Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объект и предмет, структура и функции культурологии (воспитательная, прогностическая, познавательная, мировоззренческая, информационная и др.)



Понятие, структура и функции культуры (человекотворческая, трансляционная, гносеологическая, нормативная, интегративная, аксиологическая и др.)

· Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

 

· Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.).

 

· В третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений (" культурный" человек в значении воспитанный, " культура рабочего места" в значении " опрятно прибранное, чистое функциональное пространство" ).

 

Функции культуры:

1. Адаптивная функция культуры.

2. Садаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей.

3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуни-кации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людь-ми устанавливаются подлинно человеческие формы общения.

4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средст-ва и способы. Под социализацией понимается включение индиви-дов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, зна-ний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обще-ству.

5. очень важную функцию - трансляцию (передачу) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

6. Познавательная или гносеологическая.

7. Регулятивная (нормативная) функция- культура как совокупность идеалов, норм и образцов предписывает человеку определенные стандарты и правила

8. Сигнификативная (знаковая) функция культуры- культура предстает как осмысленное представление о мире, — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.

9. Ценностная, или аксиологическая функция- Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, а в другой таковым не является.

10. Преобразующая функция культуры. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

11. Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и техно-логические достижения и т.п.)

12. Коммуникативная функция культуры. Коммуникация -- это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.

13. Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

14. Духовно-нравственная функция культуры Культура прививает и воспитывает в человеке морально-нравственные ценности.

15. традиционная – сохранение и воспроизводство определенных образцов и ценностей

16. инновационная- новые, ранее не существующие знания, значения, ценности и нормы

17. Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения.

структура культуры:

Материальная куль-тура -- одна из частей целостной человеческой культуры, вопло-щенная в форму вещи духовность человека, результаты творче-ской деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспе-чивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства -- энер-гетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология про-изводства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, слу-жебного и развлекательного назначения, разнообразные средст-ва потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

 

Духовная культура -- одна из частей целостной человечес-кой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интел-лектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспе-чивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы по-ведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкрет-но-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сфе-ры деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, фи-лософии, науки и т. д. Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству.

 

Подходы к определению соотношения культуры и цивилизации

В основном сущ-ют 3 подхода к определению соотношения культуры и цивилизации. В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге " Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности.

Культура

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

Американизация

Американизация — влияние США на поп-культуру, бизнес-модели, язык и политику других стран.

Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся во второй половине XX века влиянием США в мире. Голливуд выпускает бо́ льшую часть фильмов для мирового проката. В США берут своё начало мировые корпорации: Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter& Gamble, Pepsi и многие другие. McDonald's из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, журналом The Economist анализируется покупательная способность разных валют (Индекс Биг-Мака).

Другие страны тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами.[8]

Вестернизация — это распространение западных ценностей по всему миру.

Наиболее широко распространены либеральная идеология и рыночная экономика. Страны усваивают западные ценности на основе своих национальных особенностей. Это понятие тесно связано с глобализацией, так как является ее прямым следствием. Наряду с положительными качествами: борьба за права человека, распространение прав и свобод человека, имеет и отрицательные: распространение экономического кризиса, экологических проблем.

 

Объект и предмет, структура и функции культурологии (воспитательная, прогностическая, познавательная, мировоззренческая, информационная и др.)

Культурология — это наука о культуре, и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Объектом культурологии являются:

· культурные аспекты различных областей общественной жизни;

· выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов;

· анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

Предмет культурологи:

· объективные закономерности культурного процесса, как мирового, так и национального;

· памятники и явления материальной и духовной культуры;

· факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

В ее структуре выделяют следующие составляющие:

Объект; Предмет; Содержание; Категории; Принципы; Методы; Законы; Функции.

Содержание культурологии как науки представлено следующими аспектами:

анализ культуры как системы культурных феноменов;

выявление типов связей между элементами культуры;

разрушение проблем социокультурной динамики;

исследование ментального содержания культуры;

исследование типологии культур и культурных единиц;

исследование культурных кодов и коммуникаций.

 

Категории культурологии. Категории это основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов явлений действительности.

 

Среди категорий культурологи выделяют следующие:

категории социальных и гуманитарных наук;

категории наук, находящиеся на стыке с культурологией;

собственные категории (культура, цивилизация, культурная картина мира, менталитет, ментальность и т.д.)

 

К принципам изучения культуры относят два: это принцип культурно-исторического подхода, означающий что, все явления, события, факты культурного процесса должны рассматриваться в контексте соответствующего периода и тех условий (социальных, политических, нравственно-психологических и т.д.), в которых они происходили; и принцип целостности - изучение любого этапа, периода в развитии культуры должно непременно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культурного процесса

 

К методам изучения культуры в культурологии относят:

· историко-типологический (диахронический, синхронический), позволяет вычленить в развитии культуры устойчивые типы, проследить их субординацию, историческую динамику;

· историко-генетический, связан с рассмотрением того или иного культурного феномена в контекстах его пространственно-временных изменений;

· сравнительно-исторический, нацелен на сопоставление различных культур или отдельных феноменов, структур, явлений культуры;

· структурно-функциональный, позволяет не только исследовать стабильные элементы, обеспечивающие специфику структурных систем культуры, но и те функции, которые выполняет культура в целом или ее отдельные элементы;

· семантический, изучает культуру как знаковую систему;

· феноменологический, это исследование априорных структур человеческого существования, культуры;

· герменевтический, истолкование смыслов трудно интерпретируемых текстов. Особое значение имеет обращение к понятию " текст". (учение о принципах интерпретации, искусство понимания как постижение смысла и значения)

Также используются такие методы, как:

 

1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

 

2. Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

 

3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

 

4. Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

 

5. Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

 

6. Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил французский критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

 

7. Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

 

8. Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

 

В исследовании культуры придерживаются законов развития культуры:

· Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества, она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества, все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающей собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потеря культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества;

· Закон взаимодействия и сотрудничества различных культур. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по своему выражали собственное понимание мира, его освоение( Китай и Запад, Христиане и мусульмане) и т.д. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, неповторимость, в тоже время они являются составными частями единой целостной общности, всего человечества, единое развитие которого обеспечивается общими закономерностями, одинаковым характером социологических законов, действующих в различных обществах. Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы;

· Закон преемственности в развитии культуры. Культура - это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений, точнее 1200 поколений рода человеческого. Там где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык, колесо и жилище, искусство и науку и т.д. Преемственность - основа развития культуры, а потому так же отражает ее важнейшую объективную закономерность;

· Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Каждой исторической эпохе присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох происходит изменение типов культуры - одни уходят, другие приходят на смену им, так проявляется прерывность в развитии культуры.

Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть присутствующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Поэтому: прерывность носит относительный, а непрерывность абсолютный характер.

 

Функции культурологии:

1) воспитательная – культурология воспитывает в человеке положительные социальные потребности, формирует идеалы, к которым он стремится, совершенствует внутренний мир человека и при этом организацию общества в целом.

2) прогностическая – культурология, опираясь на свои методы познания, изученный и обобщенный культурно-исторический опыт и закономерности, формулирует рекомендации в отношении дальнейшего развития общества, предполагает появление новых направлений развития культуры и общества.

3) познавательная – с помощью культурологии обеспечивается возможность познания культуры в ее историческом развитии, законов ее развития. С помощью культурологии можно познать как культуру прошлого, так и культурные явления имеющие место в настоящем.

4) мировоззренческая – изучение культурологии, культуры формирует у человека определенные взгляды на окружающий мир, развивает определенное миропонимание, мировоззрение, идеалы, нормы поведения и мышления.

5) методологическая – культурология, используя общенаучные методы познания, разрабатывает и применяет для наиболее полного и всестороннего изучения культурных явлений специфические методы познания.

6) информационная – культурология накапливает и содержит знания о культуре с древнейших времен до наших дней.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь