Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Реалистическое направление в культуре 19 века



Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм. Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др.). Однако только в XIX веке он превращается в целостную систему взглядов на мир, в устойчивый принцип, который последовательно проводился художником в каждом жесте, позе, композиции.

Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.

В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни.

В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией, которая, как и он, отображает типичные закономерности поведения людей, но делает это по-своему — на основе статистических обобщений.

Реалистическая традиция имеет давнюю историю в культуре. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникают в 20-е годы XIX века, его значение усиливается к середине столетия, когда это направление становится господствующим в европейской культуре. Реализм XIX века принято называть критическим реализмом.

Критический реализм базируется на следующих принципах:

  • объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала («Природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты; они могут оставаться непонятными для зеркала, которое бессознательно их воспроизводит», - писал Стендаль, а Бальзак продолжает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать! »);
  • воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации (по Бальзаку, художник не простой летописец своей эпохи, а исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт);
  • жизненная достоверность изображения («в формах самой жизни»);
  • преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (в их связанности и противостоянии);
  • критика материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации.

Как направление реализм складывается в 30-е гг. 19 в. Реализм возник как реакция на романтическое искусство. Разочарование в революции – толчок к возникновению нового метода. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, - главный принцип реализма. Реализм первоначально не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства.

Реализм имеет свои философские предпосылки – философия позитивизма – необходимость существования позитивных, научных знаний. Позитивизм предполагает рассматривать проблему человека и общества (развитие социологии).

Художественные предпосылки – литература просвещения. Реализм на первый план выдвигает идею понимания действительности, отвергает двоемирие. Действительность как материя, полнота окружающего мира, реалисты стремятся показать множественность действительности. Взаимодействие человека с действительностью всегда существует независимо от воли человека. Человек не может быть противопоставлен действительности (как у романтиков).

Реалисты, как и романисты, критикуют действительность, но критика основана на анализе, на научном подходе. Важна категория правды. Истина – одна, правды много. Реалисты предлагают этический идеал, новую концепцию истории – актуальность, злободневность. История понимается как становящееся событие, которое происходит здесь и сейчас, человек становится участником событий, художественно создает хронику своего времени.

Характерна новая концепция героя: типическое и индивидуальное. Акцент на типичность. Персонажи – индивидуальность – своя внешность, поведение и т.д.

Характерен процесс дегероизации, подчеркивается обыденность, повседневность.

Характерно обращение к крупным жанрам: история живопись, бытовая.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIXв. после революции 1848 г. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно.

Ж.Ф. Милле (1814-1875) в своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»), Гюстав Курбе (1819-1877) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах Орнане» - значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов («Потрет Шопена»). Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане (1832 - 1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нина»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции. Сильнейшая страница в истории французского критического реализма - его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» - об одиночестве человеческого существования.

Расцвет английской живописи приходится в XIXв. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тернер (1775-1851). Смелые по колористическим и свето-воздушным исканиям, с искаженной масштабностью объектов, его картины являются как бы предшественниками импрессионизма («Дождь, пар и скорость»). Он прославился также и как исторический живописец, создавший пейзажи с мифологическими или историческими сценами («Сад Гесперид», «Диана, строящая Карфаген» и др.).

Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля (1776-1837), одного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы. Он впервые ввел в обиход живописцев XIXв. этюды. Лучшие его работы - «Телега для сена, переезжающая брод», «Прыгающая лошадь», «Хлебное поле» и др. Дж. Констебль сыграл важнейшую роль в развитии европейской пленэрной живописи.

39. Реализм в русской литературе и искусстве

В литературе
Реали́ зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.
Реализм зарождается в период господства романтизма, и в 1830-е годы романтизм и реализм сосуществуют, обогащая друг друга. Но в начале 1840-х годов, а затем в 1850-е годы реализм выдвинулся на первый план в литературном развитии.
Главным героем реализма стал «средний», обыкновенный человек, герой будней и повседневности. Писатели-реалисты изображают человека многосторонне. Они рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях сформировался тот или иной герой произведения. Это умение дать типичные характеры в типичных обстоятельствах и является главной чертой реализма. Типичными мы называем такие образы, в которых наиболее ярко, полно и правдиво воплощены важнейшие черты, характерные в определённый исторический период для той или другой общественной группы или явления. В типических образах писатель-реалист отражает не только те черты, которые наиболее распространены в определённое время, но и те, которые только начинают появляться и развиваются полностью в будущем.

В формировании русского реализма в начале XIX века большую роль сыграли Крылов и Грибоедов. Крылов стал создателем русской реалистической басни. В баснях Крылова глубоко правдиво изображена жизнь крепостнической России в её существенных чертах. Идейное содержание его басен, демократическое по своей направленности, совершенство их построения, замечательный стих и живой разговорный язык, развитый на народной основе, — всё это явилось крупным вкладом в русскую реалистическую литературу и оказало воздействие на развитие творчества таких писателей, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь и другие.

Грибоедов своим произведением «Горе от ума» дал образец русской реалистической комедии.Но подлинным родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества в самых разнообразных литературных жанрах, был великий народный поэт Пушкин.

Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием жизненной правды: стихийный реализм древних литератур, реализм Возрождения, просветительский реализм, «натуральная школа» как начальный этап развития критического реализма в XIX в., реализм XIX—XX вв., «социалистический реализм»

 

Основные черты реализма:

Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности;

Правдивое отражение мира, широкий охват действительности;

Историзм;

Отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира;

Отражение связи человека и среды;

Типизация характеров и обстоятельств.

Писатели-реалисты в России. Представители реализма в России: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. А Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.


Реализм в русской живописи
Реализм в живописи активно развивался во Франции, Великобритании, России, Италии, США 19 века. Живописцы этой эпохи изображали реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавали на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин.
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877). открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.

Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями (в России – передвижничество).

Художник-реалист не является бесстрастным документалистом своей эпохи, не способным на художественный вымысел. Поэтому ему не чужды приёмы условности: гротеск, аллегория символ, фантастика. По отношению к своему герою художник-реалист часто занимает позицию стороннего наблюдателя, что вовсе не исключает авторского сочувствия, иронии или осуждения.

Русский реализм зачастую называют критическим реализмом, основателем которого принято считать Ивана Ивановича Шишкина. Критиковалась политика, бедствия и страдания обездоленного народа, система нравственных отношений и жизненная философия власть имущих.

В 1869 году Г.Г.Мясоедов выступил инициатором создания Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Своей идеей Мясоедову удалось увлечь Перова, который в эти годы пользовался огромным авторитетом. Пылким сторонником нового начинания стал Саврасов и целый ряд других московских художников-реалистов. Мясоедов заручился содействием Крамского, который сплотил под знаменем Товарищества немало художественной молодежи Петербурга. В 1870 году в Петербурге было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок».

В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы.

 

Реализм России, представители: Васнецов («Алёнушка», «Царь Иван Грозный», Мясоедов («Косцы», «Земство обедает»), Серов («Девушка, освещённая солнцем», «Девочка с персиками») Репин («Бурлаки на Волге», «Крёстный ход в Курской губернии»), Шишкин («Утро в сосновом бору», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес»), Маковский, Перов («Тройка», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале», , Федотов («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста»), Куинджи «Ночь на Днепре», Саврасов («Грачи прилетели», этюд «Весна»)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3556; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь