Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурология или теория культуры



Января 2012 г.

Вводная лекция.

Ауд.207 если что.

на аттестационной неделе промежуточный тест. Разрешаю студентам пропустить 3 занятия.

Культурологический анализ артефакта – любого произведения искусства и архитектуры. 2 страницы и не больше. Анализ только того что вас тронуло.

 

План для культурологического анализа

1. Сначала раскрываем мировоззренческий аспект:

· К какому времени принадлежит (эпоха) и к какому мировоззрению принадлежит.

· Архитектор, произведение, приложить картинку.

2. Художественно эстетическое своеобразие того факта.

· Стиль или направление школы в живописи

· Образы, архетипы и символы прочитать картину и т.п. (посмотреть Брюхо (Живот) архитектора).

· Особенности индивидуального стиля особенностей.

3. Социальное функциональная принадлежность, аспект.

Важен осмысленный след после знакомства с артефактом.

Методичка Культурология – Щёкотова Р.Р. на диске каф социальных наук – М – Р.Р. Щекотова,

Авторы книг для культурологии - Солонина Каган, Г.В. Драч, Багдасарьям

Под редакцией Попова – введение в культурологию.

 

Культурология или теория культуры как самостоятельная научно учебная дисциплина.

Возникновение культурологии приходиться на период 20 века. В 1939 американский идеолог Лесли Уайт дал название новой социальной гуманитарной дисциплине. Начало становление культурологии приходится на начало 19-20 века. Это период интеллектуального и духовного кризиса в Европе. Этот кризис осмысляется философами – Например – Ницше, Достоевский, Бердяев – размышляют о том что Европейская культура умирает, а приходит цивилизация. Философия 19-20 веке становиться философией культуры. Провозгласили кризис – религиозный, экономические изменения в Европе – НТР. Все это предшествует возникновению философии культуры. Также возникает психология. В конце 19 века психология отделяется от философии и естественных наук. Дальше происходит возрождение социологии в конце 19 века. Развитие археологии. В изобилие множество открытий и их надо было систематизировать.

Культурология, как автономная и интегративное знание, рождается на стыке разных гуманитарных дисциплин - философии, социологии, психологии, археологии и искусствознания в самом широком смысле этого слова.

Технический век пугает, наступает век дегуманизации, безнравственный, бездуховный, мир машин и техники. Культура умирает, цивилизация наступает. Наступает рациональный век, который не надо пугаться, этот век дегуманизированный, этот век можно спасти, можно спасти культуру, если внести в него этику благоговенья перед жизнью. Определенная стадия мудрости перед жизнью. Вступить в диалог с городом с его духом.

 

 

Вторник, 7 февраля 2012 г.

Культурология или теория культуры

1. Определение культурологии

2. Структура культурологии

3. Методы исследования

4. Основные направления, школы, концепции культурологии

Определение культурологии

Определение культурологии – наука о наиболее общих закономерностей развития культуры. Это наука, гуманитарная, основанная на новом методе познания мира человека и самого себя. Особая система мировоззрения и миро-освоения. Важно понять что культурология изучает не только культурные явления, факты, события, а стремиться понять их причинно смысловую значимость для человека. Поэтому культурология можно рассматривать как новую парадигму наук взаимоотношений человека с самим собой, обществом, природой, культурой, цивилизацией, космосом. Синоним культуры – природа.

Структура культурологии

 

 

Историческая культурология. Культурная антропология. Социология культуры. Прикладная культурология.

Философия и философия культуры – взаимосвязь. Как научные дисциплины, культурология формируется первоначально в рамках философии культуры. Отсюда в культурологии вырабатывается философский подход, который предполагает проникновение в сущность явления культуры, как универсального феномена. Философский подход предполагает рассмотрение цепочки: ч-к-ц-о-п. Культура – система взаимоотношений.

Антропологический (антропо. – человек) подход в культурологии означает признание само ценности культуры каждого народа, на каком этапе бы он не находился. Каждая культура и неповторима. В мире существует множество локальных культур. Происходит признание – плиральности – мульти культуролизм.

Социологический подход – предполагает, культура понимается как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. В каждом обществе есть культурно-творческие силы, создающие культурные ценности.

Метод моделирования.

Вторник, 14 февраля 2012 г.

Функции культурологии.

Гносеологическая функция культуры – теоретико-познавательная функция культуры.

Мировоззренческая функция культуры. Задачи – выработка общечеловеческого культурологического мнения.

Методологическая функция культурологии – заключается в том, что культурология вырабатывает методы для других частных исследований.

Аксеологическая функция культуры – учение о ценностях. Оценивает результаты деятельности общества, государства. Отдельных общественных организация, отдельных личностей в области развития культуры.

Прогнозтическая функция культурологии. Прогнозирование развития культуры. Закономерности ее развития. Прогнозирование культурной динамики.

Термин и понятия культуры

Синоним культуры – «вторая природа» вторая природа – культура, как искусственно созданная среда обитания.

«Культура обрабатывать, возделывать» - землю. Культура образовывает и воспитывает. Культа – почитание, тур – свет. Почитание света. Почитание чего то священного сакрального

 

Термин культуры многозначен:

1. Характеристика определенной исторической эпохи в развитии человека, нации, народа, региона. Например первобытная культура, русская культура, культура 21 века.

2. Понимается как степень совершенствования индивидуальных способностей человека. Степень его образованности, воспитанности. Культура речи, культура поведения, культура мышления, интеллектуальная культура, культура чувств, эстетическая культура, правовая культура, нравственная культура, сексуальная культура, бизнес культура.

3. Для характеристики духовной культуры – музыкальная культура, художественная культура в узком смысле – культура живописи в 18 веке; религиозная культура. Политическая культура.

4. Для характеристики материальной культуры. Культура производства, потребления. Культура виноделия, табако-курения, досуга, развлечения.

5. Для характеристики культуры общества. Общество как социум. Городская провинциальная, корпоративная культуры.

Вторник, 21 февраля 2012 г.

Определение культуры.

Культура - система человеческой деятельности в ее гуманистической ориентации. Предполагается, что в культуре есть то, что способствует человеческой сущности. Человеку свойственно творчество, разум, речь, труд, использование орудий труда. Деятельность животных направленно на инстинктивную деятельность. Но только человек способен передавать индивидуальный личный опыт.

Нравственность – социальность, способность объединяться в группы, социум, общество, чтобы удовлетворять свои потребности. Человек создает символический мир, мир культуры, который не передается по наследству. Он постоянно ищет новое. Человек заново осваивает все – когда рождается – изучает все заново, учиться ходить, речь – это не заложено сразу в его разуме.

Культура – вне-биологический механизм передачи социально значимой информации, социального опыта.

Важные функции культуры.

1. Человеко-творческая.

2. Защитная – адаптивная. Главное сначала – защитить человека от природы, в начале цивилизации – защита от окружающей природы. Человек защищается от своей внутренней природы. Культура – тоненькая яблочная кожура над дымящимся вулканом.

3. Регуляция. Регуляция взаимоотношений между людьми в обществе. Регулятивная функция выполняется моралью.

4. Функции общения и сообщения. Обмена информации, межкультурного диалога, межкультурное общение.

5. Функции социализации. Вхождение индивида в общество. Вхождение индивида в общество. Мораль сотрудничества – общение равных с равными.

Религия в обществе выполняет консервирующую функцию, сохранение традиций, норм, правил, канонов.

Аккультурация – приобщение к ценностям и овладение нормами, правилами той культуры, в которой человек оказался.

Познавание. Знание само по себе не имеет побудительной силы.

Вторник, 28 февраля 2012 г.

Эмоция.

Эмоция – оценивает действительность и доводит свою оценку до сведений организма на языке переживаний.

1. Альтруистические эмоции – переживание, возникшее на основе потребностей в помощи, содействии. Покровительстве другим людям. Чувство переживания. Беспокойства за судьбу другого человека.

2. Коммуникативные эмоции - возникшие на основе потребностей в общении. Желание делиться мыслями и переживаниями, найти или отклик, чувство симпатии, уважения.

3. Глористические эмоции – слава, связанные с потребностью в самоутверждении, славе. Завоевать уважение, почет. Чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в своих глазах – самостимуляция.

4. Праксические эмоции – эмоции, вызываемые деятельностью, изменениями в ходе работы. Успешность, не успешность. Муки творчества. Любование результатами труда. Удовлетворенность сделанным делом.

5. Пугнические эмоции – происходит от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе, упоении опасностью, риском. Чувство спортивного азарта, решительности, злости. Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения.

Отсутствие эмоциональных потребностей в человеке – скука.

6. Романтические эмоции – стремление ко всему необычному, таинственному, ожидание чуда. Волнующее чувства дали, странно – преображенного восприятия мира. Все кажется истинным.

7. Гностические эмоции – эмоции связанные с потребностью познания гармонии, стремление что-то понять, проникнуть в сущность явления. Чувство удивления и недоумения, ясности и смутности мысли. Несдержанность, стремление преодолеть противоречия в собственных убеждениях

8. Эстетические эмоции – эмоции, связанные с лирическими переживаниями, жаждой красоты, наслаждением красотой. Чувство возвышенного и величественного, изящного, грациозного. Наслаждение звуками, красками. Волнующий драматизм.

9. Гедонистические эмоции – (гедонизм – наслаждение) телесно чувственное начало. Связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Приятные ощущения от вкуса пищи, тепла, света, сладкая лень, сладострастие.

10. Акизитивные эмоции – эмоции, которые возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию. Стремление приумножать. Стремление радоваться по случаю накопления.

Вторник, 6 марта 2012 г.

Типология культуры

Существует различные способы типологизации культуры:

1. Региональная

2. Социальная (массовая)

3. Религиозные типологии культуры

4. Концептуальная характеристика типологии культуры

 

Концептуальная

Маргарет Мид:

Выделяет существование 3-х типов культуры, в основании которой лежит механизм передачи социального и культурного опыта

1. пост фигуративный тип культуры – дети учатся у предшественников = традиционное общество

2. Кофигуративный тип культуры – взрослые учатся у сверстников = индустриальное общество

3. пред фигуративный тип культуры – взрослые учатся у детей = информационное общество

Типология культуры в основании которой лежит формы специализированные культуры и обыденной уровень культуры

Специализированный уровень культуры – политическая сфера, сфера образования, просветительская, СМИ, экономическая, хозяйственная, сельско хозяйственная

Вторник, 13 марта 2012 г.

Термины:

· Аккультурация - процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.

· Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностей мира.

· Архетип - содержание коллективно бессознательного, связанные с инстинктами. «Архетипы – бессознательные образы инстинктов» - Юнг

· Герменевтика – традиция и способы толкования многозначных или неподдающихся уточнению текстов. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.

· Глобализация – процесс перерастания какого-либо явления мирового масштаба и его трансформация во всемирную целостную среду.

· Знак – чувственно воспринимаемый предмет (текст, звук), события или действия, который замещает, представляет другие предметы, их свойства, отношения.

· Идентификация в целом - установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков; опознание.

· Идентификация культуры - установление духовной взаимосвязи между собой и свои народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризация (принятие в качестве своих) ее ценностей, построение собственной жизни с их учетом.

· Идентификация этническая – психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, усвоение культурных ролей и стереотипов.

· Инкультурация – процесс приобщения индивида к ценностям данной культуры.

· Культурные архетипы – базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Наиболее фундаментальные в составе культуры универсальные архетипы и этнические архетипы (этнокультурные архетипы).

· Культурная ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначальную существующую культуру.

· Культурная интеграция – углубление культурного взаимодействия между государствами, этнокультурными общностями.

· Ксенофобия - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного.

· Культура - области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

· Менталитет – мироощущение, мировосприятие, склад ума, образ мыслей, душевный склад, образовавшийся на основе сознательных и бессознательных структур психики под влиянием традиций, стереотипов, норм той или иной культуры. Целостный образ жизни.

· Ноосфера (ум, разум +сфера) – эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

· Парадигма (от греч. – пример, образец) – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач.

· Перфоманс – «исполнение», представление, публичное создание артефакта по принципу искусства и не искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность.

· Плюрализм - особая мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентаций.

· Символ – это знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идея и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

· Социализация - «вхождение» индивида в общество, усвоение им социальных норм, ценностей, идеалов.

· Субкультура – особая форма культуры, сверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами и стандартами поведения.

· Сублимация (возносить) – переключение части энергии с низменных социально и культурно неприемлемых целей на возвышенные, социально и культурно приемлемые.

· Типология культуры – это научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.

· Толерантность - переводится как терпение. Социологический термин, обозначающий принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта.

Массовая культура создается профессионалами для усредненного зрителя, потребителя

Виды знаков.

Семиотика – наука о знаковых системах события, явления, общества, человека, произведения искусства. Говорится о том, что все системы могут рассматриваться как текст.

1. Первые знаки – естественные – вещи и явления природы, указывающие на другие явления природы. Например, муравьи спрятались в муравейник – к дождю.

2. Функциональные знаки – признаки, обусловленные функцией, которые выполняет деятельность человека.

3. Иконические знаки – образ (изобразительные). Знаки – образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Искусственно создаются человеком, чтобы обозначить внешний вид отражаемого. Они обозначают внешний вид, отражал облик обозначаемых вещей.

4. Конвенциональные знаки – соглашения, условные, мы условились, заключили соглашение. Например, условились на цвета светофора, на дорожные знаки и т.д.

5. Вербальные знаки – естественные языки разговорные

Вторник, 20 марта 2012 г.

Знаковые системы записей – письменность.

· Предметное письмо, передача предметов и вещей.

· Рисуночное письмо - пиктография

· Иероглифы – упрощенный схематический рисунок

· Алфавитное письмо

Знак – чувственно воспринимаемый предмет (текст, звук), события или действия, который замещает, представляет другие предметы, их свойства, отношения.

Символ – есть ключ к пониманию духовного мира. Символ – одно из сложных понятий эстетики, филологии, эстетики, философии и психологии.

Символ необходим, чтобы невыразимое, неосязаемое, неявное ввести в область осязаемого, чувственного и разобраться в этом.

Архетип

Глубинная психология Юнга связывает символ с архетипами – изначальной формой. Этот способ глубинного содержания нашел выражение в творчестве.

Архетип является содержанием бессознательного восприятия.

Хранилище латентных следов памяти человечества – эффект нашего эмоционального душевного опыта. «Своеобразный осадок психического опыта всех предшествующих поколений» - Юнг. Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, также и его психика содержит в себе общие для всего живого инстинкты и специфические человеческие бессознательные реакции, на постоянно возобновляющийся в течение жизни рода в течение внешнего и внутреннего мира человека.

Архетип – содержание коллективно бессознательного, связанные с инстинктами.

«Архетипы – бессознательные образы инстинктов» - Юнг

Архетипы – врожденные формы, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. «Это скорее факторы восприятия» - Юнг. Это определенная установка на восприятие, склонность воспринимать мир тем или иным образом. Архетипы – идеальные ментальные структуры (не материальные).

В архетипах сохранен коллективный опыт, в которые попадал человек. Архетип – когнитивная структура, в которой в краткой форме записан родовой человеческий опыт. Архетип – источники религии, искусства. Архетипы проявляются, выражаются, опредмечиваются, превращаются в символы. Мифология как самая древняя культурная форма, была изначальным способом обработки архетипических образов.

В современной культуре архетипов выделяются:

· Универсальные культурные архетипы – спонтанно действующие

· Этнические культурные архетипы.

· Культурные архетипы – базисные архетипы, которые формируют константные модели духовной жизни. В культурных архетипах выражено типическое в культуре.

Формирование культурных архетипов происходит на уровне культуры всего человечества в процессе систематизации культурного опыта. Раскрывают свое содержание посредством изобразительной формы, т.е. ипонически.

Архетип является содержанием коллективно бессознательного. Назначение архетипов заключается в хранении и репрезентации коллективного опыта и обеспечивает единство общекультурного развития

Мифы народов мира, энциклопедия в 2 томах. Статья «древо мира» -конспектировать космос, хаос, лестница, животная, символика. – д/з

Пример универсальных архетипов:

· Архетип рождения или творения

· Архетип огня

· Архетип мужского и женского начала

· Архетип золотого века

Универсальный культ архетипов находит выражение в архетипических (мифопоэтических) образах.

Этнический архетип – константы, устойчивые модели национальной духовности, сохраняет национальной духовности, сохраняет культурную целостность этносов. В них, в сгущенном виде, сохранен коллективные опыт народа.

Актуализм архетипов.

С одной стороны – это шаг в прошлое, возвращение к архаическим качествам духовности.

С другой стороны – это усиленная архетипическая проекция в будущее. Ибо в этнических архетипах выражен не только опыт прошлого, но и надежды, мечты и идеалы будущего.

Форма обработки архетипов – мифы. Для расшифровки мифов необходимо понимать символику.

Типы символов.

1. Мифологические символы. Пример: птица ворон – символ темного начала

2. Религиозные символы. Религия всегда основана на мифах.

Художественный символ

Социальные символы

Идеологические символы

Политические символы

Научные символы

8. Символы повседневной жизни. Форма невербального общения

9. Технические символы. Пример: штрих код – технический, но может быть и социальный символ.

Вторник, 3 апреля 2012г.

Менталитет

Менталитет (с лат.) – ум, мышление, образ мысли, а также душевный склад. Употребил Эмерсон.

Менталитет характеризует специфические уровни коллективного и индивидуального сознания.

Менталитет – общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которые создают картину мира, и скрепляет единство культурных традиций общества или отдельных сообществ и представителей.

Менталитет связан и с мышлением, и с духовной психологической жизнью. Менталитет влияет на мышление человека, его оценки, влияет прежний опыт, здравый смысл, интересы, эмоций, мыслительность, багаж знаний, т.е. восприятие мира формируется не только сознательно, но и в глубинах подсознания.

Менталитет – то общее, что складывается из природных данных (индивидуализм человека) и социальных факторов. Т.е. менталитет - это привычки, жизненные привычные установки, пристрастия, коллективные, эмоциональные шаблоны, ценностная ориентация.

Менталитет восходит к бессознательным сторонам психики человека и психологии народа.

Ментальность – проявление менталитета (устойчивость свойств) в поведении, в характере отдельного человека.

Культура как традиция.

Вторник, 10 апреля 2012г.

Мифы творения

· Антропогонические мифы – о происхождении человека

· Этиологические мифы - о происхождении социальных и культурных явлений. Фиксировали опыт о культурных и социальных завоеваниях человека, основа для появления религии.

Культовые явления, пограничные между мифами и религией.

4) Экзотерические мифы – тайны, сакральные мифы для посвящения внутри рода, во внутрь - Охранительные.

5) Экзотерические мифы – можно всем рассказывать, устное народное творчество.

Герои мифов:

· Демиург – создатель, устроитель мира.

· Гелиофит – плотник, мост.

· Твикстер – разрушитель, не любит порядок, создатель хаоса.

Культурные герои помогают людям, совершая подвиги во имя людей.

Миф – греческое сказание, предание. Logos – рассказ, толкование. Миф – вымысел, иллюзия, фантазия, священные традиции.

Мышление

Мышление – универсальная форма древней жизни человека в условиях культуры. Первичная форма. Миф отражает определенную ступень в особенности его восприятия, мифо-чувствования, миропонимание, миропереживания.

Миф, прежде всего, должен был упорядочить знание человека о взаимоотношений его с природой. Человек и природы – главная проблема взаимоотношений.

Характеристика мифологического мышления.

· Представление о пространстве.

· Представление о времени

· Представление о ритуале

Синкретизм мышления

Синкретизм мышления – единство рационального, эмоционального и интуитивного в человеке, который проявляется как наглядно чувственное представление о мире. Отсутствует способность обобщения, абстрагирования, способность к ним. Уровень мышления – ощущение, восприятие.

Своеобразный анализ – отсутствие рациональной логики. Логика образов, ассоциаций – есть. Т.е. в мифах общие, универсальные выраженные через конкретное и единичное, выражается через символы.

Антропоморфизм.

Мерит окружающий мир, теми же мерками, как самого себя перенесение психических средств на живую и неживую природу. Оживотворение, одушитворение – присуждение неживой природе магии.

Фетишизм – вещь, талисман, поклонение вещам, приписывание вещам сверхъестественных свойств. Вера в родство человека с предками.

Тотенизм

Анимизм – душа, вера в бессмертие души, но основано на том, что душа после смерти переходит в другой организм (растение, животное, неживой природы, человека).

Всеобщее одушитворение и ожитворение мира. Следует принцип всеобщего оборотничества, освоение мира в воображении и посредством воображения.

Миф – чудесная личностная история, вера в чудо.

Ритуальность мифа.

Ритуальность мифа – способ связи, соединение двух миров. Соединение мира живущих сейчас и мира ушедших предков, тотемных животных. Способ перехода из исторического в «Пра-время». Это коммуникация.

Мифология времени – ранее сакральное время – Пра-время, первое время. Когда сотворили мир. Пра-время – золотой век.

Текущее – историческое время

Пра-время – имеет власть на историческое время, как образец, как парадигма, как прецедент.

Мифология пространства – пространство наполненное вещами, вне вещей – нет пространства.

Апреля 2012г.

Эсхатологические мифы – учение о конце света, учение о конечных причинах мира.

Религия.

Человек – Природа – Мифология. Внутри социума Человек – Общество – Религия. Что и приводит к появлению религии, расслоения религии. Проблема взаимоотношений между Человеко и Обществом. В итоге появляется группа божеств.

Стадии:

I. Политеизм – многобожие, древнее язычество

II. Монотеизм – представление о том, что появляется бог как творец. Персонификация бога.

Религия подразделяется на:

1. Национально этнические религии. Религии, связанные с природой. (Локально территориальные религии). Индуизм, даосизм, конфуцианство (в Китае), синтуизм, зороастризм (северный Иран).

Мировые религии.

· Буддизм. Освобождение и воссвобождение Брахмы. Вырваться из колеса перевоплощения – необходимость. Карма отвергается. Страдания как основа бытия. Желания вызывают страдания.

· Индуизм приходит на смену буддизму в 13 веке.

· Христианство. 6, 5 год до нашей эры. – 27 год. нашей эры. Разговор между богом и человеком. Распространяется на Запад и Восток.

3. Традиционные верования стран Южной Африки, новой Зеландии. Эти верования примитивные. Эти племена веруют в своих богов. Примитивная религия, поклоняются духам, животным, растениям.

Пантеизм. Пан – все, теос – бог. Переводится как все есть бог. Религиозная система, где бог – безличная сила, присущая всей природе. Бог не персонифицирован.

Атеизм. Отрицание бога. Как служить духам, если еще не научился служить людям. А – отрицание, теос – бог. Атеизм – разрушая бога, разрушаешь себя.

Функции религии:

I. Идеологическая функция – мобилизирующая народ на дела, объединяющая людей.

II. Нравственно регулирующая функция. Мораль рождается в обществе как способ регулирования отношений между людьми.

Ступени регулирования:

1. На ранней стадии – норма Табу. Система запретов.

2. Талион – правило равноправия.

3. Золотое правило нравственности.

 

Функции религии:

v Психологическая, психотерапевтическая

v Воспитательная

v Просветительная

v Познавательная

Апреля 2012г.

Представление о боге.

Бог – главный объект небесного поклонения, идеальная (абстрактная) форма связи со сверхъестественной силой.

Персифиницоранный бог (яшма, алат)

Монополистические.

Нетеистические – без бога. Религиозные системы. Направление в пантеизме – полагает, что религия исчезнет постепенно сама собой с ростом научного знания, рационального объяснения мира.

Корни религии:

v Гносеологические корни существования религии в недостаточности знаний религии.

v Психологические корни.

v Социальные корни – бедность и богатство, социальное неравенство.

Религиозная вера в классической религиозных системах. Вера – способ познания мира. Истина дана в виде божественного слова.

Священное писание – истина из уст бога, божественное слово. Библия – письменная фиксация сути божественной истины философского учения.

Пророк. Религиозный культ, культовая деятельность, религиозные праздники, посты, предметы культа, служители культовой деятельности.

Тип личности истории культуры:

v Оппоненты

v Святой

v Следовать букве

v Книговать Иова

v Хранитель чистоты религиозного учения

v Осуществляется самотождественность

Литература:

1. Пром «психология и самоанализ»

2. Ницше – «антихристианин»

3. Бердяев – «о достоинстве и недостатках христианства», «будущее одной иллюзии», «лекция буддизм»

4. Х.Л. Борхес «миф о сизифе или об сурде»

 


Оглавление

Вводная лекция. 1

Культурология или теория культуры как самостоятельная научно учебная дисциплина. 1

Культурология или теория культуры.. 2

Определение культурологии. 2

Структура культурологии. 2

Методы исследования культурологии. 3

Основные направления, школы, концепции. 3

Функции культурологии. 4

Культура как объект исследований культурологии. 4

Определение культуры. 5

Важные функции культуры. 5

Пирамида потребностей А. Мослоу. 6

Эмоция. 7

Типология культуры.. 7

Региональная типология культуры – Запад и Восток. 8

Термины: 9

Виды знаков. 11

Архетип. 12

Актуализм архетипов. 13

Менталитет. 13

Культура как традиция. 14

Мифология и религия, как типология культур. 14

Мышление. 15

Синкретизм мышления. 15

Антропоморфизм. 15

Ритуальность мифа. 15

Религия как наука и культура. Мораль и нравственность как ценности культуры. 16

Культура как традиция, религия. 17

Характеристика религиозного мышления (специфические черты, признаки религии). 17

Января 2012 г.

Вводная лекция.

Ауд.207 если что.

на аттестационной неделе промежуточный тест. Разрешаю студентам пропустить 3 занятия.

Культурологический анализ артефакта – любого произведения искусства и архитектуры. 2 страницы и не больше. Анализ только того что вас тронуло.

 

План для культурологического анализа

1. Сначала раскрываем мировоззренческий аспект:

· К какому времени принадлежит (эпоха) и к какому мировоззрению принадлежит.

· Архитектор, произведение, приложить картинку.

2. Художественно эстетическое своеобразие того факта.

· Стиль или направление школы в живописи

· Образы, архетипы и символы прочитать картину и т.п. (посмотреть Брюхо (Живот) архитектора).

· Особенности индивидуального стиля особенностей.

3. Социальное функциональная принадлежность, аспект.

Важен осмысленный след после знакомства с артефактом.

Методичка Культурология – Щёкотова Р.Р. на диске каф социальных наук – М – Р.Р. Щекотова,

Авторы книг для культурологии - Солонина Каган, Г.В. Драч, Багдасарьям

Под редакцией Попова – введение в культурологию.

 

Культурология или теория культуры как самостоятельная научно учебная дисциплина.

Возникновение культурологии приходиться на период 20 века. В 1939 американский идеолог Лесли Уайт дал название новой социальной гуманитарной дисциплине. Начало становление культурологии приходится на начало 19-20 века. Это период интеллектуального и духовного кризиса в Европе. Этот кризис осмысляется философами – Например – Ницше, Достоевский, Бердяев – размышляют о том что Европейская культура умирает, а приходит цивилизация. Философия 19-20 веке становиться философией культуры. Провозгласили кризис – религиозный, экономические изменения в Европе – НТР. Все это предшествует возникновению философии культуры. Также возникает психология. В конце 19 века психология отделяется от философии и естественных наук. Дальше происходит возрождение социологии в конце 19 века. Развитие археологии. В изобилие множество открытий и их надо было систематизировать.

Культурология, как автономная и интегративное знание, рождается на стыке разных гуманитарных дисциплин - философии, социологии, психологии, археологии и искусствознания в самом широком смысле этого слова.

Технический век пугает, наступает век дегуманизации, безнравственный, бездуховный, мир машин и техники. Культура умирает, цивилизация наступает. Наступает рациональный век, который не надо пугаться, этот век дегуманизированный, этот век можно спасти, можно спасти культуру, если внести в него этику благоговенья перед жизнью. Определенная стадия мудрости перед жизнью. Вступить в диалог с городом с его духом.

 

 

Вторник, 7 февраля 2012 г.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.24 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь