Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура русского модернизма. Философия и эстетика русского модернизма.



· Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в русской эстетике " модерн" означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), то необходимо различать эти два понятия.

· Модернизм – это обозначение многих течений, направлений в искусстве, определяющих стремление художников отразить современность новыми средствами, совершенствующими, модернизирующими – по их представлению – традиционные средства в соответствии с историческим прогрессом.Он составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Подобно религиозному ренессансу, модернизм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, политической или какой-либо другой роли.

Модернистские течения в искусстве:

· Абстрактное искусство -направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Цель абстракционизма — достижение «г армонизации », с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. (Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова )

· Абстрактный экспрессионизм -движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей для полнейшего выявления эмоций.

· Авангард –категория-в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1-й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно-ироническом смысле) А. Бенуа для характеристики ряда участников выставки “Союза русских художников” (1910).

· Дадаизм -художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов.

· Кубизм - одно из первых направлений в искусстве авангарда.

· Постимпрессионизм (относят таких самобытных художников, как Сезанн, Ван Гог, Гоген, ) Объединяет художников -отталкивание от импрессионизма как от некоего фундамента, на основе которого начались их собств. художественно-эстетич. искания.

· Сюрреализм

· Фовизм -течение во французской живописи начала XX в. Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам, искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в.

· Футуризм

· Экспрессионизм - течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.

· Символизм

 

 

· Он выступил одновременно и против утилитаризма в подходе к искусству, и против академизма. Считал, что при утилитаризме искусство должно просвещать, воспитывать, обучать, вдохновлять на великие дела и поступки и тем самым оправдывать свое существование; а при академизме оно перестает быть живым, теряет свой внутренний смысл.

 

· Модернизм был призван для того, чтобы искусство уходило от этих двух крайностей. Оно должно быть " искусством для искусства", " чистым" искусством. Назначение модернизма заключается в решении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приёмов и средств самовыражения. Модернизм способен отразить весь внутренний духовный мир человека, всю сферу его чувств и страстей, его интимные переживания и мысли.

 

· Русский модернизм имеет заметные отличия от русского религиозного ренессанса. Если религиозный ренессанс тяготел к славянофильству и был озабочен поиском и сохранением русской самобытности, то русский модернизм охватывал европеизированную часть русской интеллигенции.

 

· Русский модернизм — явление закономерное, вызванное глубинными процессами русской культуры. Зрели вопросы дальнейшего развития русской литературы, необходимо было решить, как минимум, три важнейшие проблемы: отношение к традициям русской литературы, определение новизны содержания и формы, определение общего эстетического мировоззрения. Появилась необходимость, цитируя Валерия Брюсова, «найти путеводную звезду в тумане». В особенности это касается русского символизма, возникшего под прямым влиянием западного символизма. Как и западный, русский модернизм отмечен декадансом, упадничеством. Многие его представители увлекались мистикой, магией, оккультизмом, модными религиозными сектами. Русский символизм заявил о себе настойчиво и внезапно. В 1892 году в журнале «Северный вестник» была опубликована статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе», и долгое время она считалась манифестом русских символистов. В реализме, этом «художественном материализме» Мережковский видит «причину упадка» современной литературы.

 

· Представители творческой интеллигенции, подвергая критическому осмыслению существовавшие ранее художественные принципы, искали иных способов освоения мира. Все это были разные способы постичь мир, раскрыть в нем художественную правду, за явлением распознать сущность, за малым увидеть всеобщее. Эти поиски отчасти воплотились в символизме.

 

· Модернизм как философско-эстетическое явление имеет следующие стадии: авангардизм (между войнами), неоавангардизм (50-60-е гг.), что достаточно спорно, однако имеет основания, постмодернизм (70-80-е гг.)

· Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит во вторую половину ХХ века.

· Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям.

· Общие черты: утрата точки опоры, разрыв и с позитивизмом XIX века, и традиционным мировоззрением христианской Европы, субъективизм, деформация мира или художественного текста, утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника, формализм

· Крушение привычных устоев жизни в первую мировую войну повлекло за собой стремление обновить, переделать старое искусство, ибо оно уже не могло отвечать потребностям общества. Так возникают формалистические направление в литературе и искусстве: футуризм, дадаизм и сюрреализм и др. Они вырастают из общей социальной почвы, объективно отражая смятение человека, выбитого из привычной колеи событиями первой мировой войны. Он перестал понимать мир, прежде такой устойчивый и объяснимый. Какие-то неведомые силы бросили его в кровавую свалку народов, в кипящий водоворот событий. Он вышел из этой бойни уцелевший, но растерянный; Он только осознал, что все в мире не устойчиво. Реалистическое искусство на рубеже веков заметно меняло и проблематику, и способы изображения жизни. Оно по-прежнему исследовало взаимоотношения личности и общества, анализируя объективные причины, порождающие их враждебность. Однако оно все больше внимания уделяло психологии героев, сосредотачиваясь на глубинном изображении внутреннего мира человека, совершенствуя инструментарий обследования потаенных областей человеческой души, проникал в те области сознания, которые недостаточно подробно освещались реалистическим романом середины века.

 

· Сложная неустойчивая общественная атмосфера той эпохи была полна надежды и веры, которые несли демократические мыслители и художники, верящие в действенность исторического потенциала масс, но ее насыщали и настроения разочарования, неуверенности в прочности бытия, присущие философии и искусству декаданса.

· В 20-е-30-е гг. модернистская школа, провозгласившая главенство искусства над жизнью и проповедовавшая отказ от решения больших социальных проблем, была ярким выражением углубляющегося кризиса общества после первой мировой войны. Модернисты делают основной акцент на субъективном мире героев, стремятся изолировать человека от окружающей его социальной среды, объяснить присущие ему недостатки и пороки исконным несовершенством человеческой природы. Модернисты воспринимают жизнь как бессмысленный хаос.. Дадаизм - бунт против общественной бессмыслицы при помощи бессмыслицы, они декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны. Эстетической формой их протеста стало искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа. Сюрреализм. Вместо изображения объективной реальность целью искусства Бретон провозгласил сверхчувственную надреальность и мир подсознательного, а в качестве главного способа творения - " автоматическое письмо", метод бесконтрольной выразительности и совмещение несовместимого. Абстракционизм - крайне формалистическое течение, которое утверждает, что беспредметное искусство отвечает эпохе покорения атомной энергии и космических пространств, в нем осуществляются принципы относительности, так как только абстрактными формами можно передать движение элементарных частиц и их волновые свойства.

 

· В.Ф. Асмус утверждал, что русский символизм представляет собой одновременно и художественное течение, и поэтическое, и философское, а также особое направление эстетики

· Модернистская эстетика связана с антропологией, а также с онтологией и эпистемологией. Главным образом, однако, модернистская философия охарактеризована антипозитивистской аксиологией, и несмотря на провозглашенные ограничения областью искусства, в целом может быть трактована как философия культуры.

· В культурфилософских построениях многие модернисты искали опору в философии немецкого идеализма и романтизма, исходили из «теософических мечтаний», черпали теоретические основы из философско-исторических эсхатологических и христологических схем. Немалое значение для разработки философии культуры русского символизма, кроме известных представителей классической и постклассической философии, имело творчество Вл. Соловьёва.

· Русский модернизм имеет своих отечественных предшественников. Первым и главным среди них является А. С. Пушкин, родоначальник русской классической словесности, выдвинувший в свое время четкую установку: " Цель поэзии – поэзия". Сам он, однако, не слишком строго следовал данной установке. Его творчество органически сочетало в себе высокую художественность с активной вовлеченностью в реальную жизнь. За ним следовали Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет...

Тенденцию, которая стремилась оградить поэзию от повседневности и обыденности, прозаических сторон жизни, наполнить ее тонкой образностью, высокой художественностью, подлинной духовностью, светлыми и благородными порывами, решил поддержать и продолжить русский модернизм в лице символизма, акмеизма и некоторых других течений.

Представители этих течений - символисты Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов; акмеисты Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова; а также М. И. Цветаева, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак...

. В первой половине XX в. в истории Западной Европы завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Определяющими характеристиками индустриального общества являются: возникновение целостной нации, государства, организованного на основе общего языка и культуры; коммерциализация производства и уход в прошлое натурального хозяйства; преобладание машинного производства и организация производства фабричного; сокращение доли населения в сельском хозяйстве, урбанизация населения; рост грамотности; расширение избирательных прав населения и институционализация политики; применение достижений науки во всех сферах жизни общества; постепенная рационализация социальной жизни. Постиндустриальное общество означает новое качественное состояние, достигнутое индустриальными обществами. Основные черты постмодерна: социальные, экономические, политические, культурные.

Постиндустриальное общество (общество модерна) характеризуется: в экономике - упадок производства товаров как основной формы экономической деятельности и замена его производством услуг; рост профсоюзов сводится на нет; преобладание профессионалов и технических специалистов, составляющих новый класс (власть технократов, крупных корпораций); во всех сферах - экономической, политической, социальной - основное воздействие на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс (теоретическое знание приобретает все большее значение); возникновение нового рабочего класса технических служащих; увеличение значения культуры индустрий, растущая эстетизация повседневной жизни; развитие государства всеобщего благосостояния и значительное вмешательство в экономику.

По-прежнему успешно развивается наука, продолжает развиваться научно-техническая революция, начавшаяся в конце XIX в. В ходе ее возникает новая неклассическая наука. В ней уже нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания. Теперь знание имеет все меньшее эмпирическое, опытное происхождение. Оно становится все более теоретическим. Все большее значение приобретают модели и теории, построенные математиками. Роль субъективного фактора при этом возрастает. Главными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма. Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. Своими достижениями наука обязана А. Эйнштейну, П. Планку, А. Пуанкаре, Н. Бору М. Борну, супругам Жолио-Кюри. В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки идет дробление на множество школ и направлений. Все это усиливает плюрализм.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь