Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возрождение и реформация- две формы обновления западноевропейской культуры



МЕТОДИЧКА)Возрождение и Реформация - две формы обновления западноевропейской культуры.

Завершение средневековья — не единовременный акт, а относительно длительный переходный период. Начало перехода связано с двумя культурными феноменами — Возрождением и Реформацией. Возрождение знаменует собой светскую форму обновления, Реформация — религиозную.

Изучение первого вопроса надо начать с выяснения сути понятий “Возрождение” и “Гуманизм”. Говоря о Возрождении, важно подчеркнуть, что это не собирание старых руин, а новое строительство. Далее следует разобраться с хронологией эпохи Возрождения (см.: Культурология / Под ред. Г. В. Драча, с. 214—215).

Базой Возрождения был ренессансный город — город ремесленников, торговцев, мореплавателей. С городом связано утверждение индивидуализма, становление новой картины мира (гелиоцентрическая концепция мироздания, новое отношение к труду, изменение представлений о времени и пространстве).

Идейной основой Возрождения стал гуманизм. Это новая “Вера”, примиряющая мирское и небесное, смещающая центр с Бога на Человека. Говоря о Возрождении и Реформации, следует рассмотреть становление и развитие гуманизма, рассказать о тех деятелях, которые наиболее полно выразили его черты (см.: Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой, с. 188—196).

Искусство в эпоху Возрождения было главным видом духовной деятельности. Наиболее полно идеи Возрождения выражали архитектура, скульптура, живопись. Важной чертой ренессансной культуры стала тесная связь науки и искусства. Следует проанализировать искусство раннего и Высокого Возрождения (см. указ. соч. Н. А. Дмитриевой).

Реформация — широкое движение, направленное на обновление христианства. Результатом Реформации стал новый вариант христианского вероисповедания — протестантизм. Раскрывая суть нового религиозного учения, в основе которого лежат процессы индивидуализации религиозного сознания, следует проанализировать его принципы: а) спасение личной верой; б) Священное Писание — единственный источник истины; в) свобода самостоятельного толкования Священного Писания (см.: Культурология / Под ред. А. А. Радугина, с. 257—267; Культурология / Под ред. Г. В. Драча, с. 233—248).

Непосредственным итогом Реформации явился новый тип человека с новым отношением к жизни и самому себе. Этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации.

Для подготовки этого вопроса нужно также обратиться к материалам рекомендованных учебников.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Завершение средневековья - не единовременный акт, а относительно длительный переходный период. Его начало связано с двумя культурными феноменами - Возрождением и Реформацией. Возрождение знаменует собой светскую форму обновления, Реформация - религиозную.

 

 

(по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи

Первоначально так называли возрождение основных ценностей и художественной культуры классической античности. В классических формах Возрождение сложилось вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. Эта эпоха связана с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания.

 

 

• Зародилась в Италии в середине XIV в.

• Светский характер культуры;

• Антропоцентризм;

• Интерес к античной культуре;

• Гуманизм: в центре внимания знания о человеке и обществе.

• Отказ от аскетизма, прославление земной жизни.

• Возрастает роль художника

• Утверждается реализм

• Портрет, историческая живопись, пейзаж

Аскетизм – ограничение или подавление

естественных желаний, отказ от роскоши,

от радостей жизни.

Важно подчеркнуть, что Возрождение это не собирание старых руин, а новое строительство.

 

 

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. Это новая “вера”, примиряющая мирское и небесное, смещающая центр с Бога на Человека.

 

Основоположниками гуманизма в Италии считаются Петрарка и Боккаччо — поэты, ученые и знатоки древности. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

 

Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.

 

Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени.

 

Возрождение делят на 4 этапа:

1)Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

2)Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)

3)Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

4)Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

 

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения.Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год).Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

Искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто.

 

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В это время формируется научная картина мира, зарождается экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем обосновывается гелиоцентрическая система. Кроме того, совершаются открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана.

Искусство - Донателло, Мазаччо, Боттичелли

 

 

Высокое Возрождение. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II. Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку. Представители: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Франсуа Рабле.

 

Позднее Возрождение. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. В этот период обнаруживается кризис гуманизма Представители: Шекспир, Сервантес.

Искусство в эпоху Возрождения было главным видом духовной деятельности. Наиболее полно идеи Возрождения выражали архитектура, скульптура, живопись. Важной чертой ренессансной культуры стала тесная связь науки и искусства.

 

 

Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Эта эпоха самоутверждения человека и его безграничных возможностей. Достижения эпохи Возрождения определили развитие всей европейской цивилизации на многие годы.

 

РЕФОРМАЦИЯ

Реформа́ ция (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной иЦентральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то времяфеодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

 

Протестантизм — третья после православия и католицизмаразновидность христианства, возникшая в результате Реформации — широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже католической церкви.

 

принципы: а) спасение личной верой; б) Священное Писание — единственный источник истины; в) свобода самостоятельного толкования Священного Писания

 

первым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Этот принцип был противопоставлен католическому принципу об оправдании делами, согласно которому каждый жаждущий спасения должен делать все, что нужно церкви, и прежде всего содействовать ее материальному обогащению.

 

вторым основным принципом протестантизма является признание исключительного авторитета Библии. Любое христианское вероисповедание признает Библию в качестве основного источника Откровения. Однако содержащиеся в Священном Писании противоречия привели к тому, что в католицизме право трактовать Библию принадлежало только священникам.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь