковного деятеля – священнослужителя Сильвестра. В середине 16 века он внес в книгу некоторые дополнения и композиционные преобразования.
В России - патриархальная семья, все: жена и дети подчиняются главе рода. Свод семейных правил " Домострой" (16 век) предписывал полное послушание, покорность, скромность в одежде, религиозность и т.д. Особенно берегли честь семьи и благочестие женщин. Детей в семьях очень любили и баловали, но с пяти лет они работали наравне с родителями.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1808; Нарушение авторского права страницы