Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Реформация и Контрреформация как крупнейшие феномены эпохи Модерна, их культурный смысл. Протестантизм и католицизм как типы культурного сознания. Их проявление в культурной практике.



Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация — широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской церкви и самого вероисповедания. Реформация стала первым решительным выступлением поднимавшейся буржуазии против отживших средневековых порядков. Преобразуя христианскую религию, изменяя вероиспове-дальные установки и мироощущение массового человека, она дала мощный толчок развитию новых капиталистических общественных отношений и становлению буржуазного типа личности.

Непосредственным зримым результатом Реформации стало отпадение от католического вероисповедания третьей разновидности христианства — протестантизма и ограничение всевластья римско-католической церкви. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект — баптистов, евангелистов, адвентистов, методистов, квакеров и др. В то же время действительное содержание и смысл этого движения, его объективные результаты были, как часто случается с массовыми движениями, скрыты от сознания не только его рядовых участников, но и вдохновителей-идеологов, что ставит перед исторической наукой проблему выявления подлинного значения Реформации для культурно-исторического процесса. По времени Реформация совпадает с завершающим периодом эпохи Возрождения — «величайшего прогрессивного переворота из всех, пережитых человечеством» (Ф. Энгельс). Но обычно историческое значение этой героической эпохи связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму и принижению человека идею его величия и достоинства, утвердившего его право на творческую разумную деятельность, наслаждение и счастье в земной жизни. Гуманисты своим творчеством обосновывали и самоценность человеческой жизни, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, настаивали на способности человека к постоянному совершенствованию и выражали уверенность в безграничных возможностях человека.

Католическая церковь присвоила себе роль посредника между Богом и верующими, утверждая, что голос простого мирянина не может быть услышан Богом иначе, как при посредстве церкви. Чтобы обратиться к Всевышнему, простой католик должен был прежде всего внести пожертвование в пользу церкви, которая, в свою очередь, брала на себя миссию ходатайствовать за него перед Господом. Т.о., церковь узурпировала право прямого обращения к Богу, лишив этого права всех прочих верующих.

Кроме того, церковь до предела формализовала отношения мирян с Богом. Опираясь на догмат о чистилище, которое занимает якобы промежуточное положение между адом и раем, церковь создала учение о запасе добрых дел.

Получалось, что спасение души в вечной жизни можно было купить еще в этой жизни по сходной цене. Отпущение грехов мог произвести любой священник, т.к. институт священства автоматически выделял их среди всех христиан. Каноническая процедура любого таинства сама по себе распространяет благодать, невзирая на лица. Это означало, что сколь ни порочен священник лично, он все равно творит волю Божью, если при этом соблюдается необходимый литургический церемониал. Тем самым религиозная жизнь оказалась сведена к соблюдению формальных установлений, а чистой и искренней вере практически не оставалось места.

Еще в XIII в. папская власть находилась на вершине своего могущества, сильно потеснив светскую власть. Однако уже это таило в себе опасность будущего кризиса. Силясь увеличить всеми способами свой внешний престиж, папы все чаще прибегали к обычным мирским средствам давления на светские круги, включая крупных дворян и государей. Стремясь к централизации христианско-католического мира, папы не заметили нарождения новой для Европы тенденции к национальному самоопределению во всех вопросах, включая религиозные, к высвобождению от власти единой церкви и, как следствие, к росту авторитета светской (королевской, государственной) власти.

Уже в следующем, XIV веке, папство пережило тяжелейший кризис, когда светская власть нанесла ему серьезный удар, заставив папу Климента V перенести резиденцию из Рима в Авиньон (так наз. Авиньонский плен, длившийся 70 лет) и фактически утерять контроль над государями Европы. Вскоре после этого в церкви возник раскол, т.к. избранный римским народом папа Урбан VI (итальянец по происхождению) утвердился в Риме, тогда как избранный кардиналами папа Климент VII поселился в Авиньоне.

Попытки обновления католицизма изнутри отмечаются еще в XIII в., когда были образованы нищенствующие монашеские ордена – францисканский орден миноритов (основан умбрийским монахом св. Франциском Ассизским) и доминиканский орден (основан испанским монахом св. Домиником). Эти ордена проповедовали отказ от мирских богатств, добровольное нищенство (жизнь подаянием), неподдельное сострадание к грешникам, смирение.

Однако главную роль в кардинальном обновлении западноевропейского христианства пришлось сыграть таким деятелям церкви, как Мартин Лютер и Томас Мюнцер (Германия), Ульрих Цвингли и Жан Кальвин (Швейцария). Именно с ними и связывают феномен Реформации.

Протестантизм

В отличие от Возрождения, родиной Реформации явилась Германия.

Началом Реформации можно считать 31 октября 1517 г., когда католический священник Мартин Лютер прибил к двери церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, направленные против католической церкви и особенно против торговли индульгенциями как нарушающей основные евангельские заветы. Главное место в лютеранском катехизисе отводится авторитету Священного Писания как главному в первозданных отношениях человека и Бога, а Священное Предание (постановления церковных соборов) фактически отвергается.

Основные положения, выдвинутые Лютером, легли в основу лютеранства:

1) выдвигается идея подчинения церкви государству; церковные и монастырские земли предлагается отдать в государственное распоряжение (провести секуляризацию);

2) отвергается сама церковь как посредник между Богом и людьми; церковное устройство признается второстепенным делом;

3) отвергается церковная иерархия и особый институт священства; вместо этого провозглашается идея всеобщего священства, согласно которой каждый христианин имеет право на непосредственное общение с Богом; в качестве служителя культа может выступать любой член религиозной общины, избираемый ею и подотчетный ей;

4) отвергается целибат (безбрачие духовенства);

5) упрощается богослужение, оно лишается канонического церемониала и сводится к молитве, проповеди, чтению Священного Писания, псалмов, исполнению гимнов на родном языке прихожанами (Лютер перевел текст Библии на немецкий язык); обрядность исключает молитвы за умерших, поклонение святым, мощам и иконам; храмы просты по своему убранству и лишены колоколов.

Впоследствии Лютер на деле подтвердил свою приверженность новому христианскому учению: в 1520 г. он публично сжег папскую буллу, предававшую его анафеме, сложил с себя монашеский сан и женился на бывшей монахине, в браке с которой имел несколько детей.

Лютеранство сразу стало пользоваться поддержкой светских властей и различных общественных сословий.

Продолжателями Реформации, начатой Лютером, стали Томас Мюнцер в Германии, Цвингли и Кальвин в Швейцарии.

Со временем Реформация охватила и другие европейские страны, Так, в Англии Реформация была проведена «сверху»: король Генрих VIII отменил верховную юрисдикцию папы в отношении своей страны, объявил главой церкви себя и конфисковал земли монастырей. Постепенно в Европе возникли новые разновидности протестантизма – анабаптизм, англиканство, пуританство, пресвитерианство и некоторые другие. Движение Реформации сопровождалось восстаниями, крупными выступлениями крестьян и религиозными войнами.

Культурный смысл Реформации

Главная идея Реформации состоит в том, чтобы вернуться к идеям первоначального христианства, где важнейшее место занимает чистая вера в Бога и искреннее раскаяние в содеянных грехах.

Спасение нельзя купить и его нельзя вымолить у Бога. Человек греховен и ничтожен настолько, что никакими своими действиями он не в состоянии повлиять на решение Господа.

Единственное, что остается человеку – обратиться к Богу с чистосердечной молитвой о прощении. Только это и выступает необходимым условием спасения.

Протестантизм возвысил в ранг религиозных простые мирские ценности: трудолюбие, прилежание, добросовестность, исполнительность, ответственность, бережливость, рачительность, целеустремленность, уважительность, скромность, внешнюю непритязательность, умеренность в желаниях, аккуратность и им подобные. Отныне эти качества стали специально, сознательно культивироваться как богоугодные, взращиваться, воспитываться. Закономерным же итогом добродетельного поведения является земное процветание, имущественная обеспеченность, успех, экономический рост.

Однако на деле и Ренессанс и Реформация вырастают из общего корня, имеют общую почву, несут в себе общие смыслы.

Во-первых, как и гуманисты, протестанты видели свою задачу в восстановлении, возрождении, только не Античности, а исконного смысла христианства – встречи человека с Богом.

Во-вторых, если Ренессанс утверждал важность всего того, что окружает человека в его земной жизни, то и Реформация реабилитировала идею мирской повседневности, превратив ее в земное служение Богу.

В-третьих, Возрождение провозгласило самостоятельность и творческую свободу человека. Также и протестантизм: он утверждает, что человек несет личную ответственность перед Богом за свою бессмертную душу.

Душа человека – это арена постоянной борьбы за нее двух мировых сил – Бога и Дьявола.

Такая постановка проблемы делает человека главным действующим лицом мироздания. Бог – не вне человека, а внутри него. Поэтому, как и для гуманистов, для реформаторов все самое важное творится не по ту, а по эту сторону бытия, «здесь и сейчас».

И Ренессанс, и Реформация противостояли всему средневековому, традиционно-католическому сознанию, являясь его антиподом и альтернативой. Оба эти феномена представляют собой шаг от Средневековья в сторону цивилизации и культуры модернистского типа.

Социокультурная ситуация и основные особенности западноевропейской культуры в 17 веке. Новые картины мира и типы культурного сознания (барочный, механистический, прагматический) и их отражение в культурной практике.

Социокультурная ситуация рубежа XVI-XVII века складывалась под влиянием двух крупнейших феноменов предшествующего, XVI столетия: Возрождения и Реформации.

С наступлением нового столетия судьба Ренессанса была неоднозначной для различных европейских государств, что связано с неравномерностью развития различных регионов Европы: в одних – Англии, Испании - ренессансные идеи еще ощутимы (особенно в художественной культуре), в других – Италии, Франции, Германии, Фландрии - явно виден кризис возрожденческой культуры.

По степени внедрения инноваций в вопросах веры и церкви лидировала Швейцария, где победа протестантизма (цвинглианства и кальвинизма) была почти полная, а Женева, столица Швейцарии, обрела статус «протестантского Рима». В Германии и странах Северной Европы (Швеции, Норвегии, Дании), отчасти Польше и Литве получило распространение лютеранство. Во Франции швейцарские кальвинисты завоевали много сторонников (гугенотов). В Англии и Шотландии утвердился кальвинизм, но сложились своеобразные конфессии: пресвитериане в Шотландии и пуритане в Англии; англиканская церковь являла собой своеобразный компромисс между католицизмом и протестантизмом.

Католическая церковь не могла оставаться безучастной ко всем этим процессам, наоборот, она приложила большие усилия к тому, чтобы укрепить свой авторитет, сохранить влияние на общественно-политическую и духовно-религиозную жизнь общества, положить конец религиозному расколу. Комплекс этих мер вошел в историю под общим наименованием Контрреформация.

Результатом активизации деятельности католической церкви стало также её стремление к усилению своего влияния и на светскую, социально-политическую и духовную жизнь общества: более строгая регламентация жизни людей, распространение запретов на издание книг (был издан «Индекс запрещенных книг»). Иезуиты устанавливали контроль церкви над университетами, стремясь превратить их в орудие католической реакции.

Переход католической церкви в наступление резко обострил религиозные, политические столкновения её сторонников и противников. Во Франции апозеозом борьбы стала Варфоломеевская ночь (24 августа 1572 г) - страшное истребление гугенотов, последователей швейцарских кальвинистов. В Нидерландах испанский абсолютизм, приверженец ортодоксального католицизма, оказался существенно потеснен. Религиозная и экономическая самостоятельность сильно ослабила королевскую власть Габсбургов и привела к отделению от их империи семи северных штатов и образованию из них Голландской республики (1579); южные районы Фландрии продолжали оставаться под властью испанской короны. Затем центр религиозного противостояния переместился в Германию, где разразилась 30-летняя война между сторонниками католицизма и протестантизма (1618-1648).

Таким образом, XVII век начинался для Западной Европы с обострения экономического, социально-политического, духовного противостояния, в котором видна борьба двух тенденций: с одной стороны, наступления модернизации, с другой - попытками сопротивления Новому времени, контрмодернизацией.

Кризис Ренессанса и реакция на протестантизм со стороны консервативно-традиционалистских сил, скепсис в отношении старых культурных идей и ценностей побуждали к поиску новых принципов взаимоотношения человека и общества с миром, заставляли вырабатывать новые способы ориентации человека в бытийном океане. Что делать в условиях, когда мир катастрофичен, а сам человек – проблематичен? XVII век, оказавшийся в социокультурной ситуации «распада старого», был поставлен перед необходимостью искать новые формы синтеза

Картина мира.

Основными факторами формирования культурного сознания нового типа были Ренессанс, Реформация и Контрреформация, географические открытия XV-XVI веков, широко раздвинувшие горизонты пространства и времени, но решающую роль сыграли достижения в сфере естественнонаучного знания, развивавшиеся стремительно, с необычайной силой, получившее позже название научно-технической революции

«Барочная» картина мира формировалась под очевидным влиянием естественных наук - ботаники, биологии, медицины - и нашла свое адекватное проявление в таком крупном стилевом и мировоззренческом явлении столетия, как барокко. Барокко как художественный стиль отражает мироощущение человека, стоящего перед лицом бесконечного в своей протяженности и многообразии бытия, стихийного и хаотичного, неподвластного человеку.

Барокко возвращается к идее античного восприятия мира как живого и одушевленного космоса: мир органичен, пластичен, реален, бесконечен, веществен, динамичен, сенсорен. Такой мир не может познаваться только рационалистичным путем, т.е. разумом. Нужен и другой путь познания: через интуицию, иррационально-чувственное начало, ибо зачастую мир ведет себя неразумно, алогично.

«Механистическая», или классическая картина мира складывается под влиянием успехов математики (механики) и точных наук. Ее адекватным выражением в культурной практике стал другой, наряду с барокко, крупный стиль эпохи – классицизм, - который, возникнув еще в XVI веке, продолжил затем свое существование далеко за пределами XVI-XVII веков.

Еще Френсис Бэкон (1561-1626), автор крылатой фразы «Знание - сила», полагал, что Вселенная – это огромный механизм, который нужно изменить, взвесить, рассчитать, подвергнуть строгому анализу.

Основы механистического толкования бытия в XVII в. были заложены крупнейшими исследователями эпохи Р. Декартом (1596-1650), Г.В. Лейбницем (1646-1716), И. Ньютоном (1643-1727). В своих трудах они сформулировали не только частно-научные, но и методологические, мировоззренческие, общекультурные принципы понимания мира и человека.

Философское обоснование данной концепции мира содержится и в трудах немецкого математика и мыслителя Готфрида Вильгельма Лейбница. Он понимает Вселенную как единый и целостный организм, как гармонию, полную соразмерность всех её составляющих. Центральное место в его философских взглядах занимает идея «предустановленной гармонии», наполненная синтезом абстрактно-теоретических, религиозных и гуманистических смыслов – учение о монаде (монадология).

Вместе с тем в XVII в. наблюдается и другая тенденция – рассматривать бытие и человека как относительно самостоятельные сущности. Она наилучшим образом воплотилась в реалистическом европейском искусстве столетия.

«Реалистическая» («прагматическая») картина мира понимает и принимает мир как данность - таким, какой он есть. Человек должен считаться с тем миром, который его окружает, независимо от того, плох он или хорош. Мир динамичен, постоянно видоизменяется, развивается, бесконечен и материален. Человек может и должен наблюдать и познавать его, делать практические выводы, отдавая приоритет практицизму и здравому смыслу. Она представляет собой обновленные в условиях XVII в. ренессансное и протестантское сознание.

Позиция человека по отношению к окружающему его бытию сводится к наблюдению и констатации. Считаться с миром – плох он или хорош – совершенно необходимо. Однако поведение человека в конечном счете производно от него самого – от его стремлений, желаний и представлений. Прагматизм исходит из самоопределения и свободы человеческой воли, из самостоятельной роли человека в мире. Это тоже рационализм, но рационализм, лишенный «поддержки» со стороны универсума, основанный на самодостаточности человеческого существования.

Становление новых картин мира сопровождается формированием специфических ценностных систем, трансформацией традиционных ценностей.

«Барочный» тип сознания отдает первенство индивидуально-неповторимому, оригинальному началу, активности человека и его адаптивности к миру, интуиции и творчеству, гедонистическому отношению к жизни.

В «классической» модели бытия устанавливается приоритет универсального, типического перед единичным и уникальным, разума перед чувством, коллективного, гражданского перед личным; культивируются возвышенный аскетизм и умеренность во всем, вера в ясный разум человека, в активно-созидательное начало, направленное на преобразование и совершенствование человека и мира в целом. Ценится гармония, понимаемая как уравновешенность, соразмерность и упорядоченность, проявлением чего, как и в античности, выступает внешняя красота.

«Прагматическая» картина мира закрепляла индивидуалистические и меркантильные (инструментальные) ориентации: практицизм и здравый смысл, «повседневный» рационализм во всех его проявлениях, деятельное и стоическое отношение к жизни.

Социокультурная ситуация и основные особенности западноевропейской культуры в 18 веке. Просвещение: хронология, география, культурный смысл, деятели. Просветительская картина мира и ее отражение в культурной практике.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь