Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Западноевропейская культура 14-16 вв., расцвет светских искусств. Жанры в сфере профессиональной музыки 14-16 вв.: мотет, месса, мадригал, шансон.



Ars antique – древнее искусство (12-14 вв). Искусство контрпункта «нота против ноты» (полифоническое). Представители Леонин+Перотин.

Ars nova – 15 в.

В 14-16 вв усиливается интерес к светской музыки. Модно играть на инструментах, учиться в музыкальных школах. Композитор (от лат. «composito» – составлять). Слово композитор именно в эпоху Возрождения приобрел значение «сочинитель». Популярные инструменты: орган, скрипка, арфа, лютня, клавесин. Арфа и лютня были акомпонирующими, использовались для сопровождения пения вокалиста.

Мадригал – песнь на родном языке, многоголосная песня любовного содержания, написанная композитором. Представитель 16 в Карло Джузальди ди Веноза (1560-1630).

Шансон – городская песня, сочинение профессионального композитора. Представитель Клеман Жанекен (1485-1558).

Мотет (церковное сочинений) – смешение различных мелодий, текстов, партий. Появилось с развитием многоголосья.

Месса – от лат «misso» отпускаю (богослужение, отпускание грехов). Самый известный автор месс Джованни Палестрати (1525-1594) – римский полифонист.

Кантата – религиозная музыка.

Оратория страсти (пассионы).

11. Утверждение самостоятельности европейской инструментальной музыки в 15-17 вв. Сложение школ инструментальной игры.

В 16 в в Европе складываются первые инструментальные школы.

В Италии – скрипичная школа. Город Кремона-Страдивари, Гвариери, Аметти. Аркаджелло Корелли (1633-1713) создатель жанра «кончерто гроссо» - большой концерт.

Предшествовали струнным виолончель, контрабас, альт.

Школа оркестровой игры.

Первые школы органной игры – в католической церкви, в протестанских странах. Дитрих Букстехуде, Дж. Фрескобальди.

Школа игры на клавесине – придворный инструмент во Франции. Предшествовали фортепиано клавикорд, клавесинно-струнные, вержипель.

Французский клавесинист Франсуа Куперен (1668-1733).

 

12. Новое время в европейской культуре (17-19 вв). Художественные стили и направления эпохи. Барокко в музыке: музыкальные жанры, техника сочинительства, ведущие инструменты, барочный оркестр. Исполнители и композиторы эпохи барокко (об одном подробно).

17 в.- первые буржуазные революции ( Англия, Голландия)

17 в.- время сосуществования государств различных систем.

17 в.- реакция католической церкви на те преобразования, которые произошли в 15-16 веках.

17 в.- научная революция ( Галилео Галилей изобрел телескоп, законы Кетлера, законы Ньютона, изобретен микроскоп, возрос уровень медицины, философия ).

Основные художественные стили, сложившиеся в 17 в.- барокко, классицизм, внестилевая линия.

Барокко - «жемчужина неправильной формы». Как стиль- странный, причудливый, неправильный, вычурный.

Отразились на нем: блеск и великолепие аристократической культуры, мистицизм и экзальтация религиозных чувств, а также ощущения растерянности и смятения человека.

Искусство барокко- искусство контраста и асимметрии, тяготения к грациозности, перегруженности деталями, чрезмерной декоративности.

Музыка : эмоциональна, внутренне противоречива.

Впервые звучит тема трагичного и тема человека.

Культовая (церковная) музыка барокко: отношение человека к вере и Богу приобретает личностный субъективный характер. Общение человека с Богом риторично. Личностное начало развивается в инструментальной музыке- прежде всего в немецкой органной и камерной итальянской 17-18 веков.

Музыкальные жанры барокко: старые- месса, матет, мадригал,

Новые-опера, концерт, аратория, контата.

В инструментальных жанрах получают распространение импровизационные и фантазийные жанры (фантазии, фуги, токкаты).

Техника сочинительства эпохи- полифоническое письмо.

Инструменты эпохи: орган, скрипка, клавесин, деревянные духовые инструменты: виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас, различные флейты, кларнет, гобой, фагот.

Концертные площадки- собор, аристократический салон.

Представители барокко в музыке: Антонио Вивальди ( довел до совершенства жанр концерто гроссо, 465 концертов, 400 опер), И.С. Бах (мастер полифонического письма, величайший философ, написал более 1000 сочинений), Фридрих Гендель (аратории, контаты).

Иоганн Себастьян Бах (1685- 1750).

Родился в городе Эйзенах, Германия. За свою жизнь он сочинил более 1000 произведений в различных жанрах, кроме оперы. Но при жизни он не добился какого-либо значимого успеха. Много раз переезжая, Бах сменял одну не слишком высокую должность за другой: в Веймаре он был придворным музыкантом у Веймарского герцога Иоганна Эрнста, затем стал смотрителем органа в церкви св. Бонифация в Арнштадте, через несколько лет принял должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, где поработал всего лишь около года, после чего вернулся в Веймар, где занял место придворного органиста и устроителя концертов. На этой должности он задержался на девять лет. В 1717 году Леопольд, герцог Анхальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера, и Бах стал жить и работать в Кётене. В 1723 Бах переехал в Лейпциг, где и остался до своей смерти в 1750 году. В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее. Лишь исполнение «Страстей по Матфею» Мендельсоном, через 79 лет после смерти И. С. Баха воскресило интерес к его творчеству. Социальная природа музыки Баха народная, “певец крестьянских и городских низов” (Розеншильд), церковная. Могучее, кристально ясное интеллектуальное начало - один из устоев его искусства. Его идеал - мир светлый и разумный. Для Баха характерна эмоциональность и импровизационность, скорбность, трагичность, пафос, высшая трагедийная концепция в пассионах, предельная возможность обобщения в мессе.

Черты стиля:

1) мелодия - опора на риторику, на сложившиеся формы, на схемы и символы церковной музыки, на народные мелодии;

2) предельная концентрация и мелодическая нагота тем;

3) ритм разнообразен. Бах непревзойденный мастер разнородных и в то же время органичных ритмических сплавов и контрастов, переключений и сопоставлений (“Хроматическая фантазия и фуга”, “Органная фантазия” g-moll).

Бах работал во всех жанрах (кроме оперы) и везде достиг небывалых вершин.

Оратории.

Ораториальные жанры- наиболее значительная Ораториальные жанры- наиболее значительная

Область творчества. Следуя традициям, Бах в рамках цикла свободно объединяет повествовательный речитатив, церковный хорал четырехголосного склада, хоры, арии, ариозо. Все это синтезировано с богатой оркестровкой, тонко, изобретательно и поэтически расцвеченной по тембровому колориту, с развитыми концентирующими соло и органом.

Мессы. Бах отходит от обрядовой традиции, развернув освященный церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати четырех номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни, повествования. Сфера Мессы - человеческие идеалы в их эстетически и этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения от страданий к радости получила обобщенную форму. Две образные сферы - страдания и действия, радости - в развитии стремятся в противоположных направлениях, композиция построена как цикл циклов, в основе которого находится избранный круг музыкальных образов.

Инструментальная музыка. Большинство Большинство

инструментальной музыки - произведения чисто светские (исключение - музыка для органа). В инструментальной музыке протекает процесс взаимодействия и взаимообогащения различных областей, жанров, типов изложения. Центральное место занимает музыка для клавира и органа.

 

Классицизм в европейском искусстве. Характерные черты классицизма в музыке: музыкальные жанры, техника сочинительства, ведущие инструменты, симфонический оркестр. Композиторы- представители классицизма в музыке ( об одном подробно).

18 век- век просвщения и разума.

Просвещение- идейно- политическое движение европейской культуры 18-го века.

Теоретическая база просвещения:

1) рационализм, вера в разум, «просвещение умов».

2) исторический оптимизм.

3) энциклопедизм (французские просветители Дени Дидро, Руссо Вольтер активно участвовали в создании первых энциклопедий).

4) атеизм (безбожие).

5) появление идеи космополитизма (человек- гражданин мира, знания)

Теоретики классицизма в искусстве:

1. Пьер Корнель (1606-1684) –фр. драматург, известен трагедиями «Сид», «Гораций».

2. Жан Расин (1639-1699)- драматург, произведения «Федра», «Ифигения в Авлиде».

3. Жан Батист Мольер (1622-1673)- фр комедиограф, создатель «высокой комедии».

Классицизм - художественный стиль (от латинского «образцовый»), сложился во франзузской литературе и театре.

Социальная основа- абсолютизм во Франции.

Согласно идеалам эпохи в классицизме отобразилось противоречие между естественной природой человека и гражданским долгом.

Идеал эпохи- человек, который жертвует своими интересами во имя общественного долга.

Обращение к античности и классическим формам, вневременное понимание красоты. Рациональное мышление- замкнутые строгие, проверенные классикой формы.

Музыка.

Классицизм в музыке представлен в произведениях композиторов Венской Классической школы: Людвиг Ван Бетховен (17770-1827), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), Йозеф Гайдн (1732-1809), Кристоф Виллибальд Глюк (1714- 1787); русские- Бортнянский (1751-1825), Березовский.

Музыкальные жанры.

- сонатная форма ( три этапа: экспозиция, разработка, реприза)

- симфония (от греч. «созвучие». Четыре части: быстрая, медленная, танцевальная, быстрая)

- концерт

- опера (от итальянского «сочинение», от лат «труд, изделие, произведение»).

Состав оркестра: квинтет струнных смычковых, медные и деревянные духовые инструменты, группа ударных инструментов.

Во́ льфганг Амаде́ й Мо́ царт—один из основоположников классической музыки. Был также виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом, дирижёром.

Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

Конуренция с Гайдном.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских педагогов, преподающих музыку,. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь