Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Доминирующие стили европейской культуры: реализм



Реали́ зм (лат. realis — «существенный», «действительный», от res —
«вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская
доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо
от человеческого восприятия и познания.
Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени,
начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо
от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в.
(«собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное
отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и
истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров,
конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.
е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так
и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в
способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием,
особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);
преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к
неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного
идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди
крупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв.
— Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М.
Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А. И.
Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П.
Мусоргский, М. С. Щепкин, К. С. Станиславский.
В искусствознании существуют различные взгляды на определение понятия
«реализм». В более общем плане реализм рассматривается как тенденция
развития художественной культуры человечества, продолжающая лучшие
традиции мирового искусства, которое рассматривается как способ
духовно-практического познания действительности. Мерой реалистичности
произведения в этой связи считается мера проникновения в жизнь,
отражения ее важных сторон в художественной форме.
В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические
формы и творческие методы — просветительский, критический,
социалистический реализм.
В более узком значении реализм рассматривается как художественный стиль,
можно считать что он возникает в эпоху Просвещения (XVIII в.). Наиболее
полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX
в. и в последующем социалистическом реализме XX в. Реализм в таком
понимании исследует личность человека в неразрывной связи с современным
ему обществом и социальным положением в нем.
Тенденция реалистичности мышления проявляется по-разному и в разных
видах и жанрах искусства. Сложность заключается в том, что сила
воздействия художественного образа не зависит от степени сходства,
подражания реальному объекту, то есть от натуралистичности изображения.
В таком понимании искусство примитива может быть реалистичнее
академической живописи, а одинаково реалистическими можно считать и
натурализм малых голландцев, и русский лубок, и импрессионизм. Нередко
натурализм нереалистичен, не является жизненным, поскольку
довольствуется поверхностным сходством без проникновения в глубинные
процессы действительности, а абстрактное художественное мышление более
точно выражает реальность, так как схватывает самую сущность какого-либо
элемента изображаемого явления или предмета. Вероятно, правильнее
считать, что художественно-образный смысл реалистического искусства
связан с мерой соответствия избираемой художником формы для выражения
конкретной идеи.
Общими признаками метода реализма является достоверность в
воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство
обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения,
художественного отражения действительности. Например, реализм Мазаччо и
П. делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж.-Л. Давида и О. Дожье, И.
Репина, В. Сурикова и В. Серова существенно отличаются друг от друга и
свидетельствуют о широчайших творческих возможностях реализма.
Впервые термин «реализм» в области изобразительного искусства появился в
середине XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма
является обращение к изображению повседневной жизни людей. Его развитие
связано с творчеством мастеров эпохи Просвещения, критиковавших
современные или социальные порядки с точки зрения справедливости.
Передвижники в России своим творчеством окончательно утвердили позиции
реализма в бытовом и историческом жанрах, портрете и пейзаже.
Реализм, пришедший на смену романтизма, часто рассматривается как
оппозиция этому стилю, хотя отношения у них более сложные, поскольку
романтизм ставил своей целью создать новую, прекрасную и истинную
реальность.
Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и
Америки, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев
общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие
человеческой неблагополучной судьбе. Исследование общественных
противоречий было развито у Г. Курбе, Ф. Милле и других художников во
Франции.
В России критический реализм получил наиболее широкое распространение в
середине и второй половине XIX в. и нашел воплощение в жанровых сценах
П. Федотова, в искусстве В. Перова, художников-передвижников И.
Крамского, В. Маковского, Н. Ярошенко, И. Репина и др. Темы критики
несправедливости общественного устройства развивались в творчестве этих
художников.
Социалистический реализм, с середины 1930-х до начала 1980-х годов был
официальным теоретическим принципом и художественным направлением в
советском искусстве. Его целью было утвердить в общедоступной
реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых
общественных отношений.. Необходимо было
следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности.
Однако в русле этой программы были созданы проникнутые историческим
оптимизмом выразительные реалистические произведения скульпторов Н.
Андреева, С. Коненкова, И. Шадра, В. Мухиной, живописцев А. Герасимова,

 

 

Билет 33

Модернизм в европейской культуре
Европейский модернизм
Модернизм - направление в искусстве и литературе 20 века,
характеризующееся:
- разрывом с историческим опытом художественного творчества;
- стремлением утвердить новые начала искусства;
- условностью стиля;
- непрерывным обновлением художественных форм.
Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных
идейно-художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм,
имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт.
Модернизм (другие названия – «Современное движение», «интернациональный
стиль») можно датировать 1910-1970-е годами, хотя его проявления можно
обнаружить как раньше, так и позже этих границ. В разное время с ним
сосуществовали и взаимодействовали и другие стили, главным образом –
неоклассицизм и ар деко. При своем рождении архитектура модернизма
опиралась на технические достижения в строительстве и, в равной мере, на
открытия авангардного искусства. Ранний модернизм включает авангардные
движения, практически одновременно появившиеся в Германии, Голландии,
России, Франции и Италии. Они значительно отличались друг от друга и при
этом находились в постоянном и плодотворном обмене идеями.
В Германии центром модернизма была школа архитектуры и дизайна «Баухауз»
(1919-1933), собравшая блестящую интернациональную профессуру, включая
приехавших из России Василия Кандинского и Эль Лисицкого. Переживаемый
Германией после Первой мировой войны жилищный и социальный кризис
потребовал сосредоточенности на рациональном устройстве жилья и
разработке прототипов для массового дешевого строительства. Основатель
Баухауза Вальтер Гропиус, еще в 1911-1912 годах спроектировавший
абсолютно модернистское здание фабрики Fagus, видел выход в уподоблении
архитектуры промышленному дизайну, не только не допускающему ненужной
декорации, но и ограничивающего размеры функциональным минимумом.
Сменивший Гропиуса на посту директора школы Мис ван дер Роэ занимался не
столько жильем для рабочих, сколько более элитарным жилищем, включая
индивидуальные жилые дома, а также выставочными павильонами. Ван дер Роэ
принадлежит авторство афоризма, определяющего существенную черту
модернистской эстетики: «Меньше значит больше».
Голландское движение «Де Стиль» (1917-1932) было более озабочено не
утилитарными, а духовными проблемами. Его участники считали архитектуру
прежде всего искусством, которое, став жизненной средой человека,
приведет к духовному преображению и, в итоге, к возникновению
справедливого общества. Спроектированные Тео ван Дусбургом и Герритом
Ритвельдом дома решены как пирамидальные композиции, сложенные из
кубических объемов отдельных помещений. В отличие от большинства
модернистов, архитекторы Де Стиль активно использовали цвет: они
окрашивали отдельные плоскости стен внутри и снаружи дома в белый,
красный, синий, желтый и черный цвета, следуя примеру живописных
произведений лидера движения Пита Мондриана.
Возникновение модернизма во Франции связано с именем Ле Корбюзье
–вероятно, самого влиятельного зодчего двадцатого века. В 1920-1926
годах он издавал журнал L'Esprit Nouveau, где пропагандировал свои
взгляды. Он утверждал, что необходимо как можно скорее начать применять
новые технологии строительства и планировочные стратегии, чтобы повысить
уровень жизни во всех слоях общества и тем самым предотвратить
революцию. Градостроительные проекты Ле Корбюзье («Современный город»
1922 г. и План Вуазен 1925 г.) предлагали заменить историческую
застройку крестообразными небоскребами, окруженными зеленью и
соединенными системой автомобильных дорог. В 1922-1927 годах вместе со
своим партнером Пьером Жаннере Ле Корбюзье спроектировал ряд вилл для
просвещенной элиты, сформулировав по ходу работы знаменитые «пять
принципов современной архитектуры» и концепцию дома как «машины для
жилья». Впоследствии он смог реализовать эти идеи и в виде
многоквартирного дома с развитой системой обслуживания – так называемой
Unité d'Habitation («Жилая единица», впервые построена в Марселе в
1946-52 г., затем повторена в других местах). В своих проектах крупных
общественных зданий (первой, хотя и сильно искаженной реализацией стало
здание Центросоюза в Москве, 1928-1937) Ле Корбюзье сочетал
прямоугольные корпуса с криволинейными объемами, вмещающими аудитории, и
скругленными башнями заменяющих лестницы пандусов. Важным вкладом Ле
Корбюзье в архитектуру модернизма стала также система пропорций
«Модулор», основанная на измерениях человеческого тела.
Самым ярким представителем архитектуры модернизма в Италии был Джузеппе
Терраньи, основавший в 1926 году в Милане «Группу Семи». Терраньи был
убежденным фашистом, что, однако, приводило его ровно к тем же выводам,
что и европейских левых: новому обществу необходима новая архитектура,
свободная от пережитков прошлого, функционально организованная и
располагающая к коллективным формам жизни. В проектах Терраньи
модернистские принципы сочетались с глубоко укорененными классическими
пропорциями. Его «Дом фасций» в Комо (1932-1936), со своим вынесенным
наружу каркасом, стал одним из самых знаменитых зданий Современного
движения, несмотря на свое назначение – штаб-квартира ломбардских
фашистов.
Муссолини был единственным из лидеров тоталитарных режимов Европы,
терпимо относившимся к модернизму. Гитлер оборвал развитие модернизма в
Германии так же решительно, как Сталин – в СССР. Большая часть мастеров
Баухауза в итоге нашла убежище в США, дав новый стимул развитию
«интернационального стиля» за океаном.
Возникновение модернизма в Америке связано с творчеством Фрэнка-Ллойда
Райта, но окончательно этот стиль утвердился в США благодаря притоку
архитекторов из Европы. На новой почве эмигранты утратили свой
социальный пафос и поставили свой талант на службу крупным корпорациям.
Лучшая постройка Миса ван дер Роэ в США, нью-йоркский «Сигрэм билдинг»
(1958), стал прототипом бесчисленных офисных башен, построенных по всему
миру.

 

Билет 34

Постмодерн в современной культуре Запада
Термин " постмодернизм" все еще вызывает споры у нас и на Западе.
Вошедший в оборот в шестидесятые годы, в чисто историческом значении он
относится к культуре Запада после Второй мировой войны, к
постиндустриальному обществу, к эпохе потребительского капитализма,
новых технологий, электронных коммуникаций. Все это дестабилизирует и
видоизменяет традиционные культурные механизмы и, что особенно важно для
литературы, ведет к утрате привилегированного положения книги, текста,
произведения. Процессы, идущие в культуре постмодернистской эпохи,
описываются учеными по-разному. Одни считают постмодернизм продолжением
и развитием модернизма, и постмодернистская литература оказывается
просто продолжением тенденций модернистской литературы на новом
историческом этапе, тогда постмодернизм — это просто то, что следует
после модернизма. Другие видят в культуре постмодернизма разрыв с
классическим модернизмом первой половины века, третьи заняты тем, что
отыскивают в прошлом писателей, чье творчество уже несет в себе идеи и
принципы модернизма (при таком подходе постмодернистами оказываются
французский писатель конца XVIII века маркиз де Сад, американский поэт
Эзра Паунд, которого обычно причисляют к классикам модернизма, и многие
другие). Так или иначе, сам термин " постмодернизм" указывает на связь
этого явления с культурой предыдущей эпохи, и постмодернизм осознает
себя в отношениях к модернизму. При этом подвергается постоянному
пересмотру сам модернизм, и теоретики постмодернизма предлагают
следующую систему противопоставлений, описывающих разницу между
модернизмом первой половины ХХ века и постмодернизмом. Нижеследующая
таблица заимствована из работы американского теоретика И. Хассана
" Культура постмодернизма" (1985 г.).
Теоретики постмодернизма утверждают, что постмодернизм отвергает
свойственные модернизму элитарность и формальное экспериментаторство,
трагизм в переживании отчуждения. Если модернизм был дегуманизацией
искусства, постмодернизм переживает дегуманизацию планеты, конец
истории, конец человека. Если Джойс, Кафка и Пруст — всесильные хозяева
создаваемых ими художественных миров, они еще верят в возможность слова
выразить существенную истину о состоянии человека, в вечное
существование совершенного произведения искусства, то
художник-постмодернист знает, что слово и язык субъективны и в лучшем
случае способны отразить какие-то моменты индивидуальной точки зрения, а
книга, купленная в киоске аэропорта, будет прочитана за время рейса,
оставлена при выходе из самолета, и вряд ли читатель о ней когда-нибудь
вспомнит. Модернистская литература все еще изображала трагедию земного
существования личности, то есть в ней сохранялось героическое начало;
писатель-постмодернист выражает усталость человека от жизненной борьбы,
пустоту существования. Короче говоря, в эпоху модернизма искусство слова
еще сохраняло высокий ценностный статус в обществе, художник еще мог
ощущать себя творцом и пророком, а в постмодернизме искусство становится
необязательным, анархическим, насквозь ироничным. В основании литературы
постмодернизма лежит понятие игры, далеко ушедшее от романтической
иронии. Игра в постмодернизме заполоняет все и поглощает саму себя,
ведет к утрате цели и смысла игры. Постмодернисты заявляют, что пришла
пора отказаться от традиционных категорий прекрасного и подлинного,
потому что мы живем в мире однодневных подделок, фальшивых данностей, в
мире имитаций. Шок человечества от новых исторических обстоятельств,
которые не поддаются осмыслению одним сознанием (холокост — истребление
евреев в годы Второй мировой войны; применение ядерного оружия;
загрязнение окружающей среды; предельная нивелировка личности в
современных западных демократиях), приводит к утрате изначальных
ориентиров и тотальному пересмотру системы ценностей, самих способов
мышления. Утрачивается представление о едином миропорядке, а
следовательно, о едином центре любой системы, любой концепции.
Становится невозможно отличить важное от неважного, выделить главный
смысл любого понятия. Идею отсутствия абсолютов, конечных истин, идею о
том, что действительность дана нам только в различиях между ее
явлениями, наиболее последовательно развивали французские
постструктуралисты Ролан Барт, Жак Деррида, Мишель Фуко и Франсуа
Лиотар. Эти философы проповедовали отказ от всей традиции классической
философии, пересмотр всей системы научного знания, и их необычайно
сложным, " прорывным" работам окончательную оценку еще даст время.
Та же исчерпанность бунта, усталость характеризует отношение
постмодернистов к традиции. Они не отвергают ее напрочь, как их
предшественники: писателя-постмодерниста можно сравнить с покупателем в
супермаркете мировой истории и мировой литературы, который катит свою
тележку по проходам, поглядывая по сторонам и сваливая в нее все, что
привлекает его внимание или любопытство. Постмодернизм — продукт столь
поздней стадии развития западной цивилизации, когда уже " все сказано" и
новые идеи в литературе невозможны; больше того, писатели-постмодернисты
сами очень часто преподают литературу в университетах или являются
критиками, теоретиками литературы, так что они с легкостью
непосредственно вводят в свои произведения все эти новейшие теории
литературы, сразу пародируют и обыгрывают их. В постмодернистских
произведениях резко вырастает степень самосознания, самокритики внутри
текста; писатель не скрывает от читателя, каким путем он достигает того
или иного эффекта, предлагает читателю на обсуждение те выборы, которые
стоят перед автором текста, и это обсуждение с читателем тоже
приобретает характер изощренной игры. Все крупнейшие писатели конца ХХ
века в той или иной мере затронуты постмодернизмом, который равно
проявляется и в старых национальных литературах Запада (французские
" новые романисты" — Натали Саррот, Анри Роб-Грийе, Клод Симон; немцы —
Гюнтер Грасс и Патрик Зюскинд; американцы — Джон Барт и Томас Пинчон;
англичане — Джулиан Барнс и Грэм Свифт, Салман Рушди; итальянцы Итало
Кальвино и Умберто Эко), и в расцвете латиноамериканского романа
(Габриэль Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар), и в творчестве
восточноевропейских писателей (Милан Кундера, Агота Кристоф, Виктор
Пелевин

 

Вопрос № 35


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь