Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что сохранилось из памятников изобразительного искусства Древней Месопотамии?



До наших дней памятников изобразительного искусства Древней Месопотамии сохранилось немного. Их представляют главным образом настенные рельефы, скульптурные портреты, статуэтки и предметы домашнего обихода, найденные в гробницах.

Одним из самых ранних памятников, относящихся к IV тыс. до н. э., является скульптура головы богини из города Урук. Она выполнена из белого мрамора; у нее правильные, точно выверенные пропорции. Глаза богини в древности были сделаны из синих драгоценных камней, а волосы – из золота.

К III тыс. до н. э. относится широко известный медный рельеф из шумерского храма в Эль-Обеиде (находится в Британском музее в Лондоне). На рельефе изображен орел с большими раскрытыми крыльями и львиной головой. На рельефе размещаются также два симметрично стоящих оленя с красивыми ветвистыми рогами — орел удерживает их острыми когтями.

Прославилась по технике исполнения относящаяся к тому же времени найденная в гробнице города Ур голова быка. Она выполнена из золота и лазурита. Вместе с найденной там же перламутровой пластиной голова быка украшала золотую арфу. На указанной пластине мастерски изображены люди и животные, наделенные человеческими чертами. Здесь осел, играющий на арфе, козлик с бокалами, танцующий медведь, лев, несущий в лапе чашу, собака с кинжалом на поясе. Искусствоведами признано, что все силуэты на пластине и общая композиция совершенны.

Древнейшие шумерские скульптуры изображают человека в неподвижной, как бы застывшей позе. Хотя в лице угадывается стремление ваятеля несколько свободнее передать натуру. Особенное внимание уделялось изображению глаз. Глаза отличались большой выразительностью благодаря инкрустации зрачка и отдельных частей глаза (от позднелат. incrustation — покрытие корой; украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т.п., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу).

Искусствоведы признают прекрасным произведением искусства эпохи Саргонидов стелу «Победа Нарамоина». На ней изображен царь, подымающийся на гору во главе отряда воинов. Фигура царя изображена на стеле с большой для того времени свободой и смелостью. Перед фигурой царя падает наземь сраженный копьем воин неприятельской стороны. Фигуры расположены не только строго симметрично, но и с большой внутренней гармонией. Здесь искусно соединена художником массовая сцена (войско, поднимающееся в горы) с главным сюжетом – триумфом обожествленного царя над врагами. Эта стела хранится в парижском Лувре.

Для аккадцев был характерен высокий технический и художественный уровень бронзовой скульптуры. Пример – изображение головы царя Аккада.

Среди скульптурных произведений вавилонской эпохи выделяются два рельефных изображения Хаммурапи. На одном из них Хаммурапи с почтением стоит перед сидящим богом и принимает из его рук Жезл и магическое кольцо – символ царской власти. Второй рельеф Исполнен выразительно и тонко.

Для вавилонского изобразительного искусства было типичным исполнение зверей, особенно льва или быка.

Прославились вавилоняне как авторы мраморных статуэток из Тель-Асмара. На них изображена группа мужских фигур, каждая из которых размещена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Искусствоведы признают, что у этих статуэток более тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения по сравнению со скульптурными памятниками из Египта. Особенно преуспели древние вавилоняне в технике изразца ярких цветов, который применяли для отделки скульптурного рельефа.

Одним из выдающихся творений вавилонян признаны ворота Иштар (около 575 г. до н. э.).

Таким образом вавилонские художники, отталкиваясь от культурного наследия Шумера, использовав его, сумели творчески переработать и поднять на более высокую ступень.


Какие достижения имелись в науке Вавилонии?

 

Исторически наследницей шумеро-аккадской цивилизации стала Вавилония. Столицей этого государства был город Вавилон. Цари Вавилонии во II тыс. до н. э. объединили под своим владычеством большую часть Месопотамии, в том числе все области Шумера и Аккада. Расцвета Старовавилонское царство добилось в период правления Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). В это время город Вавилон стал крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Передней Азии.

Наряду с развитием экономики и строительства в Вавилонии возникли и продвигались вперед научные знания.

Уже отмечалось, что важным у народов Месопотамии был культ небесных сил, что способствовало развитию математики и астрономии. Вавилонские жрецы умели отличать звезды от планет, которым были даны особые названия. Сохранились перечни звезд, распределенных по отдельным созвездиям. Была установлена эклиптика (эклиптика (от греч. ekleipsis – затмение), большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение солнца; пересекается с небесным экватором в точках весеннего и осеннего равноденствия) – часть небесной сферы разделили на 12 частей и соответственно на 12 зодиакальных созвездий, названия которых сохранились до настоящего времени (Близнецы, Рак, Скорпион, Лев, Весы и т. д.). В различных документах регистрировали наблюдения над планетами, звездами, кометами и метеорами, солнечными и лунными затмениями. В VIII – VI вв. до н. э. вавилонские жрецы и астрономы накопили большое количество знаний, имели представление о прецессии (предварении равноденствий) и даже предсказывали затмения.

Наблюдения и знания в области астрономии позволили построить особый календарь, отчасти основанный на лунных фазах. Основными календарными единицами счета времени были сутки, лунный месяц и год. Одновременно с этим сутки делились на 12 часов, а час – на 30 минут, что соответствует шестеричной системе счисления, лежавшей в основе вавилонской математики, астрономии и календаря.

V в. до н. э. был периодом наиболее успешного развития вавилонской математической астрономии. Знаменитые астрономические школы существовали в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Вавилония дала миру двух великих астрономов – Набуриана и Кидена. Первый разработал систему определения лунных фаз. Второй установил продолжительность солнечного года и еще до Гиппарха открыл солнечные прецессии.

Были успехи в развитии медицины. В эпоху Хаммурапи появляется медицинская специализация: хирургия, лечение глазной болезни и т. д. Несмотря на то что испытывались трудности при определении симптомов и диагнозов, вавилонские врачи пытались лечить болезни глаз, ушей, опухоли, накожные болезни (проказы), болезни сердца, почек, водянку, мочеполовые и женские болезни. И в то же время необходимость диагностики подтолкнула к первым попыткам изучения болезней, описания их симптомов. В медицинских текстах обнаруживается попытка систематизации.

В шумеро-аккадскую эпоху благодаря торговым экспедициям и военным походам установились экономические и культурные связи с соседскими народами, что привело к накоплению географических знаний. Сохранился список городов, с которыми храм в Лагаше вел торговлю. Есть перечень стран, завоеванных Саргоном I, в котором описаны их границы, отмечены расстояния между ними в часах пути.

Развивались агрономические знания, что вызывалось потребностями земледельческого хозяйства. Найденная в Ниппуре табличка (XVIII в. до н. э.) содержит ряд практических советов земледельцу: способ искусственного орошения, как обрабатывать землю мотыгой, лопатами, молотками; описаны правила посева, жатвы и веяния с целью получения наибольшего урожая.

 


Культура Древнего Египта

Одной из старейших цивилизаций является древнеегипетская цивилизация. На первых этапах египетская держава включала 40 городов-государств. Около середины VI тыс. до н. э. из них образовалось два царства, которые в 3000 г. до н. э. объединились в единое государство Египет. Египет стал первым государством на Земле. В XVI—XV вв. до н. э. Древний Египет переживал необыкновенный расцвет. Он владел огромными территориями от современной Турции до Эфиопии, являясь могущественной державой, претендующей на мировое господство. Здесь была сильной государственная власть, основным принципом которой были незыблемость и непостижимость. Здесь народ был полностью подчинен правящему классу. В Египте высокого уровня развития достигла культура — было создано множество памятников материальной культуры, произведений живописи и скульптуры, неповторимых архитектурных сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь