Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Доминирующие стили европейской культуры: барокко



Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот
художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был
призван прославлять могущество знати и церкви. Для искусства барокко
характерно преувеличение во всем. Архитекторы стремились к парадной
торжественности, пышности. Они отказываются от спокойных прямых линий и
объемов и обращаются к сложным формам с большим количеством изгибов и
нагромождений.
Реальность в произведениях стиля барокко тесно переплетена с фантази-
ей. Кажется, что один архитектор соревновался в фантазии с другим.
Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной вся-
ческих форм и очертаний. Контрасты масштабов, цветов, света и тени в
живописи поражали воображение. Что ни картина, то сочные, яркие краски.
Какие только рыбы, цветы и плоды ни изображены на натюрмортах голландцев
Ф. Снейдерса и Я. Йорданса! Персонажи на портретах голландцев П. Рубенса и
А. ван Дейка изображены в торжественных позах,

одеты в пышные наряды. Историчес-кие полотна перегружены персонажа-
ми. Разнообразные художественные приемы, использование живописи,
позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей очень сильное
впечатление, подавляли их величием и грандиозностью. Это использовала
господствовавшая в Италии церковь. Потолки церквей специально распи-
сывали так, чтобы возникало впечатление прорыва в небо. Парадные залы
дворцов украшали сотнями зеркал — и стены как бы раздвигались,
пространство казалось большим, чем на самом деле. Появилось искусство барокко в
Италии в 16-м в., здесь оно достигло своего расцвета. Но оно распростра-нилось по
всей Европе, и в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии
сохранились замечательные его образцы.
Величественна и торжественна архитектура русского барокко. В середине
18-го в. свои лучшие произведения в стиле барокко создал архитектор В. В.
Растрелли: это Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в
Царском Селе (ныне г. Пушкин), Смольный монастырь в Петербурге.
Барокко с особой силой выразило крах устойчивой картины мира, развенчало
иллюзорные по своей сути идеалы возрождения и стремилось предать
противоречивость и катастрофизм окружающей среде.
Культура барокко озабочена поисками единства, способного преодолеть
многоликость мира в единстве. Архитектура барокко тяготеет к ансамблю, к
организации пространства. Архитекторы барокко порывают со многими
художественными традициями возрождения, и прежде всего с его
гармоничными, уравновешенными объемами. Если для раннего барокко было
характерно увеличение числа декоративных элементов, то в зрелом барокко
усиливается прежде всего пластическая выразительность. В художественном
раскрытии противоречивых связей человека и мира большую роль
приобретают образы-символы.
Живопись: Караваджо Братья Аннибале и Агостино Каррачи
Доменико Теотокопули Диего Родригес де Сильва Веласкес
Франсиско Сурбаран Рубенс и др

 

Билет 30

Доминирующие стили европейской культуры: классицизм
Классицизм- (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) —
художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве
XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались
одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное
произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании
строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого
мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное,
неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только
существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные
признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение
общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны
классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на
высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня).
Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не
допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке.
Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность
бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский
классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил
ее национальными особенностями.
Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху
Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам,
мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон
Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные
принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля
«Афинская школа» (1511).
Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения,
особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо,
составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее
характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей
влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам
искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и
Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.
В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится
силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но
и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал
Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую
обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие
бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли
классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма;
это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили
многочисленные академии художеств. В середине XIX века против
консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к
реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в
России — передвижниками.
сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов,
расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко
и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и
Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг
в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего
вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В
России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский,
Борис Орловский, Иван Мартос.
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного
зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической
ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща
регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой
архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах
близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые
композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система
планировки городов.
Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи
Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем
Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы
абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве
таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс
палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с
разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины
XVIII века.
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб
(1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и
разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в
драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным
предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и
личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры —
басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения.
Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного
фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью
творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в
соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций
классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл
Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников,
включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика.
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра
I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория
«трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских
классических правил к русскому языку.

 

Билет № 31


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь