Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1.Роль и специфика гуманитарного знания. Культура как область гуманитарного знания



Вопрос 3. Базовые эл-ты культурной сис-мы(ценности, нормы, идеалы). Ценности, их определение, классификация.

Базовыми элементами культуры являются: ценности, идеалы и нормы, т.е рационально-продуманные конструкты, регулирующие человеческое поведение.

 

В объектах культуры заложены ценности(блага). Сами ценности не представляют собой действительности.

Ценности-убеждения людей, относительно целей, которым должен стремиться человек. Ценности возникают в результате осмысления человек значимости для него тех или иных объектов(материальных или духовных).

 

Ценности можно разделить на 3 группы:

 

1) Общезначимые-аксиоматические воспринимаемые ценности. По большей части носят индивидуальный характер и необходимы для целостности культурной системы.

2) Релятивые(относительные)-ценности, которые возникают на том или ином этапе развития, в зависимости от того, что на данный момент наиболее важым считает общество.

3) Индивидуальные-их человек создает сам для себя, исходя из личного опыта и мироощущения.

(1 группа ценностей-сохранность культурной системы, 2, 3-за ее развитие, изменение)

 

Классификация ценностей на основании выделения сфер жизни, в кот они реализуются:

 

1) Витальные: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни. Уровень потребления, экологическая безопасность

2) Экономические: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость.

3) Социальные: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость.

4) Политические: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир.

5) Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим.

6) Религиозные: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание.

7) Эстетические: красота, гармония, стиль и т.д.

 

Ценностное сознание определяет нормы, принимаемые людьми той или иной социальной общности.

 

Нормы-стереотипы мыслей и действий, воплощенные в реалиях человеческой мысли, различных ее проявлениях.

Культурные нормы-определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они складываются, утверждаются в обыденной жизни общества.

 

Нормы:

1) Субкультура-свойственна отдельным группам людей

2) Универсальные-для больших культурных общностей

 

Идеал-высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления — образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал); высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал); совершенство в отношениях между людьми (этический идеал); наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал).

 

Вопрос 4. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный), - синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; степень и характер развития культуры определённых эпох и народов.

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно свести к трем основным.

В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге " Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику. Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

Русская культура: специфика формирования, «узкий» и «широкий» подходы к определению понятия культура России. Два направления, по которым выстраиваются культурологические концепции относительно русской культуры.

Культура России – культура славянского народа, сложившаяся вначале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в 8-13 вв.), а с 14 в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусскими культурами. В этом изначально и наиболее характерном для русского культурного самосознания осмысления является определяющей мысль о временном, локальном и сущностном единстве российской культуры и о е определенном своеобразии среди культур других европейских народов

Существует и два иных подхода в определении понятия «культура России» - сужающее и расширительное. Первое настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России. С другой стороны, набирает силу (особенно в настоящее время) представление о культуре России как совокупности множества различных национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой.

 

Культура России в ее становлении и развитии охватывает период примерно с 8 в. по настоящее время. Примерно до 11-12 в. русская культура складывалась в условиях государственной консолидации, объединения восточно-славянских племен (Киевская Русь) перед лицом внешней опасности (Хазарский Каганат, норманны-викинги) и из-за внутренних распрей-беспорядков. Имело место также духовно-культурное воздействие на язычников-славян со стороны христианского мира, прежде всего Византии – самого развитого в культурном отношении государства в тогдашнем мире. Христианизация Руси в конце 10 в. стала решающим рубежом в оформлении древнерусской культуры – с ее письменностью, книжностью, образованностью, с выдающимися памятниками архитектуры и живописи, богословской, исторической и художественной литературы.

После 13 в. единая древнерусская культура развивается по 3 основным руслам (Украина, Белоруссия, Великороссия), сохранив первоначальный «византийский след», но одновременно оказавшись в постоянном и долгом контакте-взаимодействии со степным Востоком (Золотая Орда) и католическим Западом (Ливонский Ордер, Польша).

Расцвет российской культуры 14-16 вв. (эпоха Московского царства) прерывается Смутой, знаменовавшей, однако, резкий подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания. С 17 в. и до наших дней продолжается «новый период» в развитии русской культуры – период «европеизации» и одновременно «универсализации», неуклонного нарастания секуляризма (вплоть до «атеизации» в советское время) и одновременно к возврату к христианству и православной духовности (в настоящее время).

 

Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток-Запад. Проблема Восток-Запад-Россия впервые была заявлена П. Я. Чаадаевым. В полемике западников и славянофилов была предпринята «прописать» российскую историю и культуру во всемирно-историческом духовном наследии. Первые утверждали, что Россия принадлежит европейской культурно-исторической традиции. Вторые рассматривали Россию как самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному восприятию истин христианского мировоззрения. Аспект российской самобытности в теории славянизма был усилен Н. А. Данилевским, отвергавшим антитезу Восток-Запад и развивавшим идею существования особых и самостоятельных культурно-исторических типов. При этом русская культура рассматривалась как основа нового, формирующего и переходящего в стадию циливизации славянского типа.

 

Вопросы 21.Особенности русской культуры 19 века.

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Города стали основными культурными центрами. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению.

Архитектура и скульптура. Конец 18 и начало 19 вв. - это эпоха классицизма в русском зодчестве. Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. 1)Еще в середине 18 в. Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города. Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возникновения здания Адмиралтейства по проекту Андрея Дмитриевича Захарова (1761-1811). Принципиальное значение имело возведение в начале 19 в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В 40 - 50-е годы 19в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805-1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Еще одна работа Клодта - памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади.

2)Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр, Александровский сад и Манеж (архитектор О.И.Бове, инженер А.А.Бетанкур), Опекунский дворец на Солянке (архитектор Д.И.Жидярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому - произведение Ивана Петровича Мартоса(1754-1835).

В целом, московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа.

Русская живопись. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

 

Два замечательных портретиста своего времени - Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) - Оставили нам прижизненные портреты Пушкина. В первой половине 19 в. в русскую живописи входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян.

Театр и музыка. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями. Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале 19 в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф.Шиллер, В.Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н.В.Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И.Фонвизина и И.А.Крылова. В 30 - 40-е годы 19 в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» - сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин.

Впервой половине 19 в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев).

Литература. В литературе первой половины 19 века закладывались те основополагающие принципы, которые определяли её дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания. На рубеже 18-19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому методу пришел Г.Р.Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В.А.Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели-декабристы (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А.Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Во второй четверти 19 в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин (роман «Евгений Онегин»). В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова отчётливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем её многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

 

Вопрос 1.Роль и специфика гуманитарного знания. Культура как область гуманитарного знания

Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают мир человека, который дополняет собой мир природы.

Предметом гуманитарных изысканий, как правило, является уникальное, неповторимое, что чаще всего связано с понятием личности, когда она (личность) выделяется из среды, способна совершать выбор. Это проблемы внутреннего мира человека.

Принципы гуманитарных учёных:

1. Объекты исследования не обязательно существуют реально.

2. Не обязательно должны быть наблюдаемым.

3. Формализация приведёт к разрушению знания (превращение стихи в прозу-разрушение).

Социальное познание, как и познание природных явлений, строится на противопоставлении объекта и субъекта знания, в результате которого возникает активное отношение субъекта к объекту, стремление представить и выразить некую объективную реальность в сознании (знании) человека.

Объектом социально-философского знания (познания) выступает общество, все многообразные проявления, объективной для познающего субъекта, жизнедеятельности людей. Роль объекта в структурировании социального познания, в определении направлений развития познавательного процесса, в возникновении различных его типов, форм и уровней весьма значительна. Различая объекты социального познания (мораль, право, воспитание), мы тем самым выявляем и научные дисциплины, которые их изучают (этика, правоведение, педагогика).

Субъект социального знания (познания) - человек, который целенаправленно отображает в своем сознании (чувствах и мыслях) объективно существующую реальность общественного бытия.

Социальное познание можно охарактеризовать как движение субъекта к объекту, его воспроизведение в идеальных образах. Однако, как известно, всякое движение включает в себя момент покоя. Именно поэтому и познание - это диалектическое единство прерывного и непрерывного. С одной стороны, социальное познание - непрекращающийся процесс постижения действительности, а с другой стороны - достижения познающей деятельности воплощаются в определенных результатах, которые фиксируются в знаковых системах (естественных и искусственных языках).

Процесс социального познания всегда осуществляется в ходе общественно-практической деятельности - реальных действий по сохранению или изменению условий существования. социальное познание - это сфера достижения знания, присущая всякой деятельности человека. Социальное познание человека, направленное на постижение закономерностей своего бытия в обществе, вместе с тем имеет ряд специфических особенностей.

Специфика гуманитарно-социального знания:

Во-первых, в социальном познании познающему субъекту приходится постоянно сталкиваться со сложным миром субъективной реальности, с человеческой активностью, способной существенно влиять на первоначальные установки и ориентации познающего. Следовательно, в каждый данный момент всякий человек может выступать как субъект, активно действующий и потому познающий действительность, но одновременно и как объект познания и практики.

Во-вторых, делая объектом познания общество, человек познает и свою собственную деятельность, воплощенную в различных формах культуры.

В-третьих, в познании социальной действительности нельзя не учитывать многообразие различных ситуаций общественной жизни людей. Эти ситуации зависят от времени и от пространственной локализации, от природных (географических), социокультурных, психофизиологических и прочих многоразличных факторов.

В-четвертых, социальное познание ориентировано на человека, группу людей, историческую ситуацию, которые всегда индивидуальны, особенны и уникальны в своем становлении, существовании и изменениях.

В-пятых, социальное познание практически всегда ценностно окрашено, оно пристрастно к полученному знанию, ибо сплошь и рядом затрагивает интересы и потребности людей, которые из-за различий жизнедеятельности и интересов руководствуются разными установками и ценностными ориентациями в организации и осуществлении своих действий.

Научное познание - это процесс, который включает в себя два важных момента: 1) сбор информации об объекте путем наблюдения и размышления над ним; 2) организация информации, создание ментальных структур (" фреймов", как часто сейчас говорят). Это значит, что научное познание всегда связано с анализом и синтезом полученной информации,

Гуманитарное знание многомерно. Оно включает в себя разнородные компоненты:

НАУКУ - знания, подобные естественным: объективные, безличные, открывающие законы, которые устанавливают сущностную связь между группами явлений (Отметим только, что законы гуманитарного знания, указывают на связь условную, на возможность определенных последствий того или иного состояния вещей);

ИСКУССТВО, - понимаемое как постижение мира человека художественными средствами в его неповторимой индивидуальности;

СОЦИАЛЬНУЮ РЕФЛЕКСИЮ - размышления над миром человека, над его историей, - размышления, в которых научные методы сочетаются с мастерством художника.

Гуманитарные знания, даже выраженное в научной форме, содержат в себе личностные характеристики исследователя. Они всегда субъективны (субъективный - здесь личностный). Гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей и их потребителей. Гуманитарные знания всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени.

Гуманитарное знание отличается от естествознания не только предметом и способом изучения, но и конечным продуктом. Наряду с монографиями и учебниками гуманитарное знание представлено в творениях искусства, в философских трактатах, исторических описаниях. Неразрывная связь гуманитарного знания с художественным творчеством проявляется в том, что гуманитарные науки иные, нежели естественные. Они не могут претендовать на полное знание о мире человека, толкуя об общем и будучи не в состоянии постичь индивидуальное.

Продукт гуманитарной науки несет в себе отпечаток личностных свойств исследователя, его культуры, его социальных инстинктов, его художественных способностей.

Появление новой гуманитарной научной дисциплины - всегда ответ сообщества ученых на потребность общества. Последняя возникает тогда, когда какая-нибудь сторона человеческого мира становится проблемной, выходит из-под общественного контроля, порождает новые конфликты, разрастается до непривычных, угрожающих размеров.

Выделение культурологии в отдельную научную дисциплину происходит в XX веке. Причины этому следует искать в новой культурной ситуации.

Kультура является предметом культурологии в ее развитии, в различных формах, видах, в ее функционировании. Причем, культура понимается:

o как сложное образование, вбирающая в себя искусство, систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д.;

o как целостное образование, в котором все его составляющие объединены системными связями;

o как образование, меняющееся во времени и пространстве;

o как образование всеобъемлющее по отношению к миру человека с его артефактами, практикой и институтами.

Культурология - компонент гуманитарного знания, прежде всего его научной части.

Она обладает собственным языком, называемым понятийным аппаратом. В рамках культурологии сложилась собственная система терминов - слов, имеющих строго определенное значение. Эти слова заимствованы из разных источников: из иных отраслей знания: философии, социологии, истории; из языка повседневной жизни - и потому очень важно найти их культурологическое содержание, договориться об однозначном употреблении и понимании.

У культурологии есть и собственные методы изучения. Они входят в технологию получения гуманитарного знания и включают в себя: наблюдение, истолкование, проверку, наконец, включение в большую теорию.

Вместе с тем, культурология как наука производит знание, претендующее на всеобщность и объективность, то есть на то, чтобы исключить из продукта исследования проявление личностных свойств ученого, что противоречит коренному принципу изучения культурологии: вживанию в предмет исследования.

Культурология как наука стремится к открытию закономерности развития мира человека, к обнаружению некоторых обезличенных, повторяющихся связей между явлениями - стало быть, индивидуальные черты культуры, штучные творения человеческого гения ей интересны лишь в той мере, в какой они раскрывают общие тенденции и системные характеристики.

Вопрос 2. Становление понятия «культуры». Научные определения культуры. Адаптивный и деструктивный подходы.

Слово «культура», происходящее от лат. «culture», первоначально означало возделывание, обработку почвы. Впоследствии этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. «возделывание человека». Принято считать, что слово «культура» в качестве самостоятельного понятия было впервые употреблено нем. Правоведом Самюэлем Пуфендбордом(1632-1639). Он назвал культурой общественное состояние, противоположное естественному (цивилизации).

Понятия слова «культура»:

1. Бронислав Малиновский: социальное наследие есть ключевое понятие культурной антропологии. Обычно оно называется культурой.

2. Эдвард Сепир: культура означает любой социально унаследованный элемент человеческой жизни - как материальной, так и духовной.

3. Ральф Линтон: социальное наследие называется культурой.

4. Рут Бенекдит: культура есть социалогический термин, обозначающий научаемое поведение.

5. Джулиан Стюард: культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально.

6. Эллисон Дэвис: культура может быть определена как все поведение, вырабатываемое индивидом в процессе приспособления к группе.

7. Кларк Уисслер: культура есть определенный комплекс взаимосвязанных идей.

8. Джеффри Горер: культура, в антропологическом смысле слова, есть общие для членов общества паттерны (стереотипы) научаемого поведения.

Подходы:

• адаптивная точка зрения учитывает, что человек никогда не прекращает процесса адаптации к окружающей среде (приспособление выводится в качестве неотъемлемой части существования в принципе) — соответственно, принимается во внимание тот факт, что индивидуумы меняются под влиянием физического и социального окружения

• Адаптивными называются такие модели, в которых культура представляется ее исследователям как система, позволяющая человеку приспособиться к жизни

•.Деструктивными называются модели, в которых культура понимается как система, враждебная для человека, подавляющая его свободу, личностные качества и, в конечном счете, угрожающая его существованию или же разрушающая природу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь