Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепция культуры К.Юнга (коллективное бессознательное, архетипы, отношения культуры и личности)



Культурологические идеи К.Юнга

 

Карл Густав Юнг (1876-1961) - представитель психоаналитического направления в изучении культур, однако его способ исследования культур отличается от концепции Фрейда отказом от пансексуализма и разработкой содержания понятия «коллективное бессознательное».

Основные темы в аналитической теории Юнга - это проблема соотношения мышления и культуры, пути развития культур на Западе и Востоке, роль биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов и анализ мистических явлений в культуре (выяснение значения мифов, сказок, преданий, сновидений).

 

Архетип

Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное Бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного Человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, архетип как таковой — это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов.

Юнг начал разработку понятия архетипа в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его малообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом, его появление в мыслях или Фантазиях больного должно было представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Впоследствии Юнг исследовал архетипический мир посредством тщательного анализа своих собственных сновидений и фантазий.

К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость.

Упомянутые архетипы, как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини. Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый архетип может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, Мудрость, Духовность, Моральную добродетель, разрушительность и т. д. Другие архетипы, которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора. Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные архетипы, но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно.

 

Критически переосмысляя идеи Фрейда, Юнг создал учение о «коллективном бессознательном» человечества, которое является своего рода хранилищем опыта всех поколений людей. Это родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия. По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Будучи недоступным непосредственному наблюдению, «коллективное бессознательное» оказывает мощнейшее воздействие на культуру, преимущественно через свои «архетипы» (праобразы, изначальные образы), проявляющиеся в фантастических видениях, религиозной символике (крест, свастика, звезда и т.п.), мифологии. Архетипами «коллективного бессознательного» Юнг называл познавательные модели и образы (образцы), которые всегда сопровождают человека и являются в определенной степени источником мифологии. Например, архетипом является жажда любви, которая не связана изначально с каким-то конкретным образом или человеком. Существует архетип «священное», проявляющийся как чувство чего-то всемогущего, таинственного, ужасающего и в то же время неодолимо притягивающего и обещающего полноту бытия. Этот архетип выражен в самых разнообразных представлениях и символах, в образах богов различных религий.

Самое существенное отличие Юнга от Фрейда в анализе культуры заключается в том, что у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно, а у Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга, и оба они есть источник культуры.

Юнг уделил значительное внимание анализу проблемы «мышление и культура». Он утверждал, что есть два типа мышления: логическое и интуитивное. Логическому отдает приоритет европейская (западная) культурная традиция. В традиционных же обществах логическое мышление развито слабее, здесь мышление осуществляется не в словесных рассуждениях, а в виде потока образов. Интуитивное мышление непродуктивно для развития современной индустриальной культуры, однако оно незаменимо для творчества, мифологии и религии. Интуитивное мышление необходимо человеку, ибо оно устанавливает баланс между сознанием и «коллективным бессознательным». В традиционных культурах высоко ценится опыт сновидений, видений, галлюцинаций и ритуалов с экстатической составляющей, дающих возможность вступить в контакт с «коллективным бессознательным» и удерживать равновесие сознательного и бессознательного.

Важнейшим положением концепции К.Юнга стало раскрытие категории «коллективного бессознательного» как наследуемой структуры психического, представляющей собой совокупность архетипов.

 

Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное — за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Также — сумма проявлений, объединяющих людей единой общности.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

Термин введён психиатром Карлом Юнгом в 1916 году в статье «Структура бессознательного» («Ü ber das Unbewuß te und seine Inhalte», CW 7)[1][2]и является центральным понятием аналитической психологии. Позднее заменен им на более точный термин «объективная психика», а впоследствии на «трансперсональное бессознательное».

 

В понимании Юнга содержание коллективного бессознательного - это не только осадки архаических способов функционирования людей, но и осадки функционирования животного ряда предков. В отличие от индивидуального, личного бессознательного, состоящего из содержаний, которые некогда были сознательными, но в силу вытеснения исчезли из сознания, коллективное бессознательное характеризуется тем, что его содержания никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, а обязаны своему существованию всеобщему унаследованию.

В докладе «Понятие коллективного бессознательного», прочитанном Юнгом в Обществе Абернети (Англия) в 1936, и в ряде последующих его публикаций в той или иной степени изложены представления о коллективном бессознательном. Согласно этим представлениям, коллективное бессознательное можно охарактеризовать следующим образом:

оно развивается не индивидуально, а получено по наследству;

состоит из архетипов как неких предсуществующих форм, являющихся моделью и образцом инстинктивного поведения;

включает в себя продукты архаической природы, т.е. содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же;

идентично у всех людей и тем самым образует всеобщее основание душевной жизни каждого;

имеет мифологические по своему характеру содержания;

состоит из образов, не имеющих кровной или расовой наследственности, а принадлежащих к человечеству в целом;

является хранилищем реликтовых остатков и воспоминаний о прошлом;

представляет собой единую для всех подоснову, на которой сохраняется нерасторжимая целостность и фундаментальная идентичность;

вбирает в себя такие содержания, которые не могут быть объектом произвольного намерения и не подвластны контролю со стороны воли;

может активизироваться в большой социальной группе, в результате чего возникает коллективное помешательство - духовная эпидемия, способная привести к революции, войне, катастрофе.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь