Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наиболее древним из данных родов художественного творчества является эпос.



Основная черта эпоса состоит в том, что он воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность, обычно без вмешательства автора, личность которого по большей части скрыта от читателей. Лишь в автобиографических жанрах и в литературе XX века это правило нарушается.
Повествование в эпосе ведется от имени реального или условного рассказчика, свидетеля, участника событий и, реже, героя событий.

Эпос пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей, в отличие от драмы, где употребляется один способ изложения (диалог) и одна форма речи (речь персонажей).

Эпос представляет большие возможности для многостороннего изображения действительности и обрисовки человека в развитии его характера, обстоятельств, мотивировки событий и поведения персонажей. Повествование в эпосе ведется обычно в прошедшем времени, как уже о совершившихся событиях, и только в новой литературе в эпос входят и настоящее время, и соединение прошедшего, настоящего и будущего времен. Язык эпоса в значительной степени изобразительно–пластический, в отличие от лирики, где господствует эмоционально–экспрессивная речь.
­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________________________________

Видовыми разновидностями эпоса являются эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот.

________________________________________________________________________________________

Эпопея (от греч. epos+poieo — повествование, рассказ+творю) – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Значительно различаются между собой древняя героическая эпопея и эпопея современная. В основе эпопеи нового времени лежит либо реалистическое (как, например, в «Войне и мире», в «Братьях Карамазовых», «Тихом Доне»), либо романтическое осознание мира (как, например, в эпопее Пруста «В поисках утраченного времени»).

________________________________________________________________________________________

Существует малая форма ( рассказ ), средняя ( повесть ) и большая эпическая форма – роман (термин «роман» зародился еще в средние века и первоначаль­но обозначал всякое произведение, написанное на том или ином национальном романском языке).

________________________________________________________________________________________

В отличие от повести и романа рассказу не свойственны развернутая система персонажей, в нем нет сложной эволюции характеров и их подробной индивидуализации.

________________________________________________________________________________________

Рассказ с динамичным сюжетом, неожиданными, острыми сюжетными поворотами и развязкой обычно называют новеллой.

________________________________________________________________________________________

Описательно–повествовательный рассказ называется очерком. Сюжет в очерке играет меньшую роль, чем диалог, авторские отступления, описание обстановки. Характерная черта очерка – документальность. Часто очерки объединяются в циклы.

________________________________________________________________________________________

К малой эпической форме дидактической литературы от­носится басня — небольшой рассказ аллегорического ха­рактера, генетически восходящий к сказкам о животных, родственный также анекдотам, пословицам, поговоркам, фаблио и новеллам. Характерные особенности басенной кон­струкции двусоставность: повествование обычно за­вершается или открывается «моралью» (нравственным вы­водом, поучением) и структурная амбивалент­ность (с древнейших времен существуют как прозаические, так и стихотворные басни).

 

Билет 38 Жанры лирики

Лирика: тематические группы и жанры

Тематические группы Жанры
Медитативная лирика Интимная лирика (дружеская и любовная лирика) Пейзажная лирика Гражданская (общественно-политическая) лирика Философская лирика Ода Гимн Элегия Идиллия Сонет Песня Романс Дифирамб Мадригал Дума Послание Эпиграмма Баллада

Главное в лирике - это эмоционально окрашенные размышления и описания. Главный объект художественного познания в лирике - это характер самого носителя речи, его внутренний мир, эмоциональное отношение к жизни. Лирика - (от лира - муз. инструмент) род лит-ры, в кот. важен не объект, а его состояние и процесс речевого общения. Если для эпоса характерна сюжетность и наполненность событиями, то лирика характеризуется впечатлениями, ассоциациями - экспрессивность. В древнегреческой лит-ре в эпосе - созерцание, в лирике ч-к отдается внутренним переживаниям, в драме вступает в конфликт. Далее - взаимопроникновение. В романе могут свободно сочетаться разные роды лит-ры. Для европ. лирики хар-но соединение объекта и субъекта в одном лице. Центральный персонаж лирического произведения - сам автор и его переживания. Поднимаются вечные темы любви, смерти, красоты, смысла жизни. Изображение внешнего мира служит для самовыражения героя, когда отсутствует прямо выраженное " я" автора. Лирические сказания имеют различные формы: - автопсихологическая лирика -- предметом является внутренний мир героя, лирический герой совпадает с автором. Речь ведется от первого лица - монолог. - ролевая лирика -- лирический герой не совпадает с автором, речь ведется от лица выраженного в тексте персонажа. - медитативная лирика - эмоционально насыщенное раздумье о чем-либо (лирика чувства, лирика мысли, лирика описания и лирика повествования). Также лирическое сказание может быть в форме диалога героев, обращения к неопределенному лицу, чувства сквозь сюжет (баллада).

Лирика классифицируется по жанрам и темам. Жанр - исторически сложившаяся тема. По жанрам лирика делится на: - принадлежащую к разным родам лит-ры (эпич., драм., лирич.) - в рамках родов по эстетическому качеству (любов., сатирич., лирич.) (медитативная лирика) -жанровая разновидность, родственная философской лирике, но с ней не сливается, стихотворения - созерцание, направленное на достижение закономерности бытия. В России появляется в н. 19в. Моду вытесняют элегии (медит. лирика). Развитие медит. лирики - отказ от созерцательности к философским размышлениям. Тематическая классификация лирики носит условный характер, отражает не эстетический смысл произведения, а служит лишь примером, отправной точкой для анализа: 1) в народном тв-ве - по функции - напевы (свадьба, похороны)2) в античной лит-ре - по хар-ру исполнения - хоровая и индивидуальная (дифирамб, элегия)3) в лит-ре классицизма и эпохи Возрождения - по соц. Предназна -ченности 4) лит-ра 19 в. - оды. Верх развития лирики - античная поэзия (Сапфо). К.18-н.19в.- осмысление, связанное с расцветом романтизма. На первом плане субъективное понимание мира. В к.19-н.20в. лирика перестала отождествляться с поэзией. Этому способствовало появление " гибридов" - лироэпич. поэмы, лирическая проза. Лироэпический жанр - сюжетное представление о собы- тиях в сочетании с медитативными рассуждениями (" Мертвые души" ), часто прямое участие автора в сюжете (" Анна Снегина" ). Лирическая проза – от эпоса определенная выраженность фабулы и большое число перипетий, от лирики - субъект и выразительность деталей, лейтмотив. Лирике хар-на напевность и музыкальность. Опирается на ассоциации, дополнительные интонации и смысловые оттенки. Способна передавать сложные душевные состояния. На первом плане - нечеткие мерцающие образы, зыбкие речевые конструкции. Подключает к образному мышлению. В основном - стихотворные произведения. Часто интонации перемещаются в акустическую сферу, значения слов размываются. Лирические высказывания тяготеют к афористичности. В лирике в силу субъективности не важно где, что и когда произошло, а важен отпечаток в душе автора. Пространство и время не имеют значения. Лирический герой: образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Это своеобразный художественный «двойник» автора-поэта.

Билет 39 Жанры драмы

Драма: виды и жанры

Виды Жанры
Трагедия “Трагедия рока” “Высокая трагедия”
Комедия Комедия характеров Комедия бытовая (нравов) Комедия положений Комедия масок (commedia del’arte) Комедия интриги Комедия-буффонада Лирическая комедия Сатирическая комедия Социальная комедия “Высокая комедия”
Драма (вид) “Мещанская драма” Психологическая драма Лирическая драма Повествовательная (эпическая) драма
Трагикомедия Мистерия Мелодрама Водевиль Фарс  

 

Жанры драмы.
Драматические произведения (др.-гр.drama – действие), как и эпическое, воссоздают событийные ряды, поступки людей и взаимоотношения. Подобно автору эпического произведения, драматург подчинён «закону развивающегося действия» (Гете). Но развёрнутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Особенно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Таковы списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками, обозначение времени и места действия. Это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же текст – это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Характеры героев в драме раскрываются с меньшей свободойи полнотой, чем в эпосе. «Драму я воспринимаю, - замечал Т. Манн, - как искусство силуэта и ощущаю только рассказанного человека как объёмный, цельный, реальный и пластичный образ». При этом драматурги подвластны запросам театрального искусства. Время драмы должно уместиться в строгие рамки времени сценического. Каждый момент плотно примыкает к моменту соседнему. Воспроизводимое автором время не сжимается и не растягивается. Жизнь здесь говорит от первого лица и для зрителя или читателя нет посредника-повествователя. «Все повествовательные формы, - писал Ф. Шиллер, - переносят настоящее в прошедшее; все драматические делают прошедшее настоящим». Театральное искусство массовое, публичное. Назначение драмы, по словам Пушкина, - «действовать на множество, занимать его любопытство» и ради этого запечатлевать «истину страстей». Особенно тесно связана драма с смеховой сферой и весельем. Драма имеет в искусстве две жизни: театральную и литературную. Но это разделение появилось только в XVII- XIX вв. – до этого литературная драма не воспринималась. Тогда драма разделилась на Lesedrama (драма для чтения) и пьесу. В конфликте трагедии заложены условия неминуемой гибели одной из борющихся сторон. В Т. изображают непримиримый конфликт человека с более могучими силами. Этими силами могут быть законы, стихии природы, неумолимая судьба, воля других людей. Личность, готовая вступить в схватку, не должна быть заурядной, она должна быть героической, поэтому у зрителя она вызывает особенно глубокие чувства. Т. возникла в Др. Греции (Эсхил, Софокл, Эврипид). Новый расцвет Т. наступает в эпоху Возрождения, и прежде всего в творчестве Шекспира. Широко распространяется в литературе классицизма (корнель, Расин). Образец реалистической Т. явился «Борис Годунов» Пушкина. Комедия – борьба антагонистичных персонажей. Отличается тем, что: 1. не влечёт за собой серьёзных, гибельных последствий для борющихся сторон; 2. направлена на «низменные», обыденные цели; 3. ведётся смешными, забавными или нелепыми средствами. Аристотель «Поэтика» гл.5: «воспроизведение худших людей, но не во всей их порочности, а в смешном виде». К. действует на читателя\зрителя идеологически. К объемлет такие малые жанры, как то: фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта. Драма – воссоздавая острые противоречия и коллизии, передпёт их более пластично, чем трагедия, не ставя при этом целью высмеивать человеческих характеров и нравов, как комедия.

 

Билет 40 Предметный мир произведения. Гоголь\

в поэме " Мертвые души", следует отметить следующее: в художественном методе писателя значительную роль играют предметно-пространственные отношения, с помощью которых удается разрешить проблему соотношения духовного и " вещного" в человеке.

Сосуществование пространственного и предметного миров осуществляется через проецирование одного на другой, в результате чего происходит их взаимное проникновение и " расширение" предметного пространства.

В " Петербургских повестях" объектом художественного исследования служит образ Петербурга, складывающийся из отдельных предметных сфер (департамента, Невского проспекта, жилищ персонажей, приюта разврата), каждая из которых, являясь самостоятельно функционирующей единицей, подчиняется и общему закону структурной организации пространства.

Атрибутами предметного мира у Гоголя выступают человек и вещь, соседство которых служит укором бездуховному существованию. Становясь структурными элементами единого образа, они существенно расширяют диапазон повествования: от комического изображения взаимоотношений человека с вещью до фантастического замещения, перекодирования вещи в часть человека или живое целое.

Гоголем глубоко раскрывается психологический аспект взаимодействия человека и вещи. Сам уровень психологизации этих отношений, как свидетельствуют результаты проведенного исследования, обладает чрезвычайной художественной активностью. Функции вещи и ее сюжетно-стилистические возможности значительно расширены благодаря вкраплению в них символических и " мистических" признаков.

Гоголь заполняет предметами художественное пространство вовсе не для того, чтобы они начали вытеснять друг друга, борясь за право быть главенствующим. Каждый предмет находится на своем месте, и отсутствие одного порождает несоответствие, лишает возможности дать еще одну деталь в характеристику персонажа.

Попадая в поле гоголевского художественного пространства, вещь перестает быть просто вещью, она становится чем-то невероятным и небывалым. Разместившись на повествовательном поле, вещи рождают впечатление единого в своей необычности мира. Повествователь пользуется любым поводом, чтобы включить в рассказ хотя бы упоминание о новой вещи.

Вещная структура гоголевских " Петербургских повестей" и " Мертвых душ" чрезвычайно насыщена, и это дает возможность наблюдать за тем, как поведет себя человек в окружении вещей, сумеет ли он подчинить их себе, разместить по своему принципу или же утонет в " вещном" море, не совладав с инстинктом насыщения.

Вещная насыщенность произведений порождает ситуацию человеческой всеподавленности, связанной прежде всего с показом превосходства предметного мира над духовным, вещи - над человеком. Гоголь доказывает, что гротескная нелепость событий и обстоятельств оказывается не просто возможной, но и естественной, и всякая норма (человек) может и должна восприниматься как странность (вещь). У Гоголя вещи заполняют пустоту духовного мира персонажей.

Между вещами, наполняющими гоголевское художественное пространство, существуют достаточно крепкие родственные связи, не позволяющие нарушать монолитную предметную структуру произведений. Все происходящее с героями обязательно отражается на состоянии вещей, но они не сопереживают своим владельцам, а лишь выполняют функцию стороннего наблюдателя. У Гоголя предметные миры, разнясь в отдельных моментах, строятся по одному и тому же закону: через взаимодействие с персонажами.

Смысловое содержание каждой гоголевской вещи индивидуально, но все вместе они образуют единую систему предметного мира.

Билет 41


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь